Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Практические механизмы энергосбережения

Начнем с того, что укажем отличия закона г. Москвы «Об энергосбережении» от Федерального закона «Об энергосбережении».

 

Первое и основное отличие заключается в исключении декларативного характера ряда норм по энергосбережению, т.е. в законе г. Москвы «Об энергосбережении» не только перечислены основные принципы энергосбережения, но и установлен конкретный механизм их реализации или ссылка на необходимость разработки такого механизма с указанием государственного органа исполнительной власти г. Москвы, на который возлагается обязанность его разработки.

 

Законом г. Москвы «Об энергосбережении» не только установлены требования в области энергосбережения, но и введена норма, которая позволит осуществлять контроль за их выполнением, а именно введено положение об уполномоченном органе в сфере энергосбережения, который осуществляет и несет всю полноту ответственности за реализацию политики энергосбережения, включая полномочия по контролю и надзору одновременно.

 

Законом г. Москвы «Об энергосбережении» введен ряд практических инструментов по энергосбережению, реализация которых позволит максимально эффективно использовать энергетические ресурсы на территории Москвы, прежде всего это:

 

· установление нормативов потребления энергетических ресурсов, для бюджетных организаций в форме лимитов потребления, а для организаций иных форм собственности в форме показателей энергопотребления и энергоэффективности;

 

· энергоаудит, законом г. Москвы «Об энергосбережении» расширено его значение, из функции фактической проверки состояния энергосбережения энергоаудит становится элементом системы принятия решений по проектированию и разработке технико-экономических обоснований по энергосберегающим проектам;

 

· введены энергетические декларации, которые позволят регулярно оценивать и детализировать сведения о величине и эфф. потребления энергетических ресурсов. Для организаций, финансируемых из бюджета города, их составление является обязательным;

 

· введены энергетические паспорта и топливно-энергетические балансы, которые в настоящее время регулируются лишь частично и, к сожалению, подзаконными нормативными правовыми актами.

 

В заключение, можно отметить, что в отличие от федерального закона «Об энергосбережении», законом г. Москвы «Об энергосбережении» частично определены механизмы финансирования программ энергосбережения, установлены требования к мерам стимулирования энергоэффективности, учтены особенности энергосбережения в организациях бюджетной сферы и взаимосвязь решений энергосберегающих и экологических программ.

 

Правовые способы решения проблем энергосбережения

 

Законом г. Москвы «Об энергосбережении» установлены следующие нормы, направленные на решение существующих проблем энергодефицита в г. Москве:

 

Требования, ограничивающие непроизводительный расход энергетических ресурсов.

 

аналитической статьей 9.12 КоАП РФ установлен отдельный состав административного правонарушения -непроизводительное расходование энергетических ресурсов, «вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами или иными правовыми или нормативно-техническими документами».

 

В большинстве правовых актов требования к эффективному использованию энергетических ресурсов носят декларативный характер, поскольку не устанавливают определенных показателей расхода энергетических ресурсов или требований к техническому оборудованию, и основными документами, усталивающими конкретные требования, направленные на исключение непроизводительного расхода энергетических ресурсов, являются государственные стандарты и нормативно-техническая документация.

 

Практически все государственные стандарты и нормативно-техническая документация, устанавливающие требования в области энергосбережения, были приняты до 2002 г.

 

После того, как вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», он установил принципиально новую процедуру и перечень документов, которыми могут утверждаться требования и

 

стандарты к продукции, циклам производства и пр., в том числе это касается и требований, позволяющих ограничить непроизводительный расход энергетических ресурсов.

 

Федеральный закон «О техническом регулировании» ограничил сферу применения ранее принятых государственных стандартов и норматив но-технической документации строго определенными случаями. Так, ст. 46 установлено: «Со дня вступления в силу настоящего Федерального за кона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, циклам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми акта ми Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнитель ной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

 

• протекции жизни или здоровья граждан, имущества физ. или юр. лиц, государственного или муниципального имущества;

 

• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

 

• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

 

Следовательно, говорить о том, что на федеральном уровне императивно действуют нормативные правовые акты, позволяющие реально снизить энергопотребление, не приходится.

 

Законом г. Москвы «Об энергосбережении» введена норма, которая позволит разрешить проблему непроизводительного расхода потребителями энергетических ресурсов до принятия соответствующих документов на федеральном уровне. Согласно части 5 ст. 5 закона Правительство Москвы вправе устанавливать показатели энергопотребления и энергоэффективности, обязательные для соблюдения на всей территории города. В настоящее время такие показатели так же не установлены, но логично предположить, что это будут требования к величине потребления или потери энергетических ресурсов для определенной продукции или требования к величине потребления энергетических ресурсов отдельными группами потребителей.

 

У множественных потребителей может вызвать вопрос законности введения таких показателей потребления энергоресурсов, все - таки речь идет об ограничении свободы договора, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации стороны свободны при определении условий договора. В этой связи хочется сделать особый акцент на том, что Закон города Москвы «Об энергосбережении» не вводит новых не предусмотренных на федеральном уровне требований, поскольку в аналитической статье 5 Федерального закона «Об энергосбережении» имеется прямое указание на обязательность соблюдения требований в области энергопотребления и энергоэффективности.

 

Порядок оснащения организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов. В настоящее время достаточно актуальной является проблема учета энергетических ресурсов, все - таки без наличия грамотных с технической и юридической позиции способов их учета невозможно говорить и о их эффективном расходовании.

 

По вопросу учета энергетических ресурсов в зависимости от видов энергетических ресурсов применяются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятых так же в 1996 г.:

 

• Правила учета газа утверждены Минтопэнерго РФ 14 октября 1996 г.;

 

• Правила учета электрической энергии утверждены Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ
19, 26 сентября 1996 г.;

 

• Правила учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12 сентября
1995 г. №Вк-493 .

 

Специалистами не раз высказывалось мнение о необходимости актуализации данных документов.

 

Ст. 11 федерального закона «Об энергосбережении» установлено, что очередность и правила оснащения организаций приборами учета энергетических ресурсов устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (но не государственными органами исполнительной власти!).

 

Такой порядок Правительством РФ до настоящего времени не определен, более того, анализ вышеперечисленных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти не позволяет говорить о том, что они полностью регулируют вопросы очередности и порядка оснащения организаций приборами учета.

 

Частью третьей ст. 8 закона г. Москвы «Об энергосбережении» установлено, что до момента принятия соответствующего нормативного правового акта Правительством РФ, в г. Москве порядок оснащения организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов устанавливается Правительством Москвы.

 

Энергетические обследования организаций. Частью третьей ст. 10 федерального закона «Об энергосбережении» установлено, что порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством РФ, однако, так же как и в случае с порядком оснащения приборами учета, Правительством РФ не принято ни одного нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения энергетических обследований.

 

Анализ ст. 9 («Энергетические обследования») закона г. Москвы «Об энергосбережении» не позволяет сказать, что законодатель буквально разрешил данную проблему на уровне города, однако, можно предположить какой именно подход будет реализован уполномоченным органом по энергосбережению. В части второй ст. 9 закона г. Москвы «Об энергосбережении» практически продублирована норма ст. 10 федерального закона «Об энергосбережении», устанавливающая, что энергетические обследования организаций, годовое потребление энергетических ресурсов которых составляет менее 6000 т у.т. или менее 100 т моторного топлива, проводятся по решениям уполномоченного органа по энергосбережению. Логично предположить, что до издания соответствующего нормативного правового акта Правительством РФ уполномоченный орган по энергосбережению будет указывать в решениях о проверке не только наименования организаций, подлежащих проверке, но также и порядок самой проверки, включая ее сроки, или разработает отдельный документ, устанавливающий такой порядок.

 

В дополнение к теме энергетических обследований организаций целесообразно отметить, что в развитие ст. 10 («Энергетические обследования») федерального закона «Об энергосбережении», подход при котором субъекты РФ самостоятельно определяют порядок проведения энергетических обследований был предложен так же в 1996 г. Минтопэнерго РФ, установившим в п. 1.4 «Временного положения о проведении энергетических обследований организаций» (утв. Письмом Минтопэнерго РФ от 9 октября 1996 г. № БВ-581 следующую норму:

 

«Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации - юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6000 т у.т. или более 1000 т моторного топлива.

 

Порядок и периодичность проведения энергетических обследований организаций при годовом потреблении ими энергетических ресурсов менее этих величин, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

 

Заканчивая рассмотрение проблем энергосбережения, которые не урегулированы федеральным законодательством, но подходы к решению которых предложены законом г. Москвы «Об энергосбережении» у множественных читателей вполне справедливо сложится мнение о том, что отдельные нормы закона г. Москвы установили правила, которые согласно Федеральному закону «Об энергосбережении» подлежат регулированию на федеральном уровне. Однако, федеральный закон был принят в 1996 г., а на данный момент 2007 г., и с проблемой острейшего энергетического дефицита жители и предприятия г. Москвы столкнулись на практике так же прошлой зимой. В сложившейся ситуации можно было продолжать пассивное ожидание, но, очевидно, московские законодатели приняли другое решение - урегулировать ситуацию на уровне субъекта РФ исключительно до момента принятия соответствующих актов на федеральном уровне.
Финансово-экономические механизмы

 

Помимо норм, устанавливающих правовые способы решения существующих проблем энергодефицита, в законе г. Москвы «Об энергосбережении» заложены финансово-экономические механизмы, применение которых даст принцип. возможность значительно увеличить экономию потребляемых энергоресурсов. изучим некоторые из таких механизмов.

 

Согласно ст. 16 реализация уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов полномочий в области регулирования тарифов (цен) организаций коммунального комплекса осуществляется с соблюдением следующих условий стимулирования энергосбережения. Финансирование расходов на развитие сетей инженерно-технического обеспечения и увеличение их пропускной способности допускаются за счет платы за подключение к ним в случаях, когда лицами, заинтересованными в таком подключении, не проводятся энергосберегающие мероприятия и мероприятия, повышающие эффективность использования энергоносителей, обеспечивающие техническую принцип. возможность подключения без строительства новых и увеличения пропускной способности существующих сетей инженерно-технического обеспечения.

 

Законом г. Москвы «Об энергосбережении» выделено, что именно энергосберегающие мероприятия могут использоваться застройщиками как один из финансово-экономических механизмов подключения к сетям инженерно-технического обеспечения без строительства новых и увеличения пропускной способности существующих сетей, что согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» освобождает застройщика от платы за подключение («Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается»).

 

В качестве небольшого отступления отметим, что п. 11 Постановления Правительства РФ № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» не соответствует первой части ст. 12 федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установившей только одно основание для не взимания платы - в случае, если реконструкция здания, строения, сооружения, иного объекта не повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

 

Осуществление технически, на практике, подключения к сетям инженерно-технического обеспечения без строительства новых сетей может встречаться, как исключение из правил и не более, поэтому остановимся на том моменте, когда в результате энергосберегающих мероприятий высвободилась дополнительная мощность для подключения.

 

В настоящее время, организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в ряде случаев отказывают правообладателю земельного участка в выдаче технических условий (необходимый документ для подключения правообладателя земельного участка к сетям) по причине отсутствия возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства. Зачастую такой отказ обосновывается отсутствием резерва мощности по производству соответствующего ресурса (далее - дополнительная мощность).

 

Данную проблему можно решить путем проведения энергосберегающих мероприятий как на территории организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, так и на территории уже существующих потребителей (одного потребителя), результатом таких мероприятий станет высвободившаяся дополнительная мощность, на которую подключат правообладателя земельного участка.

 

Закон г. Москвы «Об энергосбережении» принят достаточно недавно, поэтому можно предположить, что в его развитие будут приняты соответствующие нормативные правовые акты, которые установят определенные требования по реализации вышеуказанного механизма высвобождения дополнительной мощности при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения путем проведения энергосберегающих мероприятий, включая требования к порядку проведения таких мероприятий, и требований к организациям, их осуществляющим. В любом случае, по итогам энергосберегающих мероприятий город сможет получить дополнительную мощность без затрат на строительство новых генерирующих мощностей, а застройщики смогут значительно сократить случаи отказа в получении технических условий от организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

 

Конечно, независимо от того, какие нормативные акты будут разработаны по данному вопросу, отношения м. участниками, заинтересованными в проведении энергосберегающих мероприятий, будут гражданско-правовыми и соответственно должныбыть оформлены соответствующими договорами. Схем и способов оформления таких отношений может быть достаточно много, на наш взгляд одним из них может стать заключение м. энергосервисной организацией с одной стороны и организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и потребителем с другой стороны (в случае если энергосберегающие мероприятия проводятся и на территории существующих потребителей) договора на выполнение работ по проведению энергосберегающих мероприятий с передачей результата работ (а это будет высвободившаяся мощность) третьему лицу - в нашем случае застройщику.

 

Большое практическое значение для сокращения потребления энергоресурсов может иметь реализация положений ст. 18 закона г. Москвы «Об энергосбережении», которой установлено, что «бюджетным учреждениям и государственным унитарным предприятиям города Москвы, снизившим потребление энергетических ресурсов в результате осуществления энергосберегающих мероприятий, сохраняется базовый уровень натуральных лимитов (нормативов) энергообеспечения на срок, превышающий период окупаемости энергосберегающих мероприятий на один год».

 

Это означает следующее: расчет объема денежных средств на оплату энергоресурсов осуществляется на основе нормативного объема потребления ресурсов для конкретного бюджетного учреждения и действующих (планируемых) тарифов. Нормативы энергопотребления для конкретного бюджетного учреждения рассчитываются в том числе и на основании данных о фактическом энергопотреблении учреждения в предыдущие периоды. Соответственно, если бюджетным учреждением сокращено потребление энергоресурсов в результате проведения энергосберегающих мероприятий, то при расчете объема финансирования энергопотребления на планируемый период, нормативы энергопотребления будут устанавливаться на основании данных о потреблении энергоресурсов до проведения энергосберегающих мероприятий, т.е. объем финансирования расходов на энергопотребление не уменьшится.

 

Единственным нормативным правовым актом г. Москвы, регулировавшим вопрос использования средств, сэкономленных бюджетным учреждением за счет сокращения потребления ресурсов, являлся «Порядок стимулирования энергосбережения в организациях Комплекса социальной сферы Правительства Москвы», утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 17.12.2002 г. № 1027-ПП (Постановлением Правительства Москвы от 31.08.2004 г. № 600-ПП снято с контроля). В настоящее время каких-либо иных нормативных правовых актов по вышеуказанному вопросу в г. Москве не принималось, соответственно вопрос остается открытым и должен быть урегулирован соответствующими нормативными правовыми актами.

 

Ответственность

 

В заключение статьи необходимо остановиться на вопросе ответственности за нарушение положений закона г. Москвы «Об энергосбережении».

 

Ст. 19 закона г. Москвы введено лишь общее положение об ответственности за нарушение требований в области энергосбережения: «Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы».

 

Действующим федеральным законодательством предусмотрена ответственность только за непроизводительное расходование энергетических ресурсов вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами или иными правовыми и нормативно-техническими документами (ст. 9.12 КоАП РФ).

 

Законодательством г. Москвы механизм привлечения к ответственности лиц, нарушивших отдельные положения Закона г. Москвы, не предусмотрен.

 

Из вышеуказанного следует, что соблюдение установленных в Законе требований, направленных на стимулирование энергосбережения, пока остается на совести субъектов правоотношений по энергосбережению.

 

24 мая 2006 г. депутатами Московской городской Думы был принят в первом чтении проект закона города Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», в проект указанного Закона будет целесообразно включить отдельную главу об административной ответственности за правонарушения в сфере энергосбережения, поскольку именно введение административной ответственности за нарушение обязательных требований в сфере энергосбережения позволит реализовать заложенный в законе г. Москвы способ стимулирования энергосбережения путем «финансового» воздействия на потребителей энергетических ресурсов.

 

Полный текст закона г. Москвы № 35 от 5 июля 2006 г. «Об энергосбережении в городе Москве» можно найти в информационной системе по теплоснабжению РосТепло.ру (www.rosteplo.ru) в разделе «Правовая информация».

 

Источник: Журнал «Новости теплоснабжения» №3, 2007 г. , http://www.ntsn.ru

 



Европа будет получать энергию из Африки. лист_5_9. Регенеративные источники энергии. Новая страница 2.

На главную  Энергоэффективность 





0.0032
 
Яндекс.Метрика