Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

4

«Водородная энергетика с самого зарождения представляла собой пример плодотворного международного сотрудничества. Проблемы энергетики по самой своей сути интернациональны, и поэтому неудивительно, что по ним, как и по многим другим энергетическим проблемам, сложилась международная система обмена информацией. Основой ее являются регулярные собираемые Международной ассоциацией по водородной энергетике раз в два года всемирные конференции». Так в 1984 году академик В. А. Легасов охарактеризовал переход от общих глобальных концепций водородной энергетики и водородной экономики к конкретным разработкам, в которых Россия практически участвует так же с первой половины ХХ века.

 

Переход на водородную энергетику означает крупномасштабное производство водорода, его хранение, распределение (в частности, транспортировку) и использование для выработки энергии с помощью топливных элементов. Водород находит применение и в других областях, таких как металлургия, органический синтез, химическая и пищевая промышленность, транспорт и т. д.

 

За рубежом на протяжении десятилетий в различных направлениях водородной энергетики усиленно работает около 1000 фирм, компаний, концернов, университетских лабораторий, государственных и научно-технических объединений. Фактически задача состоит в том, чтобы создать топливные элементы и использовать водород для получения электрической энергии. Во всяком случае именно топливным элементам Российская академия наук при поддержке ГМК «Норильский никель» уделяет основное внимание. К настоящему времени в большинстве развитых стран мира приняты национальные программы работ по водородной энергетике и топливным элементам, их финансируют правительства, частные компании.

 

Это научно-техническая сторона вопроса.

 

Но есть здесь и общественно-политическая сторона, и связана она прежде всего с энергетической безопасностью государств. США, Япония и многие другие развитые страны, остро озабоченные своей энергетической зависимостью от развивающихся стран, прикладывают все больше усилий для повышения своей энергетической безопасности. В последние годы они все больше внимания и средств уделяют исследованию проблем водородной энергетики. Принимаются энергетические программы, которые актуализируют эти проблемы, создают реальные общественно-политические основы будущих крупных затрат.

 

Россия находится в другом положении. Ограничения по энергодефицитности нам пока не грозят, но общеобщемировая тенденция указывает на то, что нашей стране следует проявлять максимальную бдительность и дипломатическую активность, чтобы в наибольшей мере воспользоваться открывающимися коммерческими преимуществами самой обеспеченной энергоресурсами страны.

 

Нет сомнений в том, что человечество, возникнув в биосфере, привносит в нее новое качество, создавая и развивая одну за другой искусственные сферы: машинную, научно-техническую, информационную, институциональную, и вот теперь завершает формирование энергетической. Именно наполняется все большим м и механизмами функционирования провозглашенная В. И. Вернадским ноосфера — сфера разума, которая, не будучи так же в полной мере развитой, м. тем уже помогает людям в борьбе за выживание, создавая предпосылки устойчивого развития.

 

Здесь важно учитывать, что на современном, переходном к водородной энергетике этапе российская наука имеет достаточно высокий потенциал в технико-технологических вопросах, но внимание этим проблемам с позиции общественных наук явно недостаточное. Полезно, используя уч. В. И. Вернадского о ноосфере, продолжить разработки проблем перехода России к водородной энергетике, а затем и к водородной экономике в союзе технических и общественных наук для более детальной проработки открывающихся возможностей, обеспечивающих экономические преимущества нашей страны.

 

Сейчас самое время подумать о месте в мировом водородном хозяйстве, которое может и должна занять Россия. По-видимому, надо говорить о поэтапной последовательности интеграции нашей страны в мировую водородную экономику. На первом этапе активного развития водородной энергетики могут быть применены российские запасы углеводородов, которые в результате каталитических методов, с использованием платиноидов произведут водород в значительных объемах. На втором этапе просматривается принцип. возможность электролиза воды с помощью ядерной энергии на атомных реакторах в ночные часы.

 

энергосфера России выступает принципиально новой платформой ускоренного развития нашей страны по причинам ее рыночной востребованности, высокого уровня инновационности при создании нарастающих научных разработок по водородной тематике, их практической реализации в технологиях уже освоенных (топливо для моторов, интенсификация технологических циклов и др.) и принципиально новых — атомно-водородные двигатели для длительных маршрутов в космосе и т. д., и реальной возможности нашей страны стать государством-донором, обеспечивающим полностью или частично своих соседей не дешевыми энергоресурсами, а дорогими услугами по обеспечению их энергобезопасности.

 

Переход к водородной энергетике становится центральным звеном долгосрочной энергетической стратегии российского государства, главным направлением инновационного пространства.

 

Региональная энергетическая политика при переходе к водородной энергетике

 

Уникальные запасы углеводородного сырья — это весьма серьезное экономическое преимущество нашей страны, которое необходимо должным образом учитывать при переходе к водородной энергетике, причем не только на общегосударственном, но и на региональном уровне. В этом отношении государственная региональная политика должна строиться с учетом принципиальных различий условий энергообеспечения и структуры топливно-энергетических балансов таких макрорегионов страны, как северные, южные и центральные районы Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера.

 

Правильный учет этих различий — обязательное условие обеспечения их энергетической безопасности. Особого внимания заслуживает наш Арктический суперрегион — главная кладовая углеводородного сырья на Земле. С учетом экологической ранимости северных регионов водородная энергетика должна начинать работать здесь в первую очередь.

 

Опыт СССР в развитии Западной Сибири, в создании и развитии Норильского промышленного района, американский опыт развития Аляски — все это полезно не только переосмыслить, но и создать на его основе адекватные управленческие структуры, которые станут современным локомотивом устойчивого развития России на базе перехода к водородной экономике.

 

При этом надо признать и то, что в целом территориальный фактор негативно сказывается на конкурентоспособности российской экономики из-за необходимости значительных транспортных расходов, так как большая часть России — территория с весьма низкой плотностью населения. Это резко увеличивает затраты на создание транспортной инфраструктуры, систем телекоммуникаций и энергообеспечения, с чем крайне не желательно не считаться, рассматривая перспективы перехода к водородной энергетике.

 

Целями государственной региональной энергетической политики на федеральном уровне являются углубление межрегиональной интеграции и создание единого экономического пространства в энергетической сфере. Это осуществляется путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры, оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. Районам России с высокой стоимостью энергоресурсов и их низкой обеспеченностью отдается приоритет в развитии энергетики (Дальний Восток, Забайкалье, Северный Кавказ,

 

Калининградская область). Все это необходимо учитывать при разработке национальной концепции перехода к водородной энергетике.

 

В современных условиях необходима диверсификация системы снабжения энергетическими ресурсами регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для каждого из этих регионов должны разрабатываться индивидуальные программы повышения их обеспеченности энергетическими ресурсами, что практически уже реализуется в целом ряде регионов, но пока что так же без учета назревшей необходимости перехода к водородной энергетике.

 

Необходимо приведение регионального законодательства в соответствии с федеральным и осуществление региональными органами управления энергетическим хозяйством следующих функций, связанных с переходом к водородной энергетике:

 

• разработка, реализация и мониторинг региональных энергетических программ (в том числе программ топливо и энергообеспечения и энергосбережения регионов, совместимых с программами водородной энергетики);

 

• проведение активной энергосберегающей политики, создание и управление региональными фондами энергосбережения;

 

• организация и регулирование теплоснабжения, модернизации и рационализации теплового хозяйства и теплоснабжения потребителей коммунальной энергетики;

 

• оказание поддержки независимым производителям топлива и энергии, использующим энергоресурсы местного значения, обеспечивающим доработку истощенных месторождений, создающим новые генерирующие мощности в энергетике и осваивающим возобновляемые (альтернативные) источники энергии.

 

Существенное значение для реализации региональной энергетической политики в условиях перехода к водородной экономике приобретает координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках федеральных округов, включая уточнение прогнозов территориальной динамики производства и потребления энергоресурсов, согласование заданий и мероприятий региональных энергетических и федеральных целевых программ и национальной водородной программы.

 

Одной из важнейших задач государственной энергетической политики при переходе к водородной экономике является гарантированное обеспечение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам.

 

Система государственного регулирования ресурсо-энерго-эффективности в условиях перехода к водородной энергетике должна учитывать временной фактор пропорционального развития, выделяя его тактические и стратегические задачи, учитывая необходимость и принцип. возможность сочетания экономических интересов государства, отраслей и предприятий. В совокупности такой комплекс мер и условий экономического регулирования, направленный на достижение стратегических целей, образует структурную политику развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса в период перехода к водородной экономике.

 

Институциональный подход при переходе к водородной энергетике

 

Одним из важнейших условий успешного продвижения к водородной энергетике в России является институциональный подход к решению этой стратегической задачи.

 

В плане развития водородной энергетики особенно важно то, что институциональная экономика, все явления рассматривает совместно с политикой и социальными явлениями. Институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия м. институтами и организациями (институты определяют «правила игры», организации — «игроки»).

 

Рыночная идеология и ее пропаганда в нашей стране, резко изменившие принципы экономической жизнедеятельности, не проводятся целенаправленно, государство не принимает достаточных мер по формированию эталонов современной институциональной экономики и за это расплачивается низкими рейтингами доверия власти, малой активностью населения в предпринимательстве, широким распространением нелегитимной жизнедеятельности. Все это требуется учитывать и в цикле перехода к водородной энергетике.

 

Институты — продукт исторического развития. При оценке их роли в цикле революции в энергетике необходимо обращать внимание на то, что их изменение должно учитывать не только новые явления в экономической жизни общества, принцип. возможность обеспечения ими преодоления негативных последствий разного рода перемен, прежде всего революционного характера, но и необходимость сохранения всего ценного из наследия прошлого.

 

Эти неформальные нормы меняются медленно, постепенно, но создают легитимную основу для действия новых принимаемых законов, правил поведения людей. Следовательно, формирование институциональной среды в каждый данный период времени должно учитывать траекторию предшествующего развития, что представляет собой решающее условие к пониманию долгосрочных экономических изменений, в данном случае предусмотренных водородной экономикой.

 

Использование водородной энергетики в современных условиях требует целого комплекса мер по оказанию услуг потребителям. Прежде всего убедительной, творческой и успешной рекламы, умения обеспечить поддержку со стороны влиятельных организаций и личностей, а этому специалисты российских компаний пока так же только учатся.

 

Несовершенство хозяйственного законодательства и непрозрачность отношений собственности, тяжесть налогового бремени и недостаточная защищенность предприятия от различного рода угроз обычно вызывают справедливое возмущение. Что ждет водородную энергетику в России с этой стороны? Трудно ответить на данный вопрос на данный момент, зная, что институциональные рамки определяются экономической эффективностью, где важную роль играют интересы взаимодействующих субъектов рынка и в первую очередь тех, кто причастен к установлению формальных правил, значит государственных чиновников.

 

Исключение государства, равно как и изображение его в качестве «рядового» рыночного агента, серьезно препятствуют выработке новой концепции трансформирующихся рынков, а в данном случае в России существенно сокращают нормативно-правовую базу водородной энергетики

 

Международное сотрудничество в реализации стратегии перехода к водородной энергетике

 

Международное сотрудничество в энергетике, о котором так уважительно писал В. А. Легасов в 80-е годы прошлого века, и на данный момент дает образец системного регулирования переходом к водородной энергетике в России, при котором государственное регулирование, в том числе и на уровне регионов, осуществляется в сочетании с общественным и корпоративным регулированием. В сущности, это и есть институциональный подход в действии, в котором каждый из его субъектов играет свою собственную роль в соответствии с общепринятыми правилами.

 

В настоящее время правительства развитых стран активно поддерживают своей политикой, в том числе законодательной в области экологии, и бюджетным финансированием развитие водородной энергетики. Так, в США правительство выделило 1,7 млрд долларов на коммерциализацию транспортных средств на водородных топливных элементах и так же 1,2 млрд долларов на производство водорода из угля без эмиссии СО Правительство Японии заявило о том, что к 2010 году выведет на дороги страны 10 тыс., а к 2020 году — 50 тыс. водородных автомобилей, обеспечив их соответствующими заправками. Не остаются в стороне и Австралия с Канадой.

 

К сожалению, наша страна на государственном уровне не имеет на данный момент такой возможности. Правительство России пока не выделяет достаточных финансовых ресурсов для проведения упомянутых работ. но в стране так же не забыт опыт успешной реализации плана ГОЭЛРО в труднейших экономических условиях. Появились и такие новые эффективные производственные комплексы глобального масштаба, как ГМК «Норильский никель», «Лукойл», «Газпром» и другие, которые уже сейчас берутся за разработку водородной экономики в общенациональном масштабе. И что не менее важно, есть научные, образовательные и общественные учреждения и организации, которые самым активным образом продвигают в жизнь водородную энергетику и водородную экономику, значит налицо полный набор необходимых институциональных инструментов, уже действующих в нашей стране и полностью готовых действовать дальше.

 

В 70-е годы Комиссия АН СССР по водородной энергетике и Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова возглавили общесоюзное водородное движение. Началось издание сборника «Атомно-водородная энергетика и технология», до начала 90-х годов стали проводиться всесоюзные семинары по атомно-водородной энергетике.

 

В середине 90-х годов в Украине Донецкий национальный технический университет, где этими проблемами занимались с 1977 года, организовал международные конференции по водородной обработке материалов. В 2001 году университет совместно с МАВЭ, Международной инженерной академией (Россия), Инженерной академией Украины и Донецким инженерно-физическим центром инициировал создание Объединенного научного и координационного совета по перспективам перехода к водородной экономике — ОНК совета.

 

К настоящему времени в состав ОНК совета вошли десятки организаций, предприятий и вузов стран СНГ. Его основная деятельность ориентирована прежде всего на страны СНГ, причем на их особо нагруженные промышленно и экологически мегаполисы, такие как Донбасс в Украине, Московский, Уральский и Кузбасский регионы в России и т. д.

 

Надо отметить, что именно такой подход проверен международной практикой — в Калифорнии (США), Руре (Германия), в районах Шанхая и Шеньяна (Китай) и др. Дело в том, что в целом переход на водородную экономику отдельных стран и регионов не может осуществляться одновременно и равномерно. В этих условиях наиболее нагруженные мегаполисы выполняют особую миссию: вхождение в их жизнь водородной экономики должно наглядно демонстрировать ее эффективность.

 

Касаясь выбора анклава для местного внедрения модели водородной экономики, отметим, что в России он затруднен по ряду причин, прежде всего географического, природного и административного характера. Тем не менее среди наиболее перспективных моделей специалисты называют Калининградскую область, Сахалин, Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и некоторые другие места. Привлекателен в качестве города анклава Саров. В нем градообразующим является Российский федеральный ядерный центр, сохранивший четкую организацию работ, и систему взаимодействия с законодательными, исполнительными органами и средствами массовой информации. Природные условия также сохранены практически в экологически чистом виде.

 

Вместе с тем ясно, что в одиночку государство с такими задачами не справится. Их решение требует объединения усилий государственного и частного секторов экономики, вовлечения бизнеса в стратегические направления экономического развития на стадии их становления. Этому и должна способствовать институциональная система, добиваясь соединения интересов федеральной и региональной, законодательной и исполнительной власти с привлечением крупного капитала.

 

В институциональном отношении весьма важно, что на данный момент в России уже действует Национальная ассоциация водородной энергетики (НАВЭ), которая призвана стимулировать и координировать общие усилия государства, бизнеса и науки по развитию водородной экономики, в том числе добиваться совершенствования законодательной базы, направленной на стимулирование инвестиций в эту отрасль.

 

В последнее время под эгидой и с участием НАВЭ в России предпринят ряд энергичных шагов в данном направлении. Прежде всего хотелось бы отметить первый международный симпозиум «Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы в странах СНГ», который состоялся 2 ноября 2004 года в МИРЭА — Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (техническом университете).

 

Этот симпозиум под эгидой МАВЭ и Министерства образования и науки инициирован учеными, специалистами и преподавателями учебных заведений системы высшего образования, национальных академий и академических институтов, общественных и некоммерческих организаций России, Белоруссии, Казахстана, Украины, других стран СНГ. В качестве наблюдателей на нем присутствовали представители компаний Великобритании, Германии, Латвии. Симпозиум поддержали МАВЭ и ОНК совет, национальные водородные ассоциации стран СНГ.

 

Подчеркнуто, что инициатива ГМК «Норильский никель» должна стать примером для крупнейших нефтяных, газовых, энергетических и других российских компаний, заинтересованных в том, чтобы уже сейчас готовить кадры для будущей системы технических и экономических отношений, становление которой неизбежно на корпоративном, общегосударственном и международном уровнях в условиях перехода к водородной энергетике.

 

Был поставлен вопрос о широком сотрудничестве вузов России и других стран СНГ, которое должно включать в себя соответствующую информационную и образовательную инфраструктуру, предусматривающую систематический обмен опытом, учебными программами, планами, методиками, пособиями, и преподавателями, аспирантами, студентами. Ученые и педагоги, специализирующиеся в области металлов платиновой группы в связи с водородной энергетикой будущего, сочли необходимым не только определить на перспективу общие задачи образования и науки в данной сфере, но и решить другие, не менее важные вопросы в области кадров, права, общественного мнения и т. д.

 

Участники симпозиума рекомендовали правительствам стран СНГ обратить внимание на то, что в перспективе в этих странах становится неизбежным прямое вовлечение в циклы перехода к водородной энергетике больших социальных групп, которым в дальнейшем предстоит стать массовыми потребителями на водородном рынке. В этих условиях представляется вполне естественным подключение к обсуждению проблем водородной энергетики широких кругов общественности, средств массовой информации, и структур, лоббирующих научные, коммерческие, политические, групповые интересы. В связи с этим правительствам стран СНГ было рекомендовано побеспокоиться о том, чтобы решение проблем водородной экономики не перекладывалось исключительно на бизнес, а предусматривало и бюджетное финансирование, причем обязательно адресное, в том числе через гранты, предоставляемые на конкурсной основе при независимой экспертизе проектов.

 

Участники симпозиума активно поддержали предложение МИРЭА и химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по созданию учебно-методического и научно-исследовательского центра «Соколиная гора», ориентированного на организацию исследований и подготовки специалистов в области водородной энергетики в вузах России и других стран СНГ, и на учебно-методическое содействие развитию водородного всеобуча в этих странах.

 

Центр создан при Экспертном совете по высоким технологиям, который на общественных началах работает в МИРЭА с 2002 года. В него вошли около 50 творческих групп из России и других стран СНГ, которые по согласованию с «Норильским никелем» уже представили на рассмотрение более 30 исследовательских проектов по водородной энергетике и металлам платиновой группы. Но, самое важное в работе

 

центра состоит в том, что здесь идея водородной энергетики объединила не только исследователей, но и преподавателей и студентов. В результате стали открываться экспериментальные студенческие научные лаборатории, появился первый в России студенческий водородный клуб, выпускается своя газета. Теперь студенческие исследования и дипломные проекты все чаще касаются водородной энергетики.

 

Началась разработка общей концепции развития водородной экономики в России, которую в настоящее время готовит НАВЭ. В одном из проектов данной концепции предусматривается специальный раздел «Институциональное и инфраструктурное обеспечение перехода к водородной экономике», что весьма отрадно, ибо вне использования институционального подхода в современных условиях крайне не желательно надеяться на успех любой широкомасштабной концепции или программы, особенно с выходом на международный уровень.

 

В данном разделе предусмотрены следующие подразделы институционального и инфраструктурного обеспечения:

 

• законодательное и нормативное, включая коды и стандарты;

 

• образовательное и информационное;

 

• безопасности;

 

• защита интеллектуальной собственности;

 

• стимулирование развития инфраструктуры распределения водорода потребителям.

 

Работа на этих направлениях крайне необходима. все - таки без решения предусмотренных в них вопросов, строго говоря, трудно надеяться на жизнеспособность проекта концепции развития водородной экономики в нашей стране, разрабатываемой под руководством НАВЭ.

 



Магнитогидродинамические генераторы. Сырье в обмен на технологии. Мир без нефти. Термоэлектрические генераторы.

На главную  Энергоэффективность 





0.0184
 
Яндекс.Метрика