Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  История 

Суда и корабли

Наикрупнейшими судами пассажирского флота первой половины XX в. были лайнеры, которые совершали рейсы меж Европой и Америкой. Они плыли через Атлантический океан, поэтому их и назвали «трансатлантики» {от лат. trans — «через», «через»). Самые именитые лайнеры — построенные в 30-х гг. английские турбоходы «Куин Мэри», «Куин Элизабет» и французский «Нормандия». Эти корабли поражали воображение современников размерами и роскошью. Их валовая вместимость превосходила 80 тыс. регистровых тонн, а скорость достигала 30—31 узла (55,6— 57,4 км/ч). Ещё быстроходнее был южноамериканский корабль «Юнайтед Стейтс» (1952 г.; 53 тыс. регистровых тонн): в одном из рейсов он пересёк океан с рекордной скоростью — 35,39 узла (около 66 км/ч). Схожих результатов удалось достичь благодаря мощной паротурбинной установке (235 000 л. с). Начиная со 2-ой половины XX в. потребность в огромных пассажирских судах резко сократилась: люди стали предпочитать самолёты. На океанских лайнерах теперь в основном совершают морские путешествия — круизы. По скорости современные суда уступают известным трансатлантикам, однако валовая вместимость некоторых из их добивается 100 тыс. регистровых тонн. Торговый флот не теряет собственного значения и в конце XX в. Фрукты и машинки, уголь и нефть, руду и лес доставляют с материка на материк в основном по воде. Грузовые суда оборудованы особыми устройствами — стрелами и кранами. С их помощью груз подают в трюмы через большие отверстия в палубе — грузовые лючки. Их закрывают герметичными, т. е. не пропускающими воду, крышками. С шестидесятых гг. в мире стали строить суда, предназначенные для перевозки какого-либо 1-го вида груза: контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, балкеры, рефрижераторы, танкеры и др.

 

Судно — это сооружение, сделанное для плавания. Частенько считают, что слова «судно» и «корабль» — синонимы. Однако это не совершенно верно. В современном торговом флоте применяют только термин «судно», в военном — «корабль». Схожее разделение сложилось равномерно. В парусную эпоху кораблём называли только определённый тип судов — с прямыми парусами на всех мачтах. Причём число мачт обязано было быть не менее трёх. Таким образом, настоящими кораблями числились лишь линкоры, фрегаты, корветы и некоторые торговые суда. Ещё 100 лет назад моряк никогда бы не назвал двухмачтовое военное судно кораблём — это сочли бы безграмотным.Вид парусного судна определяли по типу парусного вооружения, которое включало в себя рангоут (древесные или железные элементы мачт и реев), такелаж (пеньковые либо железные канаты, расположенные на мачтах) и собственно паруса. В базу классификации современных судов положены разные принципы. В зависимости от района плавания суда делят на океанские, каботажные (предусмотрены для прибрежных рейсов в море), речные и озёрные. По роду движителя — на гребные, парусные, колёсные, винтовые, водомётные, крыльчатые. Действует, например, водомётный движитель так Винт размещен не под кормой судна, а в трубе, проходящей вдоль корпуса. Вращаясь, винт засасывает воду и с большой скоростью отбрасывает ее назад. Возникающая тяга и движет судно. Классифицируют суда также по назначению (например, торговое, пассажирское), по архитектуре, типу мотора. Пожалуй, одна из самых принципиальных черт судна — тип двигателя, либо, если следовать терминологии кораблестроителей, тип энергетической установки. Пароходы обустроены малооборотной паровой машиной, которая вращает гребной винт либо бортовые гребные колеса. Невзирая на простоту и надёжность, пароходы отличаются низкой экономичностью, потому уже давно не строятся и повсеместно выводятся из эксплуатации. Более выгодны паротурбоходы — суда с высокооборотной паровой турбиной. Таковая энергетическая установка встречается на современных крупнотоннажных танкерах и военных кораблях; в последние годы она практически полностью вытеснена газовыми турбинами. Самый распространённый сейчас тип судна — теплоход. На нём стоит дизельный движок. Он может быть малооборотным (работает непосредственно на гребной вал) либо высокооборотным (передаёт крутящий момент через редуктор). Дизель надёжно действует только при постоянных оборотах, и теплоходы, которым нужен широкий спектр скорости вращения винта, оснащают гидравлической передачей, играющей роль редуктора. На дизель-электроходах и турбоэлектроходах используют электрическую трансмиссию. Генераторы постоянного тока вращают движки, а те, в свою очередь, — винты. Дизель-электрические энерго установки стоят на подводных лодках, ледоколах и современных круизных лайнерах. Правда, на последние их ставят не столько из-за возможности плавненько регулировать скорость вращения винтов, сколько из-за того, что они еще меньше гремят, чем обычные дизели. Атомоходы — по существу те же турбоходы, однако пар для турбин вырабатывают не обыденные котлы, а комплексы на базе ядерного реактора. Такие установки применяются на ледоколах и военных кораблях, в особенности подводных. На газотурбоходах движком служит газовая турбина, работающая на жидком топливе. Главное достоинство газовых турбин — высочайшая удельная мощность. Но они владеют слишком высочайшей скоростью вращения, и их применение на судах просит весьма громоздких редукторов. Не считая того, газовые турбины менее экономичны, чем дизели, потому ими преимущественно оснащают суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, быстроходные контейнеровозы и военные корабли. На последних частенько встречаются комбинированные энерго установки — газовые турбины употребляют для полного хода, а дизели — для крейсерского. В настоящее время в ряде стран ведутся работы по созданию принципиально новейших морских энергетических установок. Так, в 1992 г. в Стране восходящего солнца было построено экспериментальное судно «Ямато-1» с магнитогидродинамическим генератором. Движение судна происходит за счёт проталкивания воды через трубы в корпусе, снутри которых течёт электрический ток и создаётся магнитное поле. На испытаниях «Ямато-1» достигло скорости 8 узлов (около 14,8 км/ч). Главные характеристики хоть какого судна — размеры (либо, как произнесли бы кораблестроители, размерения) его корпуса и водоизмещение (масса вытесняемой воды, равная массе самого судна). Для торговых судов важное значение имеют грузоподъёмность и регистровая вместимость (объём внутренних помещений). Полную грузоподъёмность, включающую в себя массу полезного груза, экипажа, запаса топлива, воды и провианта, называют дедвейтом. Регистровую вместимость измеряют в регистровых тоннах (1 регистровая тонна равна 2,83 м ). Самоходные торговые суда и военные корабли маленького водоизмещения (традиционно менее 200 т) именуют катерами.



Стройку дирижаблей и полеты на их. Время, которое постоянно с тобой. Меж 2-мя войнами. Тепловая электростанция.

На главную  История 





0.0178
 
Яндекс.Метрика