Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  История 

Дизайн

Вы задумывались над тем, как из сплава изготовляют такие разные вещи, как, например, сковороды и корпуса каров, механизмы для часов и корабельные винты? Процесс этот долгий и сложный. Поначалу на машиностроительных заводах из слитков и проката (см. статью «Добыча природных веществ и перевоплощение их в материалы») делают заготовки. Получают их 2-мя способами — литьём и ковкой. Литьё подходит для производства заготовок, либо отливок, всех размеров — и маленьких, и огромных. Слитки плавят в печах, потом металл заливают в особые формы (для каждой детали свои). Выходит отливка, по форме близкая к будущему изделию. При помощи точного литья научились изготовлять детали, не требующие доборной обработки. Большие заготовки, скажем для корабельного гребного вала длиной в несколько метров, выковывают. В далёком прошедшем кузнец работал молотом. Кусок предварительно нагретого на огне, а поэтому мягкого сплава он клал на железную наковальню и ударами молота придавал ему подходящую форму — гвоздя, подковы, тележной оси. Сейчас на заводах стоят большие механические и гидравлические молоты и прессы, а плоскую наковальню заменили оправки и штампы. Применяют и прохладную штамповку, т. е. сплав перед обработкой не нагревают. Так делают крышу и днище кара, колпаки на колёса, части крыльев самолёта и многие остальные тонкостенные детали. При помощи ковки и литья получить точные размеры и необходимое качество поверхности изделия не удаётся. В отливке могут оказаться инородные вкрапления и пустоты — раковины. А кованая деталь безизбежно покрыта окалиной. Поэтому заготовки на последующем шаге производства поступают в механические цеха, где их обрабатывают на станках — снимают лишний сплав, шлифуют. Детали требуются самые разнообразные: круглые и прямоугольные, плоские и цилиндрические, с отверстиями и канавками; в одном случае поверхность нужна шероховатая, в другом — гладкая, блестящая, как зеркало. Означает, и делать их нужно на разных станках. На токарных станках изготовляют детали в виде цилиндра и конуса, с винтовой резьбой снаружи и снутри, кольцевыми канавками и т. п. Заготовка вращается, а резец, двигаясь вдоль либо поперёк её оси, снимает слой сплава. Для многотонных деталей есть карусельные станки. Заготовка диаметром до 25 м устанавливается на крутящийся стол, а резцы перемещаются вертикально и горизонтально, обрабатывая несколько поверхностей сразу. Чтоб повысить скорость обработки, придумали поворотное устройство — револьверную (от англ. revolve — «вращаться») головку. В ней закрепляют инструменты, которые можно поменять, не останавливая станок. Станки с сиим приспособлением называют токарно-револъверными. На сверлильных станках сверлят и обрабатывают отверстия, нарезают внутреннюю резьбу и т. д. На горизонтально-расточных выполняют не только сверлильные, однако и токарные и фрезерные работы. Это особенно принципиально, когда нужно с высокой точностью обработать несколько поверхностей без перестановки детали. С точностью до тысячных долей миллиметра просверливают отверстия на координатно-расточных станках. Эти чуткие машинки стоят в отдельных помещениях: изменение температуры хотя бы на один градус может привести к потере точности в несколько тысячных долей миллиметра. Когда нужно выпустить много однотипных деталей, например болтов, гаек либо шестерёнок, для нарезания резьбы употребляют особые станки —резъбо- и зубонарезны 'е. Поверхности деталей сложной формы обрабатывают на фрезерных станках инструментами с множеством режущих зубьев — фреза'ми (фр. fraise). Существует много типов фрез. Дисковыми прорезают канавки либо отрезают сплав; большие поверхности обрабатывают торцевыми фрезами. Если ось инструмента размещается перпендикулярно столу, на котором крепится заготовка, станки называют вертикально-фрезерными, если параллельно — горизонтально-фрезерными. Большие детали делают на продольно-фрезерных станках одновременно 4-мя фрезами. Чтоб получить поверхность высочайшей чистоты, т. е. гладкую, применяют шлифовальные станки. Детали на их обрабатывают абразивными кругами, и поверхность становится гладкой, практически зеркальной. На долбёжных станках инструментом, который движется вверх-вниз (он именуется долбяк), получают канавки в отверстиях. Строгальные станки последовательно снимают резцом слои сплава .

 

этом перемещается или стол с деталью, или резец с верхней частью станка. На протяжных станках обрабатывают наружные поверхности деталей и отверстия (круглые, треугольные, многоугольные) в их. При обработке внутренних поверхностей через заранее высверленное отверстие пропускают особый режущий инструмент — протяжку. При обработке внешной поверхности он проходит сверху. Протяжка имеет много зубьев (от 30 до 120); каждый последующий зуб чуток длиннее предшествующего и срезает «собственный» слой металла. Для обработки сплава употребляют не только механический способ (точение, сверление, растачивание, шлифование и т. д.), Однако и принципиально новейшие методы — электрофизические и химические. На особых станках получают детали совсем сложной формы из самых твёрдых материалов без резания. Принцип их работы основан на сложных тепловых, физических и химических процессах. Есть также станки, а точнее, целые обрабатывающие центры, которые умеют делать несколько операций: точить, сверлить и фрезеровать. Производительность их совсем высока. Обрабатывающим центром заведует компьютер. Однако есть и иной путь повышения скорости обработки. Заместо одного универсального станка собирают цепочку специализированных станков. Каждый делает лишь одну операцию, а деталь передаётся от станка к станку ленточным либо роторным конвейером (см. статью «Роторно-конвейерные линии академика Кошкина»). Оба эти подхода имеют свои плюсы и недочеты.

 

В современной культуре слово «дизайн» (от англ. design — «план», «проект», «чертёж», «набросок») служит интернациональным термином, который обозначает весь спектр деятельности по созданию нового изделия либо даже программы, к примеру рекламной кампании. В Рф были пробы заменить понятие «дизайн» на «художественное конструирование». Но этот термин не прижился, как не соответствует сути данной деятельности. Предшественниками современных профессионалов по дизайну можно назвать ремесленников. Они изготовляли предметы повседневного спроса, орудия труда, орудие. Каждый стремился сделать свой продукт привлекательным для покупателя, был и конструктором, и технологом, и художником в одном лице. С возникновением массового производства в конце XIX — начале XX в. промышленная продукция утратила почти все положительные качества ремесленных изделий. Она стала безликой, некрасивой, не постоянно функциональной. Большие фирмы, чтоб улучшить продукт, начали завлекать к проектированию не только грамотных инженеров, но и людей творческих, художественно одарённых. Одной из первых на этот путь сначала XX в. встала германская электротехническая компания AEG. Её продукция выгодно различалась от изделий соперников благодаря таланту дизайнера Питера Беренса. Сформировался же дизайн как новый вид человеческой деятельности в 30-х гг. XX в., в эру глубочайшего экономического кризиса в Европе и Америке. Одним из его основоположников считают Раймонда Лоуи, морского офицера в отставке. Оказавшись в США, он был поражён обилием продуктов и сразу их внешней убогостью. Живописец и эстет в душе, Лоуи стал давать свои услуги бизнесменам, обладателям магазинов, изготовителям рекламы. Начав с дизайна витрин и упаковки сигарет, он очень скоро приобрёл не только достояние, однако и широкую известность. Разработанная Лоуи упаковка сигарет «Лаки Страйк» более полувека выпускается без изменений. Лоуи сообразил, что покупателю нужен не просто дешёвый и доброкачественный товар, а изделие, удобное в использовании, владеющее эстетической привлекательностью. Он в первый раз попытался связать воедино пользу, удобство и красоту. Когда речь идёт о обычных вещах, добиться этого нетрудно. Флакон для товаров бытовой химии, например, не должен выскальзывать из мокрых рук; его лучше оснастить распылителем направленного деяния либо дозатором. Информативное графическое оформление, хорошо читаемые надписи, безукоризненное художественное качество — вот требования, которым должен отвечать продукт. Ведь грязноватый, невыразительный цвет, расплывчатая надпись навряд ли вызовут доверие к изделию. Управление технически сложными изделиями — транспортными машинами, различными устройствами, станками — просит особых навыков. Именно такие продукты должны быть в особенности «дружественны» человеку. Что это означает? Все органы управления нужно разместить так, чтоб при малых затратах усилий ими было комфортно воспользоваться. Кнопки, переключатели, рычаги должны находиться в зоне досягаемости, чётко различаться меж собой и соответствовать психофизиологическим способностям человека. Второе принципиальное требование — эстетическая привлекательность. Машинка, станок, прибор (в том числе утюг, кофеварка, велик и т. д.) должны быть пропорциональными, иметь форму и цвет, сообразные функциональному назначению. Совершенство формы предопределяет рациональность технического решения, логику конструкции, технологичность — лишь на этой базе дизайнер может создать подлинно гармоничную форму. Таким образом, в дизайне нет места понятиям «нравится» либо «не нравится». Не украшение готовой конструкции, не «прилизывание» издержек технологии, не окрашивание изделия в «весёленький» цвет составляют суть дизайна. Лишь тщательное изучение конструкции изделия и технологии его производства, параметров главных материалов позволяет дизайнеру вносить аргументированные предложения по внешнему облику и разрабатывать конкретное композиционное решение. К работе над новым изделием дизайнер приступает сразу с конструкторами, технологами и другими спецами (а время от времени и ранее). Он выступает в роли дирижёра в этом сложном оркестре тех, кто создаёт изделие. О том, как работает дизайнер, расскажем на примере самого сложного объекта индустриального дизайна — легкового кара. 1-ый этап — предпроектное исследование. Оно заключается в сборе инфы о схожих моделях, их качествах и достоинствах, применяемых материалах, положении на рынке и т. д. На базе приобретенной инфы формируется перечень (пакет) свойств, которыми обязана обладать новая машина. Это некоторый словесный портрет грядущего изделия. Второй шаг — эскизный проект. Пользуясь предварительной информацией, дизайнер занимается поиском вида кара. Делает множество эскизов, прорисовывает варианты в различных ракурсах. Параллельно инженеры — компоновщики и конструкторы выполняют компоновку, размещают в согласовании с нормами эргономики и сохранности двигатель, трансмиссию и остальные узлы кара. Это позволяет найти главные пропорции и размеры машинки. Дизайнер помогает найти компромисс меж техническими и потребительскими требованиями, защищая в первую очередь интересы будущих покупателей. На стадии эскизного проектирования изготовляют макеты (традиционно пластилиновые) в масштабе 1:5 или 1:4 с различными вариациями формы. Часто такие макеты делаются в демонстрационном исполнении, т. е. имитируются окраска, стёкла, фары, декоративные элементы и т. п. На базе анализа эскизов и масштабных макетов выбирается вариант для технического дизайн-проекта. 3-ий шаг — технический дизайн-проект. Выполняется макет в масштабе 1:1 из пластилина, гипса, полимерных материалов на металлическом либо древесном каркасе. Его поверхности обрабатывают высококвалифицированные специалисты-макетчики вручную или на станках с числовым программным управлением. На стадии технического дизайн-проекта выбирают окончательную форму и варианты деталей отделки. Сразу идёт проработка конструкции деталей корпуса, уточняются их размеры и т. д. При всем этом могут вноситься некоторые конфигурации и в проектируемую форму. Ведется подготовка к изготовлению опытнейшего эталона. Следующая стадия — рабочий проект. На этом шаге согласовывают все конфигурации, уточняют материалы, из которых будет изготовлена модель, и делают демо макет. Все его элементы и детали выполняют в чётком соответствии с дизайнерским планом. Макет является собственного рода образцом, по которому будет вестись рабочее проектирование конструкции, организация производства и т. д. Но на этом шаге работа дизайнера над новой моделью не заканчивается. Ему предстоит осуществлять «надзор» за технической документацией и созданием опытнейших образцов для испытаний, также вносить конфигурации в модель по результатам испытаний. Лишь когда новые авто поступят в продажу, дизайнер может сказать себе: работа закончена! А о том, как она была удачной, судить покупателю. Всё, о чём рассказано выше, относится к проектированию хоть какого изделия. Естественно, есть некоторые отличия, связанные со спецификой того либо другого объекта, но принцип системного подхода и поэтапного проектирования остаётся в дизайнерском творчестве постоянным.



Способы радиотехнической разведки. Палеолит. мустье. Печатные формы и переплет книг. Загадки древнейшего прошедшего.

На главную  История 





0.0045
 
Яндекс.Метрика