Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Государственная политика Украины в области энергосбережения

стимулирование производителей и потребителей энергии на выполнение энергосберегающих мероприятий;

 

создание общегосударственного внебюджетного фонда энергосбережения, который согласно Постановлению Кабинета Министров Украины Об общегосударственном внебюджетном фонде энергосбережения формируется из платежей за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, за счет отчислений средств из фонда развития топливно-энергетического комплекса, добровольных взносов украинских и зарубежных юр. лиц, граждан и лиц без гражданства зарубежных стран, других поступлений, не запрещенных законодательством Украины;

 

финансирование и материально-техническую поддержку мероприятий, обеспечивающих рациональное использование и экономию топливно- энергетических ресурсов, для чего Постановлением Кабинета Министров Украины от 07.02.96 г. предусмотрено создание на региональном уровне местных фондов энергосбережения, источники формирования которых будут определяться с учетом условий и структуры потребления топливно-энергетических ресурсов, состояния экономики региона;

 

стимулирование потребителей к энергосбережению посредством системы ценообразования, льгот, дотаций, штрафных санкций.

 

Законодательство об энергосбережении реализуется через систему государственного управления, цель которого состоит в создании правовых и экономических условий деятельности потребителей энергии и органов управления энергосбережением, т.е. в законодательном регулировании взаимоотношений поставщиков и потребителей энергии, соблюдении их прав и взаимной ответственности. Указом Президента Украины от 26.07.95 г. № 666 создан Государственный комитет Украины по энергосбережению. Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.01.96 г. № 20 Об управлении сферой энергосбережения предусмотрено создание в министерствах и ведомствах, при областных госадминистрациях и Правительстве Автономной Республики Крым, предприятиях и организациях, занимающихся м, хранением, переработкой, преобразованием, транспортировкой, обменом и использованием топливно-энергетических ресурсов, подразделений по энергосбережению. Кроме того, организуется Государственная инспекция по энергосбережению. Госкомитет по энергосбережению, совместно с другими министерствами и ведомствами, разрабатывает и вводит в действие нормативные акты и стандарты в сфере энергопотребления, вносит предложения по ценовой и налоговой политике в интересах энергосбережения, способствует созданию новых производств энергосберегающего оборудования общего назначения, совместно с Министерством статистики вводит отчетность в области энергопотребления и энергосбережения. Деятельность общегосударственного органа управления энергосбережением должна быть направлена на:

 

разработку механизмов управления энергосбережением и их совершенствование, нормативно-правовой документации;

 

организацию мероприятий по наполнению общегосударственного фонда энергосбережения, распределение и контроль за расходованием средств из этого фонда, координацию работ и использование средств региональных фондов энергосбережения;

 

организацию международного сотрудничества в области энергосбережения;

 

пропаганду энергосбережения в средствах массовой информации.
Региональные структуры управления энергосбережением обязаны:

 

осуществлять работу по энергосбережению с конкретными предприятиями;

 

давать рекомендации и финансировать поддержку из местных фондов энергосбережения производство энергосберегающего оборудования для местного использования;

 

разрабатывать и вносить предложения местным органам государственного управления в сфере налогов, тарифов, относящихся к их компетенции.

 

Неподготовленность промышленности к выпуску энергосберегающего оборудования, контрольно-измерительных приборов, других технических средств, необходимых для обеспечения рационального и экономного расходования топливно-энергетических ресурсов, является серьезной причиной, сдерживающей повышение энергетической эфф. экономики Украины. В условиях формирующихся рыночных отношений основными механизмами реализации политики энергосбережения становятся:

 

нормативно-правовая регламентация деятельности в области рационального использования топливно-энергетических ресурсов на всех объектах производственной сферы, сельского хозяйства, бытового потребления и др.;

 

государственная поддержка разработок новых энергосберегающих технологий и оборудования;

 

проведение ценовой, кредитной и налоговой политики, стимулирующей энергосбережение;

 

сертификация и стандартизация энергонасыщенного оборудования и технологий, организация средств учета и контроля за расходованием энергоносителей;

 

стимулирование проведения проверок энергоемких производств (энергоаудитов), анализ наиболее перспективных направлений энергосбережения;

 

формирование общегосударственного и региональных (по областям, районам) фондов энергосбережения для содействия потребителям, использующим новую технику, организации производства нового энергоэффективного оборудования;

 

информационная работа с потребителями энергоресурсов, создание банков данных о новых энергосберегающих технологиях и оборудовании, формирование и дальнейшее повышение энергосберегающей культуры населения;

 

привлечение иностранных инвестиций и коммерческого капитала для реализации энергосберегающих проектов.

 

В результате рассмотрения вопросов обеспечения экономики Украины топливно- энергетическими ресурсами на Верховном Совете Украины, совещаниях у Президента Украины и в Правительстве признано необходимым реализовать ряд антикризисных мер в экономике, топливно-энергетическом комплексе, из которых необходимо отметить некоторые главные направления:

 

создание механизма обязательного расчета за использованные энергоресурсы, реструктуризация задолженности за газ природный, электрическую и тепловую энергию, уголь;

 

совершенствование системы цен на энергоносители, электрическую и тепловую энергию;

 

создание нормативно-правовой базы для эффективного действия Закона Украины Об энергосбережении;

 

создание развитой структуры общегосударственного и регионального (по областям, районам) управления энергопотреблением (стандартизация, надзор, информационная работа, оказание помощи потребителям в совершенствовании энергетического оборудования, технологической базы);

 

формирование общегосударственного и региональных внебюджетных фондов энергосбережения для стимулирования и финансовой поддержки в реализации важнейших энергосберегающих мероприятий;

 

подготовка специалистов в сфере энергосбережения, повышение энергосберегающей культуры потребителей, населения, широкая и активная пропаганда энергосберегающей техники и технологий.

 

Важнейшее место в реализации государственной политики энергосбережения принадлежит экономическому механизму, который должен предусматривать:

 

исключение из практики переложения значительной части стоимости энергоресурсов, расходуемых бытовыми потребителями и аграрным сектором, на промышленные предприятия, что препятствует экономному расходованию энергии, снижает конкурентоспособность производимой продукции, способствует росту цен на товары промышленного производства;

 

соответствие тарифов на энергию фактическим затратам на ее производство, передачу и распределение;

 

установление абонентного тарифа для оплаты тепловой энергии в коммунальном бытовом секторе, при котором потребитель будет оплачивать услуги по обеспечению стандартного теплового режима помещений, горячего и холодного водоснабжения;

 

введение штрафных санкций за недоотпуск энергии, размер которых соответствовал бы экономическому ущербу, понесенному предприятиями;

 

защиту финансовых интересов производителей энергии от неуплаты за отпущенную электроэнергию с правом отключения потребителя при неуплате в срок за израсходованную энергию;

 

создание фондов энергосбережения для финансовой поддержки энергосберегающих проектов на общегосударственном и региональном уровнях;

 

стимулирование производства энергосберегающего оборудования путем предоставления кредитов, дотаций, льготного налогообложения на начальный период производства для обеспечения более быстрого наращивания темпов его производства;

 

проведение аудитов энергоемкого производства, введение стандартизации и системы нормирования при использовании энергоресурсов во всех сферах деятельности;

 

привлечение зарубежных инвестиций в энергосбережение.

 

Общегосударственный фонд энергосбережения может выполнять функции страхования средств зарубежных инвесторов, что устранит главное препятствие для их привлечения в экономику Украины.

 

Экономическое стимулирование энергосбережения предполагает предоставление налоговых льгот, кредитов и дотаций. Налоговые льготы в области энергосбережения включают в себя:

 

льготы на добавленную стоимость для производителей и потребителей в виде снижения налога на добавленную стоимость по отношению к установленным ставкам на продукцию с характеристиками энергетической эффективности, превышающими уровни, регламентированные в стандартах;

 

исключение налогообложения на добавленную стоимость для энергосберегающей продукции, произведенной по заказам и за счет средств общегосударственного и регионального фондов энергосбережения;

 

льготы энергосберегающим организациям: освобождаются от налога на прибыль, получаемую поставщиками энергоресурсов на инвестирование энергосберегающих проектов у собственных потребителей; при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию в их структуру включаются затраты на энергосбережение энергоснабжающих организаций и потребителей электроэнергию и теплоэнергию (производители электроэнергии и тепла, не входящие в территориальные организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих предприятий по договорной цене);

 

льготы по таможенным пошлинам: от пошлины освобождаются импортируемые энергоэффективное оборудование, приборы, технические средства, использующиеся для реализации общегосударственной и региональных энергосберегающих программ.

 

Кредит является базовой формой оказания финансовой помощи при проведении энергосберегающих мероприятий. При этом компенсируется часть затрат, достаточная, чтобы потребители энергии покрыли остальные затраты из своих средств, что даст принцип. возможность привлечь значительные инвестиции в энергосбережение, во много раз превышающие финансирование из фонда энергосбережения. Срок предоставления кредита определяется нормативным инвестиционным периодом, а плата за кредит зависит от его срочности и ожидаемого эффекта.
Дотации включают:

 

долевое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ отраслевого назначения;

 

дотации предприятиям и организациям на освоение производства новых видов энергосберегающей техники;

 

дотации на производство опытных партий энергетически эффективного оборудования, использующего местные виды топлива, бытовые отходы, вторичные энергоресурсы, нетрадиционные возобновляемые источники энергии;

 

дотации заказчику на повышение энергетической эфф. зданий, сооружений, инженерных систем до нормативного уровня и выше;

 

оснащение производства необходимыми системами учета и контроля расхода энергоресурсов;

 

проведение энергетических экспертиз.

 

Экономические санкции должны применяться: к предприятиям-потребителям энергоресурсов за нерациональное энергопотребление в виде штрафов в размере, превышающем тарифы и цены за перерасходованные топливо и энергию; к предприятиям-изготовителям оборудования и материалов - за выпуск машиностроительной продукции, конструкций и материалов с большим энергопотреблением, чем предусмотрено нормативами и стандартами. Налог на прибыль необходимо увеличить сверх действующей ставки на весь объем продукции, выпускаемой с отступлением от установленных стандартов. К предприятиям, организациям, не имеющим приборного учета потребляемых энергоресурсов, следует применять более жесткие санкции. Средства, полученные в результате применения экономических санкций, должны перечисляться в соответствующие фонды энергосбережения.

 

В достижении целей энергосбережения исключительное значение имеет организация массового производства и оснащение всех категорий энергопотребителей дешевыми, качественными и надежными техническими средствами учета и контроля учета, регулирования энергопотребления. Организация надлежащего учета и регулирования энергопотребления - непременное условие достижения экономичности топливно-энергетических ресурсов в самые короткие сроки и в значительных объемах. Возможные меры стимулирования производителей энергосберегающего оборудования, помимо рассмотренных выше, состоят в выдаче государственных заказов в случае обоснованных опасений по поводу трудностей сбыта продукции с приемлемой для предприятия прибылью. Форма стимулирования определяется типом оборудования, ожидаемой эффективностью, состоянием производства и спроса на конкретный тип оборудования, прогнозируемой ценой на него и др.

 

Механизм применения льгот за разработку, производство, ввод в эксплуатацию энергосберегающего оборудования, наложения санкций за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов базируется на показателях и нормативах, установленных в стандартах и других нормативно-технических и директивных документах. Стандарты и нормативные документы энергетической эфф. предусматривают комплекс норм, правил, положений, требований, систему сертификации (определение соответствия энергетических показателей приборов, оборудования и объектов регламентирующим требованиям, установленным в стандартах и нормативных документах), обязательных при проектировании, изготовлении, строительстве, реконструкции, расширении, техническом перевооружении технологических циклов и оборудования. Система сертификации устанавливает правила испытаний, необходимых для проведения оценки соответствия нормативам показателей энергопотребляющих приборов, оборудования и технологических циклов, результатом которых является выдача энергетического сертификата, его регистрация и последующее его сопровождение.

 

Должен быть предусмотрен строгий государственный надзор за соблюдением стандартов. Важным стимулом для внедрения потребителями топливно-энергетических ресурсов энергосберегающих оборудования и технологий является возрастающая жесткость требований к нормативам энергопотребления, их своевременный пересмотр. Такой подход - основа политики энергосбережения в экономически развитых странах мира.

 

Кроме того, для претворения в жизнь некоторых положений Закона Украины Об энергосбережении необходимо создать специализированные независимые аудиторские компании. Аудиторская деятельность этих компаний заключается в оказании организационной и консультативной помощи предприятиям в выполнении законодательных и нормативных документов в области финансово- хозяйственной деятельности и налогообложения, защите имущественных интересов, контроле со стороны государства за проведением и эффективностью мер по экономичности и снижению потерь топливно-энергетических ресурсов.
Основные направления работы таких компаний:

 

расчет минимизированных размеров взимаемых налогов;

 

консультации в области права и налогообложения;

 

постановка и восстановление бухгалтерского учета;

 

подготовка аудиторских заключений;

 

консолидация отчетности и ее трансформация стандартами, действующими на Украине, на международные;

 

оценка ценных бумаг, активов и пассивов баланса;

 

обуч. и переподготовка персонала;

 

оценка имущества предприятий;

 

оказание помощи при реорганизации и ликвидации предприятий всех форм собственности.

 

Различают внутренний и внешний аудиты, объединенные общей целью, - обеспечение интересов акционеров. Внутренний аудит осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выработку рекомендаций для устранения нарушений в этой деятельности, фиксируемых в виде актов. Внешний аудит осуществляет:

 

контроль за деятельностью субъекта на протяжении одного года и более с целью предупреждения нарушений;

 

постоянный интенсивный поиск оптимальных управленческих решений;

 

составление подробного заключения;

 

выработку рекомендаций по повышению эфф. деятельности субъекта, основанных на экспертной диагностике финансово-хозяйственной деятельности, ее прогнозирование.

 

Деятельность аудиторских компаний строится на объективной вневедомственной проверке бухгалтерских отчетов, других документов с целью установления их достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательным и иным нормативным актам. Необходимость и периодичность проведения энергоаудитов должныбыть закреплены в законодательстве и нормативных актах. Правительства развитых стран активно поддерживают проведение энергоаудитов, стремятся к расширению их масштабов.

 

Проблемы энергосбережения находятся в центре внимания мировой общественности. Ведущие правительственные и общественные международные организации ставят на первое место проблемы повышения энергетической эфф. экономики, снижения непроизводительных потерь топлива и энергии, охраны окружающей среды от загрязнений при использовании и производстве топлива и энергии. В числе их Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Мировой Энергетический Совет (МИРЭС), Международное Энергетическое Агентство (МЭА) и др. (ЕЭК), объединяющая страны Европы и Северной Америки, реализует крупную программу Энергетическая эффективность - 200 Цель программы - содействие странам с переходной экономикой. В ее рамках реализуется, в частности, ряд работ по созданию демонстрационных зон высокой энергетической эффективности. Закон Украины Об энергосбережении предусматривает широкое участие Украины в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения на государственном и общественном уровнях.

 

Важным видом деятельности органов государственного управления, позволяющим улучшить организацию работы по освоению энергосберегающих технологий в отраслях народного хозяйства, является целенаправленная работа по информационно-рекламному обеспечению и пропаганде в средствах массовой информации комплекса проблем энергосбережения. Издание тематических обзоров по экономичности топлива, тепла, электроэнергии, создание справочной информационной системы по энергосбережению на основе автоматических банков данных, выпуск информационных материалов с разъяснениями и рекомендациями по вопросам экономичности энергии в быту, организация выст * , практических семинаров, симпозиумов, наглядная пропаганда достижений с привлечением средств массовой информации (газет, радио и телевидения) должныбыть реализованы на общегосударственном и региональном уровнях.

 

Для действенного распространения прогрессивного отечественного и зарубежного опыта в области энергосбережения большое значение имеет подготовка высококвалифицированных кадров, знакомых с передовыми мировыми достижениями, законодательными, организационными и экономическими механизмами стимулирования реализации политики рационального использования и экономного расходования топлива и энергии. Это обучение, стажировка (в том числе за рубежом), повышение квалификации, переподготовка руководящих кадров и специалистов в сфере энергосбережения. Закон Украины Об энергосбережении обязывает учебные заведения включать в программы специальные курсы по вопросам энергосбережения. С этой целью следует разработать учебные программы и учебные пособия, организовать подготовку и переподготовку кадров преподавательского состава. Для овладения минимумом знаний, необходимых для формирования навыков эффективного использования топливно-энергетических ресурсов во всех учебных заведениях (средних, профессионально-технических, высших всех уровней аккредитации), независимо от их профиля, надо ввести обязательное преподавание основ эффективного использования энергии (энергосбережения).

 

Важным фактором, способствующим реализации государственной энергосберегающей политики, является правительственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в сфере энергосбережения. В развитых капиталистических странах финансовая поддержка (НИОКР) проводится за счет средств государственного бюджета, исходя из приоритетности направления, и с привлечением средств частного сектора. Расходы США на (НИОКР) в сфере энергосбережения за 1991 год составили более 3,2 млрд. долл., из которых правительственные расходы - 217,54 млн. долл. Удельная часть расходов на (НИОКР) в сфере энергосбережения (%) от общих расходов на (НИОКР) в сфере энергетики) наибольшая в Швеции, - в 1991 г. составила 37,86%. В Японии (НИОКР) в сфере энергосбережения практически полностью финансируется частным сектором. Поддержка научных исследований в области энергосбережения является весомым элементом государственной политики Украины, закрепленным в законодательном порядке. Это относится к работам, связанным с развитием и использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии, вторичных энергоресурсов, циклов замещения дефицитных видов топлива, по определению приоритетных направлений экологически чистой энергетики, созданию новых источников энергии.

 

Использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии позволяет экономить обычные виды энергии, положительно отражается на окружающей среде. Общепризнанными являются следующие 6 типов: биомасса, ветер, солнце, геотермальная среда, океан, малые гидроэлектростанции. По данным XV Конгресса Мирового энергетического совета, преобладающим и самым крупным видом среди возобновляемых источников энергии в мире является биомасса, особенно распространенный в развивающихся странах. Существенные источники прироста нетрадиционной энергетики также ветер и солнце. Проблемы нетрадиционных возобновляемых источников энергии во всех научно-технических аспектах являются предметом исследований и конструкторских разработок ряда научно-исследовательских и проектно- конструкторских институтов и организаций Национальной Академии наук Украины, отраслевых министерств и ведомств.

 

Проблемы энергосбережения на Украине решаются в условиях тяжелого кризиса экономики, становления рыночных отношений, когда Украина стала крупнейшим импортером топливно-энергетических ресурсов в связи с ограниченными собственными возможностями. Их успех требует выработки законодательными и исполнительными органами государственного управления экономической, энергетической стратегии и тактики развития отраслей топливно- энергетического комплекса с учетом особенностей общей экономической ситуации. Необходимо решение задач энергетической безопасности государства, как важнейшей составляющей национальной безопасности. Необходимы глубокое изуч. и оценка кризисных явлений в топливно- энергетическом комплексе, прогнозирование политических, экономических, социальных и технических последствий всех возможных вариантов их исхода. Украина обладает интеллектуальными, техническими и другими ресурсами для успешного решения этих проблем.

 

Источник: http://proeco.visti.net

 



Енергоефективність і бізнес. Метан как сырье. Україна, Київ. На пути к энергоэффективности.

На главную  Энергоэффективность 





0.0075
 
Яндекс.Метрика