Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Водоснабжение 

НП «» в мировой системе стандартизации Прочее

Одним из основных принципиальных положений закона «О техническом регулировании», который был утвержден Президентом РФ 27 декабря 2002 года, является то, что федеральные органы исполнительной власти с 1 июля 2003 года имеют право утверждать технические нормы только добровольного применения, а не обязательного характера.

 

В соответствии с законом обязательные технические нормы во всех отраслях могут устанавливаться только техническими регламентами, принимаемыми Государственной Думой в виде федеральных законов или международных договоров, а при срочной необходимости – указами Президента России. Разработка технических регламентов по новому закону может осуществляться любым физическим или юридическим лицом на основе утвержденной Правительством РФ программы разработки технических регламентов.

 

Кроме национальных стандартов могут также разрабатываться стандарты организаций (например, стандарты ).

 

Стандарты организаций могут утверждаться коммерческими, общественными, научными, «саморегулируемыми» организациями и объединениями юр. лиц в установленном ими самими порядке. Практически единственное ограничение – стандарты организаций не должны противоречить техническим регламентам.

 

Закон не устанавливает обязательности финансирования разработки технических регламентов и национальных стандартов за счет средств федерального бюджета, хотя и дает Правительству РФ право финансировать правительственные программы.

 

Одна из главных задач закона – гармонизация российских нормативных документов со всеми международными системами технических нормативов и законодательством наиболее передовых в этом отношении стран.

 

общемировая система технического нормирования и стандартизации основывается на стандартах ISO, а европейская – на стандартах ISO и СEN. ISO (International Organization for Standardization – Международная организация по стандартизации) представляет собой неправительственную организацию – ассоциацию, членами которой являются национальные организации по стандартизации (NSB, National Standards Bodies), по одной организации от каждой страны.

 

В настоящее время в ISO входят организации, представляющие социальные и экономические интересы 148 стран. Это самый крупный в мире разработчик стандартов. Руководит деятельностью ISO Центральный секретариат, расположенный в Женеве (Швейцария).

 

Международная стандартизация начиналась в области электротехники: в 1906 году была основана Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission, IEC).

 

В 1926 году появилась Международная федерация национальных ассоциаций стандартизации (ISA), предметом деятельности которой в основном стала стандартизация в области тяжелого машиностроения.

 

И наконец, в 1946 году делегаты 25 стран собрались в Лондоне и приняли решение о создании организации, призванной облегчить международную координацию и унификацию промышленных стандартов. Эта организация, получившая название ISO (интересно происхождение этого названия: помимо аббревиатуры, означающей в переводе с английского языка «международная организация по стандартизации», это короткое слово на греческом языке означает «равный»), официально начала свою деятельность 23 февраля 1947 года.

 

Основная цель ISO состоит в том, чтобы облегчить перемещение товаров и услуг на различные рынки путем устранения технических барьеров.

 

базовой документ ISO – международный стандарт (International Standard). В международном стандарте воплощаются основные принципы ISO – всеобщая открытость и «прозрачность», согласованность и техническая обоснованность.

 

Эти принципы гарантируются разработкой стандарта в специальном подразделении ISO – Техническом комитете (ISO Technical Committee, ISO/TC), в который входят представители всех заинтересованных сторон.

 

Помимо стандартов, технические комитеты разрабатывают документы более низкого уровня, которые не носят статус международных стандартов, например, технические спецификации (ISO Technical Specification, ISO/TS) и технические отчеты (ISO Technical Report, ISO/TR).

 

Технических комитетов насчитывается более двухсот, среди них такие, как TC 59 «Building construction», TC 86 «Refrigeration and airconditioning», TC 116 «Space heating appliances», TC 146 «Air quality», TC 163 «Thermal performance and energy use in the built environment».

 

НП «» представляет Россию в Техническом комитете TC 205 «Building Environment Design», который работает в области стандартизации для обеспечения качества микроклимата помещений, энергосбережения и эффективного использования энергии.

 

Одним из результатов работы НП «» в комитете TC 205 явилось, в частности, то, что нами впервые в мире был выпущен трехъязычный англонемецкорусский терминологический словарь «Системы автоматизации и управления зданиями», являющийся частью серии международных стандартов EN ISO 16484 «Building Automation and Control Systems – BACS».

 

Кроме технических комитетов, в разработке стандартов ISO участвуют различные подкомитеты, рабочие группы и т. д. Вместе с техническими комитетами в настоящее время в ISO насчитывается 2 850 технических групп, в которых работает примерно 30 000 экспертов.

 

Стандарты ISO носят добровольный характер. Как неправительственная организация ISO не имеет юридической власти, чтобы предписать выполнение этих стандартов. Отдельные стандарты ISO – связанные, главным образом, со здоровьем, безопасностью или охраной окружающей среды – были приняты в некоторых странах как часть национальной системы стандартизации. Такие решения принимаются государственными органами заинтересованных стран, сама ISO не регулирует подобную деятельность. Тем не менее, хотя стандарты ISO носят добровольный характер, они могут стать общепринятыми стандартами, как это случились со стандартом ISO 9 000 и 9 001.

 

На следующем уровне мировой системы стандартизации находятся стандарты Европейского комитета по стандартизации (European Committee for Standardization, CEN).

 

Эта организация была создана в 1961 году национальными организациями по стандартизации стран, входящих в Европейское экономическое сообщество (European Economic Community, EEC) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (European Free Trade Association, EFTA).

 

В настоящее время область деятельности CEN – страны, входящие в Европейский союз (European Union, EU) и Европейскую экономическую зону (European Economic Area, EEA).

 

Цель этой организации – разработка документов (европейских стандартов), способствующих свободной торговле, и обеспечению безопасности и здоровья людей, защите окружающей среды, обеспечению возможности взаимодействия различных компьютерных сетей, протоколов и т. д.

 

Европейские стандарты разрабатываются на добровольной основе заинтересованными участниками. После разработки проект европейского стандарта публикуется, обсуждается и дорабатывается с учетом всех пожеланий. далее национальные члены голосуют за принятие стандарта, причем голосование обязательно для всех национальных членов. Стандарт принимается простым большинством голосов.

 

В отличие от стандартов ISO, европейские стандарты обязательны к применению: европейский стандарт должен быть принят в качестве национального стандарта. Все национальные стандарты, входящие в противоречие с европейским стандартом, должныбыть доработаны или отменены.

 

ISO и CEN согласовали свою деятельность по стандартизации благодаря заключению Венского соглашения о технической кооперации м. ISO и CEN.

 

Это соглашение, вступившее в силу в 1991 году, устанавливает процедуры взаимного признания стандартов, разработанных в любой из этих двух организаций. На что же влияет это соглашение о взаимном признании стандартов?

 

Если ISO и CEN приходят к соглашению о разработке стандартов в конкретной технической области, процедуры ISO и CEN утверждения этих стандартов инициируются параллельно. Если в результате такой процедуры стандарт утверждается на уровне ISO, он публикуется в собрании ISO стандартов как международный стандарт.

 

далее любая страна свободна в своем решении – включать ли его в собрание своих стандартов.

 

Если стандарт был также утвержден в ходе параллельной процедуры оценки в CEN, все страны, являющиеся членами CEN, обязаны включить этот стандарт в собрание своих национальных стандартов в качестве европейского стандарта с префиксом EN ISO.

 

Более того, все стандарты, входящие в противоречие с принятым европейским стандартом, должныбыть отменены, и с этого времени не должно разрабатываться никаких новых национальных стандартов по этой тематике.

 

Руководящим органом CEN является Генеральная ассамблея. В CEN входят две комиссии – административная (administrative board) и техническая (technical board). В техническую комиссию входят технические комитеты, в которых разрабатываются проекты европейских стандартов. CEN расположена в Брюсселе (Бельгия).

 

В CEN входят 28 национальных членов (national members), представляющих свои страны, которые обладают правом голоса при принятии европейских стандартов. Каждый национальный член обладает правом одного голоса.

 

Национальные члены CEN – Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

 

Национальные организации европейских странчленов EU или EFTA, не являющиеся национальными членами CEN, могут участвовать в работе CEN в качестве «Affiliates» и в дальнейшем стать полноправными национальными членами. Главное условие для этого – принятие европейских стандартов в качестве национальных. Такой статус имеют национальные организации по стандартизации Албании, Болгарии, Македонии, Румынии, Турции, Хорватии. Кроме этого, в CEN есть понятие партнеров CEN – «Partner Standardization Bodies» (PSB) – национальных организаций по стандартизации стран, входящих в ISO, но не входящих в CEN по политическим соображениям или по географическому положению.

 

Партнеры могут участвовать в работе технических комитетов CEN, посещать Генеральную ассамблею. Чтобы приобрести статус PSB, национальные организации по стандартизации должны выполнять ряд условий, самое важное из которых – включение в национальные стандарты европейских стандартов, разработанных Техническим комитетом CEN, в работе которого национальная организация принимает участие. Партнерами CEN в настоящее время являются Россия, Украина, Сербия и Черногория, и Египет и Тунис. Помимо национальных членов, в CEN входят 8 ассоциативных членов – европейских организаций, представляющих отдельные отрасли промышленности, потребителей, защитников окружающей среды, профсоюзы, малый бизнес. Ассоциативные члены участвуют в работе Генеральной ассамблеи (без права голоса), участвуют в работе Административной и Технической комиссии, в том числе и Технических комитетов CEN. Также в работе CEN участвуют два консультанта (counselor) – Европейская комиссия и Секретариат EFTA.

 

Европейский парламент и Совет Европейского союза разработал для стран, входящих в ЕС, ряд законов (директив), предназначенных для стандартизации строительных нормативов по повышению энергоэффективности зданий.

 

Основная мотивация разработки этих законов – повышение эфф. использования естественных энергетических ресурсов.

 

Ресурсы – нефтепродукты, природный газ и твердые горючие ископаемые – являются не только важнейшими источниками энергии, но также и наиболее существенными источниками выделений двуокиси углерода. Управление энергоэффективностью зданий признается в качестве важнейшего инструмента, влияющего на глобальный энергетический рынок и безопасность обеспечения энергией в ближайшей и долгосрочной перспективе.

 

Государствачлены ЕС должны принимать необходимые законы и стандарты (нормы) с целью воплощения в жизнь этих общеевропейских законов. Следующий уровень мировой системы стандартизации – национальные нормативные документы. В нашей стране к ним относились ГОСТы, Строительные нормы и правила (СНиП), Своды правил по проектированию и строительству (СП), Санитарные правила и нормы (СанПиН). До введения федерального закона «О техническом регулировании» эти документы имели статус обязательного применения. В настоящее время продолжают действовать те их положения, которые относятся к безопасности и здоровью людей. Новые нормативные документы, как указано в начале статьи, должны основываться на технических регламентах.

 

К уровню региональных стандартов относятся территориальные строительные нормы – ТСН. К ним относятся территориальные нормы субъектов Федерации – республик, областей, городов федерального значения.

 

Примерами таких нормативных документов являются Московские городские строительные нормы МГСН 2.0199 «Энергосбережение в зданиях», МГСН 3.0196 «Жилые здания», территориальные строительные нормы Рязанской области ТСН 4130198 Р.О., «Проектирование автономных пунктов теплоснабжения с газовыми малогабаритными отопительными аппаратами (теплогенераторами, котлами, агрегатами и т. п.) на территории Рязанской области» и др.

 

Такие нормативные документы отражают специфику регионов, но в то же время не противоречат требованиям национальных (федеральных) нормативных документов.

 

Часто территориальные строительные нормы являются дополнением или развитием соответствующих национальных (федеральных) нормативных документов, например, упомянутые выше ТСН 4130198 Р.О. дополняют и развивают нормы проектирования, содержащиеся в СНиП II3576 «Котельные установки».

 

Статус территориальных нормативных документов ограничен пределами соответствующего региона и до настоящего времени точно не определен – рекомендательный или законодательный.

 

Очевидно, что руководство, утвердившее данный документ, может требовать его строгого исполнения в подведомственных организациях.

 

В некоторых случаях региональные стандарты, прошедшие апробацию на территории соответствующего региона, принимаются затем в качестве национального стандарта, либо национальный стандарт создается на основе регионального.

 

На следующем иерархическом уровне мировой системы стандартизации находятся нормативные документы, которые разрабатываются общественными организациями, являющимися профессиональными объединениями специалистов, такими как Американское общество инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха (American Society of Heating, Refrigerating and Airconditioning Engineers, ASHRAE), Институт кондиционирования и охлаждения воздуха (Air Conditioning and Refrigeration Institute, ARI), Общество немецких инженеров (Verein Deutsche Ingenieure, VDI), НП «», AICARR (Associazione Italiana Condizionamento dell'Aria, Riscaldamento, Refrigerazione) и другими национальными профессиональными объединениями.

 

Отличительной особенностью стандартов этого уровня является их статус добровольного применения. Тем не менее, часто отдельные стандарты общественных организаций принимаются в качестве национальных или региональных нормативных документов, либо национальные или региональные нормативные документы разрабатываются на основе стандартов общественных организаций.

 

На протяжении всего периода своего существования, насчитывающего 105 лет, ASHRAE разработало большое число стандартов и руководств в нашей области, в том числе стандартов и руководств, относящихся непосредственно к энергосбережению, качеству внутреннего воздуха, проблемам обеспечения здоровья и безопасности людей. На них часто производятся ссылки в строительных нормах и правилах США и в международных стандартах, либо эти стандарты ASHRAE непосредственно включены в эти нормы. В настоящее время в комитетах ASHRAE, занимающихся разработкой стандартов, работают на добровольной основе около 1 200 специалистов, которые делегированы организациями и компаниями, заинтересованными в разработке тех или иных стандартов. Поддержку этим специалистам оказывает персонал ASHRAE из десяти сотрудников Центрального правления общества.

 

Важно отметить, что многие коммерческие организации и даже отдельные специалисты выделяют деньги на научные разработки. Список организаций и отдельных специалистов, которые внесли добровольные пожертвования на научные разработки, от 5 долларов до 1 млн долларов, ежегодно публикуется в журнале «ASHRAE». В настоящее время в ASHRAE ведутся работы над более чем 170 различными стандартами и руководствами, затрагивающими широкий спектр проблем.

 

Стандарты ASHRAE подразделяются на стандарты на проектирование, общим числом 12 стандартов; стандарты на проведение испытаний, более 90 стандартов; стандарты задания параметров и классификации, 4 стандарта; стандарты составления отчетов, вычисления и определения эффективности, всего 6 стандартов; стандарты измерений, всего 12 стандартов; стандарты определения и спецификации, формирования терминологии и структурирования данных, например, всего 4 стандарта; руководства – в общей сложности 25.

 

Стандарты , которые относятся к тому же иерархическому уровню нормативных документов – это наименование технических материалов в области отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепло и холодоснабжения, автоматизации, теплозащиты, микроклимата зданий и сооружений и их элементов, представленных в форме нормативных документов.

 

Наименование «стандарты» им дано исходя из интернациональности содержания этого термина для технических материалов, представляемых в форме нормативных документов, что соответствует мировой практике разработки нормативных документов профессиональными организациями аналогичного профиля. В России имели место названия для нормативных документов: «Строительные нормы и правила» (СНиП), «Свод правил по проектированию и строительству» (СП), которые на разных языках имеют разное написание и звучание; в международной практике наименование технического документа «стандарт», соответствует рекомендательному документу в отрасли. НП «» как профессиональное объединение специалистов, главная задача которого содействовать прогрессу отрасли, разрабатывает стандарты с целью:

 

• повышения уровня проектирования, строительства и эксплуатации с ориентацией на использование современных технологий в отопительновентиляционной технике;

 

• улучшения качества микроклиматазданий;

 

• повышения энергетической эфф. зданий;

 

• гармонизации отечественной нормативной базы с прогрессивными международными стандартами.

 

Система подготовки каждого стандарта включает в себя два этапа:

 

Введение в пользование «временного» стандарта со сроком действия 1 год. В течение этого периода его апробация, сбор замечаний и предложений и подготовка стандарта со сроком действия 4 года.

 

Введение в пользование стандарта со сроком действия 4 года, его дальнейшим совершенствованием и переизданием.

 

НП «» стремится обеспечить поддержку стандартов со стороны Госстроя России, Москомархитектуры, Мосгосэкспертизы, и других региональных организаций, заинтересованных в использовании этих документов. После годовой апробации при положительном заключении о возможности их использования стандарты представляются в соответствующие организации для утверждения и придания им регионального или федерального (национального) статуса.

 

НП «» активно участвует в разработке международных нормативнометодических документов и проводит политику адаптации этих документов для российских условий, если это экономически и практически целесообразно.

 

И в прошлом, и особенно часто в последнее время приходилось и приходится слышать жалобы от организаций на трудности в работе, связанные с отсутствием или слабостью существующего законодательства. Создание нормативных документов и правил – одно из важнейших направлений деятельности НП «», цель которого – помочь специалистам в преодолении этих трудностей.

 

НП «» обращается ко всем заинтересованным организациям выступить с предложением по нормативным документам, которые необходимо разработать в ближайшие годдва.

 

НП «» создаст необходимые творческие условия для того, чтобы эти задачи были решены достаточно эффективно и на высоком профессиональном уровне. В последние годы НП «» принимал участие в разработке следующих федеральных, региональных и отраслевых стандартов:

 

• ГОСТ 3049496 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата помещений»;

 

• СНиП 31022001 «Дома жилые одноквартирные»;

 

• СНиП 23022003 «Тепловая защита зданий»;

 

• СП4110195 «Проектирование тепловых пунктов»;

 

• СП 232022000 «Проектирование тепловой защиты зданий»;

 

• ТСН МО 413022000 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;

 

• МГСН 2.0199 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению»;

 

• ТСН 413022000 Московской области «Отопление, вентиляция, кондиционирование»;

 

• «Рекомендации по применению систем обогрева с газовыми инфракрасными излучателями» (1996 г.);

 

• «Руководство по проектированию и применению автономных источников теплоснабжения»;

 

• Стандарт 12004 «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена»;

 

• Стандарт 22004 «Храмы православные. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха»;

 

• Стандарт 32003 «Системы автоматизации и управления зданиями. Часть Общие положения»;

 

• Стандарт 52004 «Системы автоматизации и управления зданиями. Часть Основные положения. Аппаратные средства»;

 

• Стандарт 22004 «Храмы православные. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха»;

 

• Стандарт 62005 «Приборы отопительные. Часть Общие технические условия»;

 

• ТР 42004 «Технические рекомендации по организации воздухообмена в квартирах многоэтажного жилого дома»;

 

• Справочное пособие 12004 «Влажный воздух».

 



Вопросы и ответы. Медные трубы универсальный продукт для строительства Водоснабжение. Энергоэффективное высотное здание Энергоэффективные здания. Технологии. Энергетическая реконструкция. Технико. Реконструкция системы холодоснабжения медицинского центра Микроклимат в помещениях.

На главную  Водоснабжение 





0.0074
 
Яндекс.Метрика