Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  История 

Линейные корабли

Техника, т. е. искусственные, целесообразно создаваемые материальные средства деятельности людей, могла показаться лишь опосля того, как длившееся миллионы лет развитие животных достигло определённого уровня. К тому времени предки первобытного человека — преа'нтропы — уже научились использовать в качестве орудий природные предметы, поначалу случаем, потом систематически. Уже «готовые» рога, зубы и большие кости стали для преантропов красивым средством защиты и нападения. Однако такие подручные средства не были техникой. Одно из главных различий человека от животного — умение не только применять подручные средства, но и выдумывать, изготовлять и использовать технику. Когда же и как она появилась? Какими были и кем изготовлены самые 1-ые технические средства? Учёные полагают, что предками изобретателей техники были южные мортышки — австралопитеки (от лат. australis — «южный» и греч. «пи'текос»). Эти существа, ростом около 1,5 м и весом приблизительно 40—50 кг, жили от 5,5 до 1 млн. лет назад. Удивительно, однако они ходили не на четвереньках, как обезьяны, а прямо, как человек. Останки австралопитека африканского, уже схожего на человека, однако ещё не умевшего изготовлять каменные орудия, первым нашёл в 1922 г. английский археолог Раймонд Дарт в Южной Африке. Он-то и назвал свою находку южной мортышкой. Австралопитек африканский и считается реальным предком человека. К виду австралопитеков относится также австралопитек афаренсис — самый древний из узнаваемых сейчас прямых предков человека, живший около 4 млн. лет назад. Однако и он, и его ближайшие «родственники» — австралопитеки робустусы и бойсеи (их поначалу называли зинджа нтропами — от «аз-Зиндж», древнеарабского наименования Восточной Африки) — тоже не умели изготовлять каменные орудия. Останки существа ещё одного подвида австралопитековых сначала шестидесятых гг. XX в. впервые нашел британский антрополог и археолог Луис Лики в ущелье Олдувай опосля 29 лет раскопок. В 196 5 г. сын Лики-старшего Джонатан нашёл кости существа того же подвида. Поначалу археолог решил, что это предок зинджантропа, и поэтому назвал его презинджа'нтропом. Но потом учёные сообразили, что, хотя презиндж на самом деле древнее зинджа, именно он создал самые древние в мире орудия из оббитой гальки, отысканные в Олдувайском ущелье. А раз так, Лики и остальные спецы «перекрестили» презинджантропа, дав ему новое, красивое и гордое латинское имя — Homo habilis, т. е. человек умелый. Так кто же все-же создал самую первую технику: предок человека либо сам человек? Вопрос под стать известной загадке о яйце и курице. Разгадка проста: человек и техника, как курица и яйцо, немыслимы друг без друга, ибо одно подразумевает наличие другого. Тот, кто изобрёл 1-ое техническое устройство, и есть 1-ый человек.

 

Базу военно-морских флотов почти всех государств с XVII в. и до конца Второй мировой войны составляли линейные корабли (сокращённо линкоры). Поначалу это были парусные, потом парусно-паровые суда, а с 60-х гг. XIX в. — броненосцы. На рубеже XX столетия возникли линкоры водоизмещением 15 тыс. тонн и со скоростью хода 18 узлов (около 33 км/ч). Таковой корабль нёс, обычно, 4 орудия калибра 305 мм и 12 — калибра 152 мм, торпедные аппараты и малокалиберные пушки для отражения атак миноносцев. Стоило подобное волшебство техники совсем дорого. Одним из самых знаменитых броненосцев того времени был «Дредноут» («Неустрашимый»), построенный в Великобритании в 1906 г. Новые турбины вместо паровых машин (см. статью «Промышленный переворот») дозволили судну развивать скорость до 21 узла (около 39 км/ч). Британский корабль стал своеобразным «законодателем мод»: любая страна старалась создать его аналог. До тридцатых гг. словом «дредноут» называли все линейные корабли этого типа. К началу Первой мировой войны возникли дредноуты водоизмещением уже 30 тыс. тонн, несущие орудия калибров 356 и 381 мм, ав 1919 г. в Соединённых Штатах и Японии заложили корабли водоизмещением 45 тыс. тонн с 406-мм орудиями. В тридцатых гг. морские державы приступили к строительству линейных кораблей нового поколения. Наикрупнейшие из них — японские «Ямато» и «Мусаси» с 460-мм орудиями на борту. Водоизмещение этих кораблей — 72 800 т, скорость — 27 узлов (около 50 км/ч), толщина брони — 410 мм. Но время артиллерийских гигантов скоро прошло. Опыт Второй мировой войны показал, что даже толстая броня не может противостоять бронебойным бомбам. Первенство в военно-морской иерархии перешло к авианосцам — кораблям, основную ударную мощь которых составляли палубные самолёты и вертолёты. Последний в истории линкор — французский «Жан Бар» — вступил в строительных в 1948 г. В 70—80-х гг. линейные корабли входили только в состав флота США. Модернизированные и вооружённые крылатыми ракетами линкоры типа «Айова» в 1991 г. участвовали в боевых действиях против Ирака (операция «Буря в пустыне»), а потом были выведены в резерв.



Современные подводные лодки. Кто делает обувь. Энергия ветра. Орудие противовоздушной обороны.

На главную  История 





0.0043
 
Яндекс.Метрика