Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Закон

С. С. Белобородов

 

Принятие пакета законов «Об электроэнергетике»

 

При обсуждении базовых вопросов реформирования электроэнергетики в 2000-2003 годах неоднократно поднимался вопрос о необходимости координирования реформы в электроэнергетике с преобразованиями в теплоэнергетике, так как значительная часть электрической энергии в Российской Федерации вырабатывается на базе ТЭЦ.

 

Пакет законов «Об электроэнергетики» был утвержден в 2003 году. Одобрение пакета законов «Об электроэнергетики» Советом Федерации РФ и Государственной Думой РФ было увязано с необходимостью подготовки пакета законопроектов «О теплоснабжении».

 

Обсуждение вопросов подготовки пакета законопроектов «О теплоснабжении» продолжается до сих пор.

 

Структурные преобразования в электроэнергетике

 

В цикле реструктуризации холдинга РАО «ЕЭС России» из региональных энергосистем были выделены генерирующие мощности, магистральные и распределительные электрические сети, тепловые сети, сбытовые компании.

 

Генерирующие станции, предназначенные для выработки электрической энергии (ТЭС), передаются в создаваемые оптовые генерирующие компании (ОГК).

 

На базе ТЭЦ АО-энерго были созданы территориальные генерирующие компании (ТГК), основным видом деятельности которых является производство электрической и тепловой энергии.

 

в 2005-2006 годах созданы крупные участники рынка, конкурентоспособность которых напрямую зависит от эфф. реализации тепловой энергии, заинтересованные в формировании понятных правил работы на рынке тепла.

 

Плюсы и минусы от задержки принятия пакета законов «О теплоснабжении»

 

На первых этапах реформа электроэнергетики была сконцентрирована на преобразованиях оптового рынка электрической энергии и мощности (сектор свободной торговли, сектор отклонений, балансирующий рынок), создании инфраструктуры рынка (СО, ФСК, НП «АТС»). Субъектный состав оптового рынка включает АЭС, ГЭС, ГРЭС и АО-энерго. В 2006 году на оптовом рынке появились новые субъекты - ТГК и ОГК.

 

За исключением часового планирования производства электрической энергии и внедрения систем коммерческого учета (АСКУЭ), преобразования на первых этапах не затронули вопросы производства и сбыта тепловой энергии ТЭЦ.

 

Вопросы, связанные с тепловой энергией, показали свою значимость (приоритетность) только при анализе инвестиций в строительство новых генерирующих мощностей. Нерешенность вопроса с долгосрочными гарантиями сбыта тепловой энергии (в дополнение к нерешенному вопросу пост * топлива) практически привела к срыву проведения первого международного тендера на строительства второго блока Северо-Западной ТЭЦ, в результате выхода из тендерного цикла большинства участников.

 

Отказ от рассмотрения вопросов теплоснабжения на шесть лет отложил принятие действий по решению основных проблем в системе централизованного теплоснабжения (в том числе ухудшение эфф. использования топлива, рост перекрестного субсидирования).

 

Единственным плюсом от задержки принятия законов «О теплоснабжении» является принцип. возможность при разработке программы реформирования теплоснабжения учесть опыт реформирования электроэнергетики, инвестиционных проектов в электроэнергетике.

 

Надежность теплоснабжения потребителей.

 

Преобразования в России с 1991 года на фоне падения объемов промышленного производства и череды теплых зим вывели вопросы надежности электро и теплоэнергетики за рамки практической деятельности.

 

Предполагалось, что при провидении рыночных преобразований ответственность за надежность электро и теплоснабжения каждого отдельного потребителя будет обеспечена договорными отношениями с производителем электрической и тепловой энергии. К сожалению, двусторонний договор м. двумя субъектами рынка не может обеспечить общесистемную надежность, так как в системе централизованного теплоснабжения и электроснабжения существенное влияние на исполнение обязательств по двусторонним договорам оказывает значительное количество третьих лиц. Поэтому необходима разработка принципов (правил) функционирования системы теплоснабжения, обеспечивающих общесистемную надежность.

 

Большинство положений, разработанных государственным энергетическим надзором РФ, потеряли статус обязательных. С середины 80х прекращена разработка перспективных схем развития электро и теплоснабжения городов. В конце 90х институт, специализировавшийся на разработке схем теплоснабжения малых и средних городов, прекратил свое существование.

 

До сих пор происходит эксплуатация ресурса надежности электро и теплоснабжения потребителей, заложенного так же во времена СССР.

 

Вопросы надежности теплоснабжения и электроснабжения потребителей из плоскости теоретических рассуждений перешли в практическую плоскость в январе 2006 года.

 

Основные риски надежности теплоснабжения потребителей:

 

· Отсутствие диверсификации топлива (ориентация на один вид топлива);
· Отсутствие резервного топлива на станциях и котельных;
· Отсутствие резервных генераторов в котельных;
· Наличие инфраструктурных (в том числе сетевых) ограничений.

 

К сожалению, в большинстве регионов Российской Федерации отсутствует подход к анализу топливообеспечения, электро и теплоснабжения потребителей с позиции единого топливо - энергетический баланса. Инвестиционные программы и программы развития принимаются раздельно по отраслевому принципу, и ведомственной принадлежности.

 

Эффективность использования бюджетных и тарифных средств для целей повышения надежности электро и теплоснабжения потребителей должна являться основным критерием согласования региональных инвестиционных программ.

 

определение базовых положений законопроекта «О теплоснабжении» требует комплексного (системного) подхода к решению поставленных задач:

 

· обеспечения надежности теплоснабжения;
· создания условий инвестиционной соблазнительности теплоэнергетики;
· повышения эфф. теплоэнергетики;
· ограничения роста (снижения) тарифной нагрузки на промышленность и ЖКХ .

 

Перечень базовых положений, которые должныбыть отражены в законе «О теплоснабжении»:

 

I. Вопросы ценообразования (тарифов) на теплоэнергию.

 

Двухставочные тарифы на тепловую энергию

 

Установление раздельно ставки за тепловую мощность и ставки за тепловую энергию. Ставка за тепловую мощность должна обеспечивать окупаемость условно-постоянных затрат, относимых на теплоснабжение потребителей. Ставка за тепловую энергию должна обеспечивать компенсацию условно-переменных затрат, в том числе затрат на топливо.

 

Позволит решить вопросы эффективной загрузки, оплаты пиковой (резервной) мощности.

 

Территориальные (зональные) тарифы на тепловую энергию

 

принцип. возможность установления тарифов, дифференцированных по территории, с целью учета местных (локальных) особенностей теплоснабжения потребителей, включая особенности снабжения промышленных потребителей.

 

Позволит ограничить рост стоимости тепловой энергии для ЖКХ, населения и бюджетных потребителей из-за вероятности потери промышленной нагрузки.

 

Вопросы перекрестного субсидирования м. потребителями тепловой энергии

 

Снижение нагрузки перекрестного субсидирования на промышленных потребителей, являющейся одной из основных причин их отказа от централизованного теплоснабжения и переходу на собственные источники теплоэнергии.

 

Позволит ограничить рост стоимости тепловой энергии для ЖКХ, населения и бюджетных потребителей из-за вероятности потери промышленной нагрузки.

 

Долгосрочные тарифы на тепловую энергию

 

Для обеспечения эфф. инвестиционных проектов по модернизации оборудования тепловой генерации и систем теплоснабжения, и для строительства новых объектов необходимо иметь горизонт планирования 5-10 лет.

 

принцип. возможность прогнозирования на длительный период затрат на тепловую энергию является важным условием привлечения инвестиций в промышленность и строительство. Позволит снизить стоимость привлекаемых инвестиционных ресурсов.

 

II. Вопросы долгосрочного планирования сбыта теплоэнергии.

 

Прямые долгосрочные контракты на тепловую энергию м. производителями и потребителями теплоэнергии.

 

Законодательное обеспечение возможности заключения долгосрочных прямых договоров. При строительстве новых объектов теплогенерации (включая ТЭЦ) и новых промышленных потребителей тепловой энергии должна быть обеспечена опция определения стоимости тепловой энергии на основании договора.

 

принцип. возможность заключения прямых долгосрочных договоров повысит инвестиционную соблазнительность теплоэнергетики.

 

Позволит концентрировать усилия на инвестиционных циклах в профильных видах бизнеса.

 

III. Вопросы доступа к инфраструктуре.

 

Недискриминационный доступ производителей тепловой энергии к тепломагистралям.

 

Снимает барьеры по доступу производителей тепловой энергии к инфраструктуре.

 

Позволит ограничить рост (снизить) тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей, повысить инвестиционную соблазнительность теплоэнергетики.

 

Разработка схем теплоснабжения городов.

 

Позволит планировать производство и потребление тепловой энергии на территории городов, анализировать надежность (риски) системы теплоснабжения, оптимизировать инвестиционные программы по строительству генерирующих объектов и сетевого хозяйства.

 

Доступ частных инвестиций к строительству магистральных теплопроводов

 

Развитие инфраструктуры для доступа эффективной тепловой генерации к потребителю.

 

IV. Критерии выбора инвестиционных проектов в сфере электро и теплоэнергетике.

 

Эффективность использования бюджетных и тарифных средств

 

Координация инвестиционных программ муниципалитетов и АО-энерго позволит снизить тарифную нагрузку на потребителей.

 

1 Эффективность использования топлива, реализуемого по регулируемым государством ценам

 

Повышение эфф. использования топлива позволит снизит тарифную нагрузку на потребителей.

 

V. Инструменты государственного регулирования оптимизации энергетического баланса.

 

1 Тарифно-Балансовые решения органов государственной власти

 

Решения, принимаемые уполномоченными органами федеральной и региональной власти, в основном определяют загрузку электрических и тепловых мощностей в течение года. При изменении принципа формирования энергетического баланса от локального максимума по отдельной генерации к максимуму по территории, произойдет оптимизация объемов производства энергокомпаний, инвестиционных программ, повышение эфф. использования топлива.

 

Источник: http://www.rosteplo.ru

 



Мінприроди визначене виконавцем. История электросчетчика. Жизнь без нефти уже на подходе. Новости энергетики.

На главную  Энергоэффективность 





0.027
 
Яндекс.Метрика