Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  История 

Ртутный барометр

Один из древнейших очагов мировой культуры — Месопотамия, что в переводе значит «двуречье» (либо «междуречье»). Окрестили эту область так не случайно: она находится меж 2-мя большими реками — Тигром и Евфратом. Здесь в IV—III тысячелетиях до н.э. развивались города-государства шумеров — Лагаш, Ур, Киш и др. Люди, жившие там, были замечательными тружениками. Они сделали великие для собственной эры технические открытия. При помощи простейших устройств — мотыг и корзин для переноски вырытой земли — шумеры выстроили каналы, по которым вода потекла к полям. Каналы, вырытые около каждой деревни, в совокупы образовали огромную ирригационную систему, орошавшую всю равнину. Во время ежегодных разливов Тигра и Евфрата, когда в горах, где берут начало эти реки, таяли снега, богатая илом вода мчалась к полям и садам, не только поливая, но и удобряя старательно возделанные участки. Поливное земледелие в условиях жаркого климата оказалось совсем удачным: большие урожаи пшеницы, фруктов, овощей обеспечили стремительный рост населения. Гончарный круг для производства глиняной посуды и специальные печи для ее обжига тоже изобретения шумеров. Они научились делать из обыкновенной глины твёрдую как камень, звонкую и крепкую керамику — не только горшки, тарелки и кувшины, но и керамические молоты, ножики и серпы для жатвы. Жилья и загоны для скота шумеры сооружали сначала из вязанок высушенного тростника. Позднее выдумали, как строить дома из глины. Её сушили в особых формах — так вышли кирпичи. Отсутствие строительного материала на безлесной равнине закончило быть неувязкой. Первые кирпичные постройки совсем просты, однако со временем мастера-каменщики научились возводить сложные ступенчатые конструкции, напоминающие арки, купола, своды. Около 5 тыс. лет назад шумеры изобрели колесо; по крайней мере, к тому времени относится самое древнее из дошедших до нас изображений колёсной повозки .

 

и сами повозки, в которые впрягали быков, возникли тоже в Шумере. А для того чтоб колёса не увязали в песке, улицы в городах начали покрывать... асфальтом. Естественно, это был не тот асфальт, что используют сейчас, но, по сути дела, конкретно шумеры первыми стали пропитывать грунт вязким битумом — загустевшей нефтью. Через реки и каналы обитатели Шумера переправлялись на наполненных воздухом кожаных бурдюках, позднее — на огромных и прочных парусных лодках-плотах из тростника. Даже через тыщи лет искусство обитателей Двуречья не было утеряно: норвежский этнограф и археолог Тур Хейердал в 1977—1978 гг. проплыл по морю на таковой тростниковой лодке «Тигрис» от берегов Ирака до устья Инда, а оттуда — до восточного побережья Африки (до гавани Джибути). Шумеры выплавляли металлы — медь и бронзу (традиционно сплав меди с оловом). Оставшиеся навсегда безвестными профессионалы первыми в истории человечества научились паять сплавы, гравировать их и инкрустировать. Раскапывая бугры, скрывающие развалины шумерских поселений и городов, археологи отыскали первые в истории населения земли книжки, даже целые библиотеки! Шумеры создали древнейшую на Земле письменность. Её знаки похожи на клинья, прямые и острые углы; отсюда и заглавие — клинопись. На глиняных табличках записывали хозяйственные расходы (сколько товаров хранится на складе, сколько выдаётся и т. д.), легенды, мифы; сохранились даже черновики упражнений учеников в школах писцов. С годами в храмах и царских дворцах накопились (учёные молвят «отложились») большие архивы. Эти необыкновенные книги бесценны для исследования быта и экономики Шумера. Видимо, поэтому американский шумеролог Сэмюэл Крамер и назвал свою знаменитую книжку об одной из самых старых земледельческих цивилизаций так: «История начинается в Шумере».

 

О том, что воду в водяном насосе не поднять выше определённой высоты, знали ещё со времён поздней античности, хотя объяснения этому факту не было. Было также неясно, что появляется над водой. Пустота? Однако, согласно принципам аристотелевой физики, это невозможно: «природа опасается пустоты». Воздух? Непонятно, откуда ему там взяться. В XVII в. к учению Аристотеля стали относиться критически. Ещё в девяностых гг. XVI в. Галилей в своём ранешном сочинении по механике «О движении» оспорил утверждение Аристотеля, что пустота невозможна. Она возможна, утверждал Галилей, однако стремится исчезнуть и поэтому обладает определённой силой, — силой пустоты, которая и удерживает столб воды в насосе. В 1630 г. генуэзский чиновник и естествоиспытатель-любитель Джамбаттиста Бальяни предложил другое объяснение. Да, утверждал он, над водой появляется вакуум, но жидкость в насосе удерживается не им, а силой атмосферного давления. Таким образом, имелось, по наименьшей мере, три разные точки зрения на то, же происходит в водяном насосе над поверхностью воды. Последователи Аристотеля (в основном учёные-иезуиты) отрицали существование вакуума. Кто-то из естествоиспытателей поддерживал точку зрения Галилея, на которой он продолжал настаивать; кто-то делил теорию Бальяни. По традиции спор разрешили экспериментом. Провели его в Риме, вероятнее всего, в 1641 г., когда Галилей был ещё жив, под покровительством Бенедетто Кастелли — 1-го из самых влиятельных учёных того времени, ученика Галилея. В эксперименте участвовал ещё один ученик Галилея — Винченцо Вивиани. Обо всём происходившем тщательно поведал в 1644 г. Эванджелиста Торричелли (1608— 1647) — бывший, разумеется, автором постановки опыта — в письме к Микеланджело Риччи. Опыт заключался в том, что заполненную ртутью и запаянную с 1-го конца трубку опускали в сосуд с ртутью. Подобно воде, ртуть частично выливалась в сосуд, и так же, как в водяном насосе, над ее поверхностью возникала пустота .

 

этом было отмечено, что отношение высоты, на которую поднимается в трубке ртуть, к высоте, на которую поднимается вода, равно отношению плотности воды к плотности ртути и не зависит ни от формы трубки, ни от объёма пустого места над поверхностью ртути. С целью доказать, что над поверхностью ртути вправду образуется пустота, экспериментаторы поместили туда маленький колокольчик (который приводили в действие магнитом) — его звон был еле слышен. Нельзя сказать, чтоб результаты опыта уверили всех. Но опыт повторяли не один раз протяжении всего XVII столетия, и мало-помалу представления о способности пустоты и об атмосферном давлении овладели разумами и стали общепризнанными. «Мы погружены на дно безбрежного моря воздушной стихии, — писал Торричелли, — которая, как понятно из неоспоримых опытов, имеет вес». Об опыте вызнал знаменитый французский математик, философ и естествоиспытатель, тогда ещё двадцатилетний парень, Блез Паскаль (1623—1662), разделявший теорию «боязни пустоты». Он начал с опытов с различными жидкостями, думая, что результаты, приобретенные Торричелли, могут быть связаны с особыми качествами ртути. Но постепенно юный учёный пришёл к выводу, что объяснение Торричелли правильно. Однако в таком случае, решил он, высота подъёма ртути в трубке должна уменьшаться при подъёме на высшую гору по той же причине, по которой давление под водой возрастает по мере погружения. Соответствующий опыт провёл Флорен Перье, родственник Паскаля, 19 декабря 1648 г. на горе Пюи-де-Дом. Разница в уровнях на вершине горы и у ее подножия превзошла все ожидания — она оказалась равна 84 мм. Окрылённый фуррором, Паскаль сам повторил опыт в Париже—в знаменитом соборе Нотр-Дам, а потом на башне Сен-Жак и на длинноватой лестнице одного личного дома. Значение приобретенных результатов (Паскаль опубликовал их практически немедленно в том же, 1648 г.) Тяжело переоценить: правильность теории атмосферного давления решительно подтвердилась. Возникла новая единица измерения — миллиметр ртутного столба, — которой пользуются и по сей день (в интернациональной системе единиц СИ единица давления названа «паскаль» — Па — в честь знаменитого француза). Получили первую оценку массы земной атмосферы. Ну и, наконец, был предложен устройство, при помощи которого атмосферное давление можно измерять, — ртутный барометр (наблюдательный Паскаль сразу увидел, что тот же устройство пригоден и для определения высоты). Благодаря впечатляющим успехам наука к концу XVII столетия приобрела большой авторитет в обществе. Новые открытия и изобретения стали интенсивно внедряться в хозяйственную жизнь, в создание новейших образцов техники. В результате начались глубочайшие преобразования в индустрии, сельском хозяйстве, на транспорте, коренным образом изменившие экономический уклад общества. Историки назвали этот процесс промышленной революцией.



Экраноплан и экранолет. Авиация в ссср. Когда и как появилась техника. Контейнеровозы.

На главную  История 





0.0127
 
Яндекс.Метрика