Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Водоснабжение 

Переход на приборный учет водопотребления – кому это выгодно? Учет теплоносителей и стоимость тепла

В настоящее время одной из актуальных проблем является своевременное и качественное предоставление жилищнокоммунальных услуг (ЖКУ) по экономически обоснованным тарифам при одновременном ресурсосбережении. ЖКУ занимают особое место на потребительском рынке. Если на товарном рынке покупатель пользуется определенной свободой выбора как в приобретении товара, так и выборе продавца, то при получении услуг ЖКХ выбора до недавнего времени не было. На на данный моментшний день как у населения, так и у юр. лиц наблюдается дифференцированный спрос на отдельные виды коммунальных услуг – это горячее, холодное водоснабжение, и, соответственно, водоотведение, расчет за потребление которых производится по приборам учета или по установленным нормативам потребления. Данная статья посвящена анализу нормативного и фактического водопотребления населения Москвы.

 

В отличие от динамики цен на другие услуги и товары, в сфере ЖКХ отмечается активизация инфляционных циклов (табл. .

 

* в том числе водоотведение

 

** входит тариф за ХВС

 

За период с 2004 по 2006 годы тарифы на жилищнокоммунальные услуги в пересчете на стандартную квартиру площадью 54 м2 при трех прописанных жильцах (средний состав семьи) в среднем возросли в 1,7 раза.

 

Что касается тарифов на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, то темп их прироста в 2006 году по отношению к 2005 году составляет 28, 25 и 24 % соответственно.

 

Оплата услуг по водоснабжению и водоотведению составляет 322,3 руб./чел., что в общей стоимости жилищнокоммунальных услуг составляет около 41 % ( .

 

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 566 от 28.07.1998 года «О мерах по стимулированию энерго и водосбережения в г. Москве» в Москве норматив водопотребления составляет 384 л/сут.•чел., в том числе 230 л холодной и 154 л горячей воды. По сравнению с другими крупными городами, Москва по величине норматива и объему фактического потребления горячей и холодной воды занимает первое место.

 

В целях ресурсосбережения в настоящее время осуществляется программа Правительства Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 77ПП от 10.02.2004 года «Порядок учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета». Уже примерно 70 % жилищного фонда Москвы оснащено общедомовыми узлами учета, и практикуется установка поквартирных приборов учета.

 

У населения возникает вопрос: кому выгодно устанавливать узел учета тепловой энергии (УУТЭ), в чем разница м. квартирными и общедомовыми приборами учета? Есть ли смысл устанавливать счетчики у себя в квартире?

 

Установив в квартире индивидуальные счетчики, семья оплачивает свое фактическое потребление воды, показания же общедомовых УУТЭ распределяются пропорционально между остальными жильцами жилого дома. При оснащении всех квартир приборами общедомовой узел становится контролирующим, а каждый оплачивает услуги по фактическому потреблению индивидуально. Ниже приведен график ( , на котором отображены данные о фактическом суммарном водопотреблении по сравнению с нормативным. Данные получены по показаниям квартирных приборов учета (снятых с помощью АСКУЭ), которыми оснащены все отдельной квартиры жилого дома. Одновременно сведения о водопотреблении были получены по общедомовым приборам учета. Сравнение данных показало, что различие показаний общедомовых и суммы поквартирных приборов составляет не более (5 ± %.

 

Невооруженным взглядом видно, что показания значительно отличаются от нормативов в пользу населения.

 

На основании этих данных проведем сравнительную характеристику оплаты населением водоснабжения и водоотведения при наличии приборов учета и согласно нормативному начислению с учетом субсидии на оплату жилищнокоммунальных услуг.

 

Для этого, условно, возьмем две семьи, состоящие из трех человек и проживающие в благоустроенной квартире общей площадью 54 м Но примем, что одна семья имеет право на субсидии, а вторая – нет.

 

Как показала практика, по начислению за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение по приборам учета, фактически в среднем один человек потребляет холодную и горячую воду в количестве 150–200 л/сут., или 4,5–6 м3/мес., т. е. в среднем на одного человека в сутки приходится 60–90 л холодной и 90–110 л горячей воды. Сравнивая с нормативами (на одного человека 154 л/сут. горячей и 230 л/сут. холодной воды), видим, что отношение нормативного и фактического потребления воды составляет 2–2, Эти данные подтверждаются расчетами компаний, рекомендованных ГУП «Мосводоканал» для производства работ по установке и техническому обслуживанию квартирных водосчетчиков.

 

На основе представленных данных рассчитаем нормативное и фактическое потребление с учетом субсидий на оплату жилищнокоммунальных услуг. Расчеты проводились по стоимости основного набора ЖКУ на 2006 год (табл. . Результаты расчетов представлены в табл. 2.

 

Семья, не имеющая право на субсидию, оплачивает полностью сумму, начисленную по тарифу, а семьясубсидант – только ту часть, которая начислена за вычетом субсидий.

 

В данном случае оплата за потребление услуги при наличии приборов учета уменьшается в 1,3 раза, но при этом размер субсидии уменьшается в 1,5 раза.

 

Прогнозируя платежеспособную принцип. возможность населения Москвы на оплату ЖКУ как при начислениях по нормативному потреблению, так и при оплате услуг по водоснабжению и водоотведению по приборам учета, становится интересным проанализировать, как эти соотношения изменятся для всего населения Москвы и какую выгоду (экономию) от перехода на приборный учет водопотребления получают бюджет города и население.

 

В табл. 3 приведены основные расчетные данные, из которых видно, что при наличии приборов учета общая сумма субсидий при существующем социальноэкономическом составе населения сокращается в 2 раза, вследствие чего уменьшаются расходы городского бюджета, а величина средств, собираемых с населения, уменьшается в 1,3 раза. При этом консолидированный городской бюджет за счет сокращения субсидий дополнительно получит средств на сумму 381 млн руб./мес.

 

Полученные расчеты позволят определить повышение тарифов в соответствии с ростом средних доходов на душу населения, и размер необходимой социальной жилищной компенсации по дифференцированным группам населения в соответствии с их средними доходами.

 

Для наиболее удобного визуального восприятия результаты расчета приведены в графической форме ( .

 

Из табл. 3 и 3 наглядно видно, что величина средств за ЖКУ, собранных с населения при наличии приборов учета, превышает величину средств, собранных с населения, оплачивающего водопотребление и водоотведение по нормативу.

 

Расчеты проводились по данным водопотребления той части жилого фонда, которая оснащена не только общедомовыми и поквартирными приборами учета, но и системой удаленного считывания данных (АСКУЭ). Полученное при этом значение среднего водопотребления (~200 л/чел.•сут.) присваивалось каждому жильцу. но более детальный анализ данных дает следующую картину:

 

45–50 % семей потребляет воду в 2 раза меньше по сравнению с нормативами, а следовательно, уже сейчас оплачивает 100 % ЖКУ;

 

25–30 % семей потребляет воду не более нормы;

 

20–25 % семей потребляет воду заметно более нормы, что может быть следствием поднаема, чаще всего несанкционированного. При этом эти семьи потребляют 50 % от общего водопотребления дома.

 

Обратившись снова к графику на 2, видим, что в целом жилой дом не только оплачивает всю потребленную воду, но и переплачивает на величину разницы м. нормативным и фактическим потреблением.

 

Эти данные дают повод усомниться в обоснованности и необходимости повышения тарифов на ЖКУ, по крайней мере, для 75–80 % семей. В то же время для семей со сверхнормативным потреблением вполне возможно введение повышающих коэффицентов на тарифы за перерасход ресурсов.

 

Можно также сделать вывод о том, что повсеместная установка поквартирных приборов учета с одновременным переходом на 100 % оплату ЖКУ если не сократит, то, по крайней мере, существенно не увеличит количество семейсубсидантов.

 

Несмотря на то, что пока поквартирные счетчики в старом фонде устанавливаются за счет средств населения, затраты на их установку (примерно 4 840,57 руб. за два прибора – на ХВС и ГВС, с учетом монтажа), как показано на 4, окупаются примерно в течение одного года.

 

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы.

 

Вопервых, повсеместный переход на приборный учет превратит потребителя коммунальных услуг в покупателя.

 

Вовторых, при одновременном пользовании жилищной субсидией и оплатой по счетчикам доля расходов населения на жилищнокоммунальные услуги снижается до 2,5 раз, в то время как без субсидий эта разница составляет около 50 %, что значительно меньше.

 

Втретьих, приборный учет позволит сократить расходы на водоснабжение, т. к. подсознательно потребитель, а как уже отмечалось выше, покупатель, станет более экономно относиться к потреблению коммунальных услуг.

 

Вчетвертых, сократятся расходы предприятий жилищнокоммунального хозяйства, что достаточно важно. Сократятся затраты консолидированного бюджета города для обеспечения социальных гарантий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг.

 



Тепловая изоляция жилых и гражданских зданий Теплоизоляционные материалы. Системы комфорта и безопасности гостиничного здания Автоматизация и регулирование. Вопросы и ответы Прочее. Общий подход к проектированию систем кондиционирования воздуха исторических зданий на примере корпуса Бенуа Государственного Русского Музея Проектирование и нормативно.

На главную  Водоснабжение 





0.0061
 
Яндекс.Метрика