Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Энергосбережение как решающий фактор реформирования ЖКХ

С. Сорокина

 

Вот уже более семи лет деятельность ЦЭНЭФ тесно связана с повышением энергетической эфф. систем муниципального тепло- и водоснабжения. Для целого ряда городов и регионов ЦЭНЭФ составлял программы энергосбережения, технико-экономические обоснования и бизнес-планы энергосберегающих проектов, в том числе для участия в конкурсах на получ. займа Всемирного банка, разрабатывал системы мониторинга и механизмы аккумуляции средств, получаемых в ходе реализации энергосберегающих проектов, предлагал процедуры стимулирования энергосбережения. Разработками ЦЭНЭФ было охвачено около 20 городов и регионов России. Опыт работы в этой сфере показал, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) не способно воспринять и реализовать идею мобилизации самого большого энергетического ресурса - повышения эфф. использования энергии.

 

В прошлом номере бюллетеня Энергетическая эффективность в аналитической статье И. Башмакова Политика трансформации рынка тепловой энергии доказывается, что структура рынка услуг ЖКХ может привести только к бесконтрольной эскалации цен на услуги низкого качества, так как в рамках существующей системы отношений, например, на рынке услуг теплоснабжения, эффективность использования тепла от тарифа не зависит (!)

 

Компаниям-поставщикам в коммунальном секторе легче доказать необходимость повышения цен на энергоресурсы, чем найти инвестиции для их снижения, легче жаловаться на недофинансирование, чем снижать себестоимость. Муниципалитеты при ликвидации дотаций населению перестают быть заинтересованными в энергосбережении: эффект экономичности бюджетных средств был очевиден, когда дотации на покрытие разницы в тарифах составляли 60-70%, но с ростом доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг этот эффект утрачивается. Органам местного самоуправления легче снижать бюджетные расходы не за счет повышения энергоэффективности, а за счет искусственного сдерживания роста цен на тепло.

 

Конечные потребители не могут ни отказаться от потребления, ни выбрать других поставщиков тепла, ни изменить условия договоров и уровень цен, ни получить компенсацию за низкое качество услуг теплоснабжения и т.д. Особенно незавидное положение у населения. Максимум, что ему позволено - обратиться в ЖЭК с жалобой на холод в квартире или отсутствие горячей воды. Поэтому на повышение тарифов люди отвечают неплатежами. Начисленные по закону пени уже через несколько месяцев делают такие долги практически безнадежными.

 

Цены растут, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство растут, но по-прежнему остается нерешенным ряд проблем, среди которых: значительный (17%) объем недофинансирования отрасли, высокий (около 60%) износ основных фондов предприятий ЖКХ, высокие потери тепла и воды при транспортировке, низкое качество услуг.

 

Есть ли способ решения этих проблем? Можно ли создать такую систему отношений на рынке услуг теплоснабжения, которая способствовала бы повышению эфф. использования тепла, привлекала бы инвестиции в модернизацию объектов ЖКХ? ЦЭНЭФ отвечает: да, можно, и предлагает свою концепцию реформирования рынка тепла и внедрения механизмов, стимулирующих снижение затрат.

 

Рынок тепла, действительно работающий на конкурентной основе и нацеленный на снижение затрат, - это независимые, конкурирующие м. собой производители; единая тепловая сеть, заинтересованная в минимизации затрат на приобретение тепла у производителей; конечные потребители, пользующиеся консультационными услугами центров и агентств по энергосбережению и привлекающие энергосервисные компании для реализации мер по снижению энергетических затрат; население, объединяющееся в товарищества собственников жилья (ТСЖ) и товарищества по оплате коммунальных услуг (ТОКУ), которые нанимают энергосервисные компании для минимизации платежей населения за ЖКУ при обеспечении высокого качества услуг.

 

И. Башмаков, Политика трансформации рынка тепловой энергии. Энергетическая эффективность №34, 2002.

 

Уже на данный момент имеются интересные находки в реализации программ энергосбережения, в совершенствовании процедур и схем тарифообразования, в повышении собираемости платежей с населения, в реструктуризации субсидий, в создании систем мониторинга энергосберегающего эффекта, в активизации цикла организации ТСЖ, в нахождении источников финансирования проектов и т.д.

 

Совместно с центрами и институтами энергосбережения Украины, Болгарии, Польши, Чехии, Армении, Латвии, Литвы, Молдовы, Румынии и Югославии ЦЭНЭФ с 2001 г. участвует в создании Сети Муниципальных Проектов Повышения Энергетической эфф. (Municipal Network for Energy Efficiency - MUNEE), способствующей обмену положительным опытом в реализации реформ в странах с переходной экономикой. Программа MUNEE не замыкается на энергосберегающих проектах, она предлагает варианты решения более широкого круга проблем, способствующие не только повышению эфф. использования энергии, но и стабилизации экономики в целом, снижению социальной напряженности в российских городах.

 

На первом этапе в рамках этой программы ЦЭНЭФ произвел отбор успешно реализованных в городах России программ энергосбережения, вариантов образования тарифов, способов сбора платежей, схем разработки и финансирования проектов, мониторинга муниципальных программ, способов разработки энергетических балансов и энергетических планов развития муниципальных образований, способов организации рынков коммунальных услуг. Проведен их анализ, выявлены наиболее перспективные направления, и проблемы, с которыми столкнулось руководство городов при их реализации, оценены возможности распространения положительного опыта среди других городов.

 

Ниже приводятся некоторые из отобранных примеров, доказывающие, что имея новаторские идеи и передовое руководство, городские администрации и предприятия коммунального хозяйства могут добиться успеха и без значительных финансовых вливаний со стороны.

 

• В Череповце применяются двухставочные тарифы на тепло и воду, создан специализированный орган, отвечающий за рассмотрение и утверждение тарифа, определены процедуры принятия решения по утверждению тарифов, объем информации, необходимый для его рассмотрения, что сделало цикл тарифообразования контролируемым и прозрачным.

 

• В Череповце при зафиксированном факте сверхнормативного водопотребления разработана и действует оригинальная схема пересмотра нормативов и коррекции объемов потребления воды. Тариф за кубометр при этом остался неизменным, соответственно были увеличены суммы, предъявленные к оплате как жителям, так и бюджету (в части дотаций на покрытие разницы в тарифах). В результате Водоканал из убыточного предприятия стал прибыльным. Без привлечения средств со стороны Череповец увеличил тарифы на услуги водоснабжения так, что они не только покрывали затраты водоснабжающего предприятия, но и обеспечили приток средств для осуществления инвестиций. Полученная Водоканалом прибыль была направлена на энергосберегающие мероприятия. Результат - новые мощности по водоочистке, три новых современных насосных станции, перекладка 24 километров изношенных, находящихся в аварийном состоянии водопроводных сетей, установка в жилых зданиях города более 1100 узлов учета воды. Общий размер инвестиций составил 50 миллионов рублей.

 

• Повышению сбора платежей за ЖКУ с населения в немалой степени способствует создание в городах единых расчетно-кассовых центров, выполняющих функции биллинговых компаний. Единый платежный документ, своевременное получ. счетов на оплату ЖКУ дисциплинирует население, снижает задолженность, вызванную неинформированностью об изменении тарифов; применение современных компьютеров и программного обеспечения облегчает работу кассиров-операторов, ускоряет информационный обмен. В Ростове-на-Дону, например, благодаря деятельности РКЦ и планомерной работе среди населения количество задолжников снизилось за год на 18%, процент сбора достиг в 2000 г. 95%.

 

• В городе Дзержинский Московской области была создана Служба заказчика с собственной сетью расчетно-кассовых пунктов. Их обходится Службе заказчика в 1,5% от собираемых платежей, что существенно ниже 7%, которые надлежало бы выплачивать Сбербанку, притом что v обращения информации о поступивших платежах заметно увеличилась. Более того, финансирование предприятий ЖКХ через Службу заказчика позволило ликвидировать перекрестное субсидирование и экономить на НДС бюджетные средства в размере более 1 миллиона рублей в год.

 

• В Санкт-Петербурге с ноября прошлого года была объявлена пеневая амнистия, когда жители могли оплатить долги за электроэнергию без взимания с них пеней. Итог - 428 тысяч потребителей воспользовались льготой, из них 45% имели среднюю задолженность более 300 рублей.

 

Несмотря на прощеный долг, в целом общее количество платежей за электроэнергию на пунктах приема платежей Петроэлектросбыта за период действия пеневой амнистии превысило аналогичные показатели прошлого года на 10%. С марта пени взимаются со ставкой 0,1% за каждый день просрочки - в 10 раз ниже, чем до недавнего времени.

 

• В марте этого года в г. Костроме должники за коммунальные услуги получили уникальную принцип. возможность погасить накопленные долги с 10-процентной скидкой. так же более интересную схему предложили в Бердянске на Украине, где дисциплинированным плательщикам была предоставлена 10-процентная скидка на коммунальные платежи в июле-августе 2001 г., а задолжники могли погасить свои долги со скидкой 20-30% (пени на долги на Украине не начисляют), и затем получить право на ту же 10-процентную скидку. В результате в течение двух месяцев была собрана общая сумма, составившая 102% текущих расходов за эти месяцы, причем 58% в этой сумме составляли погашенные долги; средние ежемесячные поступления были в 2,3 раза выше, чем в первой половине года. За время эксперимента фактически треть должников погасила свои долги.

 

• Важный момент жилищной реформы - развитие конкуренции в сфере управления жилищной недвижимостью. В Ростове-на-Дону, например, ведется большая работа по активизации цикла создания ТСЖ. В настоящее время около 20% общей жилой площади управляется посредством ТСЖ и ЖСК, а в отдельных районах города их доля достигает 25%. Более двух лет работает Ассоциация товариществ собственников жилья, активно участвуя в ревизии договоров на теплоснабжение. Для стимулирования создания ТСЖ из бюджета города покрывается часть затрат на подготовку технической документации при их регистрации. Кроме того, в домах, где планируется объединение собственников жилья в товарищества, проводится капитальный ремонт, в обязательном порядке устанавливаются приборы учета тепла и воды на вводе, причем все эти затраты также несет бюджет города. Сравнение двух однотипных зданий показало, что оплата по показаниям приборов учета дает примерно 30% экономичности средств по сравнению с традиционной оплатой по нормативам. В результате жители домов, оснащенных приборами учета, уже сейчас оплачивают 100% стоимости услуг тепло- и водоснабжения (то есть, дотации из бюджета не требуются), но при этом их платежи не выше, чем у остальных жителей города - тех, кому город продолжает выделять дотации на покрытие разницы в тарифах по причине отсутствия приборов учета.

 

ЦЭНЭФ разработал концепцию товариществ по оплате коммунальных услуг (ТОКУ), предлагая их в качестве полноправных участников рынка.

 

Сферой деятельности ТОКУ является оплата коммунальных услуг, которая не связана напрямую с вопросами собственности. Это снимает ряд проблем, возникающих при создании ТСЖ. ТОКУ призваны изменить систему оплаты коммунальных услуг чтобы обеспечить населению высокое качество услуг теплоснабжения при минимальных затратах. Ассоциированные в ТОКУ жильцы будут платить за коммунальные услуги меньше, чем обособленные домохозяйства, и это послужит весомым аргументом в пользу таких объединений. Для того чтобы обеспечить снижение коммунальных платежей, ТОКУ должны обладать полномочиями привлекать энергосервисные компании (ЭСКО). Энергосервисные компании, используя собственные средства или привлекая капитал со стороны, реализуют в зданиях комплекс мер, обеспечивающих снижение энергопотребления без ухудшения комфорта. Полученный эффект (разница м. оплатой ЖКУ членами ТОКУ и фактическим объемом потребляемой тепловой энергии) будет определять доход ЭСКО и обеспечивать возврат привлеченных на реализацию мероприятий средств. Кроме того, с помощью системы коэффициентов снижения платежей ЭСКО может стимулировать применение энергосберегающих мер в квартирах.

 

Ассоциации ТОКУ и ТСЖ будут от имени населения контролировать объем потребления энергоресурсов и их стоимость, вести переговоры об условиях договоров на поставку тепла, ценах, процедурах оплаты и т.д. В 2002 г. ЦЭНЭФ совместно с администрацией г. Череповец начинает работу по подготовке условий для создания ТОКУ.

 

По материалам статьи И. Башмакова Политика трансформации рынка тепловой энергии. Энергетическая эффективность №34, 2002.

 

• В 1997 г. в г. Дзержинский Московской области был проведен первый конкурс на право получения подряда для обслуживания восьми жилых домов. Победителем стало частное предприятие, обеспечивающее снижение тарифа на 20% по сравнению с тарифом, утвержденным для муниципальных предприятий. В 1998 г. было проведено так же два конкурса в связи с передачей в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда. Победителями стали два частных предприятия, при этом тариф на техническое обслуживание удалось снизить на 20%. Всего в 1997-1998 гг. было проведено 12 конкурсов на техническое обслуживание жилых зданий, передаваемых в муниципальную собственность, и на проведение капитального ремонта и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры. Благодаря конкурсному отбору подрядчиков на обслуживание жилищного фонда, тариф на техническое обслуживание зданий был снижен на 15,6%, что позволило включить в него составляющую капитального ремонта без увеличения действующего тарифа. Эффект от проведения таких конкурсов составил в 1997 г. 0,4 млн. руб., в 1998 - 1,4 млн. руб.

 

В 2001 г. ЦЭНЭФ разработал план создания в Сахалинской области энергосервисных компаний (ЭСКО), реализующих свои услуги как в области энергосбережения на объектах бюджетной сферы, так и для проведения ремонтных и восстановительных работ, и работ по подготовке к зиме в областных системах теплоснабжения.

 

Созданы нормативно-правовая и документальная базы, позволяющие осуществлять создание и управление энергосервисными компаниями в соответствии с российским законодательством. Была построена модель функционирования ЭСКО с целью реализации проектов, направленных на экономию энергии в бюджетной сфере, проведен финансово-экономический анализ будущих результатов их деятельности. Были разработаны конкретные бизнес-планы реализации проектов по экономичности энергии (на примере школ) с помощью ЭСКО. Эти проекты могут быть реализованы также в других объектах бюджетной сферы - учреждениях здравоохранения, культуры и т.д.

 

Руководствуясь разработанным ЦЭНЭФ планом, Сахалин начал создание ЭСКО в области осуществления ремонтных работ в бюджетных зданиях. В 2002 г. этот опыт будет распространен на Череповец, причем услуги ЭСКО будут охватывать не только бюджетную сферу, но и жилищный сектор.

 

• Немаловажная проблема - привлечение инвестиций в энергосбережение. В Новгороде на замену ветхих стояков ГВС в жилых домах Служба заказчика привлекает средства населения - своеобразный кредит под освобождение от жилищно-коммунальных платежей. И люди понимают, что разумнее вложить свои средства в ремонт в обмен на освобождение от квартплаты, чем жаловаться на отсутствие горячей воды или постоянно находиться под угрозой ее отключения.

 

• Часто предприятия ЖКХ, использовавшие бюджетные и заемные средства для реализации проектов по повышению энергоэффективности, не могут оценивать полученный эффект - сколько сэкономлено энергии, ресурсов, денег. ЦЭНЭФ создал комплекс компьютерных моделей под общим названием Энергетический аттестат, позволяющий наладить мониторинг проектов модернизации объектов ЖКХ - муниципальных котельных, тепловых сетей, жилых и общественных зданий. Система контроля и мониторинга энергопотребления бюджетных организаций, организованная с использованием Энергетического аттестата, была реализована в 37 учреждениях здравоохранения и образования г. Зеленодольска. Экономический эффект составляет около 200 тыс. руб. в месяц.

 

В России выполняется несколько проектов Международного банка реконструкции и развития, цель которых - повышение эфф. систем муниципального тепло- и водоснабжения, а в роли получателей кредитов выступают муниципалитеты. К тому моменту, когда выплаты процентов по кредитам Всемирного банка стали существенны для бюджетов муниципалитетов и все больше бюджетных средств стало требоваться на реализацию программ энергосбережения, все чаще депутаты, руководители муниципалитетов и представители контролирующих органов стали задавать следующие вопросы:

 

- Какова экономия финансовых средств от реализации проекта?

 

- Где эта экономия аккумулируется и как можно оценивать эффективность вложенных в проект общественных средств?

 

- Если экономичности денежных средств не возникает, то по какой причине и кто за это отвечает? В этой ситуации компьютерный вычислитель Энергетический аттестат может помочь местным группам по реализации проекта в решении следующих основных задач:

 

- повышение обоснованности планирования и лимитирования энергопотребления бюджетной сферы; упорядочение системы сбора, обработки и хранения данных по энергопотреблению; совершенствование системы документооборота;

 

- правильная оценка энергосберегающего эффекта;

 

определение энергетической и экономической эфф. мероприятий и проекта в целом;

 

- анализ результатов, своевременная корректировка хода ведения проекта, распространение наиболее эффективных мер.

 

Энергетический аттестат позволяет организовать мониторинг проектов, реализованных как в жилых зданиях, так и в организациях бюджетной сферы. Его преимущества по сравнению с другими программными комплексами:

 

- стандартное программное обеспечение MS Excel;

 

- простота управления программой при помощи специального меню;

 

- принцип. возможность графического представления результатов расчетов;

 

- при наличии навыков работы с MS Excel - принцип. возможность самостоятельной разработки пользователем форм отчетности по проекту.

 

В ближайшей перспективе ЦЭНЭФ планирует использовать Энергетический аттестат для проведения эконометрического анализа энергопотребления при оказании консультационных услуг по разработке институциональных механизмов для эффективного использования энергоресурсов в учреждениях здравоохранения и образования Ростовский области.

 

По материалам докладов В. Папушкина на встрече Рабочей Группы проекта MUNEE в Варшаве в июле 2001 г. и С. Сорокиной на III Всероссийском Форуме по проблемам жилищно-коммунального хозяйства в марте 2002 г.

 

На втором этапе ЦЭНЭФ начал создавать информационную систему вариантов мер по совершенствованию отношений на рынках тепловой энергии и по повышению энергоэффективности, практически опробованных на живых примерах в России, СНГ и Восточной Европе.

 

Информационная система предоставит руководителю любого ранга набор вариантов по основным направлениям политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства и повышения эфф. использования энергии. Среди них:

 

• разработка программ энергосбережения;

 

• разработка тарифной политики;

 

• совершенствование системы сбора платежей;

 

• совершенствование договорных отношений м. производителями и потребителями ЖКУ;

 

• организация учета потребления тепла и воды в жилых и бюджетных зданиях, в квартирах;

 

• организация системы мониторинга программ энергосбережения и аккумуляции сэкономленных средств;

 

• разработка энергетических балансов и энергетических планов развития регионов и муниципальных образований;

 

• реструктуризация жилищных субсидий;

 

• развитие конкурентных отношений в жилищном секторе, и др.

 

Каждое из направлений будет содержать как теоретическую часть, так и практические рекомендации, иллюстрированные конкретными примерами успешной реализации программ по тому или иному направлению. Так, в разделе разработка тарифной политики в меню будут представлены схемы тарифообразования, методики расчета тарифов, проекты нормативно-правовых документов, ссылки на практический опыт применения указанных тарифных схем, и координаты для связи со специалистами на местах, готовыми дать необходимые пояснения. Пользуясь таким меню управленческих решений, муниципалитеты, предприятия ЖКХ, территориальные органы самоуправления смогут найти для себя интересные решения насущных проблем. Предлагая типовые проекты нормативно-правовой документации, меню управленческих решений позволит значительно ускорить разработку законодательной базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства и повышения эфф. использования энергии.

 

Примеры успешного решения проблем, связанных с реформированием ЖКХ, размещены на сайте ЦЭНЭФ www.cenef.ru.

 

Источник: ежеквартальный бюллетень ЦЭНЭФ №35, апрель-июнь 2002

 



Теплоснабжение города Петрозавод. Разработка и испытание на ТЭЦ-28. Биогазовые установки на силосе. Геотермальные ресурсы и их добыч.

На главную  Энергоэффективность 





0.0175
 
Яндекс.Метрика