Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Энергоэффективность Управление отходами Управление отходами включает организацию сбора отходов, их утилизацию (включая переработку, сжигание, захоронение и т.д.), и мероприятия по уменьшению количества отходов. Состав и объем муниципальных отходов зависит от страны, местности, времени года. Структура отходов меняется в зависимости от развитости страны. Доля бумаги и картона в развитых странах достигает 40 %, в слабо развитых эта величина может составлять менее 10 %. Меняется доля и других составляющих отходов. В настоящее время в развитых странах производится от 1 до 3 кг бытовых отходов на душу населения в день, причем в США это количество - увеличивается на 10 % каждые 10 лет. За рубежом в связи с все более возрастающих объемах отходах заговорили о кризисе свалок. В то же время свалки занимают не так уже много места. Так весь мусор, производимый в России можно разместить на площади 600 кв. км при толщине слоя 25 м. по мнению зарубежных аналитиков, проблема отходов включает взаимосвязанные аспекты: - Объем муниципальных отходов постоянно возрастает на душу населения и в абсолютных величинах; - Состав отходов усложняется, появляется все большее количество экологически опасных компонентов; - Отношение населения к свалкам меняется и становится резко отрицательным; - Применяются законы, ужесточающие правила обращения с отходами; - Появляются новые технологии по переработке отходов, включающие системы разделения, мусоросжигающие заводы - электростанции и санитарные полигоны захоронения; - Экономика и управление отходами усложняется. Возрастает стоимость утилизации отходов и это привлекает частный бизнес. Сбор и переработка отходов требует крупных инвестиций. Резко отрицательное отношение населения к свалкам заставило создавать в 80-е года мусоросжигающие заводы нового поколения, имеющие системы чистки выбросов, что требует значительного увеличения затрат. Создание подобных заводов сопровождается появление других проблем. Так зола, образующаяся при сжигании мусора, гораздо более опасное вещество чем отходы, необходим интенсивный поиск мест ее захоронения и возникают дополнительные затраты связанные с ее захоронением. Возникающие дополнительные затраты при мусоросжигании делают этот способ более дорогим нежели закапывание отходов. по мнению зарубежных исследователей, простых решений в проблеме муниципальных отходов не может быть, требуются комплексные подходы. Одной из первоочередных задач становится создание комплексных систем управления отходами. Основа концепции комплексного управления отходами состоит в том, что отходы состоят из различных компонентов, которые в идеале не должны смешиваться и тилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологическими способами. К числу других принципов комплексного управления отходами относят следующие: - все технологии и мероприятия, включая мероприятия по сокращению количества отходов, их переработку, сжигание, захоронение должны разрабатываться в комплексе, дополняя друг друга; - муниципальная система утилизации отходов должна разрабатываться с учетом конкретных местных проблем и решаться за счет местных ресурсов; - местный опыт по управлению отходами должен постоянно приобретаться путем разработки и осуществления небольших программ; - комплексный поход к переработке отходов базируется на стратегическом адаптивном планировании; - разработка и осуществление программ должны непрерывно сопровождаться мониторингом и оценкой результатов; - участие городских властей, и всех групп населения (производителей мусора) - необходимый элемент любой программы. Для каждого конкретного населенного пункта необходим выбор определенной комбинации подходов, учитывающий местный опыт и местные ресурсы. Комплекс мероприятий по управлению отходами основывается на изучении потоков отходов, оценке вариантов их утилизации и включает осуществление небольших экспериментальных проектов, позволяющих собрать информацию и приобрести опыт. При разработке комплексной программы управления отходами целесообразно иметь представление об иерархии мероприятий, входящих в нее. Иерархия предполагает первоочередность мероприятий по сокращению отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке отходов и в последнюю очередь по мусоросжиганию или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке. но проблема бытовых отходов не решается выбором правильных технологий и их комбинацией. Она может быть решена только при правильной организации дела и учета экономических аспектов проблемы, причем все выше перечисленные аспекты должны рассматриваться в комплексе. Типичная ошибка множественных зарубежных программ является полная и бесконтрольная их передача в руки профильных департаментов городской администрации. При этом исключается участие населения и выборных органов города. Это становится важнейшей причиной неудач множественных программ. Наличие монополий не позволяет пробиться альтернативным подходам и снижает эффективность управления отходами. Экономический аспект связан с необходимостью платить за выбрасывание (производство) мусора. В странах Европы и Северной Америки, где утилизация отходов производится с соблюдением экологических норм, она обходится в среднем в несколько десятков, а иногда - более сотни долларов, за тонну. Появление платы за образование и размещение мусора имеет разнообразные экономические последствия. Становится экономически целесообразным создание частных предприятий по утилизации отходов, производители мусора, при введении стимулирующих систем, стремятся сократить общий объем мусора и разделить его на различные компоненты, которые становятся ценным сырьем для дальнейшего использования. есть много факторов, которые необходимо рассмотреть при приватизации в сфере обращения отходов. Предприятия, финансируемые из местных бюджетов (муниципальные), действующие в условиях централизованной системы управления, имеют принцип. возможность стандартизировать операции, снизить затраты. Освобождение их от уплаты налогов и отсутствие прибыли делает возможным снижение цены на производимые ими услуги для населения. Но поскольку средств в местных бюджетах постоянно не хватает, проблемы решаются чаще самым дешевым путем. Отсутствие конкуренции снижает эффективность их деятельности и качество услуг, частные же предприятия не надо финансировать из бюджетов и можно заставить выполнять все экологические нормы. Конкуренция заставляет частные предприятия работать эффективно и независимо от политических компаний и изменений в городских администрациях. Приватизация в этом секторе, сопровождается повышением платы населения за утилизацию отходов. Высокая стоимость за утилизацию отходов с другой стороны создает дополнительный рычаг в управлении отходами. Во множественных странах население, учреждения и организации платят за утилизацию в зависимости от количества отходов, которые они выбрасывают. Это стимулирует сокращение количества отходов и сбор вторсырья. Многие программы вторичной переработки, которые являются нерентабельными, становятся экономически оправданными, с учетом экономичности платы за размещение мусора. но слишком высокая стоимость за утилизацию приводит к созданию незаконных свалок. Основное положение комплексного управления отходами в том, что продукт становится мусором , когда он смешивается в мусорной корзине с другими продуктами. Поэтому ключевой проблемой управления является не вторичная переработка отходов, а эффективное разделение потока мусора на компоненты. Именно эта проблема должна стать предметом деятельности городских властей по мнению зарубежных экономистов. есть несколько подходов к разделению отходов, которые расположены м. двумя полюсами: техническим и социальным. В первом случае предполагается создание идеальной фабрики, на входе которой имеется не разобранный поток муниципального мусора, на выходе потоки материалов, удовлетворяющие требованиям рынка, и поток, идущий на свалку. Второй вариант - население само разделяет свои отходы, доводит материалы годные к переработке до нужных кондиций и доставляют их к местам сбора (реализации). Первый путь в чистом виде по оценкам зарубежных специалистов практически невозможен. Переработка неподготовленного потока муниципальных отходов подходит, как метод обогащения топлива для мусоросжигающих заводов. Извлечение качественных материалов затрудняется тем, что в некоторых случаях невозможно отделить пластик от бумаги (современные упаковочные материалы), бутылочное стекло перемешано со строительным, С технической позиции можно добиться высокой чистоты разделения, но высокие капитальные и трудовые затраты делают этот цикл экономически бессмысленным. Считается, что разделение отходов самим населением и другими производителями отходов более приемлемо, чем разделение на специализированных предприятиях по следующим причинам: - в этом случае меньше суммарные издержки налагаемые на общество; - как правило меньше издержки, налагаемые на городской бюджет в городские власти; - в решении проблемы муниципальных отходов принимают непосредственное участие те, кто производит отходы - это считается морально правильным и создает стимул для уменьшения количества отходов. Но никакая программа сбора вторсырья не будет работать, сама по себе без участия городских, региональных, национальных властей. Самое простое, что могут сделать власти - это оборудовать центр по сбору вторсырья. Такой центр может представлять собой киоск, контейнер, огороженный участок, куда гражданину предлагают сдавать или выбрасывать определенные материалы. Чтобы такой центр работая, необходимо неоднократно оповестить население о его существовании, весьма четко объяснить правила пользования. Все объявления и правила пользования нужно писать или рисовать весьма крупно, заметно и ярко в местах сбора отходов. Если такой центр начинает работать, то обязательное условие его существования - систематический вывоз собранных материалов, их реализация и переработка. Эффективность такой деятельности зависит от активности населения. есть один общий принцип поддержания активности очевиден - чем меньше усилий требуется от населения - тем больше процент его участия. Поэтому чем ближе подобные центры к населению, к постоянным маршрутам людей, тем они жизнеспособнее. Даже при невысоком участии населения такой центр способен играть определенную воспитательную роль, привлекая внимание жителей района к проблеме отходов. В США и других странах часто используется схема сбора вторсырья на обочине. В этом случае жители оставляют вторсырье в специальном мешке или контейнере на тротуаре, где они обычно оставляют мусор. Конкретные детали могут быть разными. Участие в таких программах может быть и обязательным, и добровольным, иногда собирается только один материал, а иногда -несколько. В случае нескольких материалов житель может складывать их в разные контейнеры или в один. В последнем случае материалы подвергаются дополнительной сортировки либо на специализированных заводах, либо прямо на тротуаре, теми кто их собирает. Последний вариант более трудоемкий, но не требует капитальных вложений, на создание дополнительных мощностей по сортировки. Подобные программы осуществляются во множественных городах и округах США как на добровольной, так и на обязательной основе. Обязательного разделения отходов требует Федеральный закон от граждан ФРГ. Важнейшим экономическим стимулом является введение дифференцированной платы за вывоз (утилизацию) мусора, зависящей от его количества. Положительный эффект от платы состоит не в том, что формируются бюджетные средства для утилизации мусора и не в некой справедливости (кто меньше производит, тот меньше и платит). Дифференцированная плата реализует фундаментальное право и обязанность гражданина - право знать. В данном случае это экономический канал, дающий информацию гражданину, какие издержки накладывает на общество потребительское поведение гражданина. Формы практической реализации дифференциальной платы весьмаразнообразны. По данным некоторых муниципалитетов введение дифференцированной платы сокращает объем отходов на 18%. Но дифференцированная плата снижает не только объемы вывозимого мусора, но и побуждает к повторному использованию вещей. Иногда один из местных жителей бесплатно принимает в своем гараже предметы, бывшие в употреблении, и затем продает по низким ценам. Сдавать ему бесплатно выгоднее, чем выбрасывать за деньги. весьма важно отметить, что экономические стимулы и законы не заменяют стимулов моральных и не отменяют необходимости работы с общественностью. Даже обязательная программа, чтобы она смогла работать, должна быть признана общественностью как разумная и осмысленная. Именно gпривлечение население является особенно трудной задачей. Интересно, что так же 10-15 лет американские специалисты утверждали, что американская душа не совместима с немецкой аккуратностью, которая требуется для сортировки мусора. По данным исследования проведенными в Пенсильвании (США), 31 % населения готов с энтузиазмом участвовать в программах по извлечению вторсырья из отходов (как правило, эти люди хорошо информированы в этой сфере); 46 % населения благожелательно относятся к сбору сырья - они будут участвовать в программах, если им подадут пример или участие в программе не слишком сложно; 21 % населения относятся недоброжелательно (вовлечение их в программу требует больших усилий); 2 % населения безнадежны - ни при каких условиях не будут участвовать в программе. Обеспечение активного участия населения в сборе вторсырья требует следования некоторым принципам. - Начинай с малого! Программы по сбору вторсырья необходимо начинать с небольших проектов, чтобы набрать опыт и обкатать организационную схему. Механизм применения населения любого новшества примерно одинаков. Сначала новшество принимает относительно небольшая группа лидеров (активистов), а затем втягиваются широкие круги населения. Если возможно, лучше, чтобы в несложном проекте приняли участие именно активисты -лучше какое-то количество заинтересованных человек с разных концов города, а не такое же количество человек в квартале. - Начинай загодя. Население должно быть информировано уже в цикле применения решений и выборе альтернатив по переработке муниципальных отходов в населенном пункте. Рекомендуемый срок начало распространения информации в конкретном проекте по сбору вторсырья - два три месяца до его начала или даже раньше. - Используй общественные организации. - Сформулируй четкое позитивное обращение. В котором можно найти ответ на вопросы: - зачем нужна вторичная переработка; - какую пользу она принесет жителю, его микрорайону; - где и когда будет собираться вторсырье; - как приготовить материал к сбору. - Начинай с себя. - Организуй четкую регулярную работу служб вывоза, сбыта и переработки. Любые сбои и нарушения расписания дискредитируют программу. - Как можно реже меняй расписания, условия, правила. - Будь внимателен к детям. - Работа с общественностью - цикл непрерывный. Важным каналом влияния на общественность являются детские учреждения. Дети более восприимчивы к новым идеям и затем способны передать их родителям. Организовать сбор вторсырья в учреждениях и организациях легче, чем вводить дифференцированную плату, легче применять законодательные инструменты, поощряющие раздельный сбор вторсырья. В учреждениях чаще всего формируется большое количество однотипных отходов. но принципы, используемые для привлечения населения должны применяться и для работы с предприятиями, Организация системы управления отходами. Этапы решения проблемы муниципальных отходов: 1.Организация системы управления 2.Оценка местных проблем муниципальных отходов 3.Оценка объема и состава отходов в настоящем и будущем 4.Оценка существующих методов утилизации, формирование проблемы 5.Оценка существующих вариантов утилизации отходов и возможности их интеграции 6.Подготовка населения 7.Исследование финансирования 8.Мониторинг - оценка новых альтернатив
Ответственность за применение правильных решений лежит на
Зря Прометей украл огонь у богов. Следующий пузырь надуется на рынке альтернативных источников энергии Бум высоких технологий на рубеже веков создал рыночную стоимость в размере $7 трлн., пузырь на рынке недвижимости привел к появлению иллюзии богатства на сумму $12 трлн. Внедрение тепловых насосов в Украине. Переоборудование существующих пр. На главную Энергоэффективность 0.0033 |
|