Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Эффективность использования энергии и энергосбережение

Рассматриваемые сценарии социально-экономического развития (раздел 1. обеспечивают приведенный в табл. 2.1 относительный и абсолютный вклад структурной перестройки экономики в снижение требований к расходу энергетических ресурсов: при благоприятном развитии экономики он скомпенсирует свыше половины необходимого прироста энергопотребления (265 млн. т у.т. к 2010 г. и 760 млн. т у.т. к 2020 г.), а при умеренном экономическом росте существенно меньше - соответственно 100 и 325 млн. т у.т.

 

Наряду со структурным фактором Энергетическая стратегия предусматривает интенсивную реализацию организационных и технологических мер экономичности топлива и энергии, т.е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Для этого Россия располагает большим потенциалом организационного и технологического энергосбереже-ния. Его экспертная оценка с учетом состояния производственной базы отраслей национальной экономики к началу 2000 г. дана в табл. 2.2.

 

Реализация освоенных в отечественной (нижние значения) и мировой (верхние значения) практике организационных и технологических мер по экономичности энергоресурсов способна уменьшить современный их расход в стране на 40-48 % или на 360-430 млн. т у.т. в год. Около трети этого потенциала экономичности имеют отрасли ТЭК, другая треть сосредоточена в остальных отраслях промышленности и в строительстве, свыше четверти - в коммунально-бытовом секторе, 6-7 % на транспорте и 3 % в сельском хозяйстве.

 

При реализации технологического потенциала энергосбережения различаются три категории энергосберегающих мероприятий: малозатратные мероприятия, которые сводятся к наведению порядка при использовании топлива и энергии: устранение потерь энергоносителей при транспорте и хранении, соблюдение энергоэкономичных технологических режимов, замена энергооборудования избыточной мощности, оснащение потребителей счётчиками энергоносителей и т.п.; капиталоемкие мероприятия, требующие значительных целевых инвестиций и осуществляемые только если эффект от энергосбережения в приемлемые сроки окупит затраты на их реализацию; сопутствующие мероприятия, выполняемые в цикле технического перевооружения отраслей народного хозяйства, когда энергосбережение является сопутствующим фактором; к ним относится также изменение структуры используемых материалов, технологий и конечных продуктов. Затраты на реализацию технологического потенциала энергосбережения кратно различаются для названных категорий энергосберегающих мероприятий.

 

Наиболее дорогие мероприятия стоимостью свыше 60 долл. за т у.т. составляют около 15 % потенциала энергосбережения. Реализация же оставшихся двух третей потенциала энергосбережения (220-280 млн. т у.т. в год), сопоставимых с расчётным объёмом структурной экономичности энергоресурсов к 2015 г. (см. табл. 2. , потребует значительных целевых инвестиций, лишь на 10-30 % уступающих капиталовложениям на соответствующие объёмы развития производственной базы ТЭК.

 

Энергетическая стратегия предусматривает создание хозяйственных и организационно-административных условий для скорейшей реализации экономически эффективной части организационно-технологического потенциала энергосбережения. Размеры этой части будут определяться проводимой в стране ценовой и налоговой политикой.

 

При существующей концепции максимальной поддержки товаропроизводителей и социально незащищённых слоёв населения путем искусственного сдерживания цен энергоносителей их потребители не имеют стимулов к энергосбережению и лишь под большим административным давлением станут реализовывать малозатратные организационные меры экономичности топлива и энергии, т.е. не более пятой части потенциала энергосбережения. Поэтому предпосылкой для интенсификации энергосбережения является как можно более быстрый выход внутренних цен энергоносителей на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование (включая предстоящие инвестиции) производителей топлива и энергии с последующим их приближением к равновесию с ценами мирового рынка.

 

При реализации такой ценовой политики можно будет ориентироваться на вероятные и максимальные объёмы энергосбережения.

 

Правильная ценовая политика служит абсолютно необходимым, но не достаточным условием интенсификации энергосбережения. Энергетическая стратегия предусматривает повышение действенности энергосберегающей политики, начатой принятием закона "Об энергосбережении" и федеральной целевой программы "Энергосбережение России", значит осуществление целостной системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии.

 

В рамках этой системы: активизируются административно-нормативные меры, включающие: пересмотр существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направлении ужесточения требований к энергосбережению; совершенствование правил учёта и контроля энергопотребления; установление стандартов энергопотребления и энергопотерь (в том числе - по удельному расходу топлива и энергии на единицу энергоёмкой продукции), и санкций за их нарушение, включая более высокую плату за неэффективно расходуемые энергоресурсы; обязательную сертификацию энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения на соответствие нормативам расхода энергии; проведение регулярного энергетического аудита предприятий, в первую очередь энергоёмких; предусматриваются дополнительные хозяйственные стимулы энергосбережения, превращающие его в эффективную сферу бизнеса: освобождение от налога на прибыль инвестиций, направляемых на осуществление организационных и целевых технологических мер по экономичности топлива и энергии; снижение ст * налога на добавленную стоимость на оборудование и материалы пропорционально повышению их энергетической эфф. относительно установленных нормативов; налоговая или другая финансовая поддержка нетрадиционных схем реализации энергосберегающих мероприятий: лизинг энергоэффективного оборудования, доступ сэкономленных энергоносителей к энергетическим сетям естественных монополий, включая экспортные, и др. активизация деятельности Федерального фонда энергосбережения; представление государственных гарантий и прямой финансовой поддержки энергосберегающих проектов; - введение действенной системы материального стимулирования персонала всех уровней за экономию топлива и энергии; ускоренная амортизация энергосберегающего оборудования; организуются широкая популяризация экономичности энергии среди населения, массовое обуч. персонала, доступные банки энергосберегающих мероприятий, технологий и оборудования, банки данных по нормативно-технической документации, конференции и семинары по обмену опытом, пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации и т.д. Важной мерой стимулирования энергосбережения станет торговля квотами на снижение выбросов тепличных газов, предусмотренная Киотским протоколом 1997 г. Как видно из табл.2.3, правильная ценовая политика и умелое использование всего комплекса названных мер позволят реализовать к 2010 г. до трети имеющегося потенциала энергосбережения и использовать его полностью в экономически эффективных пределах до 2020 г.

 

Источник: Институт энергетических исследований

 



Сырье в обмен на технологии. Мир без нефти. Термоэлектрические генераторы. Большой энергетический секрет России.

На главную  Энергоэффективность 





0.0025
 
Яндекс.Метрика