Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Водоснабжение 

Внедрение системы пообъектного учета потребленных ресурсов в Москве Учет теплоносителей и стоимость тепла

Москва – единственный субъект Российской Федерации, в котором программа энергосбережения, программа комплексного подхода к этим задачам была наиболее четко сформулирована в документах Правительства Москвы и в программах, которые разрабатывались и принимались Департаментом топливноэнергетического хозяйства Москвы. В частности, программа установки домовых приборов учета, являющейся первой задачей, которую город решал за счет бюджета для того, чтобы создать эффективные условия управления каждым домом, каждым объектом. Это, прежде всего, задача не только экономическая, но и социальная. И в этой связи возникает проблема на данный моментшнего изменения управляющих организаций, которые до настоящего времени были практически монополистами в сфере управления, – Дирекций единого заказчика. Сейчас идет цикл реорганизации Дирекций единого заказчика, подготовка к их акционированию и, созданию условий деятельности и самих этих управляющих организаций.

 

Что касается программы установки приборов учета, то необходимо понимать, что до конца экономическая мотивация у государственных предприятий не проявлялась активно и явно. Реорганизация самой системы государственного управления будет служить одним из рычагов для того, чтобы управляющие организации, преобразованные из ГУПов, МУПов, получили инструментарий для эффективного управления домами именно с точки зрения мероприятий по энергосбережению и по снижению издержек.

 

Один из самых важных моментов на данный момент – переход на договорные отношения: уход от государственного регулирования в сфере управления и предоставления ресурсов в сферу договорных отношений. Здесь важно грамотно и правильно выстроить всю цепочку: потребитель (собственник и наниматель, у которых разные права и обязанности, физические и юридические лица, относящиеся к разным группам потребления, собственники дома и сам дом, как целостный объект потребления энергоресурсов) и управляющая организация, которая на данный момент становится главной организацией, предоставляющей и отвечающей за весь спектр работ в доме, и которая заключает договоры с ресурсоснабжающими и подрядными организациями. Эти договорные отношения должны стать основой для эффективного управления всеми субъектами в обозначенной цепочке.

 

Программа установки приборов учета в Москве, которая охватывала на первом этапе установку приборов учета в многоквартирных домах, решала весьма сложную задачу, и затраты на приобретение и установку приборов учета были значительны. Город пошел на эти затраты, понимая, что управляющая организация, которая впоследствии будет заинтересована эффективно управлять и поэтому будет вынуждена ставить домовые узлы учета, станет искать инструменты и экономические ресурсы, чтобы эти приборы установить за счет собственников. Для решения этой задачи город пошел на большие издержки в бюджете: установлены домовые узлы учета ресурсов практически в каждом квартирном доме, что дает принцип. возможность решать, прежде всего, вопросы пообъектного учета, как того требует жилищный кодекс, вопросы разделения эксплуатационной ответственности по всей цепочке «потребитель – поставщик – ресурсоснабжающая организация», осуществлять принцип. возможность контроля предоставляемых ресурсов по показателям качества, принцип. возможность создания системы автоматизированного учета, принцип. возможность определения издержек по общедомовым сетям и т. д. был создан инструмент для эффективного управления.

 

Совершенно очевидно, что система пообъектного учета не может охватывать всю систему потребления в доме (есть так же потребление в квартирах), но реализация жилищного кодекса в Москве как принцип. возможность пообъектного управления многоквартирными домами с учетом технических параметров зданий и применения энергосберегающих технологий этой программой решена в подавляющем количестве домов.

 

До начала реализации этой программы приборы учета в городе были установлены в основном только по холодной воде, по отоплению и горячей воде – незначительное количество. В округах существовала различная динамика установки приборов учета ( . Решать эту проблему было сложно, т. к. в округах многоквартирные дома с разными техническими характеристиками и в неодинаковом техническом состоянии.

 

Программа установки домовых приборов учета решалась по кустовому принципу в каждом округе. Данный принцип давал принцип. возможность свести «куст» по центральному тепловому пункту (ЦТП), учитывая перекрестное субсидирование, и разные группы потребления в разных жилых и нежилых строениях в этом кусте и позволил создать систему аналитического учета этого потребления.

 

Во время реализации этой программы выявилось значительное количество попутных проблем, которые загодя не были определены как необходимые для финансирования и не были включены в организационнотехнические мероприятия. Например, техническое состояние значительного количества жилых домов требовало осушения подвалов, их ремонта и приведения в нормальное состояние всего оборудования.

 

Начиная с 2007 года динамика по установке приборов учета уже небольшая ( , т. к. по базовой группе жилых домов приборы уже установлены, а в этом году дооснащались дома ТСЖ и ЖСК, которые не были оснащены в связи со сложными транзитными трассами, бесподвальными помещениями и т. д. Программа была практически выполнена – фактически по всем округам картина приближается к 100процентному оснащению приборов учета в жилых домах.

 

Учитывая, что был применен кустовой принцип, в «кусты» попадали и отдельно стоящие нежилые здания, и объекты социальной сферы.

 

Объекты социальной сферы являются особо важными для столицы, потому что оплата ресурсов полностью идет из бюджета города, учитывая авансовые платежи (практически 70 % за потребление объектами социальной сферы). Здесь важен учет ресурсов для снижения нагрузки на бюджет, поэтому динамика выполнения работ в социальной сфере на период до 1 января 2007 года (2006 год) вышла на показатель 93 % и в 2007 году – на 96 %.

 

Домовые приборы учета позволяют проводить аудит по весьма большому количеству показателей. На уровне различных округов и районов были созданы системы, которые позволяли применять различное программное обеспечение для того, чтобы операторам, работающим в режиме online, было удобно достаточно оперативно снимать эти показания, быстро передавать их в ОДС и т. д.

 

Экономика цикла внедрения приборов учета на данный момент показала, хотя не в полном объеме (учитывая неполную заинтересованность государственных предприятий в этом цикле, он имеет значительный запас прочности, поскольку экономия по факту может быть значительно выше именно там, где есть экономическая заинтересованность самих управляющих организаций), что среднее потребление оказалось существенно ниже, чем принятые нормативы, и по холодной, и по горячей воде. Это связано как с субъективными, так и объективными факторами: нормирование потребления не позволяло не заниматься ликвидацией протечек, ремонтом сантехнического оборудования и общей технологической дисциплиной поставки этого ресурса в каждом конкретном доме, и у собственников, и у нанимателей не было экономической мотивации для снижения потребления и уменьшения оплаты. В целом по округам, не только в отдельно взятых домах, существуют сильные отличия в показателях по холодной и горячей воде. Но, как правило, любая проверка по конкретному дому, хотя были дома, в которых потребление было значительно выше норматива, показывала либо несанкционированное подключение, либо протечки, либо неисправность оборудования, ведущую к этим протечкам. И это давало инструмент для принятия решений по снижению водопотребления.

 

Отдельные расчеты по различным объектам показали, что есть принцип. возможность снижения нагрузки на бюджет за счет более грамотного аналитического учета и уменьшения потребления собственниками и нанимателями, являющимися субсидиантами (семьи малоимущих граждан, которые получают жилищные субсидии из бюджета, которые распространяются в том числе и на оплату коммунальных ресурсов), льготными категориями граждан, оплачиваемыми по возмещению этих льгот из бюджета Москвы. Экономия бюджетных средств может быть направлена как на решение других социальных задач, так и на установку квартирных приборов учета социально незащищенным гражданам.

 

Но самое главное – это всетаки пообъектный учет и принцип. возможность эффективного управления многоквартирными домами ресурсоснабжающим организациям. Установка приборов учета в домах, разделяющая эксплуатационную ответственность, позволила определить те резервы по работам, которые необходимо проводить по внутриквартальным сетям, потому что в отличие от нормированного 1 % потерь появилась принцип. возможность фактических этих потерь. И практически по всем объектам, где был проведен такой анализ, он показал значительное превышение этих потерь от нормативно установленных значений. Появился инструмент для работы ресурсоснабжающих организаций в зоне их ответственности.

 

Важным является и принцип. возможность установки приборов учета отопления. В соответствии с федеральными законодательными актами расчеты по приборам учета отопления являются цифрами аналитического учета, полученными на основании расчетов следующего периода. Сравнение и анализ потребления тепловой энергии, идущей на отопление, по нормативному показателю и полученному благодаря общедомовым приборам (выборочные данные по разным домам) показал, что здесь тоже есть как запас сберегающих цифр, так и инструмент для того, чтобы можно было проводить работы по утеплению домов. Работы по утеплению домов и по ликвидации несанкционированных потерь значительно сложнее, чем проведение мероприятий по ресурсосбережению в части воды. Отметим, что программа капитального ремонта домов – программа, которая должна быть нацелена не только на замену инженерных коммуникаций, но и, прежде всего, на утепление фасадов, замену окон, дверей и т. д. Энергосберегающие мероприятия – это та задача, которая должна быть построена в будущем совершенно по другим, грамотным, серьезным подходам, которые на данный момент многие страны прошли, и мы можем этот опыт (который есть и в России, и в Москве) внедрения грамотных технологических решений поставить на поток. Учитывая, что в городе есть 31 типовая серия домов, эти решения тоже могут быть типизированы.

 

И совершенно очевидно, что установка домовых приборов учета дала рост установки квартирных приборов учета. Появилась мотивация у собственников. Анализы и социологические опросы показали, что до установки приборов учета особой мотивации по установке квартирных приборов учета у собственников не было и зачастую в связи с тем, что собственники, вопервых, не понимали, будет ли от этого экономия, и будут ли какието льготные механизмы к этой экономии. Когда поставили домовые приборы учета, которые в массе своей показали экономию по дому, то уже каждый собственник понимал, что платить за соседа с большим количеством незарегистрированных граждан, а не фактически проживающих (для Москвы – особая беда) экономически невыгодно. И в этой связи рост установки квартирных приборов учета в городе прошел довольно активно.

 

В этом году базовой задачей Правительства Москвы была доустановка домовых приборов учета и создание условий по установке квартирных приборов учета и, самое главное, создание системы установки приборов учета за счет бюджета. И это тот этап городской программы, который тоже потребовал организационнотехнических мероприятий. В связи с этим окружные программы, которые должны были быть разработаны, обязательно должны были включать в себя достаточно четкий анализ по количеству квартир, которые необходимо было оснащать как за счет бюджета, так и не требующих оснащения вовсе, например, если в квартире газовая колонка.

 

Схемы аналитического учета, которые на данный момент практически реализуются в округах, показывают, что может проводиться достаточно четкий учет уже в разрезе квартир в каждом доме по следующим показателям:

 

– отдельной квартиры с газовыми колонками, в которых подача холодной воды осуществляется от двух и более стояков, и в которых подача горячей воды происходит от отдельного стояка;

 

– отдельной квартиры приватизированные и принадлежащие семьямсубсидиантам.

 

Можно назвать большое количество показателей, позволяющих оптимизировать бюджетные средства, которые направляются на установку квартирных приборов учета за счет бюджета Москвы. И если посмотреть на количество квартир в городе, в которых установлены квартирные приборы учета за счет городского бюджета, то можно заметить, что цифры эти достаточно высокие. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 406ПП от 29.05.2007 года принято решение об установке приборов учета в квартирах граждан, находящихся в государственной собственности (т. е. у нанимателей), приватизированных собственниками, которые получают субсидию на оплату жилищнокоммунальных услуг, и приобретенных в собственность на основаниях, отличных от приватизации, но семьи которых тоже получают жилищные субсидии. В квартирах, где установлены приборы, повышается культура водопотребления, и желание пользователя экономить или не экономить потребление ресурсов влияет на объем экономии.

 

Итак, основная задача, которая в ближайшее время является одной из наиболее важных, активизирующих структуры малого и среднего бизнеса, – это принцип. возможность создания системы учета и контроля потребляемых ресурсов, прежде всего, в части учета этого ресурса, используя автоматизированные системы управления: различные проводные и радиосигналы. Многие организации на данный момент имеют весьма интересные технологии в этой области. И сама система, которая существует на данный момент в городе, построена с учетом возможности анализа потребления ресурсов поквартирно, по домам с передачей этих показателей в систему Единого информационного расчетного центра (ЕИРЦ) – структурного подразделения государственных инженерных служб, действующих в каждом районе ( . Именно на решении этой задачи город сосредоточится в течение 2008 года для того, чтобы система учета была построена оптимальным образом и давала принцип. возможность эффективно работать как управляющим, ресурсоснабжающим организациям, так и решала бы одну из подзадач реформы ЖКХ – создание комфортных условий проживания и эффективного управления зданиями.

 



Корифеи специальности. М.Ф. Бромлей Прочее. Энергетическая паспортизация существующих жилых и общественных зданий становится реальностью Проектирование и нормативно. К диагностике технического состояния теплообменных аппаратов по параметрам эксплуатации Теплоснабжение. Использование труб из высокопрочного чугуна. Оптимизация использования труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом в коммунальных трубопроводах Водоснабжение.

На главную  Водоснабжение 





0.0072
 
Яндекс.Метрика