Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Новая страница 1

О реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Верховной Раде и правительстве пишут много и проникновенно, проливая крокодиловы слезы по поводу повышения тарифов на услуги ЖКХ. Страдания властей по ЖКХ могли бы даже вызвать сочувствие, если бы наши граждане давно не обратили внимания на то, что украинские реформаторы всех мастей неизменно богатеют вопреки материальным доходам тех, о чьем положении они пекутся.

 

Мне приходилось видеть доцентов за прилавками киосков, инженеров-бомжей, но что-то не встречал ни одного депутата-реформатора, стоящего на паперти. Поэтому теперь, вслушиваясь во внешне нестройные голоса парламентариев и бюрократов, невольно хватаюсь за карман. Как гласит проверенная временем примета украинской политической погоды: если твоим материальным положением озабочено столько важных господ, значит, намечается серьезный «дерибан».

 

Невольно сталкиваясь с превратностями первых шагов украинской реформы ЖКХ, интересно приглядеться к достижениям наших российских соседей, которые озабочены реформой со времен президентства Ельцина. Уже в России было запланировано: создать конкурентные условия в жилищно-коммунальном секторе, отделить заказчиков от подрядчиков, создать систему ипотечного кредитования и так же многое другое, чем сейчас хаотично занимается украинская власть.

 

Еще полезнее познакомиться с тем, сколько бед и неприятностей ждало российских граждан на этом пути, сколько раз выходили на демонстрации обычно необъяснимо терпеливые граждане соседней страны. И на данный момент протесты, связанные с реформами ЖКХ у соседей, только усиливаются. Все это позволяет предположить, что и наше правительство в ближайшее время ожидает нелегкий период, когда народ ощутит на своем кошельке реальный масштаб роста цен и прореагирует на это соответственно.

 

О том, каковы дальнейшие перспективы реформы ЖКХ в Украине, журналист «Зеркала недели» попросил рассказать председателя Всеукраинской общественной организации «Союз собственников жилья Украины», депутата Верховной Рады Алексея КУЧЕРЕНКО.

 

— Алексей Юрьевич, многие эксперты считают, что нынешнее правительство, видимо, так же не совсем отдает себе отчет в том, какие проблемы его ожидают из-за резкого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как эту ситуацию оцениваете вы?

 

— Объективные первопричины для повышения цен на жилищно-коммунальные услуги существуют. Это связано с повышением цен на энергоносители и в первую очередь на природный газ. Более того, проблема оказалась настолько запущенной, что и при старых ценах на газ тарифы во множественных регионах далеко не соответствовали реальной себестоимости. И если в Западных регионах тарифы покрывали себестоимость на 80—90%, то в ряде восточных и Киеве, а особенно в Крыму, скажем, на водоснабжение, — всего на 25—50%. Значительным было отставание тарифов на теплоснабжение, обслуживание жилого фонда, ремонт лифтов.

 

Не дождавшись действий правительства в этом направлении, группа депутатов от разных политических сил представила свое видение решения проблемы в проекте постановления Верховной Рады, название которого говорит само за себя: «Концепция ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг». Авторы исходили из того, что законодательство в сфере формирования цен и тарифов настолько противоречиво, что невозможно принять один закон, который бы позволил навести порядок в такой сложной сфере, как жилищно-коммунальные услуги. Более того, нецелесообразно, не ответив на базовые вопросы о принципах государственного регулирования в том числе и ценообразования, о разделении ответственности между ветвями власти, пытаться писать законы. Это работа на мусорную корзину. Яркий тому пример — деятельность правительства за десять месяцев, увенчавшаяся принятием одного закона о реструктуризации долгов за жилищно-коммунальные услуги, который предприятиям отрасли нанес больше вреда, чем принес пользы.

 

В правительстве четкая тенденция — подменять системные решения административными мерами: создание штабов по подготовке к зиме, сосредоточение чрезвычайных полномочий в руках одного органа власти и т.п. Ярким примером является законопроект Ярослава Сухого (его подавал не Кабмин, а народный депутат), которым предлагается разрешить правительству вводить понятие некой граничной цены, а потом оперировать этим понятием по своему усмотрению. Это путь к дальнейшему расколу страны, поскольку «усмотрение» может серьезно различаться по восточным регионам — Донецкому, Луганскому или Харьковскому, и по западным.

 

— Возможен ли иной вариант контроля за ц. ценообразования?

 

— Реформа ЖКХ должна привести нас к построению системы сбалансированных отношений в отрасли. Стране нужен мощный, независимый регулятор, который бы ни в коем случае не был, как сейчас, органом исполнительной власти. Созданию такого независимого регулятора в энергетике на базе Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) посвящен законопроект об органе государственного регулирования в энергетике, успешно проваленный коалицией, хотя президент считает его принятие первоочередной задачей.

 

Регулирующий орган должен формироваться так, как формируется, к примеру, Верховный суд: с квотой от президента, правительства, Верховной Рады (правящей коалиции и оппозиции). На мой взгляд, нужно предоставить квоту и потребителям услуг ЖКХ, прописать на законодательном уровне процедуру принятия решений. Это должна быть публичная процедура — в мире такие органы называются квазисудебными. Они принимают решение с учетом интересов всех: монополистов, представителей власти, местного самоуправления, потребителей.

 

В естественных монополиях рынка нет и ниразу не будет. А вот остальные услуги — в порядке жилья, ремонт лифтов, благоустройство территории — записаны в программе реформирования как конкурентные. Однако, чтобы они стали конкурентными на практике, надо провести институциональные изменения — в первую очередь сформировать эффективного собственника (потребителя), который сможет в этой конкуренции защитить свои права. Для этого нужно пройти объединительный этап хотя бы на уровне дома, сформулировать, что хотят жильцы дома, принять решение, назначить управителя.

 

Отдельное место в цикле реформирования ЖКХ будет принадлежать системе протекции потребителя, гарантом которой должно стать создание эффективного собственника. Этому и посвящена работа Всеукраинской общественной организации «Союз собственников жилья Украины», которую я возглавил. В определенном плане нам уже удалось наладить отношения с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, которое в этом вопросе нас поддерживает.

 

— Как вы считаете, в этом году возможны очередные изменения цен на жилищно-коммунальные услуги и на энергоносители?

 

— так же одной такой теплой зимы, безусловно, не будет. Поэтому проблема тарифообразования стоит очень остро. весьма хотелось бы реально что-то сделать в кратчайшие сроки. Это зависит и от политической ситуации, и от эфф. сотрудничества с министерством, и от позиций нового правительства. Убежден: нынешнее правительство уже исчерпало себя и ничего нового предложить не может или не хочет. Такой вопрос поднимался в декабре 2006-го на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Причем правительство было категорически против его рассмотрения в контексте национальной безопасности, считая, что вопросы тарифообразования — исключительно его прерогатива.

 

на данный момент в планах СНБО на июнь одним из базовых вопросов для рассмотрения является регулирование деятельности естественных монополий, в том числе и ценообразование на товары и услуги, которые они предоставляют. При секретариате президента создана рабочая группа по вопросам регулирования естественных монополий, результаты работы которой будут представлены в ближайшее время СНБО и широкой общественности. Теперь дело за малым — нужна политическая воля.

 



Решение. Газовый кризис и пути выхода из. Теплоснабжение от земли. Fortis прогнозирует увеличении стоимости углеродных квот до 48 евро, если не подпишут пост-Киотское соглашение.

На главную  Энергоэффективность 





0.0317
 
Яндекс.Метрика