Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

стоимость новая

Вконце ноября повысить цену насвой газ потребовал Туркменистан, который фактически поставил России ультиматум: или северный сосед соглашается платить больше, или туркменское топливо полностью уйдет изРФ. Именно вэто время президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов вел активные переговоры севропейскими иамериканскими компаниями обучастии впоставках газа погазопроводу Nabucco, идущему вобход России. Понеофициальной информации, европейцы предложили туркменам весьма выгодные ценовые условия. Только это заставило российскую госкомпанию «Газпром», которая стоит перед необходимостью выполнения экспортных контрактов перед ЕС, согласиться снарушением достигнутых ранее договоренностей, согласно которым до2009года Туркменистан был обязан продавать России топливо по100долларов затысячу кубометров. Витоге Кремлю пришлось пойти науступки: стоимость туркменского газа впервом полугодии 2008 го составит 130долларов, вовтором —150долларов затысячу кубов.

 

Поскольку туркменское топливо закрывает больше половины газового баланса Украины, пересмотра его стоимости для нашей страны всторону резкого повышения избежать было невозможно. Вслед заТуркменистаном ожелании повысить цену газа заявили Узбекистан иКазахстан. Понекоторой информации, казахи предложили «Газпрому» покупать его по190долларов затысячу кубов. Эти центральноазиатские державы совокупно поставляют вУкраину 15млрд кубометров, или 20% отпотребностей вимпортном газе. Действовать нужно было быстро, иначе опоэтапном повышении стоимости топлива доевропейского уровня можно было бызабыть. Так что внынешних условиях 179,50 доллара являются для нас если непобедой, товполне приемлемым вариантом.

 

Помимо цены газа изменилась иставка транзита, которая теперь составляет не1,60 доллара затранспортировку тысячи кубометров газа нарасстояние сто километров, а1,70 доллара. Это незначительное повышение (всего на6%) напервый взгляд кажется бессмысленным. Дело втом, что ставка затранзит российского топлива потерритории нашей страны иставка, покоторой среднеазиатский газ транспортируется вУкраину, жестко привязаны друг кдругу иносят зеркальный характер. Тоесть изменение первой автоматически влечет засобой изменение второй натакую жевеличину. Понашей территории транзитом вЕвропу идет свыше 110млрд кубометров российского газа (расстояние —примерно 1100километров), как пороссийской территории проходит 55млрд кубов среднеазиатского (туркменского, узбекского иказахстанского) топлива (расстояние —от2100до2700километров взависимости отвыбранного маршрута). Затраты обеих стран натранспортировку друг друга фактически уравновешивают. Впервом случае —больше газа именьше расстояние, вовтором —наоборот.

 

Ноповышение транзитной ставки все жеимеет практический смысл. Если стоимость транзита среднеазиатского газа уже включена вцену для Украины, тозатранзит понашей территории Россия платит живыми деньгами. Это значит, что поток средств, проходящих через компанию «Укртрансгаз» —дочернюю структуру НАК «Нафтогаз України», увеличится. Сейчас дочка находится впредбанкротном состоянии из-за невозможности вполном объеме рассчитываться запотребляемый технологический газ. Поэтому вся дополнительная прибыль оттранзита уйдет наоплату подорожавшего технологического топлива. Носувеличением собственной добычи газа (нескольким региональным отделениям «Укртрансгаза» уже разрешено использовать топливо собственной добычи для технологических нужд), атакже постепенной реконструкцией газоперекачивающих агрегатов счастичным переводом ихработы сгаза наэлектроэнергию (так можно сэкономить до40% топлива) финансовое состояние украинской компании может улучшиться. Так что встратегическом плане решение оповышении ставки транзита было верным. Тимошенко хочет новой войны

 

Фондовый рынок отреагировал наувеличение стоимости топлива сдержано, серьезно упали только котировки акций концерна «Стирол», но аналитики несклонны драматизировать ситуацию иговорить обанкротстве химиков. И. о. премьер-министра Виктор Янукович тоже остался недоволен ценой газа, нопри этом дал понять, что нынешняя его стоимость —максимум, чего можно было добиться входе этих непростых переговоров. Так, несмотря нарезкий скачок цены топлива для Украины, оно все равно стоит дешевле, чем вкакой-либо другой импортозависимой стране Европы, кроме Белоруссии иАрмении. Президент Виктор Ющенко назвал новую цену газа шоком для отечественной экономики. Новсе жедал понять, что политизировать этот вопрос бессмысленно. «Такие разговоры непринесут ничего, кроме вреда. Вэтом вопросе нужно быть внимательными иосторожными», —сказал глава государства. Позицию Ющенко можно понять: поинформации «Эксперта», напереговоры вМоскву и. о. министра топлива иэнергетики Юрий Бойко вылетел, имея ссобой директивы президента, вкоторых максимально возможная стоимость обозначалась науровне 185долларов затысячу кубов.

 

«Полным ибезусловным провалом энергетической политики правительства Виктора Януковича» назвала нынешние газовые договоренности лидер БЮТ ивероятный глава нового Кабинета министров Юлия Тимошенко. Еереакция также была вполне предсказуемой: всвое время Тимошенко полностью отстранили отгазовых переговоров сРоссией, хотя она неоднократно предпринимала попытки ихвести. Ейбыло нужно непросто занять кресло премьер-министра, ноисделать всё возможное, чтобы сидеть внем без особых потрясений, одним изкоторых как раз иявляется стоимость газа. Поинформации «Эксперта», ближайший соратник главы БЮТ Александр Турчинов недавно ездил вМоскву, чтобы договориться офиксации цен натопливо для нашей страны вобмен наминоритарную долю внашей газотранспортной системе (ГТС). Ноуспехом переговоры неувенчались: толиКремль все так же небыл уверен вназначении Тимошенко премьером, толикомпания «Газпром» рассчитывала нанечто большее, чем 25% украинской ГТС. Влюбом случае вБлоке Юлии Тимошенко активно готовили почву для газовых переговоров сРоссией. Так, вконце ноября депутат отБЮТ Сергей Пашкевич зарегистрировал впарламенте законопроект, вкотором предлагается передать газораспределительные сети вконцессию напятьдесят лет. Другой соратник Тимошенко, народный депутат Николай Сивульский, наднях заявил онеобходимости акционировать ГТС. Поего словам, собственниками газотранспортной системы должны будут стать как поставщики газа (то есть «Газпром»), так ипотребители (европейские энергокомпании). «Рано или поздно нам придется наэто (приватизацию. —”Эксперт”) пойти», —заявил Сивульский.

 

Юлия Тимошенко нескрывает, что после назначения премьер-министром попытается переиграть нынешние договоренности сРФ. Свою переговорную платформу она намерена строить наотказе отпосреднических услуг компании RosUkrEnergo (RUE) ипереходу кмежправительственным соглашениям. Вчастности, речь идет отом, чтобы отобрать уRUEполномочия попродаже газа европейским потребителям ипередать эти функции НАК «Нафтогаз України», атакже опереходе напрямые его закупки вСредней Азии иРоссии. Ниодин изэтих вариантов Кремль неустроит —ему это просто невыгодно. Втожевремя RUE, вопреки всем заявлениям, просуществует минимум до2009года, когда стоимость топлива для Украины так же больше приблизится кевропейскому уровню. Рычагов, спомощью которых Москву можно было быпринудить кликвидации посредника, уТимошенко пока нет. Ссылки БЮТ нанеобходимость выполнения положений Энергетической Хартии несостоятельны хотя быпотому, что РФэтот документ неподписывала. Ктому женынешние требования Тимошенко полностью противоречат логике еедействий как премьера в2005году. Без принципов

 

Однако разобраться вэтой логике необходимо, поскольку несмотря ниначто, именно Юлии Тимошенко вближайшее время предстоит решать актуальные проблемы вэнергетике, втом числе ите, которые касаются переговоров сРоссией игазовой политики навнутреннем рынке. Вфеврале 2005 го появилось распоряжение Кабмина, подписанное Тимошенко, «Ореэкспортных операциях стоварами иностранного происхождения», которым фактически запрещался реэкспорт природного газа. НАК «Нафтогаз України» прекратила свое участие всовместных с«Газпромом» программах экспорта топлива, которые осуществляла с2002года. Врезультате ежегодно нацкомпания недополучала 500млн. долларов прибыли, атакже потеряла контракты наэкспорт газа в2006–2009 годах насумму четыре миллиарда долларов. Вэтом контексте нынешнее желание лидера БЮТ вернуть компании «Нафтогаз України» статус газового экспортера вызывает удивление. Это подтверждает идругое решение правительства Тимошенко образца 2005 го оповышении налоговой нагрузки НАК «Нафтогаз України» до8,7 млрд. гривен. При этом финансовый план компании натот жегод утвердили сдефицитом средств 4,1 млрд гривен, который должны были покрыть внешние заимствования.

 

Что касается межправительственных соглашений, тоименно Тимошенко дала повод для ихпересмотра в2005году, когда настояла наразрыве так называемого Дополнения №4кконтракту опоставках газа. Внем стоимость российского топлива как раз ификсировалась науровне 50долларов затысячу кубометров. Этим моментально воспользовались вМоскве, инициировав пересмотр всего пакета газовых договоренностей снашей страной, вчастности, была разорвана привязка ставки транзита кстоимости газа ипр. Сейчас лидер БЮТ хочет реанимировать все тесоглашения, которые сама жекогда-то изарубила. Нозадва года ситуация кардинально изменилась: «Газпром» уже неоткажется откурса наповышение цены газа для стран СНГ —это определено как один изприоритетов его среднесрочной политики. Единственное, что может переубедить топ-менеджеров госмонополиста, —сдача наприемлемых условиях украинской ГТС. ИвБЮТ кэтому, кажется, вполне готовы.

 

Источник: Эксперт Украина» №48(14

 



Валерий Язев. Для России газа нет. В Украине не есть рынка энергоэффективных технологий. Україна і Міжнародне енергетичне агентство.

На главную  Энергоэффективность 





0.0081
 
Яндекс.Метрика