Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Водоснабжение 

Опыт и проблемы адекватного использования данных массового учета и мониторинга ресурсопотребления Энергосбережение

В целом за 2001–2005 годы системами учета и регулирования оснащены свыше 2 200 зданий (и 10 крупных ЦТП) с суммарной жилой площадью свыше 6,5 млн м2, на которой проживают свыше 250 тыс. жителей. Продолжается активная работа по созданию системы автоматизированного учета ресурсов САУР округа и установке узлов учета в рамках выполнения Постановления Правительства Москвы № 77ПП. В цикле работ определены существенные расхождения договорных и фактических значений энергопотребления коммунального фонда города. Основные результаты работ можно условно разделить на 3 группы:

 

Демонстрационные:

 

выявлена структурная несбалансированность гидравлических режимов, тепловых нагрузок и реального энергопотребления зданиями;

 

скорректированы расчетные тепловые нагрузки объектов;

 

определены реальные затраты энергоресурсов и воды населением в типичном фонде строений города.

 

Научнометодические:

 

разработаны методики уточнения и коррекции удельных тепловых нагрузок, предложены удельные показатели для оценки энергетической эффективности зданий и сооружений;

 

выявлены основные резервы энергосбережения, продемонстрированы возможности реализации энергосберегающих решений в зданиях.

 

Организационные и социальноэкономические:

 

определена структура нового механизма расчетов с энергоснабжающими организациями за отпущенные ТЭР;

 

выявлены роли и функции энергосервисных компаний по обслуживанию приборов учета энергопотребления;

 

осуществляется подготовка специалистов по тиражированию полученных решений на всей территории округа.

 

На 1 показана динамика установки приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, принятия их на коммерческий учет и организации расчетов с населения по показаниям приборов.

 

Разнокачественность потребителей (зданий) приводит к тому, что здания поразному реагируют на изменения температур окружающей среды, при том, что система теплоснабжения в целом настроена на некоторые средние параметры зданий. Это создает дисбалансы энергопотребления, распределенные самым произвольным образом по территории, что подтверждается показаниями приборов учета и систем регулирования в зданиях муниципального жилого фонда.

 

На 2 показаны расхождения м. расчетнодоговорными значениями удельного теплопотребления выбранных объектов в районах округа и фактическими затратами на отопление, полученные с помощью систем учета тепловой энергии. Установка различных систем регулирования теплопотребления* на зданиях приводит к экономичности до 15–19 % тепловой энергии на отопление. В числе методов снижения «перетопов» и согласования режимов теплопотребления, наряду с установкой регулирующих устройств, целесообразно использовать технологии промывки отопительных систем зданий.

 

Использование массовых показаний приборов позволило получить достаточно адекватные данные потребления ресурсов: потребление горячей, холодной воды, удельные расходы тепла на отопление зданий по всем районам округа.

 

Построение эффективных систем распределенного регулирования и управления коммунальным теплопотреблением – важнейшая задача, как раз требующая органичной интеграции разнородных и разноплановых знаний специалистов по теплоснабжению, строительной теплофизике, инженеров и архитекторов, проектировщиков и эксплуатационников. Связка проблем упирается в особенности, степень коммунальности техносферы и инженерных структур жизнеобеспечения, с одной стороны, и в социальные аспекты энергорасточительства (энергосбережения), с другой. Поэтому, кроме соответствующих политических решений, новая методология (идеология) должна базироваться, включать в себя взаимосогласованные технические, организационноэкономические, информационные решения, социальнопсихологические технологии энергоресурсосбережения.

 

В числе таких возможных мер необходимо упомянуть:

 

повышение роли и «веса» потребителей (создание и развитие сообществ – кондоминиумов, ТСЖ, территориальных форм самоуправления);

 

повышение роли потребителей в обсуждении и формировании тарифов на поставляемые ресурсы;

 

развитие открытых процедур заключения договоров на поставку ресурсов, открытость информации о деятельности поставщиков;

 

принцип. возможность использования бюджетной экономичности на возмещение разницы в тарифах территориальными органами управления (самоуправления) для целей энергоресурсосбережения;

 

поэтапная гармонизация нормативноправовых актов регионального и федерального уровня.

 

Масштабное тиражирование пилотных работ на всей территории округа требует дополнительных организационноправовых документов как регионального, так и федерального масштаба. Дальнейшая реализация этих работ в округе в настоящее время увязывается с выполнением известного Постановления Правительства Москвы «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы» № 77ПП.

 

Успешная реализация масштабных программ экономичности ресурсов потребовала принятия соответствующих организационноэкономических и правовых решений, позволяющих реинвестировать высвобождающиеся бюджетные средства на дальнейшие цели энергосбережения. В их числе – распоряжение Правительства Москвы «О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» № 1258рп, распоряжение префекта ЦАО № 4467р «Об организации работ по финансированию расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию на территории ЦАО г. Москвы». Подготовлены и утверждены Порядок организации работ по передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, типовой договор и дополнительное соглашение к действующим договорам на поставку тепла на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию для заключения ГУП ДЕЗ районов с поставщиками услуг.

 

Положение о порядке стимулирования энергосбережения в системе жилищного хозяйства г. Москвы утверждено Постановлением Правительства Москвы от 10.02.04 года № 71ПП. Важнейшее отличие этих документов: выверка количества поступающих энергоресурсов поставщиками, ДЭЗ районов и энергосервисными компаниями и на этой основе оптимизация расходования бюджетных средств на основе взаимодействия районов, единого расчетного центра и казначейского управления территории. Совместно с поставщиками теплоэнергии в рамках этих совместных работ производится выверка количеств поставленной районам тепловой энергии, выявление непроизводительных потерь, анализ эффективности энергоиспользования. В настоящее время высвобождение бюджетных средств по аналитической статье «Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» составляет десятки миллионов рублей.

 

Выводы
Радикальное сокращение энергозатрат в коммунальном комплексе города требует рассмотрения в качестве объекта уже не зданий, сооружений или сетей энергоснабжения, а целостного территориально комплекса. При этом частные решения энергосбережения не дадут масштабного эффекта без сочетания их с общими инфраструктурными мероприятиями на всех уровнях единого коммунального комплекса. системный подход должен, как минимум, включать в себя технологические и информационные инструменты, организационноэкономические и правовые решения.

 

Комплексный территориальный подход к повышению эфф. и надежности комплекса жизнеобеспечения, вопервых, предполагает наличие отработанных методик оценки эфф. коммунального хозяйства, соответствующих информационноаналитических систем, вовторых, неизбежно требует согласованности технических инноваций, организационноэкономических, политикоправовых мероприятий и сопутствующих информационных технологий.

 

Существенные колебания температурноклиматических условий отопительного периода также обостряют проблему создания адекватного распределенного регулирования и управления энергопотреблением коммунальными объектами. Создание системы автоматизированного учета ресурсопотребления САУР в масштабах округа – один из важнейших шагов на этом пути. Информационноаналитические системы на их основе являются ядром построения систем поддержки принятия решений (СППР) в коммунальном комплексе.

 

Дальнейшая комплексная работа по повышению эфф. территориального коммунального хозяйства, наряду с уже осуществленными организационноэкономическими решениями, требует реализации целого комплекса мер: согласованных попр в федеральное и местное законодательство, создания институциональных структур, способных при диалоге с поставщиками ресурсов отстаивать интересы как населения, так и территории в целом, отработки единых методических принципов компромиссной тарифной политики в энергоснабжении населения с учетом новых функций местного самоуправления.

 

Литература
Байдаков С. Л., Рогалев Н. Д. Комплексный территориальный подход к повышению энергетической эфф. коммунального хозяйства города // Энергосбережение. 200 № 1.

 

Байдаков С. Л., Гашо Е. Г., Анохин С. М. ЖКХ России. М., 2004.

 

Дегтев Г. В. Организационноэкономические аспекты реализации программы энергосбережения в жилищнокоммунальном хозяйстве Центрального административного округа Москвы // Энергосбережение. 200 № 6.

 

Клименко А. В., Гашо Е. Г. Проблемы повышения эфф. коммунальной энергетики на примере объектов ЖКХ ЦАО Москвы // Теплоэнергетика. 200 № 6.

 

Лапир М. А. Целевая программа: комплекс первоочередных мер по энергосбережению в Москве // Энергосбережение. 200 № 5.

 

Рогалев Н. Д., Гашо Е. Г., Коваль А. В. Об итогах создания демонстрационной зоны энергетической эффективности «Скатертный» и перспективах энергосбережения в коммунальном комплексе города // Энергосбережение. 200 № 1.

 

Рогалев Н. Д., Гашо Е. Г. Энергопотребление мегаполиса. О некоторых результатах комплексного подхода к рационализации энергопотребления коммунального хозяйства мегаполиса // . 200 № 3.

 



Учет в тепловом балансе теплопоступлений Теплоснабжение. Теплогенератор для системы автономного теплоснабжения индивидуального жилого дома Кондиционирование воздуха. Вторичное использование сточных вод Водоснабжение. Жилая застройка в естественном воздушном цикле Микроклимат в помещениях.

На главную  Водоснабжение 





0.1543
 
Яндекс.Метрика