Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Устойчивая энергетика

Энергетический потенциал России

 

Россия в ходе великих перестроечных преобразований, разрушив основы командно-административной системы, осталась энергетической сверхдержавой - обладателем одного из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На ее территории сосредоточено свыше 32 % мировых разведанных запасов газа, 13 % нефти и 25 % угля. Ежегодное производство первичных энергоресурсов составляет более 11 % от мирового производства.

 

Богатейшие природные и энергетические ресурсы России - это ее несомненное конкурентное преимущество, весомый интеграционный потенциал и бесценный капитал. но этим капиталом должно распоряжаться так, чтобы не решать проблемы на данный моментшнего дня за счет будущих поколений. Следует напомнить, что выгоду в торговле энергоресурсами получает покупатель. Доход, получаемый от использования на российских предприятиях единицы энергоресурсов (исчисленный в объеме внутреннего валового продукта) более чем в 10 раз превышает доход от продажи этой единицы энергоресурсов другим странам. Доход же страны - покупателя, технически более оснащенной в области переработки энергоресурсов, более чем в 20 раз превышает затраты на покупку ресурса. прямая продажа энергоресурсов наносит тройной экономический ущерб России: собственно от неиспользования энергоресурсов для наращивания экономического потенциала и увеличения рабочих мест в своей стране, опосредовано - от стабилизации производства в странах - потребителях энергоресурсов и, непосредственно, от экологического ущерба, нанесенного природным комплексам, который трудно представить в стоимостных оценках.

 

Из этого не следует, что Россия не должна продавать энергоресурсы. Следует, очевидно, формировать их цивилизованный рынок с эффективным государственным контролем за деятельностью компаний-операторов. Российские энергоресурсы должны стать стабилизирующим фактором на европейском континенте, залогом устойчивого экономического развития стран и регионов.

 

Одна из ключевых проблем, разрешение которых требует нетрадиционных подходов в российских условиях - проблема экономической оценки воздействия топливно-энергетического комплекса на природную среду и здоровье населения. Существующая система эколого-экономического регулирования основана на лимитировании выбросов и сбросов. Предприятия осуществляют платежи за нормативные выбросы и сбросы, повышенные платежи за сверхнормативное воздействие, и штрафы в случае аварийных или нелегальных выбросов и сбросов. Эти платежи включаются в стоимость тепловой и электрической энергии и взимаются с потребителя. Парадокс состоит в том, что потребитель платит тем больше, чем более грязным воздухом дышит, а у производителей нет стимула предотвращать выбросы и сбросы.

 

Центром Экологической Безопасности РАН предлагается принципиально новая модель экологического налогообложения, состоящая во введении квот экологической безопасности в тарифы на тепло и электроэнергию. Зеленые налоги - несомненное достижение западной энергетической политики - не приживутся на российской почве в нынешней экономической ситуации. Выделение же экологических квот в тарифах окажется менее болезненным, их рост будет обеспечен ростом самих тарифов, а средства, получаемые могут быть высвобождены и направлены на природоохранные цели.

 

Для первого шага реализации такой энергетической политики тарифный эксперимент можно было бы отработать в пилотном регионе, например, регионе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Особенности энергетики Северо-Запада России

 

При постановке вопроса об устойчивой энергетике на Северо-Западе России в первую очередь сталкиваешься с проблемой АЭС. Как известно, на Ленинградской атомной электростанции работает четыре реактора чернобыльского типа. Предельный срок эксплуатации старейшего из них будет достигнут уже через три года, и мы вступим в период его сверхнормативной эксплуатации, поскольку уже сейчас существуют планы продления работы реакторов этого типа на 10 лет. Очевидно, что экономические интересы в данном случае возобладали над здравым смыслом и интересами экологическими. Нерешенной остается и проблема отработанного ядерного топлива. Есть и третья, менее дискутируемая проблема - проблема ядерного горючего: его сейчас производится в России меньше, чем потребляется, а недостающая часть берется из госрезерва, откуда оно идет и на экспорт. В нынешних условиях возможен неконтролируемый расход горючего, что также чревато непредсказуемыми последствиями.

 

Наш регион, который в отличие от других регионов России энергоизбыточен, следовало бы сделать пилотным для отработки цикла последовательной остановки отработавших свой срок атомных реакторов с одновременным поэтапным вводом новых энергетических мощностей, обеспечивающих устойчивое экологически безопасное социально-экономическое развитие региона. Время для реализации такого плана действий пока есть.

 

Обсуждая энергетическую устойчивость региона, следует иметь в виду также тот факт, что все виды топлив, используемых для получения электроэнергии и тепла, а это - газ, уголь, мазут - поставляются на Северо-Запад из других регионов России, т. е. регион является энергоресурсозависимым. м. тем, здесь есть практически все виды альтернативных (возобновляемых и невозобновляемых) энергоресурсов: гидроэнергия, гидротермальная энергия, торф, отходы лесной промышленности, органические отходы, мелкие газовые скопления, ветровой потенциал.

 

Можно спорить о стратегической целесообразности, экономической эфф. и экологической безопасности их использования, но крайне не желательно не согласиться, что необходима адекватная оценка энергоресурсного потенциала на случай необходимости его включения в топливно-энергетический баланс региона. Пока же отдельные плотные проекты выполняются не в соответствии со стратегической программой развития, а благодаря расширяющемуся международному сотрудничеству в регионе.

 

Однако основным возобновляемым энергоресурсом сейчас и на ближайшие годы будет энергосбережение. По экспертным оценкам, возможности сбережения энергии здесь достигают 40 %, и этот потенциал может быть эффективно использован при внедрении энергосберегающих технологий, что не требует больших затрат.

 

В настоящее время Правительством Ленинградской области в лице специально созданного в 1997 г. Комитета по топливу и энергетике начата работа по созданию региональной системы управления энергосбережением и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов. Основные усилия направлены оптимизацию структуры топливного баланса. Помимо этого, Комитетом разрабатываются механизмы финансирования циклов энергосбережения за счет средств областного бюджета, средств Фонда централизованных пост * топлива, установления индивидуальных тарифов предприятиям с выделением в структуре тарифа средств на энергосбережение, и включения инвестиционной составляющей.

 

Такие действенные шаги на административном уровне дают повод предположить, что регион в целом имеет достаточно обоснованные перспективы развития энергетики. Важно, чтобы в этом цикле нашли воплощение все положительные инициативы, направленные на всестороннее развитие циклов устойчивого социально-экономического экологически безопасного развития в регионе, которые могли бы в дальнейшем распространяться Федеральным правительством на другие регионы

 



Не боги долги собирают. стоимость на газ не смертельна. Теплоавтономный дом. В Украине электричество подорожа.

На главную  Энергоэффективность 





0.007
 
Яндекс.Метрика