![]() | |
![]() ![]() |
На главную Водоснабжение Программа энергосбережения Республики Бурятия Энергосбережение
– удельное энергопотребление по основным отраслям промышленности повышается;
– значительными удельными расходами ТЭР характеризуются заготовка и первичная переработка древесины, производство мяса и шерстяных тканей;
– высокие удельные показатели потребления тепла наблюдаются в целлюлознобумажной и текстильной промышленностях.
Резервы снижения энергопотребления отмечаются в лесной, деревообрабатывающей, целлюлознобумажной, текстильной и пищевой отраслях, а также в производстве цемента и на транспорте. Большой потенциал энергосбережения имеет коммунальнобытовой сектор. Значительны нерациональные потери энергии при ее производстве, транспорте и конечном потреблении. Низкие теплозащитные характеристики зданий обусловливают повышенное энергопотребление. Устаревшие технологии, оборудование и системы освещения не позволяют увеличить эффективность использования электроэнергии. Недостаточен уровень приборного учета энергоресурсов. Низкая эффективность использования ТЭР не позволяет повысить уровень жизни населения и улучшить условия труда. Нерациональное энергопотребление приводит к росту вредных выбросов в окружающую среду и не позволяет привести качество воздуха, воды, почвы к экологическим стандартам.
Для решения задач повышения эфф. использования ТЭР на территории Республики Бурятия была разработана и реализована целевая программа энергосбережения на 1999–2003 годы, утвержденная Постановлением Правительства РБ № 210 от 8.06.1999 года. За счет реализации мероприятий программы получены существенные положительные результаты [4]. Экономический эффект составил 263 млн руб., вместо запланированного – 226,7 млн руб. За период 2000–2002 годов на трех демонстрационных объектах сэкономлено бюджетных средств на сумму 2 002,5 тыс. руб. Вложенный в программу 1 руб. затрат дал экономический эффект 2,41 руб., при плане 2,3 руб.
Анализ итогов выполнения программы энергосбережения РБ на период 1998–2003 годов демонстрирует, что при реализации части проектов, включенных в программу, не были получены планируемые эффекты. Кроме того, оценка эфф. реализованных проектов была затруднена изза отсутствия соответствующих методик и системы отчетности. В республике практически отсутствует система стимулирования энергосберегающей деятельности. За редкими исключениями, не применяются меры материального стимулирования за результаты, достигнутые в сфере энергосбережения. Не эффективна система информирования об энергосберегающей политике правительства РБ.
Для разрешения сложившейся проблемной ситуации правительством республики сформулирована генеральная цель политики энергосбережения: создание организационных, правовых, экономических, научнотехнических и технологических условий, обеспечивающих снижение потребления ТЭР, вовлечение неиспользуемых источников энергии, согласование интересов территории, производителей и потребителей энергии по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Достижение целевых установок осуществляется путем реализации следующих программных мероприятий [1, 2, 7, 8]:
– совершенствование нормативноправовой базы; реализация бюджетной, инвестиционной, тарифной и социальной политики, создание рыночных инфраструктур и финансовых механизмов энергосбережения;
– реализация механизмов управления энергосбережением, сочетающих экономическую самостоятельность предприятий и расширение полномочий органов местного самоуправления;
– формирование общественного сознания по проблемам энергосбережения;
– проведение энергетических обследований, внедрение средств учета, контроля и регулирования энергопотребления.
Главным инструментом проведения активной энергосберегающей политики в регионах является разработка и реализация региональных программ энергосбережения.
В ст. 8 Федерального закона «Об энергосбережении» отмечается, что «энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения…».
В «Основных положениях энергетической стратегии России на период до 2020 года», одобренных Правительством РФ, подчеркивается, что «энергетическая стратегия предусматривает наделение региональных органов управления энергетическим хозяйством следующими функциями: проведение активной энергосберегающей политики на основе создания региональных программ, фондов и центров энергосбережения; именно в регионах должна быть сосредоточена основная работа по использованию потенциала энергосбережения».
Республика Бурятия имеет существенный потенциал энергосбережения. При выполнении комплексной научноисследовательской работы «Основные направления экономического роста Республики Бурятия с позиций энергоэффективности на период до 2004–2007 годов и на перспективу до 2012 года» выявлены существенные резервы энергосбережения [6]. Использование этих резервов возможно только на основе разработки и практической реализации программы энергосбережения [5, 7]. Ниже приведена структурнологическая схема взаимодействия блоков программы энергосбережения РБ на период 2006–2009 годов ( и распределение финансирования по разделам ( и годам ( .
Программа подготовлена на основании Федерального закона «Об энергосбережении» и соответствует основным положениям энергетической стратегии России на период до 2020 года. Программа одобрена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 4.10.2005 года № 325.
При разработке программы использовались результаты научноисследовательской работы «Основные направления экономического роста Республики Бурятия с позиций энергоэффективности на период до 2004–2007 годов и на перспективу до 2012 года», выполненной Институтом экономических исследований ДВО РАН [6], и материалы регионального центра управления энергосбережением, г. Томск [1, 2].
Программа предусматривает реализацию значительного числа энергосберегающих проектов в промышленности, топливноэнергетическом комплексе, строительстве, сельском хозяйстве, коммунальнобытовой сфере и на транспорте. При полномасштабной реализации энергосберегающих проектов экономический эффект составит 2 140 млн руб. Эффект от вложения средств республиканского бюджета в энергосберегающие проекты планируется на уровне 2,3 руб. на рубль затрат.
Для осуществления региональной энергосберегающей политики и достижения результатов, прогнозируемых в программе энергосбережения Республики Бурятия на 2006–2009 годы, необходимы механизмы, которые позволили бы формировать государственные приоритеты и создать экономическую заинтересованность в повышении эфф. использования ТЭР как у потребителей, так и производителей топлива и энергии [1–8]. Для формирования таких механизмов, прежде всего, необходимо совершенствование нормативной базы энергосбережения на республиканском уровне и создание финансовых механизмов, обеспечивающих реализацию энергосберегающей политики в регионе. Республиканской целевой программой энергосбережения на 2006–2009 годы предполагается разработка следующих нормативнометодических документов:
– правового акта, регулирующего создание условий для функционирования рынка энергосервисных услуг на территории Республики Бурятия;
– правового акта, регулирующего порядок консолидации и использование средств на энергосбережение;
– правового акта, регулирующего стимулирование персонала организаций бюджетной сферы за практические результаты по повышению эффективности использования топливноэнергетических ресурсов (ТЭР);
– энергетического паспорта РБ;
– методики подготовки проектов для включения в программу энергосбережения РБ с учетом экономической и экологической эффективности, а также социальной значимости;
– системы отчетности по внедряемым проектам энергосбережения;
– методики рейтинговой оценки организаций по критерию эффективного использования ТЭР и внедрения энергосберегающих мероприятий;
– правовых актов, определяющих механизмы принудительного и поощрительного стимулирования энергосбережения в регионе, и экономические меры содействия энергосбережению в РБ;
– методики расчета потенциала энергосбережения поселений и муниципальных образований;
– нормативного документа по обучению специалистов в области энергосбережения и их ежегодной аттестации;
– правового акта по использованию возобновляемых источников энергии на территории Республики Бурятия.
Ниже приведены концептуальные положения для основных из перечисленных выше нормативных документов и методик.
Рынок энергосервисных услуг.
– фирмы, специализирующиеся на поставках энергоэффективного оборудования и систем учета ТЭР;
– местные организации, занимающиеся установкой и обслуживанием узлов учета энергоресурсов и эксплуатацией зданий;
– дочерние предприятия ресурсоснабжающих и эксплуатационных организаций.
Основная сфера деятельность ЭСКО – практическая реализация энергосберегающих проектов. В сфере жилищнокоммунального хозяйства они могут осуществлять установку и поверку приборов учета, и оказывать биллинговые услуги. Для промышленных и сельскохозяйственных предприятий могут выполняться следующие работы:
– проведение энергетических обследований;
– подготовка и техникоэкономическое обоснование проектов энергосбережения, составление бизнеспланов;
– интенсивный поиск источников финансирования;
– инженерные разработки, приобретение, монтаж и наладка оборудования;
– обуч. персонала заказчика;
– эксплуатация внедренных энергоэффективных технологий;
– мониторинг уровня экономичности энергоресурсов и качества электроэнергии;
– внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергопотребления, и систем управления энергоснабжением;
– разработка и реализация финансовых технологий, направленных на снижение фактического уровня расходов на энергообеспечение;
– разработка финансовых схем реализации энергосберегающих мероприятий с привлечением инвесторов, льготных кредитов, в том числе с использованием налоговых льгот;
– юридическое сопровождение энергосберегающих проектов.
Эффективное функционирование ЭСКО невозможно без создания соответствующей нормативной базы. На реализацию такой базы должен быть направлен пакет документов, регулирующих деятельность по оказанию энергосервисных услуг на территории РБ.
Стимулирование персонала организаций бюджетной сферы.
Энергетический паспорт РБ.
При разработке паспорта предполагается проанализировать и обобщить результаты многочисленных энергообследований предприятий и организаций РБ, выполненные ГУ «Агентство по энергосбережению РБ», и бывшим ФГУ «Госэнергонадзор по РБ».
Методика подготовки проектов.
Необходима разработка обобщенных критериев оценки экономической эфф. проектов в рыночных условиях, социальной значимости и экологичности, и создание методики подготовки проектов для включения в программу энергосбережения РБ. Методика должна быть достаточно простой и доступной для понимания специалистамэнергетикам, не имеющим экономического и экологического образования. Основное приложение методики – проекты, претендующие на бюджетную поддержку. Для облегчения пользования к методике должен быть приложен программный продукт, реализованный в общедоступной программной среде, например, MS Excel.
Для внедрения методики необходимо предусмотреть обуч. специалистов предприятий и организаций, ответственных за эффективное использование ТЭР. Для успешного усвоения материала должно быть подготовлено учебное пособие «Набор типовых решений по энергосбережению в организациях бюджетной сферы РБ с примерами расчета экономической и экологической эффективности».
Система отчетности по внедряемым энергосберегающим проектам.
Методика рейтинговой оценки организаций по критерию энергоэффективности.
Механизмы стимулирования энергосбережения в регионе.
Литература
Литвак, В. В. Основы регионального энергосбережения (научнотехнические и производственные аспекты) [Текст]: монография / В. В. Литвак. – Томск: издво НТЛ, 2002.
Башмаков, И. А. Энергоэффективность: от риторики к действию [Текст]: монография / И. А. Башмаков. – М.: ЦЭНЭФ, 2001.
Дамбиев, Ц. Ц. Итоги выполнения программы энергосбережения Республики Бурятия в 1999–2003 гг. [Текст] / Ц. Ц. Дамбиев, А. В. Крюков, В. Б. Нимаев, Б. З. Тумуров // Материалы десятой Всероссийской конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность». – Томск: Издво ТПУ, 200 – С. 296–304.
Дамбиев, Ц. Ц. Концептуальные положения программы энергосбережения Республики Бурятия [Текст] / Ц. Ц. Дамбиев, А. В. Крюков, В. Б. Нимаев // Новые экологобезопасные технологии для устойчивого развития регионов Сибири. – Т. – УланУдэ: ВСГТУ, 200 – С. 150–156.
Стратегия регионального развития: Республика Бурятия – 2015 [Текст]: монография / А. Г. Гранберг, П. А. Минакер, Л. В. Потапов и др. / Под общ. ред. А. Г. Гранберга, П. А. Минакера, Л. В. Потапова. – М.: Экономика, 2005.
Алексеев, С. Р. Энергосбережение в Бурятии: проблемы и перспективы [Текст]: монография / С. Р. Алексеев, Ц. Ц. Дамбиев, А. В. Крюков, В. Б. Нимаев. – УланУдэ, 2006.
Дамбиев, Ц. Ц. Энергосбережение в условиях Республики Бурятия [Текст]: учебное пособие / Ц. Ц. Дамбиев, А. В. Крюков, В. Б. Нимаев. – Улан Удэ: Минпром РБ, 2006.
![]() ![]() ![]() ![]() На главную Водоснабжение 0.0117 |
|