Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

ЭСКО 1, 2002 - Политические, экономические, технические и экологические аспекты возрождения систем централизованного теплоснабжения

Основные проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время предприятия Теплоэнерго таковы:

 

неплатежи потребителей; падение технического уровня эксплуатации и, как следствие, низкое качество энергоуслуг, связанных с отоплением и горячим водоснабжением; снижение профессиональной соблазнительности энергетики, переток квалифицированных кадров в другие отрасли; агрессивный агресс. маркетинг поставщиков альтернативных систем теплоснабжения; отсутствие действенных правовых механизмов регулирования хозяйственных отношений м. поставщиками и потребителями энергоуслуг; нескоординированные действия ветвей власти ответственных за эксплуатацию систем теплоснабжения; отсутствие квалифицированного наблюдательного совета от собственника и непринцип. возможность влияния потребителей на политику предприятий; низкая информированность населения, а, следовательно, и пассивная позиция по экологическим последствиям некачественных энергоуслуг . базовой проблемой является отсутствие эффективного собственника.

 

Может ли считать себя хозяином системы отопления простой житель, потребитель энергоуслуг? Может ли он доверять и проверять, вообще как-то воздействовать на систему энергоснабжения? Конечно, нет, т. к. не есть механизма участия потребителей в деятельности энергетических предприятий. И диктатуре энергопредприятия противостоит не менее мощная анархия потребителя.

 

Состоятельные граждане и благополучные предприятия идут на устройство локальных источников энергоснабжения, несмотря на то, что с экономической и экологической стороны это не лучший вариант. Но в результате такого решения они получают свободу выбора качества и количества энергоуслуг. Именно этого лишены на данный момент потребители централизованных систем теплоснабжения. Эта категория потребителей, тем не менее, тоже воспользовалась свободой выбора, но уже в иной форме - форме протеста по поводу низкого качества и количества энергоуслуг, выражая его путем саботирования оплаты за энергоуслуги. Тем самым, разумеется, только усугубляя и свое собственное положение.

 

В системе централизованного теплоснабжения нарушен закон экономики "ТОВАР – ДЕНЬГИ - ТОВАР". То, что за товаром является не энергоуслуга, а ее количественное выражение (Гкал, м , явилось главным фактором, стимулирующим расточительное отношение к энергоносителям. Можно отметить, что такой подход изначально разделяет на непримиримых антагонистов тех кто продает и тех кто покупает теплоэнергию. Первые вполне удовлетворяются количественными показателями своего товара, а вторые просто вынуждены оплачивать этот товар, вне зависимости от его качества. Следует заметить, что потребитель, предпочитающий индивидуальный ист. теплоснабжения, идет на сознательное удорожание теплоснабжения ради его качества.

 

Основой экономических проблем являются и недостатки в формировании тарифов на энергоуслуги. Двуставочные тарифы, которые могли бы стать экономической основой для энергосбережения, из-за некомпетентности и нерешительности местных властей, пока не находят широкого распространения.

 

Недостатком является и то, что предприятия должны приносить прибыль, и, следовательно, нести бремя налогов, которое значительно увеличивает и без того высокую плату за энергоуслуги.

 

Во множественных городах платежи за энергоуслуги превратили в “общак”, из которого пытаются залатать все дыры в бюджете энергоснабжающих предприятий. Централизованное распределение средств лишает энергичных и предприимчивых руководителей районных предприятий инициативы, а иных приучает к бездеятельности и иждивенчеству.

 

Среди экономических проблем, проблема неплатежей самая острая и порождена она следующими причинами:

 

отсутствие учета фактического теплопотребления каждым абонентом дает формальный повод оспаривать объем и качество услуги теплоснабжения, а далее и платежей за энергоуслугу; техническая непринцип. возможность регулирования или отключения от системы теплоснабжения не платящего или действительно неплатежеспособного потребителя; отсутствие у абонента технической возможности для добровольного ограничения теплопотребления. В связи с этим возникает социальная напряженность: люди думают, что им навязывают чрезмерные объемы дорогой услуги; уверенность недисциплинированного абонента в том, что в очередной раз государство заплатит за него или обяжет и далее оказывать энергоуслугу бесплатно (к ним не следует относить малоимущие слои населения, забота о которых является обязанностью государства); отсутствие юр. форм воздействия на неплательщиков, вплоть до изъятия занимаемых помещений и зданий; несовершенство структуры социальной протекции малоимущих слоев населения; повальное сокрытие фактических доходов гражданами, что создает иллюзию невозможности оплаты ими коммунальных услуг (заметим, что при этом наблюдается небывалый рост прибыли в пивоваренной, табачной промышленности, в секторе услуг мобильной связи). Поступления средств от населения в течение года, согласно установленным правилам, равномерные, а основные платежи за топливо приходятся на отопительный период. В советский период дешевого топлива затраты на ремонт оборудования в летний период фактически соответствовали затратам на топливо в зимний период и, следовательно, такая система оплаты за теплоснабжение была как-то оправдана.

 

В настоящее время наблюдается прибыль в летний период и убытки в зимний период. При повышении дисциплины платежей за газ, поступлений денежных средств от населения будет явно недостаточно для закупки необходимого количества газа.

 

Экономические проблемы не позволяют решать проблемы технические, а те, не позволяют повысить энергетическую и экономическую эффективность деятельности предприятий.

 

Как показала практика, те немногие денежные средства, имеющиеся на предприятии для ремонтов и модернизации энергетического оборудования, используются интуитивно и без тщательных расчетов технической и экономической эфф. выполняемых мероприятий. По нашему опыту, консалтинговая помощь при выборе закупаемого оборудования и материалов приносит экономический эффект, сравнимый с эффектом от внедрения технических энергосберегающих мероприятий.

 

Системы централизованного теплоснабжения в Украине, как правило, четырехтрубные с зависимым элеваторным присоединением к источникам.

 

Система регулирования теплоснабжения качественная (количество циркулирующего теплоносителя в системе постоянное, а температура варьируется в зависимости от температуры наружного воздуха по температурному графику).

 

Устаревшие приборы регулирования гидравлического режима - элеваторы и дроссельные диафрагмы не позволяют снизить теплопотребление отдельными абонентами без ущерба для всей системы. А именно, сэкономленная одним потребителем теплоэнергия будет перераспределена м. другими потребителями и эффект энергосбережения на источнике будет отсутствовать. При такой системе установка теплосчетчиков на отдельных потребителях не имеет энергосберегающего эффекта для теплоснабжающей организации.

 

Расход электроэнергии при качественном регулировании в 2-3 раза выше, чем при количественном регулировании с использованием частотно-регулируемых приводов сетевых насосов.

 

Повсеместное отсутствие качественной наладки гидравлических режимов тепловых сетей приводит к значительному перерасходу электроэнергии сетевыми насосами на перекачку теплоносителя и нерасчетному теплопотреблению зданиями со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Децентрализация теплоснабжения приводит к снижению управляемости теплопотребления и увеличению расхода первичного топлива. Использование населением для нужд горячего водоснабжения газовых плит, газовых колонок с невысоким КПД и электрических водонагревателей приводит к повышенным в 1,5 - 3 раза расходам первичных энергоносителей, а, следовательно, приводит к эквивалентному увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу. Если обратиться к опыту мирового лидера в области энергосбережения - Дании, то проблему снижения экологической нагрузки там решили централизованные источники теплоснабжения на базе комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.

 

Мы наблюдаем их в реструктуризации системы управления предприятиями тепловых сетей. Управлять предприятиями должен собственник, по крайней мере, собственник должен иметь принцип. возможность влиять на политику руководства предприятием. Районные предприятия должны подчиняться районным властям, которые должны нести ответственность за нормальную деятельность предприятия.

 

Необходимо реструктуризировать одиозную систему жилищно-эксплуатационных предприятий в сервисные фирмы по продаже услуг собственникам жилья или предприятиям. Они должныбыть полноправными оптовыми покупателями энергоуслуг и одновременно их розничными продавцами. должныбыть установлены четкие и жесткие правила функционирования рынка энергоуслуг. Нежелание решать эту проблему приводит к нарастанию противостояния м. энергоснабжающими организациями и потребителями. Не должны люди стоять в очередях под теплосбытами, энергосбытами, газосбытами и прочими. Потребитель должен знать одного розничного продавца и оплачивать все энергоносители, а не только те, которые ему могут отключить. При такой организации системы сбыта появляется принцип. возможность корпоративной ответственности за оплату всех потребленных энергоресурсов. Например, при неуплате за отопление сбытовая организация в состоянии воздействовать на неплательщика отключением электроэнергии и газа, т.к. она несет ответственность за оплату всех энергоносителей перед всеми поставщиками энергоресурсов. Розничный продавец энергоуслуг будет заинтересован в полном охвате приборами учета всех видов энергоресурсов, как на вводах в здания, так и у каждого потребителя.

 

При увеличении численности персонала сбытовых организаций, тем не менее, будет получен положительный эффект как в снижении энергопотребления, так и в увеличении сбора платежей. А если эта структура будет создана при участии всех энергоснабжающих организаций, то роста численности инспекторов по сбыту не произойдет, а эффективность их работы возрастет. Потребитель тоже почувствует выгоду общения с одной организацией, а не с четырьмя, как в настоящее время. Розничный продавец в дальнейшем может выступить заказчиком энергоэффективных мероприятий, таких как утепление зданий, термоизоляция трубопроводов в подвалах и на стояках, проведение просветительной работы по энергосбережению и экономичности средств потребителей не за счет снижения тарифов, а за счет реального снижения энергопотребления.

 

К сожалению, администрации всех уровней власти идут на популистские меры, которые связанны с борьбой за удержание низких цен на энергоресурсы с помощью инспекций по ценам, а не на более радикальные меры по снижению энергопотребления.

 

Путь энергосбережения более сложный и требует значительных интеллектуальных и организационных усилий, но он единственно правильный и экономически целесообразен.

 

Отсутствие политической воли властей бороться юридическими методами со злостными неплательщиками порождает чувство вседозволенности у большего числа потребителей и "узел" экономических проблем затягивается.

 

Система продажи энергоуслуг должна быть и прозрачной, и управляемой.

 

Функции существующих централизованных областных управленческих структур должны сводится к высокопрофессиональной консалтинговой деятельности, технической и экономической экспертизе деятельности районных предприятий, а также к выполнению обязанностей наблюдательного совета. никак нельзя, чтобы судьба теплоснабжения региона зависела от компетентности управленческих решений высшего руководства. У каждой структуры теплоснабжения должен быть свой бюджет, а не общий и потому чужой, управляемый сверху "вручную" по принципу "тришкиного кафтана".

 

Особого анализа требуют общеэксплуатационные и цеховые статьи затрат предприятий. Возможно, при тщательном рассмотрении окажется, что выгоднее устанавливать современное дорогостоящее оборудование, требующее меньших эксплуатационных затрат, чем содержать большой штат ремонтного персонала и обслуживающей техники.

 

При существующем техническом состоянии, тарифах на тепловую энергию и уровне сбора платежей предприятия Теплоэнерго не выглядят инвестиционно привлекательными. Во времена СССР энергоснабжение коммунального сектора находилось на дотации государства. Эта порочная практика продолжается и до настоящего времени. Для изменения положения, когда энергоснабжение будет эффективным бизнесом, необходимо пройти путь, который считается классическим для любого бизнеса. Ниже перечислены этапы, которые в той или иной форме необходимо реализовать.

 

А. агресс. маркетинговые исследования.

 

Необходимо провести агресс. маркетинговые исследования рынка энергоуслуг для региона, включая услуги:

 

газоснабжающей организации, электроэнергетической организации, водоснабжающей организации, теплоснабжающей организации, жилищно-эксплуатационных организаций. Б. Финансовый анализ.

 

Выполнить финансовыми аналитиками финансовый анализ энергоснабжающих организаций по международным стандартам, который бы представил понятную картину для инвестора и дал бы конкретные рекомендации по оздоровлению экономики предприятий.

 

В. Инвестиционный Энергоаудит.

 

Выполнить энергетические обследования предприятий энергопоставщиков и потребителей энергоресурсов с целью разработки энергоэффективных инвестиционных проектов.

 

Г. Новые правила формирования тарифов на энергоуслуги.

 

Тарифная политика подлежит кардинальному пересмотру и следует срочно переходить на двуставочные тарифы на все виды энергоносителей.

 

Д. Бизнес-планирование.

 

Необходимо, на основании оптимальных расходов энергоносителей и воды, определенных в ходе энергоаудитов, выполнить бизнес-планы инвестиционных проектов, направленных в первую очередь на:

 

организацию четкой системы учета и сбора платежей; снижение потерь энергоносителей при производстве и транспортировке; снижение энергопотребления абонентами; установку агрегатов комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Е. Реорганизация структуры сбыта энергоуслуг.

 

Ввиду того, что все энергопоставщики, так или иначе, связаны м. собой, то необходим комплексный подход в решении задачи качественного оказания энергоуслуг и сбора платежей за них. крайне не желательно оставить ни одной лазейки для бесконтрольного и бесплатного энергопотребления.

 

Следует ввести систему розничного продавца энергоуслуг для объектов жилищно-коммунального сектора, как это принято во множественных странах Европы. В Киеве используется одна квитанция за коммунальные услуги. но какие бы квитанции не выписывались, без возможности отключения газа, воды, электроэнергии и без солидарной ответственности перед энергопоставщиками, вопрос сбора платежей не будет решен. Без решения вопроса с платежами невозможно даже думать об инвестициях, которые мы ждем уже не один год.

 

Ж. Внедрение инвестиционных энергоэффективных проектов.

 

Типовые инвестиционные проекты:

 

Организация системы учета энергоносителей и продажи энергоуслуг. Проект предусматривает:

 

создание эффективного розничного продавца энергоуслуг; установку приборов учета всех энергоресурсов у потребителей; создание районной службы энергетического менеджмента для системного анализа и принятия своевременных мер, направленных на повышение эфф. использования взаимосвязанных энергоносителей (газ, электроэнергия, тепловая энергия и вода) потребителями района. Реконструкция источников тепловой энергии.

 

По нашему мнению наиболее эффективным решением при выборе источника теплоснабжения является ТЭЦ, т.е. обязательное внедрение установок комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. В противном случае централизация теплоснабжения теряет всякий технический и экономический смысл.

 

Наиболее оптимальным для сложившейся системы тепловых сетей считаем установку на районных котельных Теплоэнерго газовых двигателей с электрогенераторами и котлами-утилизаторами. Существующие котлы должны работать, как пиковые. При стоимости 0,035 доллара за 1 кВтч выработанной электроэнергии и 15 долларов за 1 Гкал произведенной теплоэнергии окупаемость проекта не превысит 3 лет.

 

Реконструкция тепловых сетей.

 

Произвести плановую замену существующих трубопроводов тепловых сетей предварительно изолированными трубами, обеспечивающими минимальные потери теплоэнергии в окружающую среду.

 

Реконструкция тепловых пунктов зданий.

 

Систему качественного регулирования теплоснабжения следует заменить количественным регулированием. Для чего необходимо установить автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП) на вводе каждого здания.

 

Все эти проекты должны реализовываться одновременно и комплексно, т.е. технические проекты должны подкрепляться проектами по реорганизации структур, способных обеспечить внедрение, эксплуатацию энергоэффективного оборудования и 100%-ю оплату энергоуслуг.

 

Необходимым условием успеха возрождения предприятий коммунальной энергетики является энергетический менеджмент, осознание важности которого уже пришло на Украину, но внедрение которого наталкивается на уже перечисленные политические, экономические и иные проблемы.

 

ЧЭФ "ОптимЭнерго" готово оказать помощь решительному и озабоченному проблемой теплоснабжения руководству любого региона Украины в повышении эфф. работы коммунальных предприятий и обеспечить 30% снижения затрат на энергоносители при условии четкого выполнения наших рекомендаций.

 

Наш практический опыт позволяет гарантировать успех..

 



Штиль над Данией. Энергоинвесторы ждут стабильност. Теплонасосные установки и термот. Предоставляемые услуги.

На главную  Энергоэффективность 





0.0047
 
Яндекс.Метрика