Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную История Человек и машинка
Во 2-ой половине XX в. жизнь человека тяжело представить без машин. А с появлением компьютеров они стали отвоёвывать позиции в областях, ранее полностью принадлежавших человеку: в управлении отдельными технологическими действиями и всем созданием, в инженерных расчётах, медицинской и технической диагностике, в дизайне и научных исследованиях. Легче назвать те области человеческой деятельности, где машинки ещё «не отыскали себя», чем перечислять их различные «профессии». Неудивительно, что сначала писатели-фантасты, а позже и спецы стали поговаривать об эре автоматов и роботов, где места человеку фактически не будет. Если словосочетания «умная машинка», «ЭВМ-архитектор», «завод-автомат» воспринимать практически, можно предположить, что скоро на заводских воротах покажутся объявления: «Людям вход воспрещён!». Человечий ФАКТОР Человека частенько сравнивают с машинками. И иногда не в его пользу. Передвигается он и работает медленно, считает плохо, с памятью у него непринципиально. То ему жарко, то холодно; под водой и в космосе пребывать в собственном натуральном виде не может. А вот машины — совершенно другое дело! Массивные, быстрые, чёткие. Фантастически быстро считают, всё помнят, идиентично отлично работают и в пустыне и в космосе, и днём и ночью... Автоматические станции летают на Венеру; автоматы-водолазы обнаруживают и поднимают затонувшие корабли... Так же, вправду этот превосходный машинный мир вскоре сумеет обходиться без людей? Как раз напротив. Роль человека в современном автоматизированном мире лишь возрастает. От решений и действий 1-го либо немногих людей всё в большей мере зависит благополучие и просто обычное течение жизни миллионов. Вот диспетчер энергосистемы. Без преувеличения можно сказать, что в его руках — жизнь городов и областей. Ошибись диспетчер — и остановятся поезда, станки на заводах, погаснет свет на улицах и в домах... Диспетчеру помогают автоматы, которые собирают, обрабатывают, отбирают информацию и докладывают только о событиях, достойных внимания. Кое с чем приборы управляются сами — отключают вышедшие из строя участки и механизмы, предохраняют их от перегрузок, маленьких замыканий. Однако всё же они лишь помогают. Последнее слово постоянно остаётся за человеком. И действовать без заблаговременно подготовленного плана в критических ситуациях может лишь человек с его поистине неповторимой способностью находить, может быть, не наилучшее, но разумное, применимое решение. Люди и машинки должны жить в согласии. В это согласие человек вкладывает познания, образованность, рабочие навыки и умения, т. е. профессиональную компетентность. Вклад же машин — сила, точность, быстрота, производительность. Чем совершеннее машинки, тем выше требования к человеку. Но неувязка сотрудничества людей и машин далековато не проста. Человек владеет уникальными, однако ограниченными психическими, физиологическими и иными возможностями. Потому «подгонять» людей под машинки бессмысленно. Разумнее приспосабливать машины к человеку. Как и поступали с незапамятных времён. Старый мастер делал лук и стрелу таковыми, чтоб с ними мог справиться стрелок. Соизмерял упругость лука с силой человека, а длину стрелы — с размахом его рук. Чем сложнее становились машинки, тем больше схожих «соизмерений» приходилось делать инженерам. Если с машиной работать неловко, то это оборачивается неверными и лишними движениями, техническими ошибками, неточными либо неправильными решениями. Инженеры-конструкторы ещё на стадии проектирования стараются предугадать все вероятные неудобства и устранить их. А именно, органов управления не должно быть чрезмерно много, а их размещение, форму и даже окраску необходимо сделать удобными — иначе оператор не сумеет уследить за ними. Исследованием человека и его деятельности в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда занимается особая наука — эргономика. Похожие проблемы решает и инженерная психология. В первую очередь ее интересуют случаи, когда человека и рабочую машинку связывает система-посредник — контрольно-измерительная либо управляющая. Следуя принципу «машина — продолжение человека», эта наука стремится сделать всех посредников как бы неприметными для человека. Они должны в более удобной для работника форме давать сведения о «главной» машине, которой он с их помощью управляет. Чтоб к человеку шла лишь самая важная в данный момент информация, чтоб основной показатель был постоянно перед очами, а самый необходимый «рычаг» — под рукой. Для действенной работы людям необходимо всё больше знаний, различной и разносторонней инфы. Причём не когда-нибудь, а сейчас, в данную минуту. Потому основным посредником меж человеком и рабочей машиной становится «усилитель человеческого интеллекта» — комп, либо управляющая машина. Тверже алмаза. Нанотехника. Как вычерпать океан энергии. Техника для исследования структуры материи. На главную История 0.0027 |
|