Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Энергоэффективность Новая страница 1
Мне приходилось видеть доцентов за прилавками киосков, инженеров-бомжей, но что-то не встречал ни одного депутата-реформатора, стоящего на паперти. Поэтому теперь, вслушиваясь во внешне нестройные голоса парламентариев и бюрократов, невольно хватаюсь за карман. Как гласит проверенная временем примета украинской политической погоды: если твоим материальным положением озабочено столько важных господ, значит, намечается серьезный «дерибан».
Невольно сталкиваясь с превратностями первых шагов украинской реформы ЖКХ, интересно приглядеться к достижениям наших российских соседей, которые озабочены реформой со времен президентства Ельцина. Уже в России было запланировано: создать конкурентные условия в жилищно-коммунальном секторе, отделить заказчиков от подрядчиков, создать систему ипотечного кредитования и так же многое другое, чем сейчас хаотично занимается украинская власть.
Еще полезнее познакомиться с тем, сколько бед и неприятностей ждало российских граждан на этом пути, сколько раз выходили на демонстрации обычно необъяснимо терпеливые граждане соседней страны. И на данный момент протесты, связанные с реформами ЖКХ у соседей, только усиливаются. Все это позволяет предположить, что и наше правительство в ближайшее время ожидает нелегкий период, когда народ ощутит на своем кошельке реальный масштаб роста цен и прореагирует на это соответственно.
О том, каковы дальнейшие перспективы реформы ЖКХ в Украине, журналист «Зеркала недели» попросил рассказать председателя Всеукраинской общественной организации «Союз собственников жилья Украины», депутата Верховной Рады Алексея КУЧЕРЕНКО.
— Алексей Юрьевич, многие эксперты считают, что нынешнее правительство, видимо, так же не совсем отдает себе отчет в том, какие проблемы его ожидают из-за резкого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как эту ситуацию оцениваете вы?
— Объективные первопричины для повышения цен на жилищно-коммунальные услуги существуют. Это связано с повышением цен на энергоносители и в первую очередь на природный газ. Более того, проблема оказалась настолько запущенной, что и при старых ценах на газ тарифы во множественных регионах далеко не соответствовали реальной себестоимости. И если в Западных регионах тарифы покрывали себестоимость на 80—90%, то в ряде восточных и Киеве, а особенно в Крыму, скажем, на водоснабжение, — всего на 25—50%. Значительным было отставание тарифов на теплоснабжение, обслуживание жилого фонда, ремонт лифтов.
Не дождавшись действий правительства в этом направлении, группа депутатов от разных политических сил представила свое видение решения проблемы в проекте постановления Верховной Рады, название которого говорит само за себя: «Концепция ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг». Авторы исходили из того, что законодательство в сфере формирования цен и тарифов настолько противоречиво, что невозможно принять один закон, который бы позволил навести порядок в такой сложной сфере, как жилищно-коммунальные услуги. Более того, нецелесообразно, не ответив на базовые вопросы о принципах государственного регулирования в том числе и ценообразования, о разделении ответственности между ветвями власти, пытаться писать законы. Это работа на мусорную корзину. Яркий тому пример — деятельность правительства за десять месяцев, увенчавшаяся принятием одного закона о реструктуризации долгов за жилищно-коммунальные услуги, который предприятиям отрасли нанес больше вреда, чем принес пользы.
В правительстве четкая тенденция — подменять системные решения административными мерами: создание штабов по подготовке к зиме, сосредоточение чрезвычайных полномочий в руках одного органа власти и т.п. Ярким примером является законопроект Ярослава Сухого (его подавал не Кабмин, а народный депутат), которым предлагается разрешить правительству вводить понятие некой граничной цены, а потом оперировать этим понятием по своему усмотрению. Это путь к дальнейшему расколу страны, поскольку «усмотрение» может серьезно различаться по восточным регионам — Донецкому, Луганскому или Харьковскому, и по западным.
— Возможен ли иной вариант контроля за ц. ценообразования?
— Реформа ЖКХ должна привести нас к построению системы сбалансированных отношений в отрасли. Стране нужен мощный, независимый регулятор, который бы ни в коем случае не был, как сейчас, органом исполнительной власти. Созданию такого независимого регулятора в энергетике на базе Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) посвящен законопроект об органе государственного регулирования в энергетике, успешно проваленный коалицией, хотя президент считает его принятие первоочередной задачей.
Регулирующий орган должен формироваться так, как формируется, к примеру, Верховный суд: с квотой от президента, правительства, Верховной Рады (правящей коалиции и оппозиции). На мой взгляд, нужно предоставить квоту и потребителям услуг ЖКХ, прописать на законодательном уровне процедуру принятия решений. Это должна быть публичная процедура — в мире такие органы называются квазисудебными. Они принимают решение с учетом интересов всех: монополистов, представителей власти, местного самоуправления, потребителей.
В естественных монополиях рынка нет и ниразу не будет. А вот остальные услуги — в порядке жилья, ремонт лифтов, благоустройство территории — записаны в программе реформирования как конкурентные. Однако, чтобы они стали конкурентными на практике, надо провести институциональные изменения — в первую очередь сформировать эффективного собственника (потребителя), который сможет в этой конкуренции защитить свои права. Для этого нужно пройти объединительный этап хотя бы на уровне дома, сформулировать, что хотят жильцы дома, принять решение, назначить управителя.
Отдельное место в цикле реформирования ЖКХ будет принадлежать системе протекции потребителя, гарантом которой должно стать создание эффективного собственника. Этому и посвящена работа Всеукраинской общественной организации «Союз собственников жилья Украины», которую я возглавил. В определенном плане нам уже удалось наладить отношения с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, которое в этом вопросе нас поддерживает.
— Как вы считаете, в этом году возможны очередные изменения цен на жилищно-коммунальные услуги и на энергоносители?
— так же одной такой теплой зимы, безусловно, не будет. Поэтому проблема тарифообразования стоит очень остро. весьма хотелось бы реально что-то сделать в кратчайшие сроки. Это зависит и от политической ситуации, и от эфф. сотрудничества с министерством, и от позиций нового правительства. Убежден: нынешнее правительство уже исчерпало себя и ничего нового предложить не может или не хочет. Такой вопрос поднимался в декабре 2006-го на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Причем правительство было категорически против его рассмотрения в контексте национальной безопасности, считая, что вопросы тарифообразования — исключительно его прерогатива.
на данный момент в планах СНБО на июнь одним из базовых вопросов для рассмотрения является регулирование деятельности естественных монополий, в том числе и ценообразование на товары и услуги, которые они предоставляют. При секретариате президента создана рабочая группа по вопросам регулирования естественных монополий, результаты работы которой будут представлены в ближайшее время СНБО и широкой общественности. Теперь дело за малым — нужна политическая воля.
Решение. Газовый кризис и пути выхода из. Теплоснабжение от земли. Fortis прогнозирует увеличении стоимости углеродных квот до 48 евро, если не подпишут пост-Киотское соглашение. На главную Энергоэффективность 0.0025 |
|