Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Водоснабжение 

Непрерывное профессиональное образование как гарантия мастерства специалиста Прочее

В основу профессиональной подготовки и совершенствования должен быть положен принцип непрерывности, подразумевающий обязательный для специалиста переход от одной образовательной ступени к другой при условии подтверждения им соответствующего уровня квалификации.

 

Сложившаяся к настоящему времени в стране система профессионального образования включают следующие ступени:

 

– начальное профессиональное образование – подготовка квалифицированных рабочих в колледжах (ранее назывались ПТУ);

 

– среднее профессиональное образование – подготовка в колледжах (ранее техникумы) младшего звена инженернотехнических работников;

 

– высшее профессиональное образование – подготовка бакалавров, специалистов и магистров в институтах, академиях и университетах;

 

– послевузовское образование – аспирантура и докторантура для подготовки специалистов высшей квалификации;

 

– повышение квалификации специалистов и руководителей в различных образовательных учреждениях и организациях.

 

Базовые ступени образования – начальное, среднее и высшее – достаточно строго регламентированы законодательством. Повышение квалификации в рамках непрерывного профессионального образования может иметь разные формы: самостоятельную работу с литературой или с использованием интерактивных средств, участие в семинарах, конференциях и других формах обмена информации, и целевое обучение. Обязательным условием непрерывного профессионального образования должно быть его методически продуманное построение, что повысит его эффективность и облегчит задачу специалиста. С этой точки зрения предпочтительным представляется именно обуч. по специальным программам, а в промежутке м. образовательными циклами – самостоятельная работа. Другое обязательное условие реализации непрерывного профессионального образования – периодическая аттестация специалистов – должна вестись на законодательной основе силами или при активном участии общественных профессиональных объединений.

 

Отметим, что в той или иной мере подобная система практиковалась у нас в прежние доперестроечные времена, но в начале 1990х годов она была сломана. Взамен этой системе пришло дополнительное профессиональное образование, включающее повышение квалификации и переподготовку. Так как этот вид образовательной деятельности является чисто коммерческим, он получил распространение в наиболее привлекательных в этом смысле сферах. В строительном бизнесе такой сферой стала предлицензионная подготовка.

 

В сфере климатизации и теплогазоснабжения зданий и сооружений непрерывная профессиональная подготовка особенно актуальна. Требование достаточной квалификации всех категорий специалистов в этой области обусловлено, прежде всего, тем, что наша техника обеспечивает безопасность жизнедеятельности населения и связана с огромным потреблением энергетических ресурсов.

 

Не затрагивая здесь вопросов квалификации рабочих кадров и техников, отметим непростую ситуацию, сложившуюся в настоящее время с инженерным корпусом. Эта ситуация возникла в условиях переходного периода в нашей стране и обусловлена следующими факторами:

 

– уход от плановой системы подготовки и направления на работу инженерных кадров при отсутствии сформировавшегося цивилизованного рынка труда привел к неуправляемому циклу кадрового обеспечения;

 

– строительный бум и быстрое формирование рынка отопительновентиляционной техники вызвали стремительный переток в эту область техники работников, не обладающих базовым образованием, что неизбежно сказалось на общем уровне квалификации;

 

– следствием разрушения крупных специализированных проектных, исследовательских и монтажных организаций стала утрата сложившихся в них традиций и системного подхода к повышению квалификации инженерных кадров.

 

Важным звеном непрерывного профессионального образования является базовое образование в высших учебных заведениях. Высшее профессиональное образование, как и образование в стране вообще, находится в тяжелом положении. Начало кризису положило практически полное отсутствие финансирования высшего профессионального образования в течение более чем десятилетнего периода. Это вызвало отток молодого и, что особенно важно, средневозрастного поколений преподавателей и научных сотрудников из вузов, что привело к нарушению преемственности педагогического цикла, поставило под сомнение принцип. возможность реформирования системы образования и коренной модернизации его содержания.

 

Понятно, что в изменившихся социальноэкономических условиях такой важный элемент социума, как высшее профессиональное образование не может оставаться в прежнем виде, каким бы хорошим он ранее не был. Но провозглашенное реформирование высшей школы уже в течение нескольких лет не опять начинается. базовой причиной этого на наш взгляд является отсутствие в вузах движущей силы реформирования. Создался парадокс: образование есть до сих пор благодаря сильно состарившимся преподавателям (средний возраст педагогов в МГСУ более 55 лет), которые в силу своего воспитания не могут не продолжать работать, но в силу своего возраста невосприимчивы к кардинальным новшествам и не могут быть их проводниками.

 

Значительно пострадало качество образования от появления в образовании платной формы обучения. Появление в вузах денежного обращения породило представление об образовании, как о платной услуге, усилило потребительское отношение к учебному циклу со стороны студентов (и часто их родителей), сильно исказило истинную мотивацию получения образования у студентов. Понятно, что подобные явления никак нельзя рассматривать в отрыве от общих для всего общества циклов, но их последствия особенно губительны, т. к. в них заложено снижение профессионализма. Отрадно лишь то, что часть студентов, хоть и малая, продолжает относиться к освоению знаний сознательно.

 

Понятие платных образовательных услуг сейчас прочно вошло в нашу жизнь. м. тем образование никак нельзя считать услугой. К числу таковых можно отнести лишь два из трех компонентов образовательного цикла: передачу знаний обучающимся и их контроль. Третью составляющую цикла обучения – восприятие и усвоение знаний – осуществляет сам обучающийся, и эту услугу ему никто другой оказать не может.

 

Реформирование высшего профессионального образования предполагается вести по двум направлениям: изменению финансовоправового статуса вузов и модернизации образовательного цикла. В первом случае имеется в виду переход от финансирования со стороны государства образования вообще к оплате отдельных образовательных программ. Государственные учебные заведения преобразуются в некоммерческие организации, при этом государство снимает с себя субсидиарную ответственность, что открывает принцип. возможность банкротства вузов. Эти меры должны повысить инвестиционную соблазнительность высшего образования.

 

Реформирование организации образования хорошо укладывается в рамки Болонского цикла, к которому Россия присоединилась в 2003 году. Как известно, Болонская декларация имеет своей целью создание единого европейского пространства в области высшего профессионального образования. В основу цикла заложены следующие принципы:

 

– введение единой формы диплома о высшем образовании; для нас это означает гармонизацию с европейскими стандартами номенклатуры специальностей и перевод на английский язык большого числа документов;

 

– введение двухступенчатого образования – этот пункт требует отдельных комментариев;

 

– введение по европейскому образцу единой системы зачетных единиц и кредитов для унификации учета количества образования; это наиболее радикальная мера, которая потребует перестройки учебных планов и гармонизации учебных дисциплин, но самое главное – перехода на асинхронную организацию учебного цикла, принятую в Европе;

 

– обеспечение сопоставимого качество образования.

 

Перевод инженерного образования на двухступенчатую форму в современных условиях представляется оправданным. На наш взгляд это связано, прежде всего, с изменившимся характером инженерного труда за счет широкого внедрения информационных технологий. Современный рядовой инженер располагает набором программных продуктов и баз данных, позволяющих решить практически все расчетноконструкторские задачи в автоматическом режиме. Это не требует от него умения владеть расчетными методами, а следовательно, глубоких знаний фундаментальных дисциплин.

 

Вместе с тем, он должен иметь представление по широкому кругу вопросов из сопряженных областей знаний, чтобы правильно ориентироваться в лавинообразном потоке информации. Например, для нашей профессии такими областями могут быть экология, экономика, энергетика, право, промышленная и коммунальная гигиена, машиностроение, градостроительство и управление недвижимостью и т. д. В этом случае речь идет о так называемой компетентностной модели образования взамен прежней модели, основанной на знаниях и навыках. Подобная модель вполне может быть реализована на первой ступени высшего профессионального образования в виде бакалавриата по укрупненному перечню инженерных специальностей. Последующие ступени – специалитет и магистратура – предназначены для углубления знаний по узкому направлению, например, совпадающему с современным делением на специальности. Причем потребность в специалистах с глубокими знаниями уже существенно меньше, да и студентов, имеющих соответствующие способности, тоже существенно меньше.

 

двухступенчатая модель открывает возможности модернизации содержания образования и обеспечивает более высокую межпрофессиональную мобильность выпускников вузов, что особенно важно в условиях формирующегося рынка труда.

 

Специальность «Теплогазоснабжение и вентиляция» исторически отнесена к группе строительных специальностей, хотя обслуживает строительную отрасль в меньшей степени, чем другие отрасли промышленности и коммунального хозяйства. Можно говорить, что специальность включает две, по сути различающиеся специальности.

 

Но в современных условиях, когда предстоит укрупнение перечня специальностей, это обстоятельство представляется благом.

 

Специальность востребована и представлена фактически в 50 вузах страны (всего строительным специальностям обучают в 126, в том числе 17 архитектурностроительных, вузах России). По некоторым данным потребность в инженерах этой специальности стоит на втором месте среди 10 основных строительных специальностей.

 

То обстоятельство, что специальность изначально (а она есть в таком виде в нашей стране более 75 лет) носила комплексный характер на стыке различных отраслей науки и техники, подчеркивает ее перспективность. Вместе с тем, очевидна необходимость модернизации ее содержания, о чем упоминалось выше. Хотелось бы, чтобы эта модернизация началась уже с новой редакции Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который по плану должен вступить в силу в 2010 году.

 

При разработке нового стандарта следует учитывать преемственность образования на последующих этапах профессиональной деятельности специалиста в рамках системы непрерывного профессионального образования. В соответствии с предполагаемым изменением федерального законодательства по образованию важная роль в выработке нормативнометодической документации принадлежит объединениям предпринимателей и общественным профессиональным организациям.

 

В этом контексте хотелось бы сформулировать и некоторые возможные направления деятельности нашей общественной организации НП «».

 

Одной из задач является экспертная оценка специалистами квалификационных характеристик и рекомендуемой области деятельности выпускников различных ступеней высшего профессионального образования: бакалавров, инженеров и магистров.

 

При этом желательно получить представление об оптимальном соотношении этих категорий специалистов в организациях разного профиля и численности персонала.

 

Экспертизе подлежит и содержание образования в соответствии с новым стандартом и новыми учебными планами и, прежде всего, следует оценивать соотношение фундаментальных и технологических дисциплин на разных ступенях учебного цикла.

 

Одной из интересных инициатив может стать оказание посреднической помощи в установлении контактов м. работодателями и студентами и выпускниками вузов. Для этого должна быть создана база данных вакансий коллективных членов НП «», размещенная на специальном сайте. Важнейшим направлением деятельности остается проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов. Причем одной из форм могут стать курсы по целевым программам, заказанным той или иной организацией. соблазнительность курсов повышения квалификации возрастет, если по итогам будет выдаваться документ государственного образца.

 

Для реализации непрерывного профессионального образования целесообразно создать в рамках НП «» специальный учебный центр, который смог бы решать широкий круг образовательных задач, по возможности полностью используя научнотехнический потенциал нашей организации.

 



Насосное оборудование ESPA Водоснабжение. Защита приточного воздуха от заражения химическими и биологическими агентами Микроклимат в помещениях. Санитарно. Инженерное обеспечение помещений со свободной планировкой Инженерные системы зданий.

На главную  Водоснабжение 





0.0078
 
Яндекс.Метрика