Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Энергоэффективность Комплексная программа энергосбережения Запорожской области
P.1.1.Общие положения
Р.1.2.Рациональное использование газа в Запорожской области - концепция
Р.1.3.Рациональное использование газа в Запорожской области - оценка
Р. Цели проекта
Р.2.1.Общие цели проекта
Р.2.2.Основные цели проекта по разделу ГАЗОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Р.2.3.Основные цели проекта по разделу ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Р.2.4.Основные цели проекта по разделу ТЕПЛОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Р.2.5.Основные цели проекта по разделу СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА
Р.2.6.Основные цели проекта по разделу ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Р.2.7.Основные цели проекта по разделу СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Р.2.8.Основные цели проекта по разделу АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАЗА
Р. анализ проекта
Резюме
Проект РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗА подготовлен Восточной энергосервисной компанией ЭСКО-ВОСТОК для облгосадминистрации Запорожской области, является развитием и дополнением к ранее поданным материалам КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ -ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА, АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.
Проект подготовлен во исполнение Поручения Президента Украины о снижении уровней потребления газа на 20% от существующих объемов в период1997/1998 г.г. и предлагается к рассмотрению, как целевая подпрограмма региональной программы энергосбережения, а также, как пилотный проект общегосударственного значения для комплексной отработки правовых, законодательных, экономических, организационных и технических механизмов его реализации с целью тиражирования накопленного опыта в Украине.
В основу проекта положено Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 22 марта 1997 года О необходимых мерах по обеспечению Украины энергоносителями и их рациональном использовании. Данные материалы подготовлены также для руководства КБ ПРИВАТБАНК и компании Единые энергетические системы Украины.
Р.1.Предпосылки
Р.1.1.Общие положения
Основными мотивами появления Поручения Президента Украины о снижении уровней потребления газа на 20% от существующих объемов в период 1997/1998г.г. являлись следующие :
рост темпов потребления газа в базовых отраслях хозяйствования на фоне общесистемного спада производства и роста неплатежей потребителей;
непринцип. возможность маневра имеющимися в государстве ресурсами для покрытия внешней задолженности за импортируемый газ на текущий момент и в стратегической перспективе.
необходимость перелома тенденций роста удельных расходов газа в базовых отраслях хозяйствования, и создание механизмов безусловной оплаты за потребленный газ.
Можно не сомневаться, что к настоящему моменту времени у потребителей выработаны ресурсы поверхностной экономичности газа в т.ч.:
отключены второстепенные потребители;
выполнены традиционные мероприятия по снижению расхода газа в основных технологических цепочках;
исчерпан потенциал административного принуждения экономичности газа для внутренних субъектов хозяйствования.
Есть два основных пути снижения потребления газа на 20%:
вывод из рабочих режимов соответствующего количества энергообъектов и оборудования с неизбежным прогрессирующим спадом производства, и полное отключение на сезонный период потребителей в сельском и жилищном хозяйствам:
поворот к рациональному использованию газа - переход на режим энергосбережения.
Первый путь практически беззатратен и, формально, легко выполним.
Второй путь значительно сложнее и требует длительной работы во всех звеньях народного хозяйства.
На наш взгляд, снижение на 20% реально на пути энергосбережения, путем снижения непроизводительных потерь и затрат газа на основе комплекса малозатратных и быстроокупаемых оргтехмероприятий, реализуемых одновременно, на трех базовых уровнях:
правительственном, с вводом в действие механизмов стимулирования и изменением существующей тарифной политики;
региональном, с использованием административных мер принуждения рационального использования газа и вводом лимитных ограничений на потребление газа на суточном и месячном интервалах;
локальном (субъекты хозяйствования), с обязательным вводом в действие механизмов стимулирования и лимитирования внутренних потребителей газа;
Основой реализации проекта являются одномоментная подготовка и развертывание региональной, местных и локальных программ рационального использования газа в базовых отраслях хозяйствования.
Р.1.2.Рациональное использование газа в Запорожской области - концепция
Основой концепции рационального использования газа должно быть следующее:
Меры стимулирования:
создание действенных стимулов перехода к снижению нерациональных затрат и потерь на основе налоговых льгот на средства, полученные от экономичности газа для потребителей с одномоментным выполнением условия вложения этих средств в дальнейшие шаги по экономичности газа ( принцип самоинвестирования);
создание стартового капитала пилотного проекта на основе льготной кредитной линии со стороны НАЦБАНКА УКРАИНЫ на реализацию региональной программы, имеющей особо важное государственное значение. Назначением кредита должна быть реализация локальных проектов у субъектов хозяйствования региона:
создание льготной инвестиционной политики в регионе для газовых трейдеров с целью привлечения их капиталов на реализацию крупных локальных проектов по рациональному использованию газа.
Меры административного принуждения:
изменение тарифной политики с установлением дифференцированных тарифов, стимулирующих рациональное использование газа;
реализация принципа обязательности разработки и внедрения собственных программ снижения непроизводительных потерь и затрат газа в т.ч.:
по базовым отраслям хозяйствования;
по городам региона;
по крупным и средним потребителям;
ввод в действие нормативов потребления газа с обязательным выполнением энергоаудитов у потребителей:
ввод в действие механизмов автоматического лимитирования подачи газа по вводам потребителей во всех эшелонах хозяйствования (по принципу АЧР
автоматов частотной разгрузки в энергосистемах).
Меры организационного обеспечения:
реализация пилотного проекта на основе Постановления КМ Украины с обеспечением правовых и законодательных механизмов стимулирования и административного принуждения;
реализация внутрирегиональных и локальных программ регионального использования газа на основе ряда распоряжений главы облгосадминистрации Запорожской области;
создание региональной вертикали управления и координации работ по реализации пилотного проекта с охватом управлений облгосадминистрации, горисполкомов и райгосадминистраций;
создание исполнительной инфраструктуры реализации пилотного проекта на основе региональной энергосервисной компании с привлечением потенциала газовых и тепловых хозяйств области;
создание механизмов постоянного контроля действенности принимаемых мер на основе компьютерной системы сбора данных о потреблении газа субъектами хозяйствования региона;
создание инвестиционной инфраструктуры с привлечением потенциала региональных коммерческих банков и газовых трейдеров для реализации регионального и локальных проектов.
Р.1.3.Рациональное использование газа в регионе Запорожской области - оценка.
Несмотря на ранее принимаемые меры по экономичности газа, потенциал рационального использования его далеко не исчерпан. К числу неиспользованных ранее механизмов можно отнести следующее:
ввод в оплате за потребление газа дифференцированных тарифов для потребителей в зависимости от соблюдения нормативов его рационального использования и заданных лимитов потребления (с выполнением задания снижения потребления на 20-25%);
механизмы стимулирования рационального потребления газа на основе самоинвестирования с эшелонированным охватом основных категорий потребителей;
техническая реализация принципа автоматического ограничения подачи газа при превышении заданных лимитов, либо неуплате;
переход на целевое программное управление реализацией программы рационального использования газа с полной мобилизацией потенциала административного управления энергоиспользованием. Основная цель - взять под контроль формирование и реализацию локальных программ потребителей газа, создать систему оперативного контроля действенности принимаемых мер;
Дифференцированный тариф для потребителей должен учитывать k использования газа в соответствии с нормативами рационального потребления и быть наименьшим для экономных хозяев. Безусловно, должна устанавливаться надбавка к тарифу за сверхлимитное потребление газа.
Оценку рационального использования газа у потребителей должны осуществлять специально подготовленные энергоаудиторские группы. Главным критерием снижения тарифа на газ должныбыть показатели снижения удельных расходов газа.
При этом предполагается, что снижение удельных расходов газа в результате реализации потребителями собственных программ энергосбережения, должно снижать надбавку к тарифу и объем лимитов на потребление.
Также предполагается целевое использование средств, получаемых за нерациональное и сверхлимитное потребление газа. Их направленность на реализацию собственных программ снижения нерациональных потерь и затрат газа возможна под патронатом государственных органов власти на местах при наличии исполнительной инфраструктуры.
В результате реализации проекта предполагается снижение потребления газа по основным отраслям хозяйствования региона:
промышленность - 15-20%;
газовое хозяйство - 3-5%;
тепловое хозяйство - 10-15%;
жилищное хозяйство - 30%;
сельское хозяйство - 30%.
Р.2.1.Общие цели проекта
Главными целями проекта являются следующие:
снижение объемов потребления газа по региону Запорожской области на20% в период 1997/1998 г.г. без снижения объемов выработки продукции и ущемления интересов населения за счет снижения нерациональных потерь и затрат;
поворот в базовых сферах хозяйствования на основе энергосбережения с полной реализацией принципа удовлетворения потребностей в газе в пределах имеющихся средств и возможностей у каждого потребителя;
отработка всего комплекса политических, правовых, организационных, экономических и технических механизмов для последующего тиражирования полученного опыта по всем регионам Украины;
создание исполнительной инфраструктуры энергосбережения на основе региональной энергосервисной компании с привлечением потенциала частного бизнеса, в т.ч. региональных коммерческих банков и газовых трейдеров;
обеспечение конкурентного потенциала базовых сфер хозяйствования на внутреннем и внешнем рынках за счет снижения себестоимости продукции при переходе на рациональное использование газа;
использование потенциала существующих инвестиционных возможностей для реализации проекта без использования средств из централизованных источников и бюджета региона.
Р.2.2.Основные цели проекта по разделу ГАЗОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Основными целями подпроекта ГАЗОВОЕ ХОЗЯЙСТВО являются:
создание комплексной системы контроля, учета и управления газоснабжением региона с охватом городских газовых хозяйств и крупных потребителей газа;
обеспечение технической поддержки механизмов нормирования(лимитирования) отпуска газа (в т.ч. на основе предоплаты) с автоматическим снижением уровня подачи газа при превышении заданных лимитов, либо их неоплате;
обеспечение технической поддержки ввода дифференцированных тарифов (по уровням потребления и по временным зонам);
создание базового механизма (индикатора) действенности программ рационального использования газа в регионе.
Р.2.3.Основные цели проекта по разделу ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Основными целями подпроекта ПРОМЫШЛЕННОСТЬ являются:
обязательное выполнение энергоаудитов с целью определения объемов нерационального использования газа и нормативов потребления (соответственно объемов лимитирования потребления);
разработка и внедрение собственных программ рационального использования газа с обеспечением снижения уровней потребления на 20-25% без снижения объемов производства на каждом промпредприятии региона;
реконструкция узлов ввода газа с технической поддержкой механизмов автоматического ограничения потребления при перерасходе заданных лимитов;
обязательный ввод в действие системы материального стимулирования рационального использования газа для внутренних субъектов хозяйствования.
Р.2.4.Основные цели проекта по разделу ТЕПЛОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Основными целями подпроекта ТЕПЛОВОЕ ХОЗЯЙСТВО являются:
обязательное проведение энергоаудитов по тепловым хозяйствам региона с определением:
объемов нерационального использования газа и тепловой энергии;
нормативов расхода газа и лимитов на его потребление;
коэффициентов к тарифным ставкам оплаты за газ (дифференцированные тарифы);
разработка и внедрение собственных программ рационального использования газа с обеспечением снижения объемов потребления на 20-25% для каждого хозяйства;
реконструкция узлов ввода с технической поддержкой механизмов автоматического ограничения потребления при перерасходе заданных лимитов;
обязательный ввод в действие системы материального стимулирования рационального использования газа и тепловой энергии для внутренних субъектов хозяйствования.
Р. Основные цели проекта по разделу СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА
Основными целями подпроекта СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА является:
введение дифференцированных тарифов по объемам потребления и группам потребителей в зависимости от нормативов потребления и соблюдения лимитных ограничений;
внедрение приборов и узлов учета расхода газа на основе предоплаты (с отсечным клапаном);
обязательность (для бюджетных организаций) разработки и внедрения собственных программ рационального использования газа и тепловой энергии с обеспечением снижения уровней потребления на 20-25%.
Р. Основные цели проекта по разделу ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Основными целями подпроекта ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО является:
введение дифференцированных тарифов по объемам потребления и группам потребителей в зависимости от нормативов потребления и соблюдения лимитных ограничений;
внедрение приборов и узлов учета расхода газа на основе предоплаты (с отсечным клапаном).
Р. Основные цели проекта по разделу СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Основными целями подпроекта СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО является:
введение дифференцированных тарифов по объемам потребления и группам потребителей в зависимости от нормативов потребления и соблюдения лимитных ограничений;
внедрение приборов и узлов учета расхода газа на основе предоплаты (с отсечным клапаном).
Р. Основные цели проекта по разделу АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
Основными целями подпроекта АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОИСПОЛЬЗОВАНИЕМ является:
создание и совершенствование координационно-управляющей вертикали энергосбережением региона;
совершенствование правовой и законодательной основы реализации энергосберегающих проектов;
создание системы оперативного контроля действенности принимаемых мер, в т.ч. региональную систему сбора данных о расходе энергоресурсов на основе электронной почты;
создание и совершенствование мер стимулирования и административного принуждения снижения нерациональных потерь и затрат газа и тепловой энергии в базовых сферах хозяйствования региона;
регулирование тарифной политики в регионе с целью снижения потерь энергоресурсов;
развитие и совершенствование исполнительной инфраструктуры энергосбережения в регионе.
Фаза 1 : Подготовка программы:
Подготовка программы осуществляется рабочей группой, созданной по распоряжению председателя облгосадминистрации Запорожской области и включающей в следующих представителей:
управление промышленности и энергетики (отделы энергетики и энергосбережения);
управление коммунального хозяйства;
инспекции по энергосбережению;
областное газовое хозяйство;
региональную энергосервисную компанию.
Результатом работы рабочей группы должна быть подготовка пакета проектов документов для рассмотрения на областном Совете по энергосбережению, в т.ч.:
региональная подпрограмма Рациональное использование газа и тепловой энергии в Запорожской области;
Постановление КМ Украины О реализации в порядке широкомасштабного эксперимента пилотного проекта по снижению нерациональных потерь и затрат газа и тепловой энергии в регионе Запорожской области;
Указ Президента Украины О вводе в действие механизмов стимулирования сбережения энергоресурсов для региона Запорожской области;
распоряжения председателя гособладминистрации Запорожской области, в т.ч.:
а) О разработке, подготовке обеспечения и реализации в период1997/1998 г.г. первоочередных и малозатратных мероприятий по снижению непроизводительных потерь и затрат газа в базовых отраслях хозяйствования региона Запорожской области;
б) О формировании и обеспечении деятельности исполнительной инфраструктуры энергосбережения Запорожской области на основе региональной энергосервисной компании с филиалами в городах региона;
в) О срочных и незамедлительных мерах по мобилизации основных положений Закона об энергосбережении Украины и создания действенной системы стимулирования энергоэффективности хозяйствования для потребителей энергоресурсов;
Положение О порядке проведения тендера на получ. льготного кредитования локальных программ снижения непроизводительных потерь и затрат газа и тепловой энергии на промпредприятиях региона Запорожской области;
Положение О порядке проведения тендера на создание тепловых узлов учета и регулирования (с автоматическим ограничением расхода газа) для базовых сфер хозяйствования региона Запорожской области.
Реализация программы предполагает наличие:
правовой и законодательной основы, обеспечивающей меры стимулирования и административного принуждения;
исполнительной структуры, включающей:
а) вертикаль управления и координации реализацией программы;
б)региональную ЭСКО с отделениями в городах, работающую совместно с газовыми и тепловыми хозяйствами, газовой инспекцией и инспекцией по энергосбережению;
инвесторов проекта, в т.ч.:
а) ПРИВАТБАНК (льготный кредит НАЦБАНКА УКРАИНЫ);
б)собственные средства;
в)УКРГАЗ (льготный кредит ЕБРР).
Первым этапом работ является комплексное проведение энергоаудитов для крупных и средних потребителей газа и производителей тепловой энергии с одномоментным вводом нормативов рационального использования газа и тепловой энергии, лимитов их потребления и дифференцированных тарифов;
Результатом реализации первого этапа должна быть разработка и развертывание субрегиональных и локальных программ снижения непроизводительных потерь и затрат газа и тепловой энергии с охватом базовых сфер хозяйствования.
Второй этап реализации программы предполагает реализацию первоочередных и малозатратных мероприятий (со сроком окупаемости не более полугода). Для реализации этих мероприятий используются средства:
стартового кредита НАЦБАНКА УКРАИНЫ (20-25 предприятий):
собственные средства с расчетом продукцией предприятий и разделом экономичности (10-20 проектов):
собственные средства потребителей из регионального фонда (накопление средств, полученных от потребителей за нерациональное использование газа)(20-30 проектов).
Результатом реализации второго этапа программы должно быть следующее:
реализация в регионе 50-80 краткосрочных проектов рационального использования газа и тепловой энергии;
начало массового охвата розничных потребителей (жилое и сельское хозяйство) средствами учета расхода газа;
создание собственных и регионального фондов энергосбережения из полученной экономичности средств;
накопление (после возврата вложений)средств у инвесторов проекта для их дальнейшего вложения в более капиталоемкие программы снижения нерациональных потерь и затрат газа и тепловой энергии;
общее снижение удельных расходов газа и тепловой энергии в базовых сферах хозяйствования региона;
создание отработанных правовых, законодательных, экономических и технических механизмов энергосбережения;
формирование целостной и интегрированной региональной инфраструктуры
энергосбережения.
Третий этап реализации программы - РАЗВИТИЕ - базируется на дальнейшем углублении локальных и субрегиональных программ снижения нерациональных потерь и затрат газа и тепловой энергии с отказом от административных мер принуждения, углублением мер экономического стимулирования потребителей и инвесторов, переход на реализацию средне- и долгосрочных проектов.
Новая страница 1. В мире кончается нефть. Закон. Новая страница 1. На главную Энергоэффективность 0.0033 |
|