Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Энергоаудит

энергоаудитор, заместитель генерального директора компании ТЕХЭКСЕРГО, доктор коммерции Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России

 

Понятие энергоаудита

 

Понятие или явление, а скорее термин «энергоаудит» появился в лексиконе российских специалистов и в документах несколько более шести лет назад. Появился наряду с другими новыми терминами хозяйственной практики и экономического популизма. Интуитивно соблазнительное и полезное явление - энергоаудит на деле встречается не часто, не смотря на словесное обилие на данную тему в формальных документах и периодике. В чем первопричины?

 

Мода, как чаще всего и бывает, пришла с Запада. На проводимых в России, в количестве до десятка в год, выставках по проблемам энергосбережения наименование данного явления замелькало в рекламных про­спектах зарубежных производителей энергосберегающего оборудования и услуг. Действующий с недавнего времени в Москве Российско-Датский Институт энергоэффективности посвящал энергоаудиту целые главы в издаваемых книгах и технических пособиях. И вот уже с использованием в названии термина «Энергоаудит» выходят российские книги («Энергоаудит объектов коммунального хозяйства и промышленных предпри­ятий». Б.П. Варнавский, А.И. Колесников, М.Н. Федоров М., 1999; «Энергоаудит». Под редакцией К.Г. Кожевни­кова и А.Г. Вакулко, НП «Энергоресурсосбережение» М., 199 . Термином пестрят статьи московского специализированного журнала «Энергосбережение». Ставшее модным слово энергоаудит можно встретить в деловой переписке территориальных органов Госэнергонадзора. Аккуратнее других в использовании термина оказались законодатели. В принятом в 1996 году Федеральном законе «Об энергосбережении в РФ» понятия энергоаудит нет, есть нормативно определенное понятие «энергетическое обследование организаций». Минтопэнерго РФ оказалось уже менее щепетильным с терминологией, и через два года издает нормативный документ, которым регулируются процедуры энергоаудита. При этом само явление (как цикл или объект) не описывается, подозревая самоочевидным его понимание читателем. Дано только определение субъекта, проводящего энергетические обследования - энергоаудитора. Но в стране по-прежнему нет в ощутимых масштабах ни энергетических обследований, ни энергоаудита. Так в чем первопричины?

 

Вполне прогнозируемо наличие психологического барьера. В России любого вида ревизоров крайне не любят. Финансовый аудит внедрялся в практику, продавливаясь через механизмы административного воз­действия. Уже внедрен, но живет неуютно. В компаниях менеджеры верхнего уровня с ним смирились, но боль­шая часть состава собраний акционеров, представляющая работников-собственников, практически полностью уверена - аудиторам «деньжищи» платят зря.

 

Специалистами, практикующими в области энергосбережения, попытки использования понятия «энерго­аудит» во взаимодействиях с клиентурой (хозяйственниками практиками) были встречены «в штыки». Дело сдвигалось с мертвой точки либо через формальный императив «энергетическое обследование», либо через словесную эквилибристику типа «инженерное обследование обеспечивающей инфраструктуры», «анализ базовых ресурсопотоков» и подобное. И это на уровне руководства. А начиная с уровня начальника ко­тельной, инженера электрослужбы и им подобных отношение к энергоаудиту также негативно, как упомяну­тое выше отношение обывателя к аудиту общему.

 

Возможно, с понятием и пониманием явления что-то не так? Объект нашего внимания сложный. Опыт и практика анализа сложных объектов демонстрирует, что главной при их раскрытии является структурная характеристика. Формально установить структуру какого-либо объекта означает: определить, из чего он состоит (компонентный состав), и раскрыть, как эти компоненты взаимосвязаны друг с другом. Проделаем этот анализ. Выясним, возможно ли в сознании практиков сочетание приставки «энерго» с базовым понятием «аудит»?

 

С восприятием первой части - приставки «энерго» (а на деле - энергетикой) сознанием большинства хозяй­ственников и предпринимателей, видимых проблем нет. Что такое энергохозяйство, в большинстве случаев объяснять не требуется. (За исключением, части сельского населения, для которого печь и энерго­установка вместе чаще всего не как не ассоциируются.) Следовательно, нужно провести проверку сочетаемо­сти со второй частью - понятием «аудит».

 

Аудит, как часть хозяйственной и экономической культуры, явление сравнительно молодое. Его возраст - чуть более одного столетия. В общепринятых формах и стандартах аудит и того моложе - чуть более трех де­сятилетий. Сам термин имеет множество вариантов определений, и его применение законодательно не нормировано. Значит, выбор открыт, и целесообразно воспользоваться наиболее цивилизованными толкова­ниями или стандартами, используемыми в странах с динамично развивающейся экономикой.

 

В нашем анализе примем за основу наиболее часто применяемое во всем мире определение понятия «ау­дит», введенное в практику Комитетом Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета (American Accounting Association – Committee on Basic Auditing Concepts).

 

Аудит - это системный цикл получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям и представляющий результаты заинтересованным пользователям.

 

изучим детально это определение и его составляющие. Анализируя эти компоненты, будем выявлять искомые параллели и возможные логические связи с более привычными для понимания функциями энерге­тического обследования.

 

Минэнерго РФ термин «энергоаудит» активно применят, но формально определен только субъект, пред­назначение которого - осуществлять такую работу. Вот это определение: «Энергоаудитор - юридическое лицо (организация, кроме государственных надзорных органов), осуществляющее энергетическое обследование потребителей ТЭР и имеющее лицензию на производ­ство этих работ». Значит, формулу цикла (объекта анализа) все так же нужно искать или уточнять.

 

В первой книге дано определение, достаточно лаконичное, и уже цитируемое в периодике: «Энергетиче­ский аудит - это техническое инспектирование энергогенерирования и энергопотребления предприятия с целью определения возможностей экономичности энергии и оказания помощи предприятию в осуществлении меро­приятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов на практике». Последующий анализ данного определе­ния покажет несомненную, но ограниченную полезность такого подхода к проблеме.

 

Структурируем приведенное определение по схеме, ранее примененной в анализе общего понятия аудита:

 

Системность - Объективизация - Нормативность - Публичность.

 

Системность анализируемого определения цикла обнаруживается, но была бы более отчетливой, если техническое инспектирование совместить с тщательной аналитической оценкой энергоэффективности, на которую ориентированы и буква и дух закона РФ «Об энергосбережении».

 

Объективизация цикла представлена в скрытой форме (подразумевается). Она будет надежно обеспечена, если техническое инспектирование переопределить как инструментальное измерение фактического энергоресурсопотребления. Тем более, что по упомянутым Правилам проведения энергетических обследований организаций эффективность использования ТЭР, определяется только по результатам инструментально го обследования. И там же установлена специальная оговорка: косвенная оценка параметров эфф. использования топливноэнергетических ресурсов не допускается, в то время как анализ документов с экономической и бухгалтерской информацией даёт только косвенную оценку эффективности использования ТЭР.

 

Нормативность цикла в рассматриваемой формуле не отражена (либо, подразумевается). Она будет по меньшей мере, обозначена, если в определении иметь хотя бы отсылку на действующие нормы и правила.

 

Публичность результата вовсе не присутствует и скорее всего, не подразумевается. К сожалению, этот императив является в России наиболее нелюбимым в отношении всякого аудита, любых инспекторских проверок и ревизий. Видимо, дорабатывая понятие «публичность», потребуется также отметить, обозначая четко ту категорию пользователей отчета, которая является выгодна получателем при реализации программ ресурсоэнергосбережения. Таким образом, представляется целесообразным переформулировать определение энергоаудита с учётом предложенных выше выводов.

 

Результат энергоаудита

 

Неизбежно рекомендуемое энергоаудитором регулирование ресурсопотоков в топливо и энергообеспе­чении требует не только политической воли управленцев, но и значительного количества технических средств, соответствующего оборудования. Последствия рекомендаций энергоаудитора - чаще всего капитальные вложения. Законодателю и правительству это известно. Скромными отдельными строчками регулирование прописано в регламентах верхнего уровня (закон, подзаконные акты, отраслевые решения). Предполагается, что, безусловно, действуют нормы и правила. Многие из этих норм сейчас пересматривают, и не удачно. Понимая капиталоемкость энергосберегающих технологий и скудость бюджетов, законодатель поставил некие граничные условия - окупаемость не более двух лет. Однако процедуры принятия практиче­ских решений по энергосбережению и последствия их непринятия не установлены, не взирая на очевидную экономическую целесообразность и соблазнительность энергосбережения в целом. Почему - можно лишь делать предположения. Одно из правдоподобных: не принятие решений по регулированию базовых ресурсопотоков имеет последствием упущенную выгоду. Выгодным получателем в энергосбережении в наи­большей мере является государство (экономия бюджетных расходов, снижение нагрузки на энергопроизводство, высвобождение фондов энергоресурсов для продажи на экспорт и прочее). Предъявить претензию по упущенной выгоде самому себе государство не может. Проблема упущенной выгоды, как хозяйственно-правовая проблема обозначена десятилетие назад, но не разрешима на практике во всех уровнях, начиная от законодателя, в судебной практике, через любую отрасль, и до последнего частного ремесленника или фермера в российской глубинке.

 

А решать надо, и здесь в полном масштабе проявляются моральные аспекты проблемы энергосбережения и той ее части, которая связана с энергоаудитом.

 

Износ основных фондов во всем хозяйственном комплексе превышает 80%. В соответствии с этим и нахо­дится «уровень износа квалификации» энергетиков. Профессионализм Главных энергетиков предприятий и большинства персонала, им подчиненного, чаще всего ограничивается уровнем восприятия наиболее техноемкой части оборудования, находящейся в их эксплуатации. Техника 20-30-летней давности вполне понятна, желаема и любима; а 5-летняя или современная не понятна и не востребуема. Персонал, обслуживающий энергетическую инфраструктуру предприятий, не понимает, что изменится на предприятии в связи с внедрением ресурсосберегающих технологий. Руководители - не понимают, что и зачем им нужно, и не могут рассчитывать на разъяснения от своих специалистов. А значит, проблемы всеми переживаются на эмоциональном уровне, с крайне редким выходом в хозяйственную и политическую активность. Моральный износ квалификации большинства энергетиков - первый из выявленных моральных аспектов.

 

Об отношении общества к проблеме энергосбережения

 

На показания электросчетчика, в силу необеспеченности и по инерции, разумно реагирует только старшая возрастная группа населения. Малейшие признаки достатка в любой семье ведут к тому, что к размерам потребления энергии люди становятся безразличны. Власти в свою очередь, особенно представительские, чаще всего пребывают в безответственных размышлениях на данные темы. Равнодушие общества и противодействие распространению отечественных энергосберегающих технологий отчетливо наблюдаемы в нашей действительности. В условиях, когда какому-либо действию на товарном рынке хотя бы в малейшей степени оказывается противодействие, и противостоит безразличие общества, для достижения полезной цели становится необходимым и исключительно единственно возможным взаимодействие активных людей на местах и их объединений, связанных по интересам

 

Важно не то, что мы живем в мире, изобилующем са­мыми разными возможностями, а то, чтобы мы умели распознавать благоприятные, для себя возможности и использовать их.

 

Сообществу инвесторов (в числе которых, разумеется, и государство) имеет смысл выступить локомотивом создания системы стандартов по энергоаудиту. Нуждается в стандартах как сама система госэнергонадзора, так и множество компаний - независимых энергоаудиторов объектов и проектов. Такие компании инициируют работу энергосервисных компаний, осуществляющих установку и эксплуатацию ресурсоэнергосберегающего оборудования. И культура энергопотребления начнет выкристаллизовываться более активно, а затем распро­страняться из данной отрасли экономики, на иные, менее платежеспособные. Такая инициатива инвесторов оживит множество рабочих мест. Не исключено, что указанные направления станут одним из лучших проявлений конверсии, которая пока так же не слишком реально ощутима. Услуги и техника, о которых мы заботимся, для российского ВПК не представляет особой сложности в освоении. А о потребности в ней у читателей видимо сложилось представление.

 

И вовсе не гипотетической может показаться ситуация, когда в регионе, интенсивно распространившем ресурсосберегающие технологии, появятся деньги для обновления техники, исчезнут перебои с зарплатой. И в инженерном хозяйстве и в социальной сфере. А причина может быть проста - регион израсходует меньше топлива в ТЭЦ и котельных (уже меньше дол жен шахтерам, газовикам или нефтяникам), прольет меньше безвозвратно воды, меньше энергии выпустит в вентиляционную трубу, соответственно, заплатит вовремя учителям, врачам и пенсионерам.

 

Однако первым шагом в данном направлении должна стать скорейшая организация цикла полновесной, разработки, робко начавшегося появляться пакета стандартов энергоаудита. Не имея точных понятий, крайне не желательно рассчитывать на получ. точных решений по разумной цене и при разумных трудозатратах.

 

Источник: http://www.e-gorod.ru

 



Экономия энергии в доме. 2. Венгерское правительство намерено проголосовать за принятие климатической стратегии Законопроект министерства охраны окружающей среды предусматривает повышение энергоэффективности в жилых и государственных учреждениях. Мишель Серр.

На главную  Энергоэффективность 





0.0043
 
Яндекс.Метрика