Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Водоснабжение 

Энергетическая стратегия и развитие теплоснабжения России Теплоснабжение

За 100 лет развития теплоснабжения в России сложилась уникальная система, характеризующаяся следующими аспектами.

 

Вопервых, в настоящее время около 72 % всей тепловой энергии производится централизованными источниками (мощностью более 20 Гкал/ч), остальные 28 % производятся децентрализованными источниками, в том числе 18 % – автономными и индивидуальными источниками. Кроме того, незначительная часть спроса на тепловую энергию (4,5 %) удовлетворяется за счет утилизации сбросного тепла от технологических установок, а доля тепла, получаемого от возобновляемых источников энергии, весьма мала.

 

Вовторых, в России электроэнергетика теснейшим образом связана с теплоснабжением: на тепловых электростанциях производится более 60 % электрической и фактически 32 % тепловой энергии, используемой в стране, при этом практически третья часть электроэнергии, производимой всеми тепловыми электростанциями, вырабатывается в теплофикационном (комбинированном) цикле. Эффективность работы ТЭЦ общего пользования и ряда ГРЭС с большими объемами отпуска тепла во многом зависит от эфф. функционирования систем централизованного теплоснабжения, в составе которых работают эти станции.

 

Втретьих, кроме указанных ТЭЦ и ГРЭС, и АТЭЦ, в городах работает много так называемых промышленных ТЭЦ и котельных, которые входят в состав промышленных предприятий и снабжают их, и прилегающие жилые районы тепловой (прежде всего) и электрической энергией. Большое количество котельных находится в муниципальной собственности. Индивидуальные котельные, встроенные в отапливаемые здания или пристроенные к ним, обычно являются собственностью тех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат указанные здания.

 

В целом системами централизованного теплоснабжения, являющимися локальными монополиями, вырабатывается около 1,4 млрд Гкал тепла в год. Около 600 млн Гкал тепловой энергии ежегодно производят 68 тыс. коммунальных котельных. В большинстве крупных городов (более 100 тыс. чел.) централизованным теплоснабжением обеспечено 70–95 % жилого фонда.

 

К сожалению, состояние теплоснабжения крайне не желательно признать удовлетворительным. Около 50 % объектов коммунального теплоснабжения и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 % находятся в аварийном состоянии.

 

На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сетях достигают 30 %, а с утечками теплоносителя ежегодно теряется более 0,25 км3 воды, 82 % общей протяженности тепловых сетей требуют капитального ремонта или полной замены.

 

К основным причинам такого состояния систем коммунального теплоснабжения относятся дефицит финансовых средств, износ оборудования и тепловых сетей, слабое управление и нерешенные вопросы разграничения полномочий и ответственности в коммунальной энергетике, отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения.

 

Суровые климатические условия в России предопределяют теплоснабжение как наиболее социально значимый и в то же время наиболее топливоемкий сектор экономики: в нем потребляется примерно 40 % энергоресурсов, используемых в стране, а более половины этих ресурсов приходится на коммунальнобытовой сектор. Несмотря на это, теплоснабжение в отличие от основных отраслей топливноэнергетического комплекса не имеет единой технической, структурноинвестиционной, организационной и экономической политики. Относительно «прозрачны» лишь системы централизованного теплоснабжения, и в их числе – теплофикационные системы в составе акционерных обществ энергетики и электрификации и соответственно – Российского акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России».

 

Не ведется разработка сводного теплового баланса страны. В результате ряд направлений производства и использования тепловой энергии не учитывается.

 

На развитие теплоснабжения в перспективе будут оказывать влияние следующие факторы:

 

проводимые в настоящее время реформы жилищнокоммунального хозяйства, электроэнергетики и межбюджетных отношений, начинаемые преобразования в газовой отрасли (причем указанные реформы должныбыть организационно и экономически связаны);

 

темпы роста жилого фонда и промышленного производства в стране, прежде всего теплоемких отраслей;

 

решение вопросов о формах собственности на объекты коммунальной энергии;

 

прогнозируемый рост цен на природный газ;

 

резкий рост КПД теплоисточников за счет внедрения высокоэффективных блочномодульных котельных.

 

Указанные факторы были учтены при разработке энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234р ( . Основная цель энергетической стратегии – максимально эффективное использование ресурсного и производственного потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

 

Современная экономика России энергорасточительна. Энергоемкость ВВП России (при расчете его по паритету покупательной способности валют) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а по странам ЕС – в 3,1 раза. Расчеты показывают, что энергоемкость ВВП должна снизиться к 2020 году по сравнению с 2000 годом примерно в 2 раза ( .

 

Так, перестройка структуры экономики и технологические меры экономичности энергии уменьшат энергоемкость ВВП на 26–27 % к 2010 году и от 45 до 55 % к концу рассматриваемого периода. При этом до половины прогнозируемого роста экономики сможет быть получено за счет ее структурной перестройки без увеличения затрат энергии. так же 20 % даст технологическое энергосбережение и около трети прироста ВВП потребует увеличения расхода энергии.

 

Россия обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который оценивается в 39–47 % существующего годового потребления энергии.

 

Стратегия предусматривает интенсивную реализацию организационных и технологических мер экономичности топлива и энергии, т. е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономичности энергоресурсов способна к концу рассматриваемого периода уменьшить их расход в стране на 360–430 млн т. у. т. в год ( . Сдерживание развития энергоемких отраслей и интенсификация технологического энергосбережения позволят при росте ВВП за 20 лет в 2,3–3,3 раза ограничиться ростом потребления энергии в 1,25–1,4 раза и электроэнергии – в 1,35–1,5 раза. Примерно 20 % потенциала энергосбережения можно реализовать при затратах до 20 долл. США за 1 т. у. т., т. е. уже при действующих в стране ценах на топливо. Наиболее дорогие мероприятия (стоимостью свыше 50 долл. США за 1 т. у. т.) составляют около 15 % потенциала энергосбережения. Реализация всего потенциала энергосбережения займет до 15 лет.

 

Стратегией предусматривается рост объемов внутреннего потребления первичных топливноэнергетических ресурсов в России с 915 млн т. у. т. в настоящее время до 1 145–1 270 млн т. у. т. в 2020 году ( . Основой внутреннего спроса на ТЭР останется природный газ с динамикой потребления 463 млн т. у. т. в 2002 году; 525–580 млн т. у. т. в 2020 году. На жидкое топливо (нефть и нефтепродукты) в течение рассматриваемой перспективы будет приходиться 20–22 %, на твердое топливо – 19–20 %. Достаточно стабильным будет внутренний спрос и на нетопливные энергоресурсы (электроэнергию и тепло ГЭС и АЭС и возобновляемых источников энергии). При этом производство первичных ТЭР в России увеличится с 1 516 млн т. у. т. в настоящее время до 1 810–2 030 млн т. у. т. в 2020 году ( .

 

Представленные на 5 балансы предусматривают рост производства электроэнергии, являющейся необходимым условием развития экономики и повышения комфортности жизни населения, и совершенствование структуры ее производства за счет двукратного роста выработки на АЭС. Опережающими темпами во всех вариантах развития будет расти добыча угля, что будет обусловлено повышением уровня его технологической и ценовой конкурентоспособности.

 

Теплоснабжение такой северной страны, как Россия относится к числу важнейших приоритетов государственной экономической и энергетической политики.

 

В соответствии с энергетической стратегией ( прогнозируется рост производства тепловой энергии: в 2010 году – на 9–13 % и в 2020 году – на 22–34 % больше, чем в 2000 году. При этом предусматривается рост реального потребления тепловой энергии в 1,4–1,5 раза за счет сокращения потерь и использования высокого потенциала энергосбережения в этом секторе энергетики.

 

Стратегические цели теплоснабжения – это в первую очередь:

 

надежное снабжение теплом предприятий экономики и населения страны;

 

повышение эфф. функционирования и обеспечение устойчивого развития отрасли на базе новых современных технологий;

 

максимально эффективное использование возможностей когенерации.

 

Для достижения этих целей необходимо:

 

разработать программу реформирования теплоснабжения в России и создать государственную систему управления циклами теплоснабжения;

 

пересмотреть политику теплоснабжения городов и предприятий в части оптимального снижения централизации с целью повышения надежности теплоснабжения и снижения затрат на передачу тепловой энергии;

 

разработать и осуществить меры государственного регулирования для обеспечения коммерческой эфф. теплофикации для сохранения первичных энергоресурсов, снижения вредных выбросов от энергоисточников в окружающую среду, рационального использования территорий городов.

 

Для решения накопившихся проблем в теплоснабжении, которые проявились в последние годы особенно в жилищнокоммунальном секторе и связаны с эксплуатацией и дальнейшим развитием систем теплоснабжения (централизованных, децентрализованных, автономных, индивидуальных), необходимо осуществление комплекса мер, в частности:

 

В области совершенствования организационной, нормативной и правовой базы:

 

объединение тепловых сетей акционерных обществ энергетики и электрификации и муниципальных тепловых сетей в рамках одного предприятия (от коллекторов источников тепловой энергии до конечных потребителей), что определит ответственность таких предприятий за надежное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями. При этом в цикле реформирования жилищнокоммунального хозяйства должныбыть решены вопросы создания контролируемых потребителями организационных структур, ответственных перед населением за оказание услуг по теплоснабжению;

 

обновление, расширение и при необходимости создание нормативной базы, регулирующей решение проблем теплоснабжения силами и средствами всех производителей тепловой энергии. При этом должныбыть созданы организационноправовые и экономические механизмы разработки и реализации новых комплексных генеральных планов электро, газо и теплоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов, степени централизации теплоснабжения и теплофикации, что должно обеспечить минимизацию тарифов на производство и передачу тепловой энергии;

 

создание информационноаналитической базы данных и организация мониторинга всех действующих систем теплоснабжения для определения реальных затрат энергоресурсов, расходуемых на теплоснабжение, с последующей корректировкой (при необходимости) направлений развития теплоснабжения в городах, регионах и стране в целом.

 

В области разработки новых подходов к тарифному регулированию, управлению спросом и развитию рыночных отношений:

 

введение системы тарифов на тепловую энергию с выделением ст за мощность и энергию, и дифференцированных тарифов по объемам потребления, времени года, числу часов использования максимума нагрузок, и главное – отдельно по городам (возможно, и по отдельным источникам) с целью исключения перекрестного субсидирования неэкономичных источников тепла за счет высокорентабельных;

 

повышение эфф. функционирования энергоисточников и тепловых сетей за счет снижения издержек системы теплоснабжения в целом, привлечения частных инвестиций, создания условий для превращения теплоснабжения в сферу, привлекательную для бизнеса;

 

обеспечение управления спросом на тепловую энергию силами и средствами потребителей (а не поставщиков тепла, как это до сих пор принято в России), для чего потребуется массовое внедрение систем автоматического регулирования на тепловых пунктах у конечных потребителей с поэтапным переходом на независимые схемы присоединения к сети и внедрением количественного и количественнокачественного регулирования отпуска тепловой энергии, которая может быть поставлена (подана) в сеть от различных источников;

 

развитие рыночных отношений и изменение структуры собственности, что повлияет на структуру производства тепловой энергии в направлении децентрализации и меньшей зависимости от акционерных обществ энергетики и электрификации.

 

В области технического перевооружения отрасли:

 

осуществление реконструкции, модернизации и развития действующих систем централизованного теплоснабжения с целью максимально возможного использования комбинированного производства электрической и тепловой энергии;

 

обеспечение совершенствования технологий в области теплоснабжения и теплофикации, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счет внедрения газотурбинных, парогазовых, газопоршневых и газовинтовых ТЭЦ различной мощности с вытеснением действующих газовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок;

 

принятие мер по повышению надежности тепловых сетей за счет перехода на предварительно изолированные трубы, совершенствования оборудования, используемого в системах централизованного и децентрализованного теплоснабжения;

 

обеспечение с учетом суровых климатических условий и кризисных явлений в секторе муниципального теплоснабжения в каждой системе теплоснабжения резервных мощностей и запасов топлива в зависимости от продолжительности сверхнизких температур и их абсолютного значения.

 

Поскольку теплоснабжение в России имеет большое социальное значение, повышение его надежности, качества и экономичности является безальтернативной задачей. Любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействуют на экономику страны и усиливают социальную напряженность. Поэтому в рассматриваемой перспективе государство должно оставаться важнейшим субъектом экономических отношений в отрасли.

 

Одной из важнейших задач государственной энергетической политики является гарантированное обеспечение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам.

 

Сравнительно высокий уровень расходов на энергообеспечение в доходах малообеспеченных слоев населения, недостаточный уровень социальной поддержки реформ обуславливают необходимость проведения активной социальной политики, целью которой является минимизация негативных последствий повышения цен на энергоресурсы, в том числе и на тепло и горячее водоснабжение, для социально незащищенных групп населения.

 

Намечаемые уровни развития теплоснабжения, коренная модернизация и техническое перевооружение отрасли потребуют значительного роста инвестиций ( . Основным источником капитальных вложений будут являться собственные средства предприятий отрасли, государственное (муниципальное) финансирование, заемные средства, в том числе привлеченные на условиях проектного финансирования.

 

Создание условий для развития бизнеса в энергоэффективности и теплоснабжении является главной задачей. Для ее решения необходима разработка и принятие ряда законодательных актов.

 

Вопервых, закон «О теплоснабжении», которым регламентируются гражданскоправовые отношения, складывающиеся в теплоснабжении, отношения, связанные с регулированием деятельности по организации и функционированию теплоснабжения, и ответственность органов исполнительной власти всех уровней за надежность, качество, эффективность и доступность теплоснабжения. По плану работы Правительства РФ упомянутый проект закона должен быть разработан в IV квартале 2003 года.

 

Вовторых, внесение в закон «Об энергосбережении» изменений и дополнений, конкретизирующих механизмы исполнения отдельных его статей, в первую очередь касающихся федеральной бюджетной сферы, правовой основы создания региональных и муниципальных фондов энергосбережения, льгот при реализации энергосберегающих мероприятий и административной ответственности за нерациональное использование ТЭР. Концепция законопроекта должна быть представлена Правительству РФ в IV квартале 2003 года.

 

Указанные законопроекты и необходимые для их реализации нормативные документы, на наш взгляд, должныбыть разработаны и приняты не позднее 2004 года.

 



Интеллектуальные здания. Солнечные водонагреватели в климатических условиях средней полосы России Отопление и горячее водоснабжение. Опыт массового внедрения теплосчетчиков Учет теплоносителей и стоимость тепла. Здание биоклиматической архитектуры – «Городские ворота Дюссельдорфа» Микроклимат в помещениях.

На главную  Водоснабжение 





0.0055
 
Яндекс.Метрика