Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Разумная энергетическая политика как предпосылка для экономического роста

Л. Попова, директор Центра ядерной

 

экологии и энергетической политики СоЭС

 

До 1995 года у России не было ни собственной энергетической программы, ни стратегии. Более того, последняя энергетическая программа Советского Союза была разработана так же в 1979, значит намного раньше развала Советской империи. В 1995 правительство одобрило документ Новая энергетическая политика России на период до 2010 года. Основные положения этого документа соответствуют новым тенденциями во всемирном энергетическом развитии: подчеркнута важнейшая роль энергосбережения и энергоэффективности в новой экономической и политической ситуации, предполагающей реконструкцию в значительной степени милитаризованной промышленности. но рассмотренные в этом документе сценарии основаны на нереалистичных предположениях.

 

В октябре 1999 Российское правительство отдало распоряжение разработать новую энергетическую стратегию на период до 2020 года. Документ Новая Российская энергетическая стратегия был представлен правительству в марте 200 Группа экспертов, разработавших новую стратегию, состояла из сотрудников Министерства топлива и энергетики, Министерства экономики, Министерства науки и техники, Российской академии наук и других федеральных и региональных учреждений. В конце мая 2000 г. Российское Министерство атомной энергетики представило правительству проект Стратегия развития атомной энергии в России в первой половине XXI века. Помимо этих документов, в настоящее время находящиеся на рассмотрении в правительстве, энергетическая стратегия также отражена в Российском докладе План действий по проблеме изменения климата, в котором особое внимание уделено энергосбережению и энергоэффективности.

 

Эта работа основана на анализе данных, содержащихся в вышеупомянутых документах.

 

Бывший Советский Союз создал один из самых больших топливно-энергетических комплексов в мире. Россия играла и все так же продолжает играть наиболее важную роль в мировой энергетике вследствие того, что главные топливные и энергетические ресурсы сосредоточены в России. На территории Российской Федерации, которая занимает 10% земной поверхности, сконцентрировано 45% мировых запасов природного газа, 13% - нефти, 23% - угля и 14% урановой руды. В середине 90-х Россия обеспечивала поставки 80% от общего энергопотребления на Украине, 100% в Балтийских государствах и более чем 50% в странах Центральной и Восточной Европы.

 

Топливно-энергетический комплекс - одна из движущих сил Российской экономики. Его доля в индустриальном производстве составляет 30%, в экспорте - 46%. Из всех налогов, которые собираются в федеральный бюджет, 42% поступает от топливно-энергетического комплекса.

 

Новая Российская энергетическая стратегия разрабатывалась на основе принципа устойчивого развития, хотя под устойчивостью энергетической системы в данном случае подразумевается лишь принцип неисчерпаемости ресурсов, используемых для производства энергии. С нашей точки зрения, жизнеспособная энергетическая система также должна соответствовать двум основным принципам: предупредительный принцип ухода от решений, которые могут принести весьма большой ущерб человечеству, даже если вероятность этого события мала или не может быть определена с полной уверенностью; принцип опоры на энергетические технологии, которые не подвергают опасности социальную и политическую стабильность.

 

Будучи важным сектором российской экономики, энергетическая промышленность в то же самое время стала наибольшим загрязнителем: 75% вредных выбросов в атмосферу (включая токсичные газы, пыль и парниковые газы) происходит от топливно-энергетического комплекса и его производств;
атомные электростанции высвобождают в атмосферу более 250 видов загрязняющих веществ, в том числе радиоактивные;
70% земли, разрушенной горной промышленностью, обусловлено добычей ископаемого топлива;
сооружение больших плотин для гидроэлектростанций привело к тому, что 4,5 миллиона гектаров земли было затоплено, большинство земель были плодородными или заняты ценными лесами;
потребление воды в энергетическом секторе составляет 20% от общего потребления страны; электрическая промышленность использует две трети полного количества пресной воды, используемой всей российской промышленностью;
более 40% всех технологических несчастных случаев происходят в энергетической промышленности.

 

Экономический спад начала 1990-х отрицательно повлиял на топливно-энергетический комплекс. В 1999 производство нефти, газа и электричества уменьшилось фактически на 25% по сравнению с 1990 годом, а потребление уменьшилось на 30%.

 

Но для экономического роста не обязательно увеличивать производство энергии. Ведение дел по-старому никак не улучшит экономическую ситуацию и окружающую среду в России. Сокращение производства и потребления энергии сопровождалось более существенным сокращением валового национального продукта и индустриального производства. Валовой национальный продукт упал на 40%, а индустриальное производство - более чем на 50%. Сокращение производства энергии сопровождалось увеличением энергоемкости промышленного производства фактически в 1,5 раза и увеличением энергоемкости валового национального продукта на 30%. Перед спадом российской экономики этот индикатор был уже в 2-3,3 раза выше, чем в Соединенных Штатах, и фактически 6 раз выше, чем в Японии. Энергоемкость российского валового национального продукта также увеличилась вследствие того, что производство в менее энергоемких отраслях промышленности типа машиностроения, пищевой промышленности, текстильной и легкой промышленности уменьшилось, а производство в наиболее энергоемких отраслях промышленности типа металлургии, очистки нефти и т.д. увеличилось. Многие из этих отраслей промышленности используют устаревшие неэффективные технологии.

 

Российская экономика в основном полагается на такие традиционные источники энергии, как ископаемое топливо и атомная энергия. Энергоэффективность - самый неиспользуемый ресурс в России.

 

Весьма маловероятно, что индустрии производства ископаемого топлива и атомной энергии могут дать стимул экономическому росту в ближайшей и среднесрочной перспективе по следующим причинам: Угольная промышленность в России - третий по объему субсидий сектор, впереди него только военная промышленность и сельское хозяйство. Устаревшие технологии, используемые в угольной отрасли, делают ее неэффективной и опасной для окружающей среды и рабочих.
В нефтяной промышленности только 6% нефти производится с использованием современных технологий. Хотя нефть и далее будет играть важную роль, ее добыча продолжит снижаться, и в 2020 году ее доля ожидается менее чем 25%.
Новая энергетическая политика России, одобренная правительством в 1995 году, объявила о газовой паузе в течение периода перехода и реконструкции российской экономики. С 1980 по 1999 год доля природного газа в суммарном потреблении энергии постепенно увеличивалась до 50%. Это больше чем в любой из стран Большой семерки. Хотя природный газ в общей структуре энергетических ресурсов все так же будет доминировать, инвестиции в нефтяные и газовые отрасли промышленности не приведут к существенному увеличению добычи нефти и газа в ближайшем будущем, поскольку наиболее перспективные области расположены на Баренцевом шельфе на Севере и на Сахалинском шельфе на Дальнем Востоке.
Развитие атомной энергии, основанной на современных технологиях, таких как легководные реакторы на урановом топливе, не эффективно. Помимо этого порядок получения лицензии и конструкция новых атомных электростанций займет довольно продолжительное время.

 

Предлагаемые газовой паузой возможности для реструктурирования российской экономики и энергетического сектора, в частности, не были использованы в полном объеме. Как в энергетическом секторе, так и в экономике в целом не было создано благоприятного инвестиционного климата.

 

Износ оборудования в энергетическом секторе достиг критического уровня - 30% электростанций уже превысило предусмотренную проектами продолжительность жизни. Энергетическое оборудование, используемое в газовой промышленности и в производстве электричества, устарело и неэффективно. Топливно-энергетический комплекс отчаянно нуждается в инвестициях. Существующие барьеры, главным образом, политические - отсутствие норм права и регулирования на неустановившемся российском энергетическом рынке, недостаток доверия м. партнерами и отсутствие прозрачности финансирования в энергетических компаниях и энергоснабжении - делают поток инвестиций весьма проблематичным.

 

Более 40% энергии в России тратится впустую. Развитие энергоэффективности - вот долгосрочная и основная цель новой энергетической стратегии. Реализация мер энергосбережения и энергоэффективности поможет: ввести современные технологии в энергетическом секторе, отраслях промышленности и жилых домах; сделать российские товары конкурентоспособными как на внутреннем, так и на международном уровне;
сохранить природные ресурсы, которые иначе будут растрачены при неэффективном производстве энергии, и распределить их для экспортирования;
уменьшить нагрузку на окружающую среду и улучшить образ жизни людей;
создать новые рабочие места;
выполнить российские международные обязательства по уменьшению последствий изменения климата.

 

Хотя важность энергоэффективности была признана, она не получила широкого распространения как ист. энергии. Тем временем, осуществление мер энергосбережения и энергоэффективности могло привести к сокращению потребления энергетических ресурсов на 40-50%, или 360-430 млн. тон угольного эквивалента, до 2020 года. Третья часть этого сокращения может быть достигнута в топливно-энергетическом комплексе, треть - в промышленности, более четверти - в жилых домах, 6-7% в транспорте, и 3% в сельскохозяйственном секторе. Но потребуются организационные и технологические меры. Для достижения целей энергосбережения могут быть реализованы три вида мер: наиболее дешевые меры типа введения измерительного и учитывающего оборудования, замены оборудования с избыточной мощностью, предотвращения потерь в цикле транспортировки, хранения и использования топлива и энергии;
выполнение более дорогостоящих мер энергоэффективности при условии, что срок окупаемости относительно мал;
технологическое обновление промышленности, которое будет сопровождаться ростом энергоэффективности и повлечет структурные изменения на всех стадиях технологического цикла, включая сырьевую.

 

Реализация более 600 конкретных мер и технологий энергосбережения, которые доступны на внутреннем и глобальном рынках, может обернуться 20-ю процентами сохраненной энергии, что эквивалентно сбережению 70-85 млн. тонн угольного эквивалента ежегодно, при затратах $15 за 1 тонну. Наиболее дорогостоящие меры, свыше $60 на 1 тонну угольного эквивалента, составляют 15%, а две трети потенциала энергосбережения (220-280 млн. тонн угольного эквивалента) могут быть реализованы со стоимостью на 10-30% меньше, чем капиталовложение в сущ- щее производство энергии, что удовлетворяет современным требованиям. Выполнение мер энергоэффективности, начиная с весьма простых технологий до наиболее сложных, высокотехнических, может обеспечить работу людям различных профессий.

 

Наиболее важным и самым чистым источником энергии считается электричество. Российская энергетическая стратегия предусматривает увеличение объема производства электроэнергии до 40,8 ГВт к 2020 году. Министерство атомной энергии предложило увеличить мощность атомных электростанций до 15,8 ГВт, что составляет 40% от всего увеличения объема производства электричества. По оценкам Российского Министерства экономики, c 2001 по 2015 предложенная атомная программа обошлась бы по крайней мере в 13,2 миллиарда долларов. Причем сюда уже включены затраты на закрытие пяти приостановленных реакторов и модернизацию реакторов, находящихся в действии, удовлетворяющих современным требования безопасности, и затраты на строительство пяти новых реакторов, но не учтены затраты на прекращение эксплуатации 13 реакторов мощностью 6,76 ГВт.

 

Завершение строительства пяти приостановленных реакторов мощностью 5 ГВт и сооружение новых мощностью 5 ГВт каждый стоило бы приблизительно $8,5 миллиардов. Ежегодное производство электричества на этих 10-ти станциях будет равно в лучшем случае 70 ТВт/ч. Выполнение мер энергоэффективности в индустрии производства электричества сможет сохранить количество энергии, равное 220-260 ТВт/ч (27-32 млн. тонн угольного эквивалента), причем самые дешевые меры потребуют затрат на 400-480 миллионов долларов, а для внедрения самых дорогих мер понадобится $1,6-1,9 миллиардов.

 

Дешевле экономно расходовать энергию, чем строить новые электростанции. Энергоэффективность - лучший выбор, если затраты на меры энергоэффективности и затраты на постройку новых электростанций вообще сопоставимы. Энергоэффективность - лучший выбор, так как меры энергоэффективности дешевле, чем сооружение новых электростанций; кроме того, меры энергоэффективности являются безопасными для окружающей среды, в то время как любая другая технология производства энергии оказывает отрицательное воздействие на среду, в большей или меньшей степени.

 

Хорошие результаты могут быть достигнуты внедрением учета расхода энергии и применением некоторых простых, довольно недорогих мер, без использования сложных технологий. Таких, как, например, замена ламп накаливания эффективными компактными лампами дневного света, применение в зданиях изоляционных материалов, позволяющих уменьшить теплопотери, использование тепловых насосов и когенерирующих турбин в промышленности и т.д. - все эти технологии существуют в России.

 

Стратегия энергосбережения и энергоэффективности также окажет позитивное воздействие на образ жизни населения России: это проявится в более комфортабельных условиях жизни, улучшит местную воздушную среду и уменьшит расходы на восстановление здоровья. В России люди с высокими доходами начинают ремонт квартир и дач с улучшения теплоизоляции здания, устанавливают новые окна и лампы освещения с более эффективными колбами, несмотря на тот факт, что цены на энергию для этой категории населения не так уж и важны.

 

После конференции UNCED в Рио-де-Жанейро в 1992 Российская Федерация взяла обязательства по уменьшению последствий изменения климата. Россия подписала и в 1994 ратифицировала Рамочную конвенцию по изменению климата, а в 1997 Россия подписала Киотский протокол. Энергоэффективность - это выигрышная стратегия для решения проблемы изменения климата. Выбросы CO2 в России уже уменьшились на 162 млн. т. углерода по сравнению с уровнем 1990 года. По оценке Центра энергоэффективности, при эффективном использованием энергии эмиссия CO2 к 2010 году может быть даже ниже уровня 1990 года, а валовой национальный продукт может быть на 90% выше, чем в 1990 году (И. Башмаков, Усиление Российской экономики посредством политики изменения климата. Документ представлен на конференции UNEP/IPCC в Москве, 14 октября 199 .

 

В 1995 российскими городами было выброшено в атмосферу более чем 21 миллион тонн загрязняющих веществ. Все это вызвало отрицательное воздействие на здоровье населения, увеличило расходы на медицинские услуги и затраты на меры по защите окружающей среды и сделало города менее привлекательными для инвесторов. Модернизация котельных, электростанций и плавильных печей, усовершенствование работы транспортного сектора и сокращение автомобильных выбросов могло бы быть решением проблемы.

 

Из-за тех огромных возможностей, которыми обладают энергоэффективность и энергосбережение, они находились в зоне внимания правительства в течение последних нескольких лет. Федеральная программа Энергосбережение в России. 1998-2005 была одобрена правительством в начале 1998 г. Чтобы заставить эту программу работать, следует не только увеличить цену на энергетические ресурсы, как предлагают производители энергии и топлива, но и разработать различные экономические и финансовые механизмы. Высокие цены на энергию вызовут неоплату счетов за электричество. Механизмы, которые надо разработать, чтобы достичь целей Программы энергосбережения, должны включать: Установку контрольно-измерительного оборудования, использующего лизинговые схемы с задержкой платежей.
Выпуск ценных бумаг.
Формирование региональных фондов энергосбережения, базирующихся на основе увеличенной инвестиционной части тарифов на энергию.
Стимулирование покупки контрольно-измерительных приборов путем привилегированных налогов.
Стимулирование установки измерительного оборудования с помощью дифференцированных тарифов для потребителей.

 

Другая финансовая принцип. возможность осуществлять проекты энергоэффективности в России - совместное осуществление обязательств и торговля эмиссиями, которые являются гибкими механизмами реализации Киотского протокола в целях уменьшения последствий изменения климата. Развитие и практическое выполнение этих механизмов находятся в центре внимания международных переговоров по изменению климата. Необходимо разработать методологию совместного сокращения выбросов углерода, в которой учитывались бы реальные результаты проектов. Прежде чем начнутся проекты по совместному осуществлению, необходимо провести инвентаризацию выбросов парниковых газов и уточнить процедуры верификации. В России эта работа в настоящее время находится на стадии разработки. Прибыль от торговли эмиссиями и совместного осуществления обязательств могла бы быть использована для создания специального фонда, поддерживающего проекты по энергоэффективности, ведущие к уменьшению выбросов.

 

Наряду с энергоэффективностью следует развивать возобновляемые источники энергии, потенциал которых в России довольно велик. В некоторых отдаленных областях возобновляемые источники могут заменять до 30% привозного топлива. В настоящее время объем энергии, произведенной возобновляемыми источниками, составляет только 0,3%. В будущем, ресурс возобновляемых источников должен быть увеличен до 1%, или до 20 миллионов тонн угольного эквивалента (для сравнения, в Европейском Союзе планируется довести долю возобновляемых источников до 12% к 2010 году).

 

В начале XXI столетия Россия не должна повторять те же самые ошибки, которые западные индустриальные страны прошли прежде, чем пришли к пониманию, что ресурсы планеты ограничены. Россия должна использовать исторический момент перехода, чтобы вывести свою экономику на новый уровень роста и благосостояния, основанного на парадигме окружающей среды.

 

Источник: http://www.ecoline.ru

 



Здоровый воздух в доме. Эффективность потребления энергии не означает сбережения энергоресурсов. Актуальные темы и комментарии. Оптимальные тарифы на тепловую энергию.

На главную  Энергоэффективность 





0.0032
 
Яндекс.Метрика