Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

Цель - энергоэффективность

Россия богата топливно-энергетическими ресурсами, запасы которых у нас больше, чем в любой другой стране мира. Ресурсная обеспеченность России только разведанными запасами нефти и газа превышает 50-80 лет, а угля - и все 150 лет. И добываем мы немало -почти 1,5 млн. т у.т., и потребляем - фактически 1 млн. т.у.т. ежегодно.

 

В то же время энергоемкость нашей экономики, т.е. затраты энергии на единицу валового продукта, - в 3-4 раза выше, чем в индустриально развитых странах мира, которые, не имеют собственных энергоресурсов, а покупают их, в т.ч. и у России, по достаточно высоким мировым ценам.

 

Еще более доказательным (не в нашу пользу) является т.н. энергоемкость социальной инфраструктуры, т.е. отношение объемов энергопотребления к общему уровню расходов, идущих на социальные нужды населения. Этот показатель в 15-20 раз хуже, чем у стран Европейского Союза. И дело не в особых климатических условиях России, действительно требующих фактически 1,5-кратного увеличения душевого энергопотребления по сравнению с другими странами.

 

Дело - в нашей энергорасточительности, обусловленной нашими природным богатством и всё ещё отсутствием в достаточной мере навыков рачительного хозяйствования.

 

Не случайно высшим приоритетом государственной политики(как это и отражено в Энергетической стратегии России на период до 2020 г) стала в последнее время интенсификация циклов формирования энергоэффективной социально-ориентированной экономики.

 

Для достижения даже нынешнего уровня жизни таких стран, как Испания, Израиль, Ирландия (три «И»), имеющих дешевый ВВП порядка 15-17 тыс. долларов на человека, в России к 2020 году необходимо, как минимум, в два раза снизить энергоемкость ВВП и переориентировать структуру экономики с нынешнего «производства ради производства» на «производство ради человека», увеличивая не объем добычи ТЭР, а масштаб и качество прямых и косвенных услуг населению. Поставленная президентом задача удвоения ВВП ещё более заостряет эти проблемы.

 

Есть три варианта развития России с достижением указанной цели.

 

Первый путь - наращивание душевого энергопотребления. При сохранения нынешней структуры экономики это требует как минимум в два раза увеличить объем добычи ТЭР и производства электроэнергии и других энергетических потребительских товаров.

 

Это недостижимо ни по ресурсным, ни по экологическим, ни по технологическим, ни по экономическим соображениям.

 

Второй путь - двукратное снижение энергоемкости ВВП, причем не просто за счет снижения потерь и экономичности всего и вся, а за счет развития отраслей экономики, которые требуют меньше материальных, в т.ч. и энергетических затрат, и ориентируются на использование наукоемких технологий социальной направленности, в т.ч. в сфере услуг.

 

Путь единственно правильный, но инерционная российская экономика всё ещё не готова к таким радикальным переменам.

 

Третий путь - путь экологически ориентированного развития с ориентацией не на материальное благополучие, требующее огромных затрат природных, финансовых и прочих ресурсов, а преимущественно на духовное развитие, гармонизацию интересов человека, социума и природы.

 

Путь соответствует традиционному русскому менталитету, но, мы уже слишком далеко отошли от своих корней, придерживаясь тезисов, что «природа - не храм, а мастерская» и «не ждать милостей от природы, а взять их - наша задача».

 

Как видно, ни один из этих путей в чистом виде не ведет нас в желаемом направлении. Вот почему общая траектория развития - сложный путь от поддержании и наращивания энергетического потенциала как единственного на на данный моментшний день возможного источника средств к существованию посредством формирования энергоэффективной экономики, ориентированной на человека, к гармонизации его отношений с окружающей социоприродной средой. (энергоэкологический подход, ред.).

 

Поэтому в ЭЧС-2020 предусматривается, что 15 % растущего спроса на энергию будет обеспечиваться за счет наращивания нового производства ТЭР, а 85% - за счет повышения эфф. использования энергетических и неэнергетических ресурсов страны.

 

Наша реалистическая цель - энергоэффективность не только производящей, но и распределительной экономики.

 

Средства ее достижения - учет, энергосбережение, расширение ассортимента и качества энерегтических услуг населению.

 

Немаловажно, чтобы эти услуги все больше и больше обеспечивались не только за счет добычи ТЭР в условиях Сибирского севера и их транспортировки за тысячи километров в центральные районы страны, а за счет все более активного использования автономных энергоисточников на базе местных возобновляемых природных ресурсов ветра и солнца, биомассы и тепла земли, и на базе топливных элементов и химических источников тока (и «бестопливных» технологий таких как детандер-генераторы, ред.) высвободившиеся природные ТЭР можно будет направить на экспорт, на завоевание новых рынков и не только в Европе, но и Азии, и в Америке. И это вполне соответствует новой энергетической стратегии заявленной президентом.

 

Немаловажно и то, что эти услуги будут обеспечиваться на экономически взаимовыгодных условиях для поставщика и потребителя. Да, цены на ТЭР скоро возрастут, но это сделает бизнес в сфере энергетических услуг и энергосбережения более привлекательным и для инвесторов, и для всех предпринимателей. Уже на данный момент доходы от этого бизнеса в 4-5 раз выше, чем немалые доходы от производства энергоносителей.

 

Почему же этот бизнес не стал особо преуспевающим? На наш взгляд существуют три первопричины данного явления:

 

Первая и самая распространенная - психологическая, связанная с привычкой «черпать электроэнергию из розетки» и безответственностью покупателя за свое энергетическое самообеспечение. легче искать врага на стороне в виде монополистов-энергопоставщиков и требовать от государства призвать их к порядку, палец о палец не ударив во спасение свое.

 

Иждивенческие настроения проявляются и в том, что население ждет, когда кто-то придет и отремонтирует двери, утеплит окна, устранит утечки воды в сантехнических устройствах; а местные власти ждут, когда завезут уголь и мазут со стороны, хотя местных ресурсов более чем достаточно. Преодоление этой психологии требует и долговременной разъяснительной работы со всеми группами населения, начиная с детского сада и школы, и необходимых экономических стимулов со стороны государства.

 

Вторая причина - диспаритет цен. Доля затрат на энергию в машиностроении ~5 % от общих издержек промышленного производства, 7 % - на морском транспорте и 5-7% расходов семейного бюджета.

 

Низкие цены на энергоносители отнюдь не привлекают предпринимателей развивать бизнес на энергетике.

 

Это отнюдь не означает, что стоит повысить цены и борьба с энергорасточительством автоматически примет всеобщий характер.

 

К сожалению, более чем 10-летний опыт российских реформ наглядно показал, что эластичность спроса на энергоносители, в зависимости от изменения цен, практически равна нулю.

 

Потребитель сразу же перекладывает свои дополнительные расходы на энергию на цену своей продукции, лишь раскручивая инфляционную спираль.

 

Проблема - изменить соотношение цен с тем, чтобы дать стимул к энергосбережению, т.к. время дешевых энергоресурсов ушло в прошлое. И будущее мы должны строить не на эксплуатации природы, а за счет добавленной стоимости человеческого труда и знаний. Экономическая проблема, дестимулирующая энергосбережение, - это наше неумение представить результат сберегающей деятельности в виде нового товара с его потребительскими и стоимостными св.

 

Не секрет, что эффект, полученный от установки счетчиков и энергосбережения, приводил к сокращению дотаций на тепло из местных бюджетов и никак не стимулировал реализаторов этих проектов.

 

Третья причина - отсутствие достаточно мощных организационных структур как в сфере государственного управления, так и в сфере бизнеса, которые могли бы стать конкурентами РАО «ЕЭС России» и АО-энерго, находясь с ними «в одной весовой категории».

 

Предложение о создании самостоятельного агентства по энергосбережению в структуре Правительства РФ было отвергнуто в самом начале. Минэнерго РФ, которое взяло на себя эти функции, свело свою деятельность по энергосбережению на уровень одного из подразделений Госэнергонадзора, которое, конечно же, нет статуса для координации министерств и ведомств по проблеме энергосбережения.

 

Многочисленные структуры (типа центров, фондов, союзов, ассоциаций) хотя и объединили разрозненные группы энтузиастов, но не имеют средств для проведения энергосберегающей политики, ее лоббирования в Федеральном собрании и регионах. Главное же - необходимо создание при поддержке государства крупной энергосберегающей компании (ЭСКО), учреждаемой производителями нового оборудования, его потребителями и банковской структурой.

 

Целесообразно, чтобы государство внесло свой пай в ЭСКО передачей части принадлежащих ему акций РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и других крупных энергетических компаний.

 

Начинать этот цикл можно и на местах, где администрация субъектов РФ «шкурой» чувствует эту проблему, и ее легче убедить не просто изыскивать деньги для энергосбережения, а внести свой пай в создание ЭСКО принадлежащими региональным властям акции предприятий энергетики. Немаловажно привлечь к энергетическому бизнесу и средства населения, в т.ч. с помощью социальных паевых фондов. но не просто под проценты, а под опционную поставку будущих энерготоваров и энергоуслуг за нынешние цены.

 

На извечный русский вопрос можно дать три совета:

 

Первый - воспользоваться уже имеющимися законодательными решениями и нормативными актами для того, чтобы развернуть массовую работу по энергоаудиту. Для этого нужно добиться, чтобы в соответствии с федеральным и местными законами «Об энергосбережении» администрация разработала и утвердила график обязательных проверок всех энергоемких предприятий.

 

При этом энергоаудит должен быть обязательно совмещен с финансовым аудитом, ибо будут видны «Черные дыры», через которые утекают на ветер или в канализацию вполне приличные суммы, затрачиваемые на оплату энергоносителей, а то, что с неплатежами в электроэнергетике будет скоро покончено, - факт.

 

Неплохую службу в этом вопросе могут сыграть и применяемые на ряде энергосбытовых предприятий автоматические системы подключения потребителей с предоплатой - типа телефонных карт

 

Аудит не самоцель, а обоснование первоочередных задач, требующих инвестиций и условий, при которых вложение средств будет выгодно и предприятию, и инвестору. Полноценный аудит требует массового оснащения потребителей приборами учета, которые могут не просто продаваться заказчику, а поставляться ему в аренду по лизинговым и другим схемам с взаиморасчетом в счет экономичности излишне проплачиваемых средств за энергоносители.

 

Второй - ввести реальную конкуренцию в энергетическом секторе. Конкуренция не есть средство удешевления производимого товара. Конкуренция заставляет снижать посреднические издержки и повышать количество предоставляемых услуг.

 

Поэтому не реструктуризация РАО «ЕЭС России» с созданием т.н. независимых генерирующих компаний (они, действующие на едином ФОРЭМе, допишутся м. собой в силу своих корпоративных интересов), а реальная конкуренция централизованных и децентрализованных автономных систем энерго-, и особенно, теплоснабжения позволит снизить эти «накрутки» и при реальном увеличении цен на энергоносители - сократить дополнительные издержки для потребителей. Кроме того, немаловажен и социально-психологический эффект, когда независимый энергопроизводитель будет больше вписан в структуру потребителя, чем в систему АО-энерго. И он будет работать не по системе продажи товара, а по системе предоставления энергетических услуг на условиях заказчика-потребителя, а не монополиста энергосистемы.

 

Малый бизнес в электроэнергетике быстрее освоит производство и поставку заказчику не только традиционных энергоустановок малой мощности, но и принципиально новых автономных источников (в том числе возобновляемым), - малых энергоемких аккумуляторов, топливных элементов, химических источников тока и т.п.) встраиваемых в производство конечного продукта или обеспечивающих энергетическими ресурсами бытовую аппаратуру производства, доля которой в объеме энергетических услуг будет возрастать.

 

Третий совет - содействовать расширению ассортимента энергетических услуг и приборов бытового и производственного назначения, использование которых повысит эффективность этих услуг.

 

Примеров могут служить новые световые элементы - не просто энергоэффективные лампочки, обеспечивающие тот же световой поток при меньших затратах энергии, а гибкие световые кабели, позволяющие создавать новые световые эффекты. В промышленности - это более эффективные импульсные системы обработки материалов. На внутреннем транспорте - электрокары. Огромна емкость российского рынка новых электроприборов в жилищно-коммунальной сфере: импульсные нагреватели и климатические установки, медицинские приборы (типа люстр Чижевского) и аудио-, видеотехника, теплые полы и стены и многое другое.

 

Главное - не экономия энергии как самоцель. Эффективность энергетики означает больше услуг при относительно меньших расходах на различные энергоносители.

 

Источник: http://www.ecoenergy.ru

 



Виступ глави української делегац. Глава 10. Google отправит уголь на свалку. Украину ожидает коллапс экономик.

На главную  Энергоэффективность 





0.0049
 
Яндекс.Метрика