Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Водоснабжение 

Вопросы отопления современных кинотеатров Отопление и горячее водоснабжение

В современных построенных в больших городах отдельно стоящих кинотеатрах, рассчитанных на 800–1 100 и более мест, ночной перерыв в работе обычно составляет 9 часов. При работе этих кинотеатров зимой тепловыделения в фойе и особенно в зрительных залах с избытком превышают теплопотери даже при температурах наружного воздуха, близких к расчетной для отопления (для Москвы равной –26 °С). Для поддержания комфортных условий в фойе и зрительных залах кинотеатры оборудуют мощной вентиляцией, а в ряде случаев – устройствами для кондиционирования воздуха. По действующим нормам в фойе и подвальных помещениях устанавливают радиаторы центральной системы отопления, а в зрительном зале предусматривают устройство дежурного отопления.

 

Дежурное отопление проектируется с таким расчетом, чтобы поддерживать в зрительном зале температуру воздуха, равную 14 °С в нерабочее время кинотеатра, когда нет теплопоступлений от зрителей. При расчетах не учитывается теплоаккумуляция ограждающих конструкций. Систему дежурного отопления в обычных условиях эксплуатации во время сеанса не отключают, что заставляет понижать температуру приточного воздуха во избежание перегрева зала. В связи с этим возникают местные переохлаждения воздуха в зоне пребывания людей и увеличивается подвижность воздуха, неприятная для зрителей.

 

Предварительные расчеты, проведенные по методике проф. Л. А. Семенова [1], показали, что в отдельно стоящих кинотеатрах типа «Прогресс», «Ленинград» и «Рассвет» (построенных за последнее время в Москве) за время ночного перерыва при отключенных отопительных приборах и даже их отсутствии температура воздуха в фойе и зрительном зале не должна опускаться ниже минимально допустимой.

 

Для проверки этого положения в течение трех отопительных периодов – с 1959 по 1961 год – проводились исследования температурновлажностного режима воздушной среды в основных помещениях кинотеатра «Прогресс».

 

Кинотеатр «Прогресс» представляет собой отдельно стоящее здание на 1 060 мест с кирпичными стенами толщиной 640 мм, не считая внутренней штукатурки и наружного облицовочного кирпича толщиной 60 мм. Кинотеатр построен на Ломоносовском проспекте в Москве по проекту института Моспроект. Зрительный зал кинотеатра имеет 4 наружных ограждения – стены и потолок. Коэффициенты теплопередачи наружных стен и покрытия зрительного зала соответственно равны 0,82 и 0,55 ккал/м2 • ч • град. Под зрительным залом на первом этаже расположено фойе, имеющее две наружные стены с двойными окнами в деревянных переплетах. Остекленность наружных стен в фойе равна 25,2 %.

 

В кинотеатре принята двухтрубная система отопления с нижней разводкой магистралей в подвале, с попутным движением воды.

 

В зрительном зале предусмотрено дежурное отопление от двух рециркуляционных гравитационных водонагревателей, поверхность нагрева которых выполнена из калориферов КФБ9, установленных в вертикальных шахтах. Шахты расположены по обе стороны экрана над выходами из зрительного зала. В заэкранной части и в нишах у выходов из зрительного зала установлены радиаторы типа «Нерис» (число секций указано на планах – 1 и 2 – с индексом Н). В фойе в нишах под окнами установлены радиаторы типа Н136 (число секций указано на планах без индекса). Радиаторы установлены также во всех помещениях административной части, на внутренних лестницах, в вестибюле и в помещениях подвала. В полу вестибюля размещены панели лучистого отопления, нагреваемые обратной водой системы отопления.

 

Для нагревания поступающего в вестибюль наружного воздуха в пространство м. двойными входными дверями подается подогретый воздух воздушнотепловой завесы. В зрительном зале предусмотрено кондиционирование воздуха, в фойе – приточновытяжная вентиляция.

 

Конечной целью проводившихся исследований было выявить принцип. возможность отказа от отопления фойе и зала в кинотеатрах типа «Прогресс». Кроме того, выявлялась также принцип. возможность применять формулы проф. Л. А. Семенова [1] и проф. В. Д. Мачинского [2] для определения снижения температуры воздуха при квазистационарном тепловом режиме в зрительных залах подобных кинотеатров.

 

При проведении исследований отключались калориферы дежурного отопления зрительного зала и радиаторы в заэкранной его части, и все радиаторы в фойе, вестибюле, на внутренних лестницах и в подвале (за исключением радиаторов, установленных в подземном помещении холодильной станции).

 

Непрерывные замеры температуры воздуха проводились недельными термографами в течение 5 недель в 1959 году, 12 недель в 1960 году и 3 недель в 1961 году.

 

Расположение точек замеров показано на планах, и на разрезе кинотеатра «Прогресс» ( 1, 2 и . Термографы были установлены в зрительном зале на эстраде перед (т. и за (т. экраном, в смотровом окне проекционной (т. и в фойе на высоте двух метров от пола (т. . В этих же точках были установлены недельные гигрографы для непрерывных замеров относительной влажности воздуха. В то же время при помощи недельного термографа непрерывно фиксировалась температура наружного воздуха.

 

Несколько раз при помощи термопар и потенциометра проводились также наблюдения за изменением в течение нерабочего времени температуры внутренней поверхности наружной стены.

 

Замеры проводились у пола на эстраде и в заэкранной части (т. , где в меньшей степени сказывалась инфильтрация наружного воздуха в зрительный зал через неплотно закрытые вытяжные отверстия над выходными дверями. Термопара была также установлена на расстоянии двух метров от 5й точки в щели той же наружной стены (т. . Одновременно в точках 1, 2, и 3 и на высоте 30 см над полом у первого ряда кресел зала (т. определяли температуру и относительную влажность воздуха при помощи психрометра Асмана.

 

На основании термограмм за периоды, в течение которых проводились наблюдения, построен график ( зависимости снижения температуры воздуха в зрительном зале Аt за 8 часов ночного перерыва от средней наружной температуры воздуха tсн. При построении графика для каждого значения наружной температуры от 0 °С и ниже записывались соответствующие величины падения температуры воздуха в помещении Аt, которые затем усреднялись. Необходимо отметить, что величина Аt зависит не только от наружной температуры, но и (в связи с возможностью перетекания наружного воздуха через выходные двери, расположенные с наветренной и заветренной сторон зрительного зала) от скорости ветра и его направления. Поэтому построенный график характеризует лишь средние величины Аt в зависимости от tсн.

 

В фойе снижение температуры воздуха относилось не к 8, а к 9 часам нерабочего времени, т. к. приточный вентиляционный агрегат фойе выключался одновременно с началом последнего сеанса.

 

За время наблюдений термографы, установленные на эстраде перед экраном (т. , т. е. на уровне 1,5 м от пола в пределах зоны пребывания зрителей (рабочая зона) в средних рядах зала, не записали снижения температуры в помещении более чем на 4 °С, при температуре tрв = 16–20 °С (где tрв – температура воздуха в рабочей зоне средних рядов зрительного зала в момент окончания сеанса). Самые низкие показания термографов, установленных на эстраде перед экраном, были при этом равны 14 °С (три раза за три отопительных периода).

 

В фойе максимальное снижение температуры воздуха за 9 часов перерыва составило 5 °С при температуре tфв = 18–25 °С. Наиболее интенсивное снижение температуры в зрительном зале наблюдалось в течение первых 3х часов, а в фойе – в течение первого часа после ухода зрителей. В зрительном зале температура воздуха в рабочей зоне средних рядов поддерживалась, равной 18 °С, а в фойе – равной 20 °С.

 

График зависимости Аt = f(tсн) демонстрирует довольно устойчивую связь м. Аt и tсн. Большее снижение температуры воздуха в зрительном зале на уровне кинопроекционной и в фойе по сравнению с рабочей зоной зрительного зала объясняется более высокими начальными температурами воздуха на уровне проекторов tпрв  и в фойе tфв, чем в рабочей зоне.

 

При построении графика ( не учитывалось кратковременное повышение температуры воздуха в помещениях («пики» температуры), обусловленное отключением вентиляции до окончания последнего сеанса.

 

Соотношение температур воздуха в помещениях в момент окончания последнего сеанса следующее:

 

На 5 представлен характерный график изменения температуры воздуха в зрительном зале и температуры внутренней поверхности наружной стены в заэкранной части. Замеры производились ночью и утром 3го марта 1960 года при tсн = –16,5 °С.

 

На графике видны характерные «пики» температуры воздуха, относящиеся к последнему сеансу. но это кратковременное повышение температуры воздуха не сопровождалось значительным ростом температуры внутренней поверхности стен (т. .

 

Некоторый период после ухода зрителей температура воздуха в зрительном зале (т. 2, т. интенсивно падала. В это время теплосодержание, полученное воздухом в течение последнего сеанса при отсутствии вентиляции, использовалось для покрытия дополнительных теплопотерь. Затем снижение температуры воздуха замедлялось.

 

Вследствие значительной инфильтрации наружного воздуха температура воздуха в отдельных местах зрительного зала, особенно перед первым рядом (т. , где ночью наблюдалась наибольшая подвижность воздуха, становилась ниже температуры внутренней поверхности наружной стены. Поэтому тепло, аккумулированное массивом наружных стен, расходовалось и на подогрев воздуха, инфильтрующегося в зрительный зал.

 

К началу утреннего сеанса температура внутренней поверхности наружных стен оказывалась близкой к температуре воздуха в помещении. Из графика ( видно, что абсолютная величина снижения температуры воздуха помещения незначительна даже при температуре наружного воздуха, близкой к расчетной температуре для отопления. Температура точки росы при этом не достигается.

 

На основании проведенных наблюдений можно утверждать, что для кинотеатров типа «Прогресс» с массивными ограждениями следует отказаться как от дежурного отопления зрительного зала, так и от отопления фойе. Как показали натурные наблюдения и соответствующие расчеты, для поддержания необходимой температуры воздуха в помещениях подвала вполне достаточно теплопоступлений от проложенных в них магистральных трубопроводов системы отопления, и теплопоступлений через междуэтажное перекрытие над подвалом.

 

На основании экспериментальных данных была проверена принцип. возможность применения формул В. Д. Мачинского и Л. А. Семенова для расчетов падения температуры воздуха в нерабочее время в зрительных залах крупных отдельно стоящих кинотеатров.

 

Проф. В. Д. Мачинским [2] приведена следующая формула для расчета температуры воздуха в помещении при нестационарном тепловом режиме:

 

tсн – средняя температура наружного воздуха за рассматриваемый период в град;

 

tв – начальная температура воздуха помещения в град;

 

q – теплопотери помещения при разности температур внутреннего и наружного воздуха в 1 °С в ккал/ч;

 

t'o – начальная избыточная температура отопительной системы (начальная разность м. средней температурой нагревательного прибора и температурой воздуха помещения) в град;

 

f1 и k1 – поверхность нагрева и k теплоотдачи отопительной системы соответственно в м2

 

и ккал/(м2 • ч • град);

 

с – эквивалент (общая теплоемкость) содержания воды и металла в отопительной системе;

 

W – тепловыделения ограждениями и мебелью при снижении их поверхностной температуры на 1 °С в ккал/(ч • град);

 

W' – постоянные тепловыделения зрителями за 1 ч в ккал/ч;

 

m – коэффициент, учитывающий отставание температуры внутренних ограждений от температуры воздуха в помещении; для первого периода m = 0,5 при At > At (здесь At – снижение температуры внутренней поверхности ограждений за то же время, что и для At); для второго и третьего периодов m = 1 при At At;

 

z – время в часах;

 

e – основание натурального логарифма.

 

В кинотеатре «Прогресс» в течение трех отопительных периодов система отопления в зрительном зале была выключена, т. е. В = 0.

 

Во время ночных перерывов в зрительном зале людей не было, поэтому в выражении ( А = tсн. В результате преобразования формула ( принимает следующий вид:

 

где ki – коэффициенты теплопередачи конструкций (наружные стены и потолок) в ккал/(м2 • ч • град);

 

Fi – соответствующие площади конструкций в м2;

 

wi – тепловыделения 1 м2 ограждения при падении поверхностной температуры на один градус за z часов в ккал/(м2 • град);

 

Gi – вес мебели, занавеса и т. п. в кг;

 

ci – теплоемкость мебели, занавеса и т. п. в ккал/(кг • град).

 

В. Д. Мачинский [2] рассматривает три периода остывания помещения при нестационарном тепловом режиме после отключения нагревательных приборов. В первый период температура воздуха в помещении быстро падает, в то время как температура поверхностей внутренних и, особенно, наружных ограждений снижается незначительно. Во второй период темп падения температуры примерно одинаковый для всех ограждений и воздуха. В третий период охлаждается вся толща ограждений, даже начинает падать температура наружных поверхностей.

 

Определение продолжительности первого периода, для которого в формуле ( m = 0,5, производится путем подбора. При определении температуры воздуха в помещении в первый период, согласно указаниям В. Д. Мачинского, при подсчете величины W не учитывались тепловыделения наружными ограждениями изза малого снижения их поверхностной температуры по сравнению со снижением температуры воздуха в помещении. При подсчете величины W для внутренних ограждений значения wi определяли подбором по скорости падения температуры воздуха [2, табл. на с. 158]. Тепловыделения мебелью принимаются из расчета равномерного снижения температуры, т. е. на основании формулы ( Wмеб = Gc.

 

Сравнение теоретических и экспериментальных данных о снижении температуры воздуха в зрительном зале производилось только для первого периода. Продолжительность этого периода по экспериментальным данным составила более 8 часов ( 5 и термограммы на , т. е. первый период охлаждения соответствует всему ночному перерыву.

 

В частности, при tсн = –5,7 °С и tнв = 16,5 °С (28/II – 1959 г.);
tсн = –16,5 °С и tнв = 16,7 °С (3/III – 1960 г.), и tсн = –19 °С
и tнв = 19 °С (25/I – 1961 г.) были подсчитаны отношения теоретических снижений температуры воздуха в зрительном зале АTt, найденных по формулам, к действительным Аt, записанным термографами без учета временного повышения «пик» температуры.

 

АTt определялось по разности:

 

где tнв – температура воздуха в зрительном зале в момент окончания последнего сеанса, принятая в расчетах за начальную, в град;

 

t8 – температура воздуха в зрительном зале после 8 часов нерабочего времени (в 8 часов 30 минут).

 

В 8–8:30 утра в кинотеатр приходит обслуживающий персонал, открывающий внутренние двери. Более теплый воздух из подвала в фойе попадает в зрительный зал, и температура воздуха в зрительном зале начинает повышаться (примерно с 8–8:30, а не со времени начала первого сеанса). Поэтому нерабочим (8 часов) принято считать время с момента окончания последнего сеанса до прихода обслуживающего персонала ( .

 

При определении АTt значения wi принимались в зависимости от темпа охлаждения по таблице [2, с. 172], примерно соответствующего найденному с помощью формулы ( .

 

Для примера найдем температуру воздуха в зрительном зале после 8 часов ночного перерыва при tсн = –19 °С и tнв = 19 °С (по замерам в ночь на 25/I – 1961 г.).

 

Задавшись предварительным темпом охлаждения 1 °С за 1 час и найдя соответствующие значения wi по таблице [2, с. 158], по формуле ( определяем W:

 

W = 15,6 х 146,5 + 10,0 х 1075,0 + 9,6 х 985,0 + 10 х 1000 x 0,65 = 28 990 ккал/град, где первое слагаемое – тепловыделения внутренней кирпичной стеной, второе – потолком и двумя сторонами внутренних перегородок, третье – полом и четвертое – 1 000 креслами весом по 10 кг каждое.

 

По теплотехническому расчету (формула , для зрительного зала q = 1 155 ккал/(ч • град). При z = 8 часам по формуле (

 

и по формуле (

 

Очевидно, что принятый темп охлаждения (1 °С за 1 час) не соответствует полученному (1 °С за 8/18,92 = 0,42 ч).

 

Задавшись другими темпами охлаждения, 1 °С за 2, 3, 4 и 5 часов при соответствующих значениях wi по формуле ( найдем, что снижение температуры воздуха после 8часового перерыва соответственно равно 16,29; 14,97; 14,07 и 13,80 °С, откуда расчетный темп охлаждения соответственно равен 1 °С за 0,5; 0,54; 0,57 и 0,58 часа. Как видно, эти значения так же более расходятся с предварительно принятыми темпами охлаждения и значительно отличаются от Аt = 2,8 °С ( табл.).

 

Расчеты, приведенные для других условий (tсн = –5,7 °С и tнв = 16,5 °С; tсн = –16,5 °С и tнв = 16,7 °С), по формуле ( показали значительное расхождение м. АTt и Аt.

 

На основе сравнения теоретического и действительного снижения температуры воздуха в зрительном зале следует прийти к выводу о нецелесообразности применения формулы ( В. Д. Мачинского для определения снижения температуры воздуха при нестационарном режиме в зрительных залах крупных отдельно стоящих кинотеатров.

 

Были произведены также подсчеты по формуле Л. А. Семенова [1]:

 

где М – k неравномерности теплового потока;

 

где m – время отопления;

 

n – время перерыва;

 

m + n – длительность теплового цикла (при )

 

Qсред – средние теплопотери помещения в ккал/ч;

 

а – поправочный k (при воздушном отоплении a = 0,9 ;

 

В – k теплопоглощения в ккал/(м2 • ч • град), равный

 

Fo – общая площадь поверхности в м2.

 

Значения В приняты по табл. 17 «Справочника по теплоснабжению и вентиляции в гражданском строительстве» [3]. По расчету для зрительного зала (с учетом поверхности кресел) SBFo = 10 800 ккал/(ч • град) и по формуле ( q = 1 155 ккал/(ч • град). Все расчеты сведены в таблицу.

 

Как видно из таблицы, формула Л. А. Семенова при подсчетах АTt для зоны пребывания людей в зрительных залах рассматриваемых кинотеатров дает завышенные в среднем в 1,5 раза результаты (при выбранном коэффициенте a = 0,9 .

 

Как уже отмечалось, в приведенных соотношениях значения АTt принимались без учета временных повышений температуры, которые получаются в результате отключения вентиляции одновременно с началом последнего сезона. Повышение температуры воздуха в зрительном зале в течение последнего сеанса достигало 2 °С. За это же время, т. е. примерно за 2 часа, температура внутренних поверхностей ограждений повышалась только на 0,25–0,5 °С ( 5, . Поэтому, как подтвердили наблюдения, значения Аt во всех точках замеров при отключенной вентиляции на последнем сеансе были на 0,5–1 °С больше значений Аt при вентиляции, работающей до конца последнего сеанса.

 

Выключение вентиляции привело, как показали гигрограммы, к резкому повышению относительной влажности («пикам» относительной влажности), чего не наблюдалось при непрерывной работе вентиляции. Кондиционер, обслуживающий зрительный зал, работал без увлажнения воздуха. Относительная влажность в зрительном зале в дневное время была равна примерно 25–30 % и лишь при отключении вентиляции на последнем сеансе повысилась до 40–50 % ( , т. е. до расчетной влажности при кондиционировании воздуха. Отсюда следует, что проведенные исследования верны и для того случая, когда в зале постоянно будет поддерживаться подобная относительная влажность воздуха. Однако, если в этом случае кондиционер не будет работать в течение последнего сеанса, то перед его отключением необходимо последние 20–30 минут вентилировать зал без увлажнения воздуха.

 

Параллельно с наблюдениями в кинотеатре «Прогресс» были проведены наладочные работы (диаметр сопла элеватора был уменьшен с 6,5 до 3 мм), что позволило уменьшить расход тепла в здании за счет отключения радиаторов, имеющих поверхность 234,4 м2 (из общего количества 325,2 м2) в фойе, на внутренних лестницах и в подвале, и системы дежурного отопления зрительного зала. Эти мероприятия привели к значительному снижению стоимости теплоснабжения кинотеатра.

 

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

 

В зрительных залах отдельно стоящих крупных кинотеатров, расположенных в климатических условиях Москвы, характерных для средней полосы европейской части СССР, имеющих массивные наружные ограждения и работающих с 9–10часовым перерывом в ночное время, устройства систем дежурного отопления не требуются.

 

При проектировании систем вентиляции и отопления кинотеатров необходимо производить расчет снижения температуры воздуха в зрительных залах. При расчете рек. пользоваться формулой ( , причем для зоны пребывания людей в зрительном зале следует принимать а = 0,7, как для помещений с печным или центральным отоплением [1].

 

В фойе крупных кинотеатров, оборудованных приточновытяжной вентиляцией, при условиях, указанных выше, следует отказаться от установки нагревательных приборов центрального отопления. В этом случае расчет источников теплоснабжения – вентиляционных агрегатов – необходимо производить при расчетной наружной температуре для систем отопления.

 

При длительных перерывах в работе кинотеатров залы и фойе следует отапливать с помощью калориферов вентиляционных установок, работающих на рециркуляцию.

 

В подвальных помещениях, в которых прокладываются теплопроводы, должны учитываться теплопоступления от магистральных горячих труб (с отказом в случае необходимости от изоляции последних).

 

При строительстве новых кинотеатров типа кинотеатра «Прогресс» в климатических условиях, близких к московским, осуществление указанных выше мероприятий может дать экономию капиталовложений с учетом стоимости разводки трубопроводов и арматуры в сумме около 3 000 руб. (в том числе 1 500 руб. за счет отказа от устройства дежурного отопления в зрительном зале) при общей стоимости системы отопления по проекту 6 080 руб.

 

В дальнейшем представляет определенный интерес проведение подобных исследований, посвященных работе систем отопления, в фойе крупных кинотеатров, вертикальные ограждения которых выполнены в виде немассивных стеклянных витражей (как, например, в кинотеатрах «Ракета» и «Россия» в Москве).

 

Литература
Семенов Л. А. Печное отопление. – М. : Госстройиздат, 1960.

 

Мачинский В. Д. Теплотехнические основы строительства. – М. : Госстройиздат, 1949.

 

Щекин Р. В. и др. Справочник по теплоснабжению и вентиляции в гражданском строительстве. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. – Киев, 1959.

 

Ежемесячный научнотехнический и производственный журнал «Водоснабжение и санитарная техника», май, 1962, № 5.

 



Чистые комнаты для фармацевтических продуктов Микроклимат в помещениях. Модернизация систем климатизации музейных помещений c целью повышения качества хранения экспонатов Микроклимат в помещениях. Использование гидравлического разделителя при децентрализованном теплоснабжении здания Теплоснабжение. Опыт проектирования и эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха зданий учебных центров Проектирование и нормативно.

На главную  Водоснабжение 





0.0068
 
Яндекс.Метрика