Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Энергоэффективность Закон Республики Беларусь об энергосбережении
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в цикле деятельности юр. и физ. лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эфф. использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.
Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.
Статья Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: энергосбережение - организационная научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юр. и физ. лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в цикле их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации; топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике; вторичные энергетические ресурсы - энергия, получаемая в ходе любого технологического цикла в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом цикле; эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства; рациональное использование топливно-энергетических ресурсов - достижение максимальной эфф. использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства; показатель энергоэффективности - научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учётом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами; нетрадиционные и возобновляемые источники энергии -источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твёрдых бытовых отходов; пользователи топливно-энергетических ресурсов - субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юр. лиц или предпринимателей без образования юридического лица, и другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топливно-энергетические ресурсы; производители топливно-энергетических ресурсов -субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юр. лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.
Статья Законодательство об энергосбережении
Законодательство Республики Беларусь об энергосбережении состоит из настоящего Закона и иных актов Законодательства Республики Беларусь, регулирующих вопросы энергосбережения.
Статья Субъекты отношений в сфере энергосбережения
Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляющие следующие виды деятельности:
добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов;
производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, и приборов учёта, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эфф. использования и экономичности топливно-энергетических ресурсов;
реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов;
информационное обеспечение юр. и физ. лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;
разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.
Статья Международное сотрудничество в сфере энергосбережения
Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международным правом.
Основными направлениями международного сотрудничества в сфере энергосбережения являются:
взаимовыгодный обмен с иностранными и международными организациями энергоэффективными технологиями;
участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в области энергосбережения;
приведение показателей энергоэффективности; предусмотренных нормативными документами по стандартизации Республики Беларусь, в соответствие с требованиями международных стандартов.
Статья Основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются: осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов; разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование; приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта; создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность пройд-водителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, и в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия; повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами; осуществление государственной экспертизы энергетической эфф. проектных решений; создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в цикле использования топливно-энергетических ресурсов; реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности; информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области; обуч. производственного персонала и населения методам экономичности топлива и энергии; создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Статья Государственное управление в сфере энергосбережения
Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский орган государственного управления.
Республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения проводит государственную политику в соответствующей области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, осуществляет государственный надзор за рациональным использованием этих ресурсов, и иные функции и задачи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Статья Учёт топливно-энергетических ресурсов
Весь объём добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учёту.
Порядок и условия оснащения пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов приборами учёта их расхода, и порядок разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным
газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Статья Программы энергосбережения
Для проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации деятельности государственных органов в сфере энергосбережения разрабатываются и утверждаются соответствующие республиканские, отраслевые и региональные программы.
Порядок разработки и утверждения этих программ определяется Правительством Республики Беларусь.
Статья Научно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения
Научно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения осуществляется в рамках государственных и межгосударственных научно-технических программ, и инновационных проектов по важнейшим направлениям создания и внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов.
Формирование и реализация государственных научно-технических программ и инновационных проектов в сфере энергосбережения, их финансирование осуществляются в установленном законодательством порядке.
Статья 1 Нормы расхода топлива и энергии
Нормирование расхода топлива и энергии обязано обеспечить установление технически и экономически прогрессивных норм расхода топлива и энергии.
Система прогрессивных норм расхода топлива и энергии включает соответствующие текущие и перспективные нормы для технологических циклов, установок, оборудования, продукции, электробытовых приборов, некоторых видов работ и услуг.
Нормы расхода топлива и энергии в обязательном порядке включаются в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции.
Порядок разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Статья 1 Стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения
Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации энергопотребляющей продукции, работ и услуг, должны основываться на современных достижениях науки и техники в сфере энергосбережения, учитывать нормы и правила, регламентирующие рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и их экономию, и не должны нарушать положения, установленные актами законодательства Республики Беларусь.
Показатели эфф. добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации топливно-энергетических ресурсов включаются в соответствующие нормативные документы.
В Национальной системе сертификации Республики Беларусь при обязательной сертификации продукции, работ и услуг обеспечивается контроль за соответствием энергопотребляющей продукции (в том числе энергосберегающей), работ и услуг, и топливно-энергетических ресурсов требованиям эффективного энергопотребления, установленным нормативными актами.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным нормативными документами по стандартизации в части показателей энергоэффективности, подтверждается путём обязательной маркировки указанного оборудования.
Производители и пользователи топливно-энергетических ресурсов обеспечивают единство измерений при осуществлении мероприятий по энергосбережению.
Государственный метрологический надзор за средствами и методами измерений, работы по стандартизации и сертификации и сфере энергосбережения организует и проводит республиканский орган государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном законодательством порядке.
Статья 1 Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов
Государственный надзор устанавливается за: рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии; осуществлением пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономичности этих ресурсов; соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии.
Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.
Порядок осуществления государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Статья 1 Государственная экспертиза энергетической эфф. проектных решений
Государственная экспертиза энергетической эфф. является обязательной при добыче, переработке, транспортировке, хранении, производстве, использовании и утилизации топливно-энергетических ресурсов.
Государственной экспертизе энергетической эфф. подлежат следующие проектные решения: проекты программ развития отраслей экономики, схемы энергоснабжения административно-территориальных единиц и населённых пунктов; энерготехнологическая часть технико-экономических обоснований и проектно-планировочной документации на строительство новых и расширение (реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию) существующих предприятий, зданий, сооружений; проекты нормативно-технических актов, строительных норм и правил, документация на создание и приобретение новых энергоёмких техники, технологий и материалов.
Основными задачами государственной экспертизы энергетической эфф. являются оценка соответствия проектных решений требованиям нормативных документов по стандартизации в части показателей энергоэффективности, и определение достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению.
Порядок проведения государственной экспертизы энергетической эфф. устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Статья 1 Проведение энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций
Энергетическое обследование предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в целях оценки эфф. использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их экономии.
Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения, организации, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет более 1,5 тысячи тонн условного топлива.
Порядок проведения энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций определяется Правительством Республики Беларусь.
Статья 1 Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов
Государственное статистическое наблюдение за объёмами и структурой потребления топливно-энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит республиканский орган государственного управления по статистике и анализу совместно с республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.
Статья 1 Образование и подготовка кадров для сферы энергосбережения
Высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, и учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке специалистов в области энергообеспечения должны предусматривать соответствующие курсы по энергосбережению.
Статья 1 Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению
Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению осуществляется путём: широкого обсуждения республиканских и региональных программ энергосбережения; координации работ по созданию демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности; создания на территории отдельных административно-территориальных единиц специальных энергоэффективных зон; организации выст * энергоэффективных технологий и оборудования; представления пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения; пропаганды эффективного использования топливно-энергетических ресурсов через средства массовой информации.
Статья 1 Источники финансирования
Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счёт средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда “Энергосбережение”, средств юр. и физ. лиц, направляемых добровольно на эти цели, и других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 1 Республиканский фонд “Энергосбережение”
В целях финансирования мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, создаётся республиканский фонд “Энергосбережение”.
Республиканский фонд “Энергосбережение” образуется за счёт поступлении в виде: платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических ресурсов; экономических санкций за: несвоевременную установку приборов учёта расхода топливно-энергетических ресурсов; использование топлива, электрической и тепловой энергии без утверждённых в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг); нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией; добровольных взносов юр. и физ. лиц (в том числе в иностранной валюте); других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Средства указанного фонда расходуются на: осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая приобретение лицензий на их внедрение; участие в организации международного сотрудничества в сфере энергосбережения; предоставление кредитных льгот и субсидий пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими мероприятий по энергосбережению; осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов; проведение государственной экспертизы энергетической эфф. проектных решений; разработку нормативных документов по стандартизации и других нормативно-технических актов, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов; проведение работ по энергетическому обследованию предприятий, учреждений и организаций; долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учёта, контроля и регулирования энергопотребления; создание, совершенствование и приобретение эталонных установок для воспроизведения и передачи единиц физ. величин топливно-энергетических ресурсов; подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения; организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов; осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Порядок поступления и использования средств республиканского фонда “Энергосбережение”, управления этим фондом определяется Правительством Республики Беларусь.
Расходование средств республиканского фонда “Энергосбережение” на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.
Статья 2 Экономическое стимулирование энергосбережения
Пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению (в том числе путём производства и потребления продукции с лучшими показателями против предусмотренных государственными стандартами), могут предоставляться льготы в виде субсидий, дотаций в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Если объекты малой и нетрадиционной энергетики, принадлежащие субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, подключаются в установленном порядке к сетям энергосистемы республики, то оплата поставляемой этими объектами энергии осуществляется по тарифам, стимулирующим создание таких объектов.
В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток и дням недели тарифов на эти виды энергии, и других форм стимулирования в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Статья 2 Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 2 Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования. Совету Министров Республики Беларусь в трёхмесячный срок принять меры по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом.
Президент Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко
Закон опубликован 20 августа 1998 года.
В России когенерация значения не потеряет «По большому счету ставить вопрос о том, насколько целесообразна теплофикация в России, – все равно, что спрашивать о том, нужно ли в России отопление». Жорстка політика енергоефективності – запорука сталого розвитку економіки України. Управління енергією - досвідченн. Энергия на высоте Самые экологичные небоскребы мира используют энергию из возобновляемых источников. На главную Энергоэффективность 0.1646 |
|