Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  История 

Человек и машинка

Бизнесмен и финансист, глава всемирно узнаваемых компаний «Италоконсульт» и «Оливетти», один из руководителей могущественного концерна «Фиат», основоположник авиакомпании «Алиталия» и ряда остальных, Аурелио Печчеи родился в 1908 г. в Турине в небогатой семье. Сначала как как будто ничто не предвещало ему громкой славы. Но газеты, сообщившие миру о кончине Печчеи, называли его «человеком, посвятившим себя спасению населения земли», «одним из немногих, кому посчастливилось убедить людей направить внимание на основное». В годы Второй мировой войны Аурелио Печчеи был участником боевой группы итальянского движения Сопротивления фашизму. Практически чудом он избежал расстрела опосля ареста во время облавы в 1944 г. В послевоенной Италии Печчеи сделал блестящую деловую карьеру. Филиал компании «Фиат» в Аргентине, которым он управлял, скоро стал одной из самых процветающих фирм во всей Латинской Америке. «Я пришёл на „Фиат" совершенно молодым, — писал позднее Пиччеи, — и работал там не жалея сил: заключал контракты, завоёвывал рынки, воспитывал персонал и добывал прибыль». Успех сопутствовал начинающему бизнесмену: основанные им компании богатели, находившиеся под его управлением компании развивались. Казалось бы, же ещё необходимо удачливому менеджеру, руководителю (как он сам заявлял, «по складу разума и образованию»), занимающему ключевые посты в целом ряде концернов? Однако блестящая деловая карьера была только прологом последнего шага жизни Печчеи. В конце пятидесятых гг. он стал организатором общественного движения, глас которого услышал весь мир. Сам Печчеи писал: «Психологически я сделал за все эти годы почти полный круг, возвратившись, в конце концов, к идеалам и надеждам собственной далёкой юности». В центре внимания Аурелио Печчеи оказываются взаимоотношения человека, природы и техники. Той культуре, тому виду жизни, которые зародились в далёкую эру неолита, пришёл конец, считал он. Середина XX в. не просто очередной период истории технической цивилизации — это начало новой эпохи. Человечеству угрожает смертью поднятая им самим волна отрицательных последствий промышленной деятельности. Развитие техники уже привело к необратимым изменениям природы и в дальнейшем может вызвать глобальную катастрофу. «Мы — все совместно и каждый из нас, — говорил Печчеи, — несём ответственность не только перед современниками, однако и перед будущими поколениями, перед теми, кто будет жить на планете после нас». ...В апреле 1968 г. около 30 видных учёных из различных государств мира — математиков, социологов, экономистов — получили приглашение прибыть в Рим для обсуждения «актуальных заморочек современного общества в их совокупности». Участники съезда, к которым примкнули и остальные большие специалисты, образовали альянс единомышленников Аурелио Печчеи. Все они делили его тревогу по поводу угрожающих населению земли последствий загрязнения природы. Небольшая некоммерческая организация получила заглавие, отлично известное теперь во всём мире, — Римский клуб. Он стал заказывать ведущим спецам мира и членам клуба исследования по интересующим его вопросцам, а затем публиковать приобретенные результаты в виде «Докладов Римского клуба». В компанию вошли более 100 учёных, общественных деятелей и предпринимателей из 53 государств мира, в том числе и из России. В 1972 г. вышел в свет 1-ый «Доклад Римского клуба», приготовленный сотрудниками Массачусетского технологического института (США) под руководством Денниса Медоуза. Доклад произвёл на международное общество впечатление разорвавшейся бомбы. Медоуз пришел к выводу: рост потребления природных ресурсов и соответственно отходов производства имеет границы, определяемые способностями биосферы. Чтоб спастись от экологической катастрофы, человечество в наиблежайшее время обязано остановить этот процесс. До 1991 г. было опубликовано ещё 18 докладов, и каждый из их завлекал всеобщее внимание, становился событием мирового значения. (Подробнее об этом можно прочитать в статье «Компьютеры предсказывают будущее» в томе «География» «Энциклопедии для деток».) ...14 марта 1984 г. Аурелио Печчеи работал над новым документом — «Памятной запиской на конец столетия». Он продиктовал стенографистке: «Мир — основной член того уравнения, в котором решаются вопросцы развития, качества жизни и самореализации человека. Неувязка мира обязана быть понята во всей своей всеобъемлющей глубине — ведь мирное сосуществование насущно нужно не только на всех уровнях, во всех областях деятельности человеческого общества, но и в отношениях Человека и Природы...». Это были последние слова, обращенные президентом Римского клуба ко всему населению земли. Через несколько часов Аурелио Печчеи скончался от сердечного приступа. Деятельность Римского клуба длится и сейчас. В 1991 г. в нашей стране была опубликована книга «1-ая глобальная революция». Ее авторы — члены Римского клуба, учёные А. Кинг и Б. Шнайдер предупреждают мир, что в погоне за материальной выгодой население земли, эксплуатируя природу, уничтожает планету и самоё себя. Они пишут о том, что считают сейчас самым основным: «Эта книга предназначена для тех, кто обеспокоен будущим нашей планеты и всего населения земли. Пусть их тревога будет усиливаться, это поможет разбудить тревогу во всех других. Наше исследование в первую очередь адресовано молодёжи, которой нужно яснее представить себе состояние мира, унаследованного ею от предшествующих поколений. Именно молодёжь обязана вдохновенно участвовать в разработке нового, устойчивого общества, способного обеспечить качественную и относительно процветающую жизнь для следующих поколений».

 

Во 2-ой половине XX в. жизнь человека тяжело представить без машин. А с появлением компьютеров они стали отвоёвывать позиции в областях, ранее полностью принадлежавших человеку: в управлении отдельными технологическими действиями и всем созданием, в инженерных расчётах, медицинской и технической диагностике, в дизайне и научных исследованиях. Легче назвать те области человеческой деятельности, где машинки ещё «не отыскали себя», чем перечислять их различные «профессии». Неудивительно, что сначала писатели-фантасты, а позже и спецы стали поговаривать об эре автоматов и роботов, где места человеку фактически не будет. Если словосочетания «умная машинка», «ЭВМ-архитектор», «завод-автомат» воспринимать практически, можно предположить, что скоро на заводских воротах покажутся объявления: «Людям вход воспрещён!». Человечий ФАКТОР Человека частенько сравнивают с машинками. И иногда не в его пользу. Передвигается он и работает медленно, считает плохо, с памятью у него непринципиально. То ему жарко, то холодно; под водой и в космосе пребывать в собственном натуральном виде не может. А вот машины — совершенно другое дело! Массивные, быстрые, чёткие. Фантастически быстро считают, всё помнят, идиентично отлично работают и в пустыне и в космосе, и днём и ночью... Автоматические станции летают на Венеру; автоматы-водолазы обнаруживают и поднимают затонувшие корабли... Так же, вправду этот превосходный машинный мир вскоре сумеет обходиться без людей? Как раз напротив. Роль человека в современном автоматизированном мире лишь возрастает. От решений и действий 1-го либо немногих людей всё в большей мере зависит благополучие и просто обычное течение жизни миллионов. Вот диспетчер энергосистемы. Без преувеличения можно сказать, что в его руках — жизнь городов и областей. Ошибись диспетчер — и остановятся поезда, станки на заводах, погаснет свет на улицах и в домах... Диспетчеру помогают автоматы, которые собирают, обрабатывают, отбирают информацию и докладывают только о событиях, достойных внимания. Кое с чем приборы управляются сами — отключают вышедшие из строя участки и механизмы, предохраняют их от перегрузок, маленьких замыканий. Однако всё же они лишь помогают. Последнее слово постоянно остаётся за человеком. И действовать без заблаговременно подготовленного плана в критических ситуациях может лишь человек с его поистине неповторимой способностью находить, может быть, не наилучшее, но разумное, применимое решение. Люди и машинки должны жить в согласии. В это согласие человек вкладывает познания, образованность, рабочие навыки и умения, т. е. профессиональную компетентность. Вклад же машин — сила, точность, быстрота, производительность. Чем совершеннее машинки, тем выше требования к человеку. Но неувязка сотрудничества людей и машин далековато не проста. Человек владеет уникальными, однако ограниченными психическими, физиологическими и иными возможностями. Потому «подгонять» людей под машинки бессмысленно. Разумнее приспосабливать машины к человеку. Как и поступали с незапамятных времён. Старый мастер делал лук и стрелу таковыми, чтоб с ними мог справиться стрелок. Соизмерял упругость лука с силой человека, а длину стрелы — с размахом его рук. Чем сложнее становились машинки, тем больше схожих «соизмерений» приходилось делать инженерам. Если с машиной работать неловко, то это оборачивается неверными и лишними движениями, техническими ошибками, неточными либо неправильными решениями. Инженеры-конструкторы ещё на стадии проектирования стараются предугадать все вероятные неудобства и устранить их. А именно, органов управления не должно быть чрезмерно много, а их размещение, форму и даже окраску необходимо сделать удобными — иначе оператор не сумеет уследить за ними. Исследованием человека и его деятельности в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда занимается особая наука — эргономика. Похожие проблемы решает и инженерная психология. В первую очередь ее интересуют случаи, когда человека и рабочую машинку связывает система-посредник — контрольно-измерительная либо управляющая. Следуя принципу «машина — продолжение человека», эта наука стремится сделать всех посредников как бы неприметными для человека. Они должны в более удобной для работника форме давать сведения о «главной» машине, которой он с их помощью управляет. Чтоб к человеку шла лишь самая важная в данный момент информация, чтоб основной показатель был постоянно перед очами, а самый необходимый «рычаг» — под рукой. Для действенной работы людям необходимо всё больше знаний, различной и разносторонней инфы. Причём не когда-нибудь, а сейчас, в данную минуту. Потому основным посредником меж человеком и рабочей машиной становится «усилитель человеческого интеллекта» — комп, либо управляющая машина.



Тверже алмаза. Нанотехника. Как вычерпать океан энергии. Техника для исследования структуры материи.

На главную  История 





0.0075
 
Яндекс.Метрика