Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоучет 

Проблемы ценообразования при проведении энергетических обследований Энергоаудит

С момента ввода в действие Федерального закона «Об энергосбережении», предписывающего проведение обязательных энергетических обследований предприятий и организаций, прошло более шести лет. За этот период времени произошли существенные изменения как в административном устройстве страны, так и в экономике.

 

Современный этап развития экономики характеризуется снижением общегосударственных объемов производства, сокращением числа убыточных предприятий, постоянным ростом цен на энергоносители и децентрализацией управления выработкой и потреблением энергоресурсов.

 

В этих условиях существенно повышается роль и значение работ по энергетическому обследованию (энергоаудиту) промышленных предприятий. Энергетическое обследование как составная часть комплексной программы по анализу эфф. промышленного производства осуществляется для оценки нерациональных потерь топливноэнергетических ресурсов (ТЭР) и выработки мер, направленных на их уменьшение, улучшение экономических показателей предприятия и снижение себестоимости продукции.

 

Основой успешной реализации программ энергосбережения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях является нормативноправовая база.

 

До настоящего времени порядок проведения энергетических обследований организаций независимо от форм собственности регламентируется Правилами проведения энергетических обследований организаций, утвержденными Министерством топлива и энергетики в 1998 году.

 

В 2001 году был разработан и передан на регистрацию в Министерство юстиции РФ проект новых правил проведения энергетических обследований. В данном документе уточнены и расширены отдельные главы. В частности, общее руководство и координацию работ должно осуществлять Министерство энергетики РФ. Вместо ранее прописанных шести видов энергетических обследований осталось три: полное (углубленное), внеочередное и экспрессобследование. Право на проведение энергетических обследований наряду с органами Госэнергонадзора предоставляется энергоаудиторским организациям, аккредитованным в установленном порядке.

 

Как известно, энергоаудиторская деятельность не лицензируется и поэтому для получения права на проведение этих работ достаточна аккредитация в территориальных органах Госэнергонадзора.

 

Одним из ключевых вопросов при заключении договоров на проведение энергетических обследований и энергоаудита различного уровня является определение источника финансирования и обоснованной стоимости работ.

 

Согласно действующим Правилам проведения энергетических обследований организаций финансирование работ проводится за счет средств федерального, местного бюджетов и внебюджетных источников, и за счет собственных средств. Порядок финансирования зависит от принадлежности обследуемого объекта (бюджетный и небюджетный) и вида проводимого обследования. Указанный документ определяет лишь источники финансирования.

 

Механизм расчета стоимости работ, с нашей точки зрения, должен регламентироваться документом, имеющим федеральный статус независимо от форм собственности.

 

Отсутствие финансовонормативного документа на федеральном уровне привело к необходимости разработки энергоаудиторскими фирмами собственных временных ценников и прейскурантов, согласуемых с органами Госэнергонадзора и действующих на территории отдельных регионов. Для примера приведем несколько вариантов действующих финансовонормативных документов, регламентирующих определение стоимости отдельных видов работ.

 

Для расчета стоимости работ по обследованию предприятий Москвы в настоящее время действует ценник, разработанный в 1998 году Московским агентством по энергосбережению при Правительстве Москвы. Данный документ составлен на основании прейскуранта Минжилкомхоза РСФСР № 260520401 с акцентом на выполнение энергосберегающих мероприятий и прейскуранта № 260545 Минхимнефтепрома 1990 года с ценами по состоянию на 1986 год. В зависимости от инфляции стоимость работ (согласно указаниям ценника) подлежит индексации по повышающим коэффициентам, утверждаемым организацией – разработчиком прейскуранта № 260520401 Роскоммунэнерго.

 

Применение данного ценника при составлении калькуляции работ демонстрирует, что имеются значительные трудности, в том числе и формального характера. Вопервых, для ряда предприятий, финансируемых в основном из федерального бюджета, данный документ не является нормативным. Вовторых, пользуясь ценами на отдельные виды работ с учетом повышающего коэффициента, можно получить достаточно высокую общую стоимость договора, которая в реальных условиях не будет принята руководством обследуемого предприятия.

 

На территории СевероЗапададного округа России действует прейскурант, разработанный в 1999 году инженерным электротехническим центром, устанавливающий стоимость работ по энергетическому обследованию предприятий и организаций независимо от форм собственности.

 

В Прейскурант включены оптовые цены на обследование как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений, цехов, участков, агрегатов и т. п.

 

Стоимость работ изменяется в зависимости от структуры обследуемого предприятия (числа подразделений), количества видов потребляемых энергоресурсов и выпускаемой продукции, и группы сложности энергетического оборудования и вида проводимых работ. При отклонении исходных данных от базовых показателей вводятся поправочные коэффициенты.

 

Цены по прейскуранту установлены в масштабе цен, действующих на 1 января 1991 года. К базовым ценам применяется взаимосогласованный м. заказчиком и исполнителем k индексации. Рекомендуемое значение повышающего коэффициента устанавливается центральными и региональными органами.

 

В Уральском регионе в 2001 году разработан и рекомендован к применению прейскурант на проведение энергетических обследований (энергоаудита) промышленных предприятий, организаций и сельскохозяйственных предприятий. Особенностью данного документа является определение стоимости проводимых работ в зависимости от годового объема потребления энергоресурсов, индекса инфляции по региону и минимального уровня заработной платы в Российской Федерации. При изменении данных показателей вводятся поправочные коэффициенты.

 

Прейскурант на проведение обследований сельскохозяйственных предприятий составлен на основании прейскуранта ОРГРЭС (1992 год), а промышленных предприятий – на основании прейскуранта Департамента металлургии (1990 год) на ремонтные и наладочные работы энергетического оборудования.

 

В рекомендациях, изложенных специалистами и учеными Томского регионального центра управления энергосбережением в книге «Региональный вектор энергосбережения», указывается, что расходы, необходимые для обследования, должны покрываться экономией энергоресурсов и финансовых средств, затрачиваемых на приобретение энергоресурсов. По представленным данным следует, что экономическая эффективность обследования составляет величину порядка 2–4 руб. на 1 руб. вложений, а энергетическая эффективность, соответственно, 3–6% от потребляемых ресурсов.

 

По результатам многочисленных обследований, проведенных фирмой «Интхэнерго М», можно сделать вывод о том, что энергетическая эффективность данных работ, в зависимости от профиля предприятия, составляет 5–15% от потребляемых энергоресурсов. Причем чем больше на предприятии технологического топливо и теплопотребляющего оборудования, тем выше процент снижения энергозатрат.

 

Следует отметить, что проведенные обследования предприятий 12 отраслей промышленности выявили ряд закономерностей и особенностей.

 

Вопервых, для большинства крупных предприятий со значительной долей технологического расхода энергоресурсов следует проводить энерготехнологический аудит. Это так же в большей степени позволяет выявить резервы в технологии и увеличить энергоэффективность энергетических обследований (до 25% и более).

 

Вовторых, экономическая эффективность предлагаемых энергоаудиторами мероприятий составляет 100 и более рублей на рубль затрат предприятия на энергоаудит. До четверти мероприятий носят малозатратный характер (со сроком окупаемости до одного года).

 

Анализ реальной стоимости договоров в сравнении с затратами промышленных предприятий на энергоресурсы выявил определенные закономерности.

 

В частности, для малых и средних по численности и количеству потребляемых энергоресурсов предприятий стоимость энергоаудита составляет до 1% от годовых затрат предприятия на энергоресурсы (вариант . Для более крупных предприятий это значение составляет 0,2–0,5%. Такой подход позволяет нам ориентировочно оценивать и предлагать примерную стоимость работ по энергоаудиту.

 

Следующим приемом, позволяющим определять стоимость работы энергоаудиторов, является оценка затрат по трудозатратам и человекодням (вариант . Это во многом субъективный подход, существенно зависящий от энергоаудиторской фирмы и квалификационного состава работников.

 

так же один способ оценки стоимости работ – по типу предприятия и на основе визуального обследования его основных энергоемких подразделений и производств определяется приблизительно возможный процент экономичности энергоресурсов. Зная число используемых энергоносителей и годовые затраты на энергоресурсы, стоимость работ может составлять от 0,5 до 1,5% от суммарного ожидаемого экономического эффекта (вариант .

 

Безусловный интерес представляет сравнение различных подходов к определению цены энергетического обследования.

 

Так, оценка стоимости работ по углубленному обследованию и разработке энергетического паспорта условных объектов составила:

 

Объект 1 (потребление энергоресурсов ~ 995 тыс. т. у. т.):

 

по ценнику Московского правительства – 20 млн руб.;

 

вариант 1 – 3 млн руб.;

 

вариант 2 – 2 млн руб.;

 

вариант 3 – 950 тыс. руб.;

 

Окончательная стоимость договора – 2 млн руб.

 

Объект 2 (потребление энергоресурсов ~ 1,5 млн т. у. т.):

 

по прейскуранту г. Екатеринбург (2001 год) – 2 млн руб.;

 

вариант 1 – 7 млн руб.;

 

вариант 2 – 3,5 млн руб.;

 

вариант 3 – 1 млн руб.;

 

Окончательная стоимость договора – 3,5 млн руб.

 

Объект 3 (потребление энергоресурсов ~ 3,0 млн т. у. т.):

 

по прейскуранту г. Екатеринбург (2001 год) – 4 млн руб.;

 

вариант 1 – 3,6 млн руб.;

 

вариант 2 – 3 млн руб.;

 

вариант 3 – 3,6 млн руб.;

 

Окончательная стоимость договора – 3,2 млн руб.

 

Следует заметить, что отсутствие финансовых нормативных документов по обследованию, действующих на всей территории Российской Федерации, и стремление заказчиков провести работу формально (например, выполнить предписание Госэнергонадзора по разработке энергетического паспорта) и как можно за меньшие деньги (на основании тендеров), приводит, к снижению эфф. и качества результирующих материалов.

 



Стандарт «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха православных храмов и культовых сооружений» Проектирование и нормативно. Мировой рынок систем кондиционирования воздуха Кондиционирование воздуха. «Системы отопления и обогрева с газовыми инфракрасными излучателями» — информация о проекте нового стандарта НП «» Проектирование и нормативно. Новые нормативные документы Проектирование и нормативно.

На главную  Энергоучет 





0.0092
 
Яндекс.Метрика