Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  История 

«художества огненныя», либо фейерверки

Прототипом современного карандаша числятся заострённые с обоих концов прутики, которые обжигались без доступа воздуха в глиняном сосуде. В XII—XVI вв. во почти всех странах писали уже стержнем (штифтом) из свинца (а чаще из его сплава с оловом) в железной либо кожаной оправе. С тех пор в немецком языке слово «Bleistift» (Blei — «свинец» и Stift — «штифт») значит «карандаш». След от свинцового карандаша был не совсем ярок и просто удалялся хлебным мякишем. Более чёткую, нестирающуюся линию оставлял при письме серебряный стержень, однако доступен он был лишь богатым людям. В Италии в XV в. стали применять глинистый сланец (горная порода чёрного цвета), месторождение которого было найдено в Пьемонте. Однако «исписали» его совсем скоро. Во Франции чёрного камня не оказалось, и местные мастера изобрели смесь белой глины с сажей. Вышел так называемый парижский карандаш. Он вышел намного чернее итальянского и меньше царапал бумагу. В XVI в. в Великобритании были обнаружены залежи мягкого чёрного минерала — графита (от греч. «гра'фо» — «пишу»). Первоначально находку оценили лишь фермеры: они метили графитом овец. Потом графитовые палочки, обмотанные бечевой, стали продавать в Лондоне. Писать ими оказалось не очень комфортно: с оболочкой они не скреплялись, а поэтому были очень хрупкими. По специальному королевскому указу, чтобы месторождение не истощилось, добывать графит разрешалось лишь шесть недель в году, а за вывоз его из Великобритании полагалась смертная казнь. Эксплуатацию месторождения удалось «растянуть» на двести лет. Современный карандаш возник благодаря изобретению чеха Иозефа Гартмута. Он додумался смешать молотый графит с глиной (твёрдость стержня зависит от их соотношения). Тот же «рецепт», независимо от Гартмута, придумал в 1790 г. французский химик Никола Жак Конте. Конкретно он предложил помещать графитовый стержень в древесную оболочку. Прообразом другого орудия письма — пера считают стержни-клинышки, применявшиеся в Шумере для выдавливания символов на сырой глине, и заострённые палочки — сти'лосьт. Ими писали на восковых дощечках в Старой Греции и Риме. Один конец стилоса делали острым, другой, округлый, служил для заглаживания букв. В Египте употребляли перо-калам из тростника. Тут же возник самый древний рецепт чернил — смесь сажи и масла. Опосля изобретения чернил по папирусу, пергаменту и бумаге забегали, поскрипывая, заточенные гусиные, лебединые и вороньи перья. Их очищали в раскалённом песке, обрезали и затачивали. Но эти орудия были недолговечны, к тому же из одного гусиного крыла удавалось получить лишь три-четыре пера, подходящих для письма. Тогда с целью экономии перья начали разрезать на части и вставлять каждую в деревянную ручку. 1-ое железное перо возникло в Германии. В 1748 г. слуга ахенского бургомистра Янсена, желая избавить своего владельца от необходимости постоянно затачивать перо, сделал его из стали. Первоначально перо не имело прорези, а поэтому было негибким и сильно брызгало. В 1792 г. британец Джеймс Перри додумался сделать продольную прорезь в острие пера. Качество письма улучшилось, а долговечность самого инструмента возросла, что способствовало его повсеместному распространению. В 1835 г. в одной лишь Великобритании было произведено около 200 млн. стальных перьев. В настоящее время перья для авторучек изготовляют 2-ух видов — из нержавеющей стали и из сплава золота с серебром (золотые). На кончик золотого пера наплавляется крепкий сплав осмия с иридием, что делает его практически «вечным». В 1938 г. венгерский журналист Ласло Биро изобрёл шариковую ручку. Он залил в узкую трубку с шариком на конце типографскую краску, которая смазывала шарик и оставляла скоро высыхающий след на бумаге. Одними из первых, кого снабдили таковыми ручками, были штурманы бомбардировочной авиации Великобритании и США, которым приходилось делать сложные навигационные расчёты в полёте. Традиционные перьевые ручки для этого не подходили: при перепадах давления из их вытекали чернила. Массовое применение шариковых ручек началось сходу опосля Второй мировой войны. Сразу с шариковой ручкой возник фломастер (англ. flow-master) — инструмент для письма с пористым стержнем, пропитанным особым красителем. Новое — это хорошо забытое старенькое. Посреди вещей, найденных в гробнице Тутанхамона, оказался и прототип фломастера. Правда, смотрелся он несколько иначе, чем в конце XX столетия: в медную ручку была вставлена свинцовая трубочка, снутри которой находилась заполнявшаяся чернилами тросточка. По ее волокнам чернила просачивались к заострённому концу ручки. У шариковых ручек есть серьёзный недостаток — в их образуются воздушные пробки. Одним из успешных решений стала замена пасты на обыкновенные чернила. Так возник инкограф (от англ. ink — «чернила» и греч. «гра'фо»), гибрид шариковой ручки, авторучки и фломастера: его капиллярно-пористый стержень подаёт чернила на маленький фарфоровый шарик. В гелевых (от лат. gelatinum — «желатин») ручках используют иной наполнитель (нечто среднее меж пастой и чернилами), шарик вертится в них намного легче, и рука при письме утомляется меньше.

 

Классический фейерверк (от нем. Feuer — «огонь» и Werk — «дело», «работа») совершенно не похож на стрельбу залпами разноцветных ракет через равные промежутки времени. Он был специфичной светомузыкой прошлого, воистину шикарным зрелищем, торжественным убранством небес. Сейчас трудно представить себе ту феерическую игру огня, цвета и света, которой любовались наши предки. Более ранешние упоминания об этом необычном зрелище относятся к 399 г., когда при дворе императора Гонория в Милане был устроен фейерверк из горящих масляных плошек и факелов. Но порох стал известен в Европе только в XIII в., а потому считается, что 1-ый реальный фейерверк состоялся в итальянском городе Виченца в 1379 г. На Руси такие «художества огненныя» в первый раз узрели в городе Устюге во времена царствования отца Петра I — Алексея Михайловича (1675 г.). Общее же создание фейерверков в Рф, как и в Западной Европе, было налажено только в XVIII в., когда они вошли в моду. Большая часть определений для обозначения заимствовано из германского, голландского и британского языков. Рецептура чёрного пороха не претерпела изменений в протяжении веков: смесь нитрата калия (калиевая селитра), древесного угля и серы в отношении соответственно 75:15:10 по массе служит практически идеальным фейерверочным составом. При нагревании селитра разлагается, выделяя кислород, а сера и уголь вступают с ним в реакцию — горят, выделяя много тепла. Различают несколько типов фейерверков. Дневные состоят из ракет, люсткугелей (воздушных зарядов)с внутренностью из пороха, образующего при сгорании цветной дым, с бумажными либо шёлковыми парашютами, с разноцветными надувными картонными фигурами. Вечерне-ночной фейерверк более красочен. Его устраивают из ракет, огненных фонтанов, фальшфейеров (пиротехнических ракет, испускающих при горении очень броский свет и образующих цветной дым), бенгальских огней. Из разноцветных пиротехнических свечей делают лозунги, транспаранты, портреты и картины. К домашнему фейерверку относятся исключающие возможность возгорания митральезы с конфетти, бенгальские огни и свечки, бездымные цветные огни, хлопушки, «рождественские дрова» (в обыденное полено встраивают пиротехнические свечки и кладут в камин; при горении оно разбрасывает снопы искр). К этой же группе принадлежат фейерверки для садов и театров. Водяной фейерверк («венецианский праздник») — более красивый и зрелищный — проводят ночью на озере или пруду, чтоб чёрная гладь воды удваивала блеск каждой выпущенной ракеты. Пламенные фигуры устанавливают на поплавках, плотах, лодках, а иногда даже на модели колёсного судна — фейерверочном пароходе. Из его трубы бьёт сноп ослепительных искр, колёса бешено вращаются, рассыпая веера пламенных звёзд и брызг, оглушительно палят пушки. Когда-то российские пиротехники разыгрывали целые морские битвы меж флотами. Корабли проигравшей стороны в финале сражения красиво разлетались на кусочки, изображая взрыв пороховых погребов. В зависимости от конструкции классический фейерверк делится на три класса фигур: низовые, верховые и средние. Низовые, или наземные, фигуры состоят из пламенных водопадов, фонтанов, мозаик, эмблем, лозунгов. Установив пиротехнические свечки на каркасе, можно сделать контуры самых различных картин — «марсов огонь», «итальянскую розу», «огненный дождик», «солнце славы», «каприз», «мальтийский крест», «фантастические машинки» и др. Фейерверк сопровождается и звуковым оформлением: имитируются пушечные выстрелы, раздаётся шипение, оглушительный свист и могучий рёв. Патроны и кометы выбрасывают в воздух разноцветные мерцающие искры и звёзды, образующие сияющий огненный шлейф. В водяных фейерверках не считая наземных фигур употребляют и некоторые специальные — дукер (водяной фонтан), волчки, фугасы, бегуны (ракеты на поплавке, которые бегут по поверхности воды, оставляя за собой пламенный хвост) и шнурфейеры (броский огонь, перемещающийся по шнуру). Верховые фигуры выстреливаются из мортир на высоту до 500 м. Это могут быть горящие звёздочки, флаги, транспаранты, шве'рмеры (фейерверочные ракеты, оставляющие зигзагообразный след), пчёлки, кометы, огненные горшки и римские свечки. К средним (взлетающим) фигурам относится в первую очередь фейерверочная ракета. Ее по праву считают лучшим украшением хоть какого фейерверка, его душой. Из ракет составляют множество различных комбинаций — «Меркуриев жезл», «павлиний хвост», «жаворонок», «золотой дождик» и др. 5 августа 1943 г. в честь освобождения от фашистов Сокола и Белгорода в СССР был произведён 1-ый военный салют из зенитных орудий, а огни запускали солдаты салютной команды залпами из обыденных ракетниц. В 1974 г. сформировали отдельную салютную батарею. У неё «на вооружении» состоят многоствольные пусковые устройства — мортиры в виде маленьких вертикальных труб, собранных в пакет и установленных в кузове грузовика. В стволы закладывают салютные шары величиной с небольшой арбуз. При выстреле шар взлетает на высоту до 350 м, взрывается и разбрасывает в воздухе ярко горящие разноцветные огоньки. Фейерверки иногда устраивают даже с борта самолёта, оставляя в ночном небе пламенные надписи и картины. А днём тот же самолёт может их нарисовать разноцветными пиротехническими дымами. В 80-х гг. в СССР изобрели аэрофейерверк: к свободно летящему воздушному шару подвешивают набор пиротехнических устройств с бикфордовым шнуром, который перед стартом зажигают. На высоте устройство взрывается, образуя красивый пламенный водопад. Конструкция классической фейерверочной ракеты совсем проста и за прошедшие столетия практически не поменялась: картонная (или картонная) трубка корпуса, начинённая подходящим пороховым составом, и длинноватая тонкая рейка-хвост, привязанная к корпусу. Единственным новшеством стал пластмассовый корпус заместо картонного. Ещё не так давно создание и составление фейерверков было быстрее ремеслом, нежели наукой. Только в последние десятилетия исследователи начали открывать физические процессы, лежащие в основе особых эффектов. В итоге появилась новая научная дисциплина — пиротехника, либо «наука о горении». Пиротехника занимается созданием не только фейерверков, однако и многого другого — безопасных материалов для имитации взрывов при киносъёмках, сигнальных и твердотопливных баллистических ракет, даже обычных спичек Долгие годы теоретический фундамент фейерверков отсутствовал, поэтому цвета для их подбирали способом проб и ошибок. Затем фейерверками стали заниматься учёные. По поручению императрицы Елизаветы Петровны пиротехнические составы изучил М.В. Ломоносов, устройством фейерверков и иллюминаций занимался И. П. Кулибин. В конце XX столетия новейшие материалы для них создают особые лаборатории и компании химической индустрии. Активно работают Международное пиротехническое общество и Международный альянс пиротехников.



Стрелковое орудие. Грузовые авто. Компьютерные сети. «темные ящики», модули и интерфейсы.

На главную  История 





0.0196
 
Яндекс.Метрика