Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Міжрегіональна робоча група ЕСКО

Принцип «самоинвестирования» предложен компанией «ЭСКО-ВОСТОК» применительно к хозяйственной деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности и предполагает развитие на основе государственной поддержки механизмов финансирования энергосбережения субъектами хозяйствования без использования бюджетных и внебюджетных централизованных источников.

 

Этот механизм предлагается ввести для преодоления энергетического кризиса, развитие которого в Украине происходит (в отличие от энергетических кризисов на Западе в период 1973-1978 г.г.) в условиях экономического кризиса в Украине.

 

Существующая государственная политика в области энергосбережения и энергоэффективности требует радикальных изменений, отказа от декларативности и недееспособности в особенности в части создания действенных стимулов к сбережению энергии для всех субъектов хозяйствования в базовых отраслях Украины.

 

на данный момент энергетический кризис в Украине в большой степени спровоцирован бездеятельностью властных и законодательных структур, создавших «правовой вакуум» в области энергосбережения, сделав эту деятельность невыгодной для всех субъектов этого, потенциально огромного, рынка.

 

Принцип «самоинвестирования» прибыли, полученной субъектом хозяйствования (либо инвестором) от реализации первых этапов собственной программы энергосбережения в дальнейшее развитие этой программы, закрепленный в новом украинском законодательстве, создаст действенный механизм блокирования энергетического кризиса.

 

Анализ законодательства развитых капиталистических стран демонстрирует, что в период энергетического кризиса энергосбережение выделяется государством в особый вид хозяйственной деятельности, стимулируемый комплексом мер, создающих для субъектов хозяйствования приоритетные налоговые, кредитные и другие условия.

 

В отличие от Украины, на данный момент сделавшей ставку в государственной политике на административные и централизованные механизмы принуждения, опыт стран Запада демонстрирует на приоритет рыночных механизмов, поощряющих субъектов хозяйствования к снижению потерь энергии и повышению прибыли без прямого вмешательства государства.

 

Характерным примером подобного противоречия служит образование в Украине Государственного фонда энергосбережения с принудительным механизмом его наполнения за счет штрафов обнищавших потребителей за перерасход энергии с гиперусложненной структурой его распределения, явно не в пользу оштрафованных.

 

Антиподом подобного является создание фондов энергосбережения в западных странах, основанных на добровольном накоплении капитала для финансирования широкомасштабных энергосберегающих проектов.

 

В настоящей записке рассмотрен первый этап реализации принципа «самоинвестирования» - дополнения к Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятия», позволяющие выделить энергосбережение и энергоэффективность, как особый вид хозяйственной деятельности.

 

Предлагаемые механизмы изменения налогового законодательства предполагают адресный принцип их действия для субъектов хозяйствования, в т.ч.:

 

для потребителей и производителей энергии;

 

для отечественных и зарубежных инвесторов энергосберегающих программ и проектов;

 

для предприятий, занятых разработкой или производством и внедрением энергосберегающей техники и технологий, оказанием услуг энергоаудита и консалтинга;

 

Следующим этапом развития принципа «самоинвестирования» компанией «ЭСКО-ВОСТОК» планируется подготовка материалов по законодательному укреплению «свободных экономических зон» энергосбережения и энергоэффективности в регионах Украины, и материалов по уменьшению административных барьеров энергосбережению.

 

Стимулирование неиспользуемых источников финансирования энергосбережения в Украине

 

Общая оценка

 

Отсутствие реальных стимулов к энергосбережению на фоне стереотипов отношения к бесплатной энергии, сложившихся у граждан Украины за предыдущие 70 лет, фактически парализовало огромный потенциал методов и средств борьбы с потерями энергии, имеющийся в мировой практике и в самой Украине.

 

Народное хозяйство страны несет огромные потери средств, в ежегодном исчислении равные 36 млн. тонн условного топлива или более 2.5 млрд. долларов США в ценах 1995 г. (оценка из «Комплексной программы энергосбережения Украины») только учитывая действие малозатратных мер, не требующих реконструкции производств и значительных разовых капитальных вложений.

 

очевидно отсутствие возможности целевого выделения средств на энергосбережение из бюджетных источников всех уровней.

 

Также очевидным является факт значительного негативного влияния энергетического кризиса на поступления в бюджет путем налоговых сборов - низкая энергоэффективность хозяйствования базовых отраслей снижает обороты средств и прибыль, либо делает производство товаров и услуг просто убыточным.

 

Нет стимулов к энергосбережению - нет прибыли - нет оборота и налоговых поступлений в бюджеты. Эта петля все туже душит украинскую экономику.

 

Необходимы решительные шаги в сторону рыночных реформ в инвестировании энергосбережения, шаги прежде всего со стороны законодательной и исполнительной власти.

 

Сделать энергосбережение и энергоэффективность выгодным для инвесторов и потребителей энергии целесообразно путем направления прибыли от энергосбережения на дальнейшее развитие энергосбережения - этот механизм мы называем «самоинвестированием». Первым шагом в этом направлении должна быть реформа Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

 

Стимулирование использования собственных средств потребителей и производителей энергии

 

на данный момент это потенциально наиболее емкий ист. финансирования энергосберегающих программ и проектов. Вскрыть этот потенциал мешают следующие обстоятельства:

 

постоянные попытки государственных ведомств присвоить часть законной собственной прибыли (например, появляющиеся проекты Постановлений Кабинета Министров Украины о перечислении до 60% экономичности от энергосбережения на предприятиях в централизованные фонды - Государственный или региональные);

 

отсутствие у предприятий оборотных средств и невозможность (в принятой на данный момент в Украине бухгалтерской отчетности перед налоговыми органами) локализовать эффект от энергосбережения и накапливать эти средства на отдельном субсчете для последующего финансирования развития энергосбережения и увеличения объемов экономии;

 

отсутствие правовых механизмов стимулирования энергосбережения.

 

Снять налог на прибыль, полученную от энергосбережения, при условии целевого использования полученных средств на дальнейшее развитие собственных программ сбережения энергии - этот шаг со стороны государства назрел давно.

 

Учитывая, что в Украине крайне велик потенциал нерациональных потерь и затрат энергии, снижаемых путем малозатратных мер, целесообразно ввести предлагаемое налоговое решение на временной основе - т.е. снять налог на первые два года - тем самым стимулируя энергосберегающие мероприятия со сроком окупаемости не более 1- года.

 

Предлагаемое налоговое решение направлено на использование собственных либо заемных средств потребителями и производителями энергии и имеет целью:

 

легализовать эффективность мероприятий от энергосбережения и энергоэффективности, отражая фактически полученную прибыль в бухгалтерской отчетности;

 

накапливать на отдельном субсчете сэкономленные средства от реализации малозатратных мер по энергосбережению с целью дальнейшего финансирования собственных средне- и долгосрочных энергосберегающих проектов;

 

контролировать объемы и направленность инвестиций субъектов хозяйствования в собственные программы энергосбережения со стороны государства (налоговых органов и региональных структур управления энергосбережением).

 

1.2.Стимулирование вложения собственных средств отечественных и зарубежных инвесторов в программы энергосбережения и энергоэффективности

 

Нет нужды в доказательствах невыгодности вложения средств в проекты энергосбережения и энергоэффективности в Украине на данный момент - как для украинских, так и для зарубежных инвесторов.

 

В то же время отсутствие инвестиций при отсутствии оборотных средств у потребителей энергии останавливает реализацию даже очевидных проектов с мизерными сроками окупаемости.

 

Необходимы срочные меры для создания соблазнительного климата для инвестиций в украинское энергосбережение.

 

Такими мерами могут быть следующие налоговые условия:

 

прибыль, полученная в Украине, отечественным либо зарубежным субъектом хозяйствования освобождается от налога на прибыль при условии ее вложения в энергосберегающий проект для субъекта хозяйствования в Украине;

 

вложение средств иностранным инвестором в энергосберегающий проект для субъекта хозяйствования в Украине освобождается от налогов и таможенных пошлин (в случае зарубежных кредитов) в объемах, пропорциональных ожидаемой экономичности ТЭР (в денежном выражении) в течении первых пяти лет со дня фактической реализации проекта;

 

Фактически, предлагаемые налоговые условия представляют собой налоговый кредит со стороны государства для отечественных и зарубежных инвесторов, финансирующих энергосберегающие проекты в Украине из собственных средств.

 

Нет нужды в доказательствах, что одномоментный ввод предлагаемых налоговых условий для потребителей энергии и инвесторов способен создать эффект цепной реакции в развитии энергосбережения и энергоэффективности в Украине.

 

При этом нет необходимости в привлечении бюджетных средств со стороны государства и регионов.

 

1.3.Стимулирование отечественных предприятий, разрабатывающих, изготавливающих и внедряющих энергосберегающую технику и технологии в Украине

 

Состояние отечественных разработчиков и производителей энергосберегающей техники и технологий хорошо иллюстрируют выставки последних трех лет - их присутствие тает быстрее, чем шагреневая кожа иллюзий их дееспособности у государственных чиновников.

 

И это объяснимо - несмотря на огромный потенциал рынка энергосбережения в Украине самого рынка нет.

 

Невостребованными остались и научный, и инженерный, и производительный потенциал, которым когда-то гордилась Украина.

 

Неприятие государством мер, стимулирующих отечественное производство разработок, оборудования и услуг на данный момент уничтожает собственные силы - несмотря на непрекращающиеся призывы с высоких трибун спасать отечественного производителя.

 

Принятие налоговых условий в соответствии с предложениями (раздел и 1. настоящей записки позволяет создать значительный рыночный потенциал для реализации энергосберегающих проектов (разработок, оборудования и услуг), позволяющий востребовать отечественное производство.

 

Дополнительным стимулом предлагается полное снятие налога на прибыль для предприятий, занятых разработкой, производством и внедрением энергосберегающей техники и технологий при условии вложения этой прибыли в развитие собственного производства.

 

Учитывая критическое состояние отечественного производителя, эти налоговые условия должны гарантированно вводиться на срок не менее пяти лет.

 

1.4.Стимулирование реконструкции энергоемкого оборудования на энергосберегающей основе

 

на данный момент изношенность основных производительных фондов в Украине достигла апогея, за которым последует либо катастрофический спад производства, либо его поэтапная реконструкция.

 

Не вызывают сомнений оценки крайне низкой энергоэффективности существующего оборудования и технологий, наследованных государством за последние 30-40 лет.

 

Очень важным моментом является реальная государственная поддержка циклов реконструкции основного энергоемкого оборудования на энергосберегающей основе.

 

на данный момент государство в действующих правовых нормах сдерживает реконструкцию и модернизацию основных средств производства, относя расходы на приобретение оборудования и выполнение работ из прибыли предприятий.

 

Фактически, этот принцип вводит для субъектов хозяйствования механизм удорожания оборудования и работ на 30% с последующим долговременным механизмом отнесения затрат на себестоимость путем их амортизации (в последние годы увеличивается тяга правительства к присвоению и этих, казалось бы, законных собственных средств предприятий).

 

В силу высокого государственного приоритета энергосбережения и энергоэффективности необходимо вывести за рамки финансирования из прибыли реконструкцию энергоемкого оборудования и технологий на энергосберегающей основе, разрешив субъектам хозяйствования отнесение подобных затрат на себестоимость в удобном для них порядке.

 

С целью государственного контроля за практикой использования предлагаемых налоговых условий целесообразно создать Государственный реестр энергосберегающего оборудования и технологий и контрольный орган, регулирующий практику применения предлагаемых налоговых условий на основе разрешительного принципа, с учетом бюджетных требований.

 

Влияние предлагаемых мер стимулирования энергосбережения и энергоэффективности на планируемое наполнение бюджетов от налоговых поступлений

 

На первый взгляд предлагаемая реформа налогообложения прибыли предприятий существенно снизит планируемые поступления в бюджет.

 

Энергосбережение и энергоэффективность являются понятиями, затрагивающими хозяйственную деятельность практически каждого субъекта хозяйствования.

 

Но целью предлагаемых новаций и является создание широкого спектра стимулов для большинства субъектов хозяйствования в Украине. Выход государства из энергетического кризиса невозможен на основе только демонстрационных и пилотных проектов энергосбережения.

 

Главным же фактором невозможности снижения планируемых поступлений в бюджеты является то, что отсутствие на данный момент предлагаемых стимулов этой прибыли не создает.

 

Нет стимулов - нет энергосбережения - падает конкурентоспособность, растет себестоимость продукции украинских предприятий - падает ее сбыт - исчезает прибыль.

 

Уменьшение оборота является главным виновником уменьшения поступлений в бюджет - и энергетический кризис в Украине на данный момент есть главный виновник роста задолженности государства и уменьшающегося ручейка поступлений в бюджет.

 

Ввод в действие предлагаемых стимулов не приводит к уменьшению бюджетных поступлений - наоборот, они должны возрастать.

 

Очевиден рост поступлений от налога на добавленную стоимость - это прямое следствие развития товарооборота на новом (на данный момент отсутствующем) рынке.

 

Вложение полученных от экономичности средств в дальнейшее получ. экономичности позволит быстро повысить энергоэффективность хозяйствования, убрав очевидные непроизводительные потери и затраты энергоресурсов - резко уменьшатся субсидии из бюджета по импорту энергоносителей.

 

Следствием повышения энергоэффективности явится снижение кредитной нагрузки на бюджет, в том числе по выплате процентных ст * .

 

Повышение рентабельности производств неизбежно приведет к уменьшению неплатежей за энергоносители, что положительно скажется на бюджете государства.

 

Увеличение оборота (неизбежное следствие повышения энергоэффективности) неизбежно приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет, в том числе и поступлений от роста занятости трудоспособного населения.

 

Создание новых налоговых условий может привести к росту явлений коррупции и укрытия налогов.

 

Поэтому регулирующая роль государства должна оставаться на должном уровне, ограничивая возможные негативные проявления (как демонстрирует практика, возможные при вводе налоговых условий широкого спектра действия).

 

Резюме

 

Предлагается дополнить Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», в т.ч.:

 

Статья 5:

 

5.4.1 К валовым расходам плательщика налога относятся расходы по реализации собственных энергосберегающих программ, в том числе такие, как приобретение оборудования.

 

Статья 7:

 

7.13.2.Освобождается от налогообложения часть прибыли предприятий, соответствующая стоимости реально сэкономленных ТЭР, сроком на 2 года при условии целевого использования этих средств на реализацию собственных программ энергосбережения.

 

7.1 На средства, вложенные в реализацию программ энергосбережения, других субъектов хозяйствования, отечественными и зарубежными инвесторами распространяются налоговые каникулы сроком на 2 года.

 

7.13.4.Прибыль предприятий, занятых разработкой, изготовлением и внедрением средств и систем энергосбережения, освобождается от налога в той части, которая направляется на развитие производства и выполнение энергосберегающих оборудования и технологий.

 

Ввод в действие предлагаемых попр * к Закону осуществляется Указом Президента Украины (на временной основе) до принятия изменений Верховным Советом Украины.

 

Предложения соответствуют Закону Украины «Об энергосбережении» в части:

 

статьи 3 (а, б, в, е, з);

 

статьи 5;

 

статьи 10;

 

статьи 11 (а, б, в, з, и);

 

статьи 13 (не полностью);

 

статьи 16 (а, б, в).

 

Необходимо расширение действия статей Закона Украины «Об энергосбережении» в части переноса приоритета его действия на региональный уровень, в т.ч.:

 

статьи 2, 5, 6, 13, 21, 22, 23, 26.

 



Повышение эфф. использо. Слово о биоэнергетике. В стране просыпается интерес к. Протокол совещания представителей БНПА, РСПП, УСПП.

На главную  Энергоэффективность 





0.0033
 
Яндекс.Метрика