Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  История 

Боевые ракеты

Генри Модели (1771 — 1831) постоянно считал себя добропорядочным верноподданным Его Величества Короля и никогда не имел ничего общего с бунтовщиками. Больше всего на свете Модели гордился тем, что стал мастером задолго до окончания установленного ещё в Средние века обязательного семилетнего срока ученичества. Наверняка, он совсем удивился бы, узнав, что его имя войдёт в историю революции, пусть даже и технической. Мастера-механики, признавшие молодого Модели равным себе, не ошиблись. Два его именитых изобретения посодействовали перейти от ремесленного, в основном ручного, труда к изготовлению машин машинами. 1-ое из их, так называемый механический суппорт, — устройство для совсем жёсткого и в то же время подвижного крепления резца, которым обрабатывают железные заготовки на станке. Создав суппорт, Модели сделал переворот в токарном мастерстве. До этого резец, острая кромка которого снимает слой материала с быстро вращающейся заготовки, токарь держал в руках, делая упор на особые подставки, или упоры. При таковой технологии достигнуть высокой точности обработки просто нереально. В особенности тяжело изготовить детали строго правильной круглой формы. Джеймс Уатт долго не мог улучшить собственный универсальный паровой движок: не было станка, чтобы с нужной точностью сделать главные детали — цилиндр и поршень. Сохранилось письмо великого изобретателя, в котором он с восторгом сообщал другу: «Наконец-то удалось подогнать поршень и цилиндр друг к другу так, что в зазор меж ними еле-еле проходит шестипенсовая монета!». Схожая точность в наши дни, когда детали обрабатываются в промышленных цехах с точностью до тысячных долей миллиметра, вызывает улыбку. Однако в те времена она числилась большим достижением. Совсем тяжело было изготовить на старенькых станках болты и гайки к ним. Попробуйте-ка, держа резец в руках, нарезать на железном стержне точную винтовую резьбу! Генри Модели решил эту делему. Токарь получил возможность, вращая рукоятки суппорта, перемещать резец по вертикали и по горизонтали с недостижимой ранее точностью, по мере надобности подавать его вперёд и отводить назад фактически на хоть какое, даже очень малеханькое, расстояние. В первый раз в истории обработки материалов механическое устройство заменило руку человека. Второе великое изобретение механик сделал, выполняя заказ сэра Сэмюэла Бентама — генерал-инспектора заводов Английского королевского военно-морского флота. Это были годы, когда Великобритания стала «владычицей морей». Парусные военные корабли и торговые суда под флагом Англии появлялись в самых отдалённых уголках морей и океанов. А на карабельных верфях закладывали всё новые и новейшие барки и бриги, шхуны и фрегаты. Однако плавающим и вновь строящимся кораблям необходимы мачты, паруса, такелаж. И блоки для канатов — тысячи, 10-ки тыщ блоков, без которых нельзя поднимать и опускать паруса, управлять ими. Необходимо было придумать способ, как изготовлять блоки скоро, выпускать их большими партиями и высокого свойства. То, что сделал Модели, до сих пор вызывает восхищение. А сделал он первую в истории станочную линию для производства корабельных блоков. В 1807 г. заработали 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, выстроенные в одну технологическую цепочку. Рабочий на каждом станке выполнял лишь одну простую операцию, а значит, не терял времени на переналадку оборудования. Вышла целая система машин, поочерёдно делавших всё, что необходимо, — от распиливания стволов деревьев особо твёрдых пород, к примеру железного дерева, до обтачивания бронзовых подшипников и нарезания резьбы на соединительных болтах. Готовые блоки выходили из цеха потоком, потому новый метод производства большого количества монотипной продукции окрестили поточным. Сэр Бентам остался доволен: проблема была решена. Однако и он не подразумевал, что станки Модели войдут в историю техники как самые 1-ые машины, сделанные при помощи других машин, стоявших в мастерской изобретателя. Машинки, изготовленные машинами! Система блочных машин Модели пережила собственного создателя. Мастер погиб в 1831 г., а его станочная линия работала без переделки до начала XX в. Безусловно, факт удивительный. Однако важнее то, что конкретно тогда, начале XIX в., Появилось машиностроение — новая ветвь промышленности, скоро ставшая главной.

 

Ракетное (реактивное) орудие возникло ранее огнестрельного. Но развитие артиллерии равномерно отодвигало неидеальные и «неточные» ракеты на задний план. К концу XIX в. они, казалось, окончательно превратились во вспомогательные — осветительные и сигнальные — средства. Но уже в двадцатых гг. XX столетия возродился энтузиазм к боевым ракетам. В годы Второй мировой войны суровым орудием стали реактивные системы залпового огня (прежде всего советские реактивные миномёты, известные как «катюши», и германские химические миномёты). Огромного успеха достигнули германские инженеры, создавшие самолёт-снаряд «Фау-1» и баллистическую ракету «Фау-2» (см. статью «Пионеры ракетной космической техники»). После войны ракетное орудие вступило в эру бурного развития. Конкретно ракеты служат сейчас основным элементом большинства комплексов управляемого орудия. Различают баллистические и крылатые ракеты, также неуправляемые ракетные снаряды реактивных систем залпового огня. По месту базирования и типу целей выделяют классы ракет «земля — земля» (запускаются с земли для поражения наземных целей), «воздух — воздух», «воздух — земля», «земля — воздух». Особые классы составляют противокорабельные и противотанковые ракеты. Реактивными снарядами стреляют из большинства противотанковых гранатомётов. Есть реактивные огнемёты, системы дистанционного минирования, устройства доставки зарядов разминирования и т. д. Реактивному движку нашлось место даже в ствольной артиллерии — в активно-реактивных дальнобойных снарядах. Баллистические ракеты (БР), появившиеся в пятидесятых гг. XX в., называются так поэтому, что огромную часть полёта они движутся по законам баллистики. Межконтинентальный полёт длится 30—40 мин, но движок и система управления работают лишь 5—7 мин. Именно таковой характер полёта обусловил относительную неуязвимость и простоту баллистических ракет, потому что создать машину, сверхнапряжённо работающую считанные минутки, проще. Сами по себе БР ещё не были полноценным орудием из-за низкой точности, однако в соединении с ядерными боеголовками превратились в решающее, практически неотразимое средство нападения. С созданием ракетно-ядерного орудия наземного и морского базирования, объединённого быстродействующей системой управления и находящегося в неизменной готовности к пуску, в мире впервые заговорили о способности самоубийства населения земли. В то же время это оружие стало надёжнейшим средством сдерживания злости. Вообщем, разработка и улучшение систем управления в 60-х гг. сделали очень суровыми и БР с «обычным снаряжением», поражающие с высочайшей точностью принципиальные объекты противника — пусковые установки, командные пункты, узлы связи. Конструктивно межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) сходны с ракетами так называемой средней дальности (БРСД). (Похожи на их были и первые ракеты малой дальности — тактические и оперативно-тактические.) Они располагаются поблизости линии фронта на мобильных стартовых установках — колёсных либо гусеничных шасси. Пусковые установки МБР и БРСД выполнены в виде защищенных шахт, на жд ходу или многоосном колёсном шасси. Баллистические ракеты морского базирования не ржавеют от морской воды; чтоб они могли вписаться в ограниченные размеры корабля (в особенности подводной лодки), их делают еще короче наземных. Только на этих ракетах разделяющиеся боеголовки расположены вокруг мотора верхней ступени, а не в отдельной головной части. Крылатые ракеты «земля — земля» большой дальности (КРБД) сегодня запрещены международными договорами. Какое-то время над этими самолётами-снарядами и баллистическими ракетами работы велись параллельно. Уязвимость КРБД, сложность систем управления ими на фоне преимуществ баллистических ракет свели самолёты-снаряды со сцены. «Вторую жизнь» им отдали новейшие системы управления более совершенная авиационная техника, позволившая существенно уменьшить размеры КРБД. Крылатые ракеты «воздух — земля» могут наводиться с самолёта-носителя, земли, другого самолёта либо вертолёта-наводчика с высочайшей точностью. Особенно эффективны такие ракеты против скопления бронированной техники и кораблей. Противокорабельные крылатые ракеты имеют ряд принципиальных особенностей. Цель, на которую они наводятся, большая, радиоконтрастная, тёплая, ее легко найти и «захватить». Но она активно защищается — отстреливается и ставит помехи, и корабельную броню пробить не так-то просто. Потому тут необходимы сложные системы управления с уклонением от перехвата, спутниковым целеуказанием и особые бронебойные боеголовки. Особый класс образуют ракеты-торпеды, предназначенные для поражения подводных целей. Некие из их представляют собой крылатую ракету, сбрасывающую на определённом участке траектории самонаводящуюся торпеду. Ракеты-торпеды могут выстреливаться на большой глубине из торпедных аппаратов подводных лодок. Ракеты «воздух — воздух» и «земля — воздух» настолько похожи, что иногда употребляются в обоих качествах (например, южноамериканские «Сайдуиндер» и «Спэрроу»). Они имеют высочайшие скорости и ускорения на разгоне и при манёвре, сложные системы наведения и дистанционные взрыватели. Есть также «противоспутниковые» ракеты, запускаемые с самолёта вертикально на предельных высотах, и зенитные управляемые ракеты, решающие задачи противоракетной обороны или, иначе, противоракеты. Противотанковые управляемые ракеты на текущий момент самые портативные. Они используются в бою в более напряжённых условиях, а значит, должны быть максимально надёжными и простыми в эксплуатации. По способу наведения различают управляемые ракеты с командным телеуправлением и самонаведением Командное телеуправление — исторически 1-ое, наиболее обычное в реализации. Оператор либо аппаратура на пусковой установке ведёт ракету до момента попадания в цель. Наведение делается либо через оптический прицел, или по изображению, получаемому с установленной на ракете телекамеры, на мониторе оператора. Команды передаются по радио либо по проводам, идущим от оператора к ракете. Ракета может оснащаться аппаратурой, которая удерживает её в луче лазера либо радиолокатора, наведённого на цель, или вычисляет положение цели по двум радиолокационным лучам. Ракеты самонаведения бывают активного, полуактивного и пассивного типов. Головка активного самонаведения представляет собой радио- или лазерный локатор, который описывает расстояние до цели и направление на неё, а бортовая аппаратура сформировывает управляющие команды. При полуактивном наведении сторонний радиолокатор или лазер освещает цель, а ракета воспринимает отражённый сигнал и наводится на неё. Если головка самонаведения воспринимает собственное излучение цели (тепловое, оптическое, радио- или звуковое), молвят о пассивном самонаведении. Конкретно оно позволяет воплотить принцип «выстрелил — и запамятовал», прирастить число обстреливаемых целей и повысить живучесть всего боевого комплекса. Ещё более «пассивно» так называемое инерциальное наведение. Ракета летит по заданной программе, даже не «видя» цели. Для этого она употребляет стабилизирующие системы управления и датчики отличия ракеты. Бортовые инерциальные системы автономны, почти не подвержены помехам, надёжны, однако не способны ни поменять курс, ни исправить ошибку во время полёта. С их помощью выводят на траекторию боевые части баллистических ракет. По физическим принципам наведения различают оптико-электронные (тепловизионные, инфракрасные, телевизионные, лазерные, оптические), радиолокационные и радиотехнические системы. Многие из их рассчитаны на работу сходу в нескольких спектрах — например, в инфракрасном и ультрафиолетовом. Употребляются и комбинированные системы управления. Так, южноамериканская система управления TERCOM ведёт крылатые ракеты на малых высотах с огибанием рельефа. В основном действует инерциальная система, но на определённых участках траектория корректируется — радиолокационная карта местности, над которой летит ракета, оцифровывается и сравнивается с заблаговременно введённой в память бортового компьютера. Если на пути возникает неучтённое препятствие (скажем, высотное сооружение), ракета его огибает. Более перспективным способом пуска наземных и морских управляемых ракет считают вертикальный старт с следующим доворотом ракеты на цель. Конкретно так запускают баллистические, также ряд зенитных ракет. Неуправляемые ракетные снаряды (PC) калибра 82—240 мм дёшевы. PC можно создавать и запускать в огромных количествах, сосредоточивая их на направлениях ударов, что компенсирует недостаточную точность ракетных снарядов.



Реактивная эра. Техника инженерных войск. Система вооружения. Боевые ракеты.

На главную  История 





0.0131
 
Яндекс.Метрика