Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоучет 

Проблемы оплаты фактического потребления энергоресурсов в жилых зданиях Учет теплоносителей и стоимость тепла

Выступления специалистов, обсуждение практики применения счетчиков тепла и воды в жилых зданиях показали, что нерешенных проблем много, а ожидания заказчиков по значительному снижению платежей за тепло и воду далеко не сбываются. на данный момент установка счетчиков ведется в основном либо за счет средств бюджета городов (общедомовые счетчики), либо за счет граждан, полностью готовых сразу оплатить достаточно дорогую установку счетчиков в своих квартирах. При этом администрации городов, поставщики тепла и воды, организации, управляющие жилыми зданиями, забывают, что установка счетчиков не является добровольной. В соответствии с федеральным законом от 3 апреля 1996 года № 28ФЗ «Об энергосбережении» (ст. 1 «весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету». Поэтому во всех случаях куплипродажи энергоресурсов без измерения продавец и покупатель (в том числе гражданин) должны четко понимать, что действуют нарушая закон. Более того, Гражданский кодекс РФ (ст. 539 позволяет заключать договор энергоснабжения с абонентами только «при обеспечении учета потребления энергии». Специалистами обсуждалось, как действовать в этой ситуации, как обеспечить безусловное выполнение российских законов. Наиболее рациональное решение состоит в том, чтобы установку счетчиков (и общедомовых, и квартирных) проводили специализированные фирмы по договорам на предоставление услуг. Такие фирмы (в Европе их называют биллинговыми, есть предложение называть их расчетноизмерительными компаниями – РИК) закупают и устанавливают приборы за свой счет или за счет привлеченных кредитов, а все свои затраты возмещают за счет ежемесячных абонентских платежей за услуги. Уже есть предложения по формам договоров таких фирм с абонентами, но на практике дело тормозится тем, что администрации городов не хотят признавать такие услуги коммунальными. При этом игнорируется то, что Общероссийский классификатор услуг населению включает услуги по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию счетчиков воды (код услуг 042 20 и тепла (код услуг 042 20 именно в категорию коммунальных услуг. Почему же так важно, чтобы данные услуги считались коммунальными? Потому что на них распространяются правила предоставления жилищных субсидий, распространяются льготы по их оплате некоторыми категориями граждан. Кроме того, коммунальные услуги подлежат обязательной оплате по факту предоставления, что является дополнительной гарантией возврата заемных средств. Если счетчики установлены, то абонент (в том числе гражданин) будет оплачивать только фактическое потребление, но в этом случае нет денежного потока, необходимого для финансирования энергосбережения (хотя бы только первого этапа – установки измерительных приборов). и рекламируемые иногда в России как панацея энергосервисные компании (ЭСКО) в европейских странах не работают в жилых зданиях. Специалисты считают, что до тех пор, пока услуги биллинга не найдут широкого распространения, крайне не желательно рассчитывать на выполнение законов, на массовое применение счетчиков в жилых домах.

 

На конференции говорилось и о том, что эффект снижения платежей за энергоресурсы после установки счетчиков в жилых домах является временным. Это связано с тем, что при снижении платежей на тех объектах, где измеренное потребление оказалось ниже нормативного (расчетного, договорного), общие затраты (себестоимость) поставщиков ресурсов не изменяются. Поэтому новый тариф на ресурс будет определен регулирующим органом как частное от деления неизменившихся затрат производителя ресурса на сниженный объем его производства (точнее – продажи). Результат очевиден: тариф возрастет, платежи потребителей не уменьшатся или снизятся незначительно. Но существенный резерв снижения платежей – уменьшение оплаты за ресурсы, качество которых не соответствует установленным нормативам. Многие не знают, что Гражданский кодекс (ст. 542 позволяет «отказаться от оплаты» любого энергоресурса (электричества, тепла, воды) в случае, если его параметры не соответствуют «требованиям, установленным… стандартами и иными обязательными правилами». К сожалению, данные, которые ежечасно регистрируются в памяти тепловычислителей, весьма мало используются для оценки качества энергоресурсов и снижения оплаты, хотя жалобы на недостатки качества многочисленны.

 

На конференции достаточно много говорилось о том, какие методики и устройства нужны для того, чтобы граждане могли оплачивать фактическое потребление тепла в своих квартирах. Такие методики хорошо известны в зарубежных странах, но важнейшее условие их применения заключается в том, что в здании должен быть установлен индивидуальный тепловой пункт или, по меньшей мере, автоматизированный узел управления отоплением. Кроме того, на каждом нагревательном приборе необходимо устанавливать термостатические клапаны, которые позволят пользователю регулировать потребление тепла в различных помещениях своей отдельной квартиры. Это значит, что освоение европейского опыта в нашей стране потребует достаточно больших затрат, но стоимость тепла во множественных городах так же не стимулирует повсеместную модернизацию систем отопления жилых зданий. В этих условиях важно понимать, что установка общедомовых теплосчетчиков в жилых зданиях, в которых нет средств регулирования отопления, не имеет смысла, а затраты (в основном бюджетные) неэффективны.

 

Не следует устанавливать теплосчетчики для измерения потребления горячей питьевой воды, так как это не предусмотрено «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя». Наоборот, СНиП 2.01.0485* «Внутренний водопровод и канализация зданий» предусматривает измерение потребления и горячей, и холодной питьевой воды водосчетчиками, то есть измерительными приборами по ГОСТ Р 50163, не учитывающими температуру измеряемой воды. А для контроля качества горячей питьевой воды (например, в случаях, когда есть претензии к ее температуре на вводе в жилой дом или в точках водоразбора) следует применять дешевые и надежные регистраторы температуры, например – температурные «таблетки» ТЕРМОХРОН.

 

К сожалению, при установке счетчиков воды и тепла договоры энергоснабжения изменяются незначительно – вводится порядок снятия показаний (как правило – ежемесячно), устанавливается порядок платежей в случаях повреждения счетчиков. Этого недостаточно! В договорах должен быть установлен порядок снижения оплаты за энергоресурсы при снижении их качества. Если в договорах не будет такого порядка, рассчитывать на существенное снижение платежей невозможно.

 

Все недостатки практики установки счетчиков тепла и воды в жилых зданиях определяются отсутствием эффективной нормативной базы, регулирующей порядок и условия решения указанных выше проблем. Следует надеяться, что проведенная передача обязанностей по разработке соответствующих документов из Минпромэнерго (для поставщиков энергоресурсов массовое измерение потребления и энергосбережение у потребителей ведет к снижению доходов) в Минрегионразвития (по определению – защитника интересов потребителей энергоресурсов и местных бюджетов) приведет к появлению публичных договоров энергоснабжения. Правительство РФ в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 42 уже давно имеет право издать «правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров энергоснабжения (типовые договоры, положения и т. п.)». Если Правительство РФ воспользуется своими правами, когда такие договоры появятся, то они позволят согласовать разнонаправленные интересы поставщиков ресурсов (больше продать!) и потребителей (меньше заплатить!), а надежным и объективным арбитром в таком согласовании станут счетчики тепла и воды, установленные в каждом жилом здании, в каждой квартире.

 

Важно и то, что в настоящее время нет никаких ограничений по производству (поставкам) счетчиков тепла и воды в любой город, имеются в достаточном числе грамотные специалисты и организации, готовые счетчики устанавливать и эксплуатировать. Это так же раз подтвердила и проведенная в г. Сочи конференция. Возможно, конференции по измерению потребления энергоресурсов в жилых зданиях станут регулярными, они позволят обобщать и распространять опыт решения описанных проблем в различных городах.

 



Постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года № 1122. От проекта до паспорта узла учета тепловой энергии Учет теплоносителей и стоимость тепла. Природный газ как моторное топливо – решение проблемы загрязнения городской среды Газоснабжение. Частотно.

На главную  Энергоучет 





0.0459
 
Яндекс.Метрика