Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Водоснабжение 

Энергосбережение в Калининградской области проблемы и перспективы реализации Энергосбережение

В настоящее время на территории области имеются следующие основные источники электроэнергии: ГРЭС2 (г. Светлый, ОАО «Янтарьэнерго», установленная мощность 114,8 тыс. кВт), ТЭЦ5 (г. Гусев, ОАО «Янтарьэнерго», 15,5 тыс. кВт), ТЭЦ10 (г. Советск, ОАО «Советский ЦБЗ», 36 тыс. кВт), ТЭЦ9 (г. Калининград СП «Цепрус», 18 тыс. кВт), ТЭЦ8 (г. Калининград, МУП, 12 тыс. кВт), ГЭС3 (г. Правдинск, ОАО «Янтарьэнерго», 1,14 тыс. кВт), Озерская ГЭС (г. Озерск, ОАО «Янтарьэнерго», 0,5 тыс. кВт), парк ВЭУ (пос. Куликово, ОАО «Янтарьэнерго», 5,1 тыс. кВт, пуск в июне 2002 года), ТЭЦ1 (г. Калининград, ОАО «Янтарьэнерго», генерирующие источники демонтированы), около 10 тыс. дизельных и бензиновых электростанций (единичной мощностью от 0,5 до 500 кВт) с суммарной мощностью порядка 20–30 тыс. кВт.

 

Общая мощность основных генерирующих установок (даже если не считать мелкие резервные и аварийные электростанции) составляет внушительную цифру – около 220 тыс. кВт. но по различным причинам в настоящее время данные источники электроэнергии практически не функционируют. мы имеем фактически 100% дефицит мощности, а потребляемую электроэнергию получаем через территорию Литвы по ЛЭП 330 кВ от СевероЗападного кольца РАО «ЕЭС России».

 

Уже давно стало очевидным, что наша региональная энергосистема по балансу мощностей находится в гораздо худшем положении, чем самые неблагоприятные в этом смысле регионы России (Псков, Чита, Бурятия, Северный Кавказ). Попытки Прибалтийских государств отделиться от РАО «ЕЭС России», будучи реализованными, могут только усугубить наше положение.

 

крайне не желательно сказать, что в настоящее время ничего не делается для того, чтобы в какойто степени снять остроту энергетической проблемы. Это и строящаяся в г. Калининграде ТЭЦ2, и попытки ОАО «Янтарьэнерго» закольцевать нашу (в нынешних условиях тупиковую) энергосистему с ЛЭП «РоссияЗапад» на территории Польши или запитать югозападную часть области от польской энергосистемы (подобные проекты рассматривались в середине 90х годов). ГРЭС2 и ТЭЦ1 предполагалось реконструировать с внедрением передовых технологий. Не следует забывать и о планах АО «ГазОйл» по внедрению в инфраструктуру области блочных теплоэлектроцентралей модульного типа, работающих на природном газе. но каждый из этих проектов в отдельности имеет слабые стороны (отсутствие финансирования, недостаточные мощности и др.), и м. собой они явно слабо скоординированы.

 

Годовые затраты топлива по Калининградской области на выработку тепла оцениваются в 768 тыс. т. у. т., в том числе:

 

уголь каменный – 145,3 тыс. т. у. т. – 19%;

 

мазут, дизельное и печное бытовое топливно – 226, 4 тыс. т. у. т. – 29,5%;

 

газ природный – 386,4 тыс. т. у. т. – 50%.

 

Стоимость тепловой энергии, выработанной с использованием мазута, фактически вдвое выше стоимости тепла, выработанного с использованием угля. Исходя из сложившихся рыночных цен на эти виды топлива, при замене мазута углем область сэкономит в течение года около 400 млн. руб.

 

Анализ динамики изменения цен на мазут и уголь не только в России, но и за рубежом позволяет говорить о том, что соотношение цен на длительную стратегическую перспективу сохраняется. Более того, многие страны Европы уже сейчас увеличивают долю угля в энергетике, применяя современные методы его сжигания, вплоть до сжигания водоугольных суспензий, используя электрофильтры и присадки извести для улавливания пыли и окислов серы.

 

Оценивая стратегию создания энергетической безопасности области и, в частности, ее тепловую составляющую, можно с уверенностью сказать, что перспектива заключается в постепенном увеличении доли угля в покрытии энергетических потребностей области.

 

Для изучения этого вопроса уже сейчас назрела необходимость создания рабочей группы, которая, проведя анализ сложившейся ситуации, разработает и предложит план технических мероприятий, позволяющих поэтапно снижать потребление мазута, заменяя его углем.

 

Принимая во внимание ограниченные собственные энергетические ресурсы и характер их потребления, очевидно, что энергосбережение является крайне необходимым для региона.

 

Ввиду незначительности местных сырьевых ресурсов Калининградская область вынуждена ввозить извне крупные объемы углеводородного топлива для обеспечения жизнедеятельности инфраструктуры промышленного и жилого секторов народного хозяйства, цены на которое имеют динамику роста.

 

Наряду с этими факторами Калининградская область обладает широким спектром нетрадиционных источников энергии – воды рек, ветер, солнце, морские волны, отходы деревообработки и сельскохозяйственного производства, городской мусор, попутный газ нефтедобывающей промышленности и биогаз.

 

Из этого ряда потенциальных энергетических ресурсов превалируют ветровая энергия, составляющая более 80%, и гидравлическая энергия, составляющая немногим более 5% от общего ресурсного энергопотенциала области. В силу различных социальноэкономических причин эти ресурсы практически не использовались, а с подсоединением энергосистемы Калининградской области к единой энергетической системе СССР, которая гарантировала уровни электропотребления на любой перспективный период развития народного хозяйства в области, необходимость в них вовсе отпала. С изменением политикогеографического статуса Калининградской области и участием России в международных соглашениях в рамках Киотского протокола и квотирования выбросов парниковых газов промышленно развитых стран остро обозначилась насущная потребность развития и освоения экологически чистых нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

 

Калининградская область, по оценкам экспертных и проектных компаний, таких как TACIS, Folkecenter, «Иннотек», АО «Ленгидропроект», ОАО «Запводпроект», обладает высоким ресурсным потенциалом гидравлической и ветровой энергии, составляющей около 30 МВт и до 1 000 МВт электрической энергии соответственно. На на данный моментшнем уровне развития энергогенерирующих технологий, исходя из технических и экономических возможностей области, целесообразно реализовать только до 25 МВт ресурсов гидравлической энергии и 250 МВт – ветровой. Сдерживающими факторами широкого освоения нетрадиционных источников являются неизбежность выведения из сельскохозяйственного оборота культурных земель, хотя и незначительных площадей, и высокая стоимость оборудования ГЭС и ВЭС в условиях ограниченной кредитоспособности отечественных банков на долговременном уровне. Особое внимание обращают на себя значительные ресурсы ветровой энергии. Постоянно совершенствующаяся технология производства электрогенерирующих установок и соответствующее снижение рыночных цен, предлагаемых европейскими заводамиизготовителями ВЭУ, и имеющиеся возможности организации на базе промышленных предприятий г. Калининграда крупного лицензионного завода ветроэнергетической техники позволяют надеяться на широкое строительство ветроэнергетических парков на калининградском побережье Балтийского моря и преимущественно на шельфе.

 

Администрация Калининградской области проявила заинтересованность в использовании энергопотенциала возобновляемых источников энергии и постановлением от 28 июня 1999 года № 388 утвердила программу развития области с вводом на первом этапе установленных мощностей до 12 МВт по гидравлическим станциям и 5,1 МВт по ветроэлектрическим установкам.

 

Дальнейшее освоение нетрадиционных возобновляемых источников энергии и выработка экологически чистой энергии в соответствии с требованиями энергосберегающей федеральной политики становится актуальнейшей задачей, требующей новых нестандартных организационных решений и современных апробированных генерирующих мощностей.

 

На региональном уровне Калининградской области управление реализацией политики повышения эфф. использования энергии осуществляется силами областной администрации, муниципалитетов, Региональной энергетической комиссии, некоммерческих организаций и, собственно, предприятиятий. Что касается некоммерческих организаций, то в нашем регионе активно работают две структуры – Региональный центр энергосбережения (далее – Центр) и Ассоциация энергосбережения.

 

Остановимся подробнее на деятельности Центра в 2001 году. Прежде всего, усилия Центра были сосредоточены на организации и проведении международной конференции по теме «Совместное осуществление локальных проектов – принцип. возможность достижения целей Киотского протокола», которая успешно прошла 4–5 июля 2001 года и показала безотлагательную необходимость решения энергетических и экологических проблем региона, позволила консолидировать намерения участников добиваться ощутимых результатов по повышению энергоэффективности.

 

Важное место в работе Центра занимала подготовка и реализация второй фазы проекта сотрудничества с Датским энергетическим агентством. Этот проект ставит своей целью активно способствовать организации энергоменеджмента на объектах муниципальной собственности.

 

Проект предусматривает:

 

демонстрацию практического энергоменеджмента в выбранном муниципалитете;

 

проведение в Центре обучающего курса по энергоменеджменту для ответственных исполнителей в муниципалитете;

 

реализацию информационной кампании, выпуск практического пособия по энергоменеджменту;

 

проведение конкурсов по энергосбережению в детских садах, школах, определение на конкурсной основе лучшего предприятия (организации), наиболее успешно реализующих энергосберегающие мероприятия.

 

Большое внимание Центр уделяет проведению энергоаудитов на объектах области всех форм собственности. Силами специалистов Центра выполнены энергетические обследования предприятий (ОАО «Кварц», МП «Водоканал», РТС «Светлогорская», МП «Теплогаз» г. Гурьевска, Калининградский морской торговый порт и многие другие).

 

Совместно с мэрией и с ЗАО «МРЭНЕРГО» Центр прикладывает много сил к внедрению газотурбинных технологий для комбинированной выработки тепла и электроэнергии, что значительно повышает КПД использования газа, энергоэффективность газовых котельных, увеличивает надежность энергообеспечения.

 

Неплохие результаты достигнуты по расширению использования возобновляемых источников энергии, а именно: разработан и отдан на рассмотрение в областную администрацию бизнесплан строительства парка ветроэнергетических установок в г. Балтийске мощностью 12 МВт.

 

Много времени посвящается информационной и обучающей деятельности. В помещении Центра прошли семинары по проблемам энергосбережения, связанные с внедрением двухтарифной системы учета электроэнергии, использованию новых технологий в строительстве, презентация приборов фирмы «ТехноАс», о применении системных методов в энергоменеджменте. Это лишь основные мероприятия и направления работы нашего Центра энергосбережения.

 

Тем не менее так же предстоит большая работа по организации стройной и, главное, работающей системы управления энергосбережением. Целесообразна дальнейшая координация усилий исполнительной власти и региональных организаций различных форм собственности в деле повышения энергоэффективности использования энергетических ресурсов. Представляется необходимыми:

 

создание Межведомственного совета по стратегии развития ТЭК Калининградской области с целью формирования единой стратегии научнотехнического, производственнотехнологического и социальноэкономического развития ТЭК области;

 

разработка и утверждение Положения о консолидации средств, предназначенных для энергосбережения, формируемых за счет средств энергоснабжающих организаций и направляемых на реализацию энергоэффективных инвестиционных проектов;

 

разработка и утверждение Положения о проведении конкурса по энергосбережению на территории Калининградской области, призванное стимулировать предприятия к повышению эфф. использования потребляемых ресурсов;

 

разработка оптимального и управляемого ежегодного (на 3–4 года вперед) топливноэнергетического баланса региона с учетом возможных вариантов изменения структуры топливообеспечения и различных темпов изменения ценовых показателей на энергоносители;

 

создание на территории региона энергоэффективной зоны и получ. на это бюджетного финансирования.

 

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Региональный центр энергосбережения намерен последовательно и настойчиво проводить политику энергосбережений в нашем регионе, готов активно сотрудничать в этом направлении со всеми организациями и фирмами.

 



Оценка эфф. эксплуатации внутриквартальных инженерных систем Водоснабжение. Высотные дома общие положения к техническим требованиям Микроклимат в помещениях. Распределение воздуха под полом и вытесняющая вентиляция – почему эти системы не одно и то же? Вентиляция. Альтернативные источники тепла в ЖКХ Энергосбережение.

На главную  Водоснабжение 





0.009
 
Яндекс.Метрика