Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

лист_5_9

И. Башмаков

 

Центру по эффективному использованию энергии исполнилось 10 лет!

 

Пользуюсь этим поводом не для того, чтобы отчитаться о проделанной работе, а чтобы уточнить траекторию движения России по огромному полю деятельности по повышению энергоэффективности в ближайшие годы. Энергоэффективность в России уже не является малозначимым термином. За 10 лет работы ЦЭНЭФ вместе с родственными организациями удалось посеять "семена изменений" и создать "точки опоры". С 1992 г. по 2002 г. в разных частях страны было создано более 100 специализированных организаций по реализации политики энергоэффективности. Федеральное правительство, многие регионы, муниципалитеты, предприятия и организации начали реализацию программ повышения энергоэффективности, приняли соответствующее законодательство строительные нормы. В результате всех этих инициатив на данный момент в России в проекты по повышению энергоэффективности ежегодно инвестируется более 500 млн. долларов США.

 

Главным глобальным энергетическим ресурсом является повышение энергоэффективности!

 

Повышение уровня экономического развития сопровождается снижением энергоемкости ВВП. Это закон повышающейся энергоэффективности. В ряде публикаций 1992 г. автор впервые его сформулировал. Эмпирически он четко проявляется при исследовании динамики энергоемкости ВВП США, Великобритании, Франции, Германии и Японии за последние 160 лет. Если учитывать не только коммерческие, но и все прочие энергоресурсы, включая мускульную силу скота, энергию воды и ветра, то в динамике снижающейся энергоемкости обнаруживаются длинные волны: на смену периодам ее относительной стабильности или медленного снижения приходят периоды динамичного падения этого важнейшего показателя макроэкономической эффективности. Наиболее динамично он снижался в 1870-1895 гг., 1920- 1945 гг. и 1975-2000 гг.

 

Закон четко статистически проявляется и при межстрановых сопоставлениях (см. Рис . Путь к благосостоянию лежит только по дуге снижающейся энергоемкости. Облако точек не вырождается в одну кривую, поскольку помимо уровня экономического развития есть так же целый ряд факторов, влияющих на величину энергоемкости: климат, размеры страны, ее социально-экономическое устройство и др. Интересно, что последний фактор оказывает значительно большее воздействие, чем природно-климатические условия. Так, в конце 80-х годов энергоемкость ВВП СССР была в два раза выше, чем в США; Чехословакии - в два раза выше, чем в Австрии; Китая - в два раза выше, чем в Индии; а ГДР - в два раза выше, чем в ФРГ.

 

Влияние большого числа разнородных факторов приводит в тому, что этот закон проявляется как тенденция, при этом:

 

• генеральный тренд снижения энергоемкости может прерываться периодами стабилизации или даже некоторого роста этого показателя;

 

• долгосрочные темпы снижения энергоемкости составляют в среднем 1-1,5% в год. Для двукратного снижения энергоемкости прежде требовалось от 50-до 70 лет;

 

• ускорению экономического роста предшествует ресурсосберегающая смена технологической базы производства.

 

Существуют не только эмпирические, но и теоретические обоснования действия этого закона. Есть основания полагать, что его можно математически доказать в общетеоретической форме.

 

Главным глобальным энергетическим ресурсом является не нефть, а повышение энергоэффективности! Главным средством решения мирового энергетического кризиса стало не наращивание производства какого-либо энергоносителя, а именно повышение энергоэффективности. Глобальная экономика оказалась способной выйти за "пределы роста" только благодаря замене старых технологий на более энергоэффективные. В 1974-1999 г. за счет ресурса энергоэффективности была обеспечена половина прироста мировой потребности в энергетических услугах -3,7 млрд. тнэ. Вторая половина была покрыта за счет огромных капиталовложений в увеличение добычи нефти, газа и угля, и развития ядерной и гидроэнергетики. Вклад нефти в мировой энергетический баланс равен 3,6 млрд. тнэ. значит в 1999 г. ресурс энергоэффективности вышел на первый план (см. .

 

Решение глобальных экономических и экологических задач потребует дальнейшего динамичного снижения энергоемкости! Для стабилизации концентрации парниковых газов на уровнях ниже 600 частей на миллион потребуется даже превысить исторические темпы снижения энергоемкости. Большинство специалистов сходятся на том, что в первой половине XXI века главным направлением ограничения эмиссии станет повышение энергетической эффективности, и рост использования природного газа, а во второй половине века лидерство перейдет к применению энергетических ресурсов с низким м углерода и технологиям улавливания и захоронения парниковых газов. Конечно, не все упирается только в технологии. Весьма значительны возможности снижения эмиссии парниковых газов за счет социальных нововведений и изменений в структуре потребностей и инфрастуктуре. Изменения коллективного и индивидуального поведения могут иметь значительное влияние на уровень выбросов, но требуют заметных изменений в структуре институтов и в нормативно-правовом поле. на данный моментшние схемы мотивации подталкивают к формированию ресурсоемких структур потребления и производства. Реформы, побуждающие к изменению поведения отдельных лиц и организаций, и циклов принятия решений в таких областях как энергетическая, жилищная и транспортная политика, могут заметно расширить спектр возможностей по ограничению эмиссии. Изменение мотиваций, рост значимости нематериальных услуг и здоровой окружающей среды наряду с внедрением новейших технологий позволяют перейти к менее ресурсоемкому стилю жизни. Включение граждан в циклы принятия решений поможет обеспечить изменение общественных ценностей в направлении приоритетов устойчивого развития. Напротив, социальные программы, навязывающие такие изменения, могут встретить решительный отпор.

 

Устойчивое ускорение темпов экономического роста в России без значительного снижения энергоемкости невозможно!

 

Россия не является исключением: путь через пропасть кризиса к экономическому процветанию лежит через мост повышения энергоэффективности. но пока мы движемся в обратном направлении. После 1992 г. энергоемкость и без того неэффективной российской экономики возросла. Только в последние годы она стабилизировалась и даже начала немного снижаться. Попытки российского правительства реализовать высокие темпы экономического роста наталкиваются на сопротивление, порождаемое инерционностью таких монополизированных и низкоэффективных сфер деятельности как электроэнергетика, ЖКХ, бюджетная сфера. В этих сферах нет стимулов к снижению затрат, есть только барьеры на этом пути. В на данный моментшней экономической ситуации автоматически, под действием только рыночных сил, реализуется не более 1-2% потенциала повышения энергоэффективности. Надежда на то, что все решат высокие цены, не оправдалась. В рамках существующей системы отношений эффективность использования энергии для множественных групп потребителей от тарифа не зависит! на данный момент не высокий тариф является причиной высокой эффективности, а низкая эффективность является причиной высокого тарифа! Роль повышения энергоэффективности как ресурса экономического роста явно недооценивается российским правительством. В принятой в прошлом году ФЦП "Энергоэффективная экономика" на энергоэффективность выделяется только 3,6% ее общей стоимости при том, что эффективность вложений в это направление в 10-15 раз выше, чем в поддержание и увеличение производства энергоносителей.

 

При формировании условий конкуренции производителей на рынках энергоносителей сформируется новый масштабный рынок работ по повышению энергоэффективности

 

Снижение удельных расходов топлива на выработку электроэнергии и теплоты достигалось в основном за счет ввода новых мощностей. Показатели действующих станций и котельных после периода освоения в большинстве случаев постепенно ухудшались. Действия РЭК и муниципалитетов направлены, прежде всего, на контроль и сдерживание условно постоянных издержек производства и оказывают только ограниченное влияние на топливную составляющую в тарифе. В существующей системе есть ограниченный набор административных способов активизации механизмов повышения эфф. производства. Ограниченную пользу может принести бухгалтерский и энергетический аудит. Однако, какова бы не была квалификация аудитора, персонал станций найдет принцип. возможность обосновать те или иные поправки к нормативу расхода топлива и скорректировать его в сторону увеличения. Практика подобных проверок, действовавшая ранее в системе Минэнерго, убедительно доказала это.

 

на данный момент постепенно умирает восприятие электро- и теплоэнергетики, и газоснабжения, как безоговорочной зоны действия механизмов естественных монополий. Во всем мире электроэнергетика, а в некоторых странах уже и теплоэнергетика, развивается в новых условиях: переход от вертикально интегрированных монополий к разделенным конкурирующим системам; от государственного финансирования в частному; от централизованного контроля к децентрализации рынков; от минимизации стоимости к минимизации риска в условиях неопределенности рыночной стоимости; от контроля за ценами к рыночным ценам; от экономичности на масштабах производства и соответствующего строительства крупных единичных производственных мощностей к модульно-блочным технологиям. так же одним важнейшим аспектом является опережающее развитие не электростанций (их у нас и по электроэнергии, и по тепловой энергии избыток), а развитие связей магистральных и распределительных сетей, позволяющих создать условия для движения энергетических продуктов, а значит, для развития конкуренции производителей энергоносителей.

 

Необходимо найти наиболее эффективные пути реформирования систем энергоснабжения! Если, как полагают архитекторы реформы электроэнергетики, она приведет к значительному росту цен, то у предприятий отрасли не будет стимулов повышать эффективность использования топлива. Согласно на данный моментшней концепции РАО "ЕЭС России", вместо конкуренции на самом деле формируется распределительная супермонополия. В итоге ожидается, что реформа приведет к резкому повышению цен. но конкурентные рынки в условиях значительного избытка мощностей (переход от экономики средних к экономике предельных величин) работают совсем по-другому: стоимость должна сначала упасть и только потом, по мере исчерпания резервов повышения эфф. и снижения затрат, она может повышаться. Введение конкуренции на рынках электроэнергии привело практически повсеместно к снижению оптовых цен и цен для конечных потребителей. В Германия введение конкуренции позволило при росте оптовых цен в 1998-2001 гг. на газ на 65%, на мазут - на 34%, на уголь - на 8% снизить оптовые цены на электроэнергию на 16%! Снижение затрат произошло под влиянием множественных факторов: рост производительности труда (численность занятых снизилась на 25%), сворачивание инвестиционных программ и вывод из эксплуатации неэффективных электростанций, снижение выработки электроэнергии на ТЭЦ, но главным образом, за счет оптимизации загрузки мощностей.

 

Объекты федеральной, областной и муниципальной собственности -огромный рынок для программ эффективного энергоменеджмента

 

Решение проблемы задолженности и адекватное определение лимитов на энергоносители создали в 2002 г. благоприятные условия для получения реальной экономичности бюджетных средств. В прошлом году правительство приняло ФЦП "Энергоэффективная экономика", в которой есть раздел "Энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы". До сих пор в этом направлении делается весьма мало. Возможное снижение затрат организаций бюджетной сферы на коммунальные услуги и электроэнергию составляет 25-50%. Это реальные цифры, достигнутые на множественных объектах бюджетной сферы. на данный момент только одно Министерство образования Российской Федерации ведет целенаправленную работу по реализации программы "Энергосбережение Минобразования России". В рамках этой программы создана система управления энергосбережением, включающая научно-технический совет; исполнительную дирекцию; два головных университета; 41 базовый университет, на каждый из которых приходится от 2 до 34 курируемых университетов; и сеть из 20 Центров энергосбережения. Многие из этих центров работают в сфере энергосбережения уже не один год и входят в число лидеров деятельности по повышению энергоэффективности не только в системе Минобразования, но и в целом по России. Они же являются центрами подготовки кадров для программы министерства, промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. Созданная система управления энергосбережением доказала свою высокую эффективность. Она позволила в 1999-2001 гг. охватить основные учреждения высшего и среднего специального образования и при выделении из бюджета министерства 3,5 млн. долл. в 2001 г. мобилизовать финансовые ресурсы на программу энергосбережения в размере 9 млн. долл. Всего в 1999-2001 гг. в программу вложено 18 млн. долл. (в ценах 2001 г). Годовой экономический эффект от программы - 8,3 млн. долл. (в ценах 2001 г). Внутренняя норма рентабельности - 63%. Простой срок окупаемости - 2,2 года. С учетом финансового рычага средства федерального бюджета, выделяемые на программу, окупаются за 0,8 года. Остановлен рост объема задолженности за коммунальные платежи, и тем самым ликвидирована угроза срыва учебного цикла. На каждый рубль, выделенный на реализацию программы из федерального бюджета, привлечено 2,5 рубля из внебюджетных источников. На каждый рубль, привлеченный из федерального бюджета, в течение 5 лет получается 5 рублей экономичности на коммунальных платежах учреждений образования, что высвобождает средства на повышение заработной платы в системе образования и рост ее материально-технической оснащенности. На базе созданной Министерством образования системы можно реализовывать программу эффективного энергоменеджмента не только на объектах этого министерства, но и на объектах других федеральных министерств. В США такая программа - "Федеральная программа эффективного управления энергопотреблением" - работает уже много лет. У нас ее необходимо запустить.

 

Нормализация ситуации с коммунальными платежами формирует благоприятные условия для развития бизнеса малых ЭСКО

 

Сдерживает их развитие отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Многие крупные промышленные предприятия уже на данный момент разрабатывают и реализуют проекты повышения энергоэффективности. Дальнейший рост цен на энергоносители только увеличит их число. Для мелких и средних предприятий необходима консультационная помощь по разработке мероприятий по повышению энергоэффективности. Для бюджетных организаций и ассоциаций по оплате коммунальных услуг или ТСЖ необходимы не только консультанты по разработке проектов, но и исполнители сравнительно мелких, но комплексных проектов. на данный момент формируются благоприятные условия для развития бизнеса сравнительно небольших ЭСКО. на данный момент в России нет достаточного числа компаний, способных обслужить этот нарождающийся рынок.

 

По России разносится призыв: "Отдайте нам часть полученной экономии, и мы ее приумножим!". Значительная экономия бюджетных средств уже получена, но эффект может быть неустойчивым и оседает неизвестно где. Речь идет уже не столько о первичном выделении бюджетных ресурсов на реализацию программ повышения энергоэффективности, сколько о создании механизмов, с помощью которых уже полученную экономию можно аккумулировать для продолжения работ по повышению энергоэффективности и обеспечения материальной заинтересованности в максимизации эффекта от повышения энергоэффективности. Если в бюджете выделяются средства только на оборудование, но не на его обслуживание и стимулирование повышения энергоэффективности, то эффект может быть весьма неустойчивым.

 

Нужны кадры, которые решат все

 

Генеральная тенденция на энергетических рынках - рост роли потребителя: выбор услуги (заменяемость) и выбор поставщика (конкуренция). Только подготовленный потребитель может эффективно выполнить эту роль. на данный момент в России катастрофически не хватает квалифицированных кадров для эффективного управления энергопотреблением на всех уровнях. При работе на реформированных ранках энергоснабжения потребуются кадры энергоменеджеров. Это уже не просто главные энергетики, это в большей степени экономисты. Их возможные ошибки обойдутся предприятию или соответствующему бюджету весьма дорого. Они должны правильно определить стратегию энергоснабжения предприятия, уметь сделать ценовую заявку на электроэнергию для каждого часа суток, заключать договора на энергоснабжение на выгодных для своего предприятия условиях, увязывать энергетический и финансовый балансы предприятия, наладить мониторинг энергопотребления и определить графики загрузки основного оборудования, иметь подготовленные меню решений и т.п.

 

Источник: ежеквартальный бюллетень ЦЭНЭФ №35, апрель-июнь 2002 г.

 



Биогаз. Биотопливо не оправдало надежд Его использование подстегивает цены на продукты. Рекомендации Конференции. Паспорт – понятие универсальное.

На главную  Энергоэффективность 





0.038
 
Яндекс.Метрика