Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Регулирование тарифов муниципальных предприятий

Двухставочные тарифы

 

С 1998 года тарифы на услуги систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения состоят из двух компонентов: оплаты за эксплуатацию сетей и оплаты за полезно отпущенное тепло. Введение двухставочных тарифов на услуги тепло- и водоснабжения укрепило и стабилизировало финансовое положение ресурсоснабжающих предприятий

 

Используемая процедура расчета тарифов достаточно проста и эффективна. Разделение издержек технологического цикла на издержки по подготовке воды и издержки на транспорт и распределение позволило Рабочей группе целенаправленно воздействовать на эффективность функционирования каждого из них. Кроме того, выделение постоянной части оплаты в структуре оплаты населением услуг муниципальных предприятий, позволило более дифференцированно учесть их затраты. Например, в летний период, когда значительное количество жителей города меняют место своего проживания (дачи, отпуска) они имеют право не платить за потребление энергоресурса на время своего отсутствия (документально подтвержденного) в квартире. В принятой процедуре, жители, несмотря на то, что не потребляют ресурса, оплачивают сетевые издержки.
Регулирование тарифа на водоснабжение и водоотведение

 

Процедуры, применяемые Рабочей группой для регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализованы в следующем пошаговом алгоритме:

 

· Анализ потребления воды на ограниченной выборке зданий.

 

· Разработка Рабочей группой предложений для формирования адекватного норматива потребления воды и процедур учета расходования средств на совершенствование системы водоснабжения.

 

· Разъяснение населению необходимости перехода на новый норматив. Члены рабочей группы выступают в средствах массовой информации и разъясняют населению, почему необходимо изменить норматив в сторону увеличения и куда будут направлены средства, образующиеся в результате этого действия. Достижение общественного консенсуса.

 

· Постановление Мэра города о введении в действие новых нормативов потребления воды и изменении оплаты населением этого вида услуги.

 

· Введение в действие нового норматива и тесное взаимодействие членов рабочей группы со специалистами муниципального предприятия «Водоканал» с целью точного определения средств, аккумулированных на счете предприятия от увеличения норматива потребления.

 

· Решение рабочей группы о целевом использовании средств на совершенствование системы водоснабжения.

 

· Постоянный мониторинг использования средств на цели, заявленные в решении. Коррекция действий в зависимости от результатов мониторинга.

 

Такая процедура применялась для тарифного регулирования МП «Водоканал».

 

Средства, образующиеся на счетах предприятия за счет разницы оплаты потребления по нормативу и реальным потреблением, расходуются, под контролем рабочей группы, на дальнейшее совершенствование систем водоснабжения и стимулирование работников предприятия. в рамках существующей системы тарифного регулирования запущен и успешно действует револьверный механизм финансирования внедрения ресурсосберегающих технологий.

 

В три неполных года действия этой процедуры в организации водоснабжения города получены следующие результаты:

 

Степень износа сетей водоснабжения и канализации города снизилась с 75% до расчетных 25% за счет их интенсивной перекладки.

 

На всех муниципальных зданиях города установлены приборы учета расхода воды, выполняющие функцию технологического контроля потребления. Рабочая группа не рекомендует передавать эти приборы в коммерческое использование, так как считает, что на данном этапе реформ должныбыть устранены технические первопричины неравномерности потребления воды в каждом здании.

 

Обслуживание приборов учета проводится специалистами муниципального предприятия «Водоканал».

 

Рабочей группой для регулирования тарифов выполняется регулярный анализ потребления воды для каждого муниципального здания. Выявляются здания со сверхнормативным потреблением воды.

 

Для тех зданий, где зафиксировано превышение установленного норматива потребления воды , составляются конкретные планы ремонта и реконструкции внутридомовых систем водоснабжения, замены водоразборных приборов.

 

Используемая схема тарифного регулирования привела к существенному улучшению финансовых показателей муниципального предприятия, что, в свою очередь, позволило городу реализовать проект новых очистных сооружений в рамках одной из федеральных экологических программ с финансированием из федерального бюджета, бюджета области и бюджета города. Причем дисциплина исполнения своих обязательств бюджетом города значительно выше, чем областным и федеральным бюджетами.

 

Стратегия Рабочей группы включает также и формирование условий для использования новых технологий для повышения качества воды, использование новых средств автоматизированного контроля и управления параметрами системы водоснабжения.
Регулирование тарифа на тепло

 

Регулирование тарифа на тепло осуществляется в рамках процедур, описанных выше. При этом учитываются сезонные колебания затрат на выработку тепла. Летом устанавливаются более высокие отпускные тарифы, чем зимой (см. ).

 

В настоящий момент Рабочая группа формирует экономический механизм, позволяющий осуществить реконструкцию схемы тепловых сетей города с целью реализации возможностей теплоснабжения зданий без перерыва подачи тепла в периоды плановых ремонтов источников. МП «Теплоэнергия» при поддержке администрации, проводит работы по реконструкции тепловых сетей с целью обеспечения возможности подключения жилых зданий к различным источникам тепла. Для этого в радиальных тепловых сетях устраиваются дополнительные перемычки м. отдельными магистральными трубопроводами от разных источников. Количество перемычек и диаметр труб определяется по результатам подробного моделирования гидравлического режима тепловых сетей. В настоящее время около 60% всех жилых зданий города не имеют перерывов в теплоснабжении в летний период.
Регулирование тарифов на электроэнергию

 

В настоящий момент Рабочая группа подготовила программу перехода на двуставочные тарифы на электроэнергию для населения и оплаты потребления электроэнергии для нужд освещения города.

 

Рабочая группа в своей деятельности учитывает также планы централизованных бюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры источников тепло- и водоснабжения.
Реструктуризация бюджетных дотаций на покрытие разницы в тарифах и субсидий

 

В соответствии с федеральными стандартами, в 2001 г. средства в размере 20% стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства на выплату дотаций гражданам при соблюдении ими социальной нормы площади жилья поступают в бюджет муниципальных образований в виде федеральных трансфертов. Как мера социальной протекции населения, из федерального бюджета городу также перечисляются средства на выплату субсидий семьям, доля собственных расходов которых на оплату жилья и коммунальных услуг превышает 22%.

 

Администрация г. Череповца разработала более дифференцированный подход к субсидированию населения

 

С 1 июля 2001 года ликвидированы дотации бюджета на покрытие разницы в тарифах предприятий тепло- и водоснабжения и тарифах для населения (издано соответствующее Постановление Мэра города Череповца от 14.06.2001 года № 211

 

В настоящее время тарифы, применяемые для исчисления размеров оплаты за услуги предприятий тепло- и водоснабжения для различных групп потребителей, идентичны.

 

Перекрестное субсидирование различных групп потребителей в настоящий момент также ликвидировано.

 

Постановлением Мэра города за счет средств городского бюджета введена система адресного субсидирования граждан, доля собственных расходов которых на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает 10%.

 

субсидии выплачиваются большему количеству семей, чем это предусмотрено федеральным стандартом, как обеспеченные семьи уже с 1 июля с.г. оплачивают стоимость жилищно-коммунальных услуг полностью.

 

По предварительным данным, несмотря на повышение платы за коммунальные услуги, уровень собираемости платежей в июле-августе был не ниже 80%.

 

Повышение качества учета потребления ресурсов а) Инвентаризация и паспортизация

 

В цикле массового приема в муниципальную собственность объектов ведомств значительное количество информации о характеристиках объектов было утеряно, либо представлено неполно. Для адекватного представления о состоянии объектов жилищного фонда, котельных и тепловых и электрических сетей Администрацией города была проведена значительная работа по преобразованию и восстановлению сырых данных, в данные, пригодные для учета и мониторинга текущего состояния объектов. Информация о состоянии паспортизации объектов муниципальной собственности представлена на рисунке.

 

В настоящее время в муниципальных предприятиях существуют полноценные базы данных, позволяющие предоставить по санкционированному запросу разнообразную информацию о характеристиках объектов муниципальной собственности.

 

Паспортизацию объектов инженерных систем города осуществляют муниципальные предприятия в соответствии с их эксплуатационной принадлежностью. Паспортизацию инженерных систем жилых зданий выполняет муниципальное предприятие Проектный институт «Черповецпроект» в ходе энергетических аудитов.

 

Однако, Администрация не считает эту работу законченной и в настоящий момент в рамках вновь созданного «Информационного центра города» по программе создания земельного кадастра формирует электронный информационный комплекс на платформе GIS с базой данных в системе ORACL. Предполагается, что комплекс будет содержать подробные характеристики всей муниципальной собственности города, в том числе муниципального жилья с характеристиками конечного потребления энергоресурсов, магистральных и распределительных инженерных коммуникаций, источников тепла и подготовки воды питьевого качества, а так же объектов очистки и утилизации отходов.

 

В то же время в муниципальных предприятиях будут эксплуатироваться проблемно-ориентированные базы данных и программные комплексы для управления качеством поставки энергоресурсов, и прежде всего тепла , воды и электроэнергии.

 

б) Организация учета потребления энергоресурсов и воды

 

На момент передачи ведомственных объектов только 10,5% из них были оборудованы приборами учета воды. Пункты учета тепла в жилых зданиях исчислялись несколькими единицами, установленными, в основном, в рамках пилотных проектов. Учет потребления природного газа был организован только на источниках систем теплоснабжения, учет потребления природного газа для бытовых нужд не выполнялся. Только учет потребления электроэнергии выполнялся на коммерческой основе практически на всех объектах муниципальной собственности.

 

За 5 лет положение в корне изменилось к лучшему (см. ).

 

Можно отметить два важных момента в последовательности действий Администрации в области расширения использования учета на различном уровне. Учет формирует представление о реальном потреблении ресурса на уровне объекта управления. В настоящий момент Администрация считает объектом управления – здание. Поэтому максимальное внимание сосредоточено в настоящий момент на внедрении приборов учета на жилом здании. На втором этапе реформ, после того как будет сформирован эффективный механизм управления потреблением энергоресурсов на уровне здания, основное внимание будет сконцентрировано на уровне индивидуального потребления и создании механизма управления индивидуальным потреблением.

 

Учет потребления воды и тепла активно используется для разработки конкретных рекомендаций при регулировании тарифов и формировании норм потребления.

 

Муниципальный заказ и формирование рыночных
механизмов при его выполнении

 

В связи с устойчивым профицитом городского бюджета, Мэрия города и городская Дума активно использует планирование бюджетных расходов на реконструкцию систем жизнеобеспечения зданий. Доступ к централизованным бюджетным инвестициям направляемым на реконструкцию отдельных элементов систем тепло- и водоснабжения, реконструкцию инженерных систем зданий, городского освещения осуществляется в рамках открытых конкурсов на подряд по этим видам работ.

 

Для создания конкуренции при получении подряда Мэрия города поощряет создание различного рода управляющих и энергосервисных компаний, исполняющих роль генерального подрядчика. в городе есть два - три предприятия с различными формами собственности (например, одно предприятие – муниципальное унитарное, другое – с частной формой собственности), которые получают заказ по результатам конкурсных торгов. В случае невозможности организации конкурсных торгов из–за отсутствия на местном рынке конкурентов, уполномоченные Мэрией органы приглашают к участию в конкурсе предприятия из других городов и регионов.

 

Рынок энергосервисных услуг

 

В настоящее время в городе действуют шесть энергосервисных компаний. Все компании со 100% частным капиталом. Базовый вид деятельности этих компаний – установка и обслуживание пунктов учета тепла и электроэнергии. Пять компаний взаимодействуют только с коммерческими предприятиями. Шестая энергосервисная компания – «Яна»- распространяет сферу своей деятельности на бюджетные здания (в основном, на здания школ и детских садов).

 

Схемы взаимодействия энергосервисной компании с бюджетом города в лице департамента образования Мэрии представлены ниже.

 

Схема 1

 

· В рамках бюджета развития города формируется титульный список на реконструкцию школьных зданий. Титульный список содержит перечень планируемых финансовых средств, направляемых на реконструкцию инженерных систем бюджетного здания, в том числе на установку пунктов учета тепла и реконструкцию системы отопления.

 

· По выделенным централизованным средствам тендерной комиссией города объявляется открытый конкурс на выполнение работ.

 

· В рамках объявленных условий конкурса, энергосервисная компания предлагает проект с перечнем используемого оборудования, параметрами физической экономичности энергоресурсов и финансовой экономии.

 

· Выигравшая конкурс энергосервисная компания заключает договор с департаментом образования о производстве работ и на данном этапе выступает как ординарный генеральный подрядчик.

 

· После выполнения работ и сдачи объектов (или элементов объектов) в эксплуатацию энергосервисная компания заключает договор на обслуживание смонтированного оборудования. Финансирование обслуживания осуществляется из централизованных бюджетных средств, планируемых на этих зданий (бюджет содержания).

 

Источник: http://www.cenef.ru/munee/City/Cherepovetz/Cherp2.htm

 



В Украине не есть рынка энергоэффективных технологий. Україна і Міжнародне енергетичне агентство. Солнечные элементы. Энергия для малодоступных регион.

На главную  Энергоэффективность 





0.0026
 
Яндекс.Метрика