Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Водоснабжение 

Современные методы нормирования расходов тепловой энергии и топлива на предприятиях федерального железнодорожного транспорта с использованием АРМ «Стационарная энергетика» Теплоснабжение

Одним из важных способов экономичности энергоресурсов наряду с модернизацией морально устаревшего теплоэнергетического оборудования является научнообоснованное нормирование расходов топливноэнергетических ресурсов (ТЭР) на производственные и коммунальнобытовые нужды.

 

Оно приводит к повышению производительности труда, улучшению организации производства и эксплуатации теплоэнергетического хозяйства, способствует повышению технического уровня, экономичности теплоты и топлива, и снижению себестоимости эксплуатации и ремонта подвижного состава.

 

Установление научнообоснованных норм расхода ТЭР на единицу работы или единицу продукции создает основу для оценки потребности в энергетических ресурсах отдельных предприятий, дорог и отрасли в целом, и является первичной технической базой планирования энергоснабжения.

 

Действовавшая на сети дорог отраслевая методика нормирования расходов тепла и топлива для стационарных установок [1] была утверждена в 1975 году и до недавнего времени не пересматривалась. В ней устарел перечень эксплуатирующихся на сети котельных установок, за прошедшее время изменились ГОСТы по качеству поставляемого топлива, введены в действие новые СНиПы на отопление и горячее водоснабжение, отсутствуют отопительные характеристики зданий, построенных из современных материалов, и веса подвергаемых очистке деталей при ремонте для обновленного парка подвижного состава.

 

В течение 2001–2002 годов ВНИИЖТ переработал данную методику. Так, в конце 2001 года были утверждены нормы расхода тепловой энергии и топлива для отопительнопроизводственных котельных, отопления служебных и жилых зданий, горячего водоснабжения [2]; в конце 2002 года нормы расхода для технологических потребителей тепловой энергии и топлива, и нормы расхода тепловой энергии по видам ремонта подвижного состава [3].

 

Одновременно с переработкой норм разрабатывается электронная версия по всем выше перечисленным методикам с учетом требований, предъявляемых пользователями предприятий. При этом неэффективно создавать отдельную программу для каждого информационного раздела, т. к. многие из них используют зачастую одну и ту же нормативносправочную информацию. Было принято решение разработать автоматизированное рабочее место – АРМ «Стационарная энергетика», в состав которого входили бы не только нормативная база по тепловой энергии и топливу, но также и аналогичные разработки, связанные со стационарной нетяговой электроэнергетикой – освещение, станочный парк и т. д., по различным службам МПС (служба Т – служба локомотивного хозяйства, служба В – служба вагонного хозяйства и т. д.).

 

Основные требования, которые учитывались при разработке АРМ, следующие:

 

строгое соответствие нормативносправочной информации ранее утвержденным документам;

 

проведение расчетов инженерами без специальной теплотехнической подготовки;

 

минимум исходных данных;

 

принцип. возможность проводить вариантные расчеты или моделирование базовых показателей расчета, например, при изменении технического состояния эксплуатируемого оборудования (модернизация, естественное старение и т. п.), для анализа динамики расходов ТЭР;

 

увеличение уровня информационного обслуживания пользователей за счет ведения нормативносправочной базы.

 

АРМ «Стационарная энергетика» предназначено для работы как в виде программного комплекса, так и в виде набора отдельных программных модулей, реализующих отдельные функции. Структура разрабатываемого АРМ приведена на 1.

 

Каждый программный модуль реализует расчет норм расхода ТЭР для соответствующего раздела:

 

Нормирование расходов тепловой энергии и топлива:

 

для котельных,

 

в тепловых сетях,

 

на отопление и вентиляцию зданий,

 

на горячее водоснабжение.

 

Нормирование расходов тепловой энергии и топлива для технологических стационарных установок:

 

для сушки лесоматериалов,

 

для сушки песка,

 

для моечных машин различных типов,

 

для разогрева мазута,

 

для промывочнопропарочных станций,

 

на наружную обмывку подвижного состава,

 

для новых теплогенерирующих установок.

 

Нормирование расходов тепловой энергии и топлива по видам ремонта подвижного состава.

 

Нормирование расходов электрической энергии для предприятий по службам.

 

В дальнейшем предполагается разработать электронную версию энергетического паспорта, в котором максимально должен быть отражен состав и режим эксплуатации энергетического оборудования, действующего на предприятии. При этом информация об оборудовании используется другими программными модулями, и, этих данных достаточно для расчета норм и вывода на печать полученного результата.

 

В качестве прикладной программы на настоящем этапе предлагается программа определения стоимости отпущенной тепловой энергии. В дальнейшем предполагается разработать другие прикладные программы, например, расчет норм на освещение служебных зданий и сооружений и ряд других.

 

В качестве примера изучим нормирование работы котельной пансионата «Березовая роща», находящегося на балансе Московской железной дороги.

 

Предварительно было произведено энергетическое обследование, в результате которого установлено следующее:

 

В котельной пансионата работают два котла ДКВР 10/13, эксплуатирующиеся круглый год, т. к. они обеспечивают отоплением и горячим водоснабжением как сам пансионат, так и жилой массив, расположенный рядом.

 

Длина магистральных тепловых сетей, находящихся на балансе пансионата, равна 1 633 м (диаметр – от 150 до 300 мм).

 

В качестве топлива используется природный газ.

 

Расчетная тепловая нагрузка составляет 15 000 Гкал/год. При этом по данным бухгалтерии расход природного газа – 3 183 159 м3 (3 628 тыс. т. у. т.).

 

Средние зимняя и летняя температуры наружного воздуха близки к значениям СНиП.

 

После загрузки из основного окна АРМ программного модуля «Котельная» активизируется окно ввода исходных данных для расчета норм расхода топлива для котельной ( .

 

Предварительно для каждого объекта заполняются «Сведения о предприятии», которые включают в себя как наименование предприятия, так и должности руководителя и ответственных лиц с расшифровкой фамилий. далее можно переходить к «Нормированию топлива производственноотопительными котельными». Заполнив соответствующие поля ввода, а именно: продолжительность нормируемого периода, значение КПД котлов, величину поверхности нагрева; выбрав вид топлива, режим загрузки котлоагрегатов, общее количество тепловой энергии, потребное получателю и ряд других значений, – можно, нажав на кнопку «Результаты расчета», получить выходную форму ( .

 

но надо принять во внимание, что в нашем случае котельная не только генерирует тепловую энергию, но и является предприятиемпоставщиком, т. е. само транспортирует энергию до потребителя.

 

Перейдя на главное окно АРМ и активизировав кнопку «Тепловые сети», мы получим окно ввода данных по расчету норм потерь в тепловых сетях.

 

Аналогично следует заполнить сведения о предприятии. При этом необходимо учитывать, что программа рассчитывает потери теплоты для каждого сезона отдельно. В нашем случае сеть 1 соответствует зимнему периоду, а сеть 2 – летнему; результат будет суммирован.

 

После ввода в соответствующие поля температурного графика, протяженности и диаметра трубопроводов, нагрузки и т. д. можно аналогично подсчитать нормативные потери тепловой энергии в теплотрассе. Результаты расчета приведены на 4.

 

Пересчитав 2 388,41 Гкал в т. у. т. (341, и прибавив их к норме расхода топлива котельными (2 507,4 , получим значение нормативного расхода топлива, необходимого для обеспечения пансионата и жилого массива в требуемом количестве тепловой энергии – 2 848,55 т. у. т. Простой подсчет позволяет установить, что на данном предприятии перерасход топлива составляет около 27%, (3 628 / 2 848,55 = 1,27 , что обусловлено в первую очередь изношенностью основных фондов в котельной и тепловых сетях.

 

Литература
Кистьянц Л. К., Юдаева Е. М. Нормирование расходов тепла и топлива для стационарных установок железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1976.

 

Нормативная база тепло и топливопотребления стационарных объектов железных дорог / ВНИИЖТ. М., 200 С текстом документа можно ознакомиться на сайте www.rmkenergo.ru.

 

Методика нормирования расхода теплоты и топлива стационарными установками железнодорожного транспорта / ВНИИЖТ. М., 200 С текстом документа можно ознакомиться на сайте www.rmkenergo.ru.

 



О новом федеральном законе РФ «О техническом регулировании» Проектирование и нормативно. Учет тепла в Приморском крае Учет теплоносителей и стоимость тепла. Cтеклянные двойные фасады. Имеют ли смысл, с точки зрения строительной физики, новые разработки фасадов? Энергоэффективные здания. Технологии. Энергоаудит.

На главную  Водоснабжение 





0.0068
 
Яндекс.Метрика