Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергоэффективность 

ЕБРР инвестирует более полумилли

- Охарактеризуйте макроэкономическую ситуацию в Украине.

 

- Наблюдаемое сейчас непростое состояние экономики Украины формировалась под воздействием нескольких факторов. Это и повышение цен на энергоносители, и снижение украинского экспорта, и проблемы в сельском хозяйстве, удельный вес которого в экспорте велик. Но недостоверность статистической информации не позволяет адекватно воспринимать и анализировать вашу экономическую ситуацию.

 

- Сама методика хромает?

 

- Не совсем так. Приведу один из примеров. По ряду направлений предпринимательской деятельности (те же СЭЗы) под видом одних товаров проходили другие. Существовали длинные цепочки посреднических фирм, раздувающих своим оборотом объемы рынка. С введением нового налогового законодательства много таких схем перестало существовать, и статистика объемов торговли изменилась. Насколько изменилась реальная картина товарных потоков, определить сейчас тоже не представляется возможным, так как серый импорт продолжает существовать. Но правила хозяйствования уже другие, и соответственно становится невозможным прямое сравнение экономики 2004-го и 2005 года.

 

Понятно, что рост ВВП замедлился. первопричины - снижение инвестиционной активности, и в первую очередь отечественного частного капитала. После оранжевой революции долго было непонятно, как изменится режим хозяйственной деятельности. Большинство крупных ФПГ пытались, по крайней мере, сохранить имеющийся бизнес - разговор о вкладывании денег в новые направления не шел вообще. Общая нестабильность привела к тому, что решения об инвестициях были отложены. государственная инвестиционная программа практически свернулась. Причина - социальная ориентация госбюджета. В прошлом году таких крупных проектов, как в 2004-м (автобан Киев - Одесса, завершение строительства двух энергоблоков на атомных станциях в Ровно и Хмельницком) уже не было.

 

- Картина вырисовывается не весьма радужная...

 

- Ситуация не является трагической. По всей видимости, декларируемый ранее уровень роста ВВП (10%) и выше основывался на искаженных данных. Допустим, что он был более или менее близким к этой величине. В таком случае было понятно, что поддерживать столь высокие темпы роста в долгосрочной перспективе не реально. Да, сейчас все пишут об абсолютном спаде. Но гораздо важнее оценивать не абсолютные величины, на структурные изменения в экономике. Именно они являются ключевыми факторами, которые станут либо тормозом, либо ускорителем экономики.

 

- Можно назвать эти факторы?

 

- Я говорю о системе тарифов на энергоносители, вмешательстве государства в ценовую политику в различных сферах и о налоговой политике, которая когда-нибудь должна перерасти из фискальной в стимулирующую. И конечно, необходима приватизация в энергетике. Это даст стимул частному капиталу внедрять энергосберегающие технологии. Энергетика - это ключ к экономике.

 

- Вы можете спрогнозировать какие-то структурные изменения?

 

- До формирования нового правительства я бы не взялся этого делать. все - таки вполне возможно, что видение путей развития страны у тех политических сил, которые придут к власти в марте, будет радикально отличаться.

 

- Повлияла ли ситуация в Украине на проекты ЕБРР?

 

- Общий спад ВВП не обязательно означает, что все отрасли экономики проблемные. Легкая, пищевая, перерабатывающая промышленности продолжают расти высокими темпами. Розничная торговля, операции с недвижимостью и финансовый сектор - тоже. 2005 год оказался на удивление успешным для ЕБРР в Украине. Мы удвоили финансирование, несмотря на сложную политическую и макроэкономическую ситуацию. Общий объем инвестиций составил 529 млн. евро. Из них - 140 млн. евро - под гарантии государства.

 

- Наверное, могли бы дать и больше денег?

 

- Да. Программа сотрудничества ЕБРР и Украины на 2005-2006 годы предусматривает выделение 360 млн. евро. Мы, однако, можем делать гораздо больше, если появится принцип. возможность осуществлять больше муниципальных и инфраструктурных проектов без привлечения государственной гарантии. Первый подобный проект сейчас осуществляется в Днепропетровске, хотя в ряде других городов на востоке и юге Украины подобные проекты пришлось отложить. Дело в том, что муниципальные гарантии не являются достаточными для ЕБРР. Да и Министерство финансов тоже не готово рассматривать использование госгарантий под такие проекты.

 

- ВР прокатила часть ваших предложений и не предоставила гарантии...

 

- Проблемы с гарантиями возникают часто. Это связано с тем, что процедура согласования в Украине самая замысловатая в мире - более 20 этапов! Я понимаю, законодатели подстраховались, чтобы не повторять горький опыт, когда госгарантии раздавались определенным структурам, которые и не собирались возвращать средства. Но, кажется, в этот раз перестарались. Сейчас у нас возникла задержка с ратификацией соглашения с Укрзалізницею. Причина - политическая обстановка (напряженность на фоне газового кризиса в треугольнике президент-парламент-правительство).

 

но скоро проект будет предоставлен депутатам на повторное рассмотрение.

 

- Планируете успеть с ратификацией госгарантий так же до выборов?

 

- Надеемся. И не только по Укрзалізниці, но и по проекту УкрЭско-2 (самая крупная сервисная компания по энергосбережению. - Ред.).

 

- Расскажите о последнем проекте подробнее, пожалуйста.

 

- Это ЗАО со значительной долей государственного участия основано по инициативе Украины, ЕС и ЕБРР в 1998 году.

 

Оно производит бесплатный энергетический аудит предприятия, затем по его результатам дает рекомендации по инвестициям в энергосберегающие технологии. И, собственно, внедряет эти технологии. Их перечень широкий: использование биомассы, установка новых систем когенерации (выработка одновременно электрической и тепловой энергии. - Авт.), применение теплоизоляций, ремонт котельных и т.д. Всего компанией подготовлено 19 проектов по всей стране. Я не сомневаюсь, что депутаты проголосуют за этот проект.

 

- Вы так легко доверяете деньги госструктурам? кому она подчиняется?

 

- Комитету по энергосбережению при Кабмине. Мы полностью контролируем цикл закупок и использования денег. ожидает ратификации ВР так же один проект то энергосбережению и обеспечению энергостабильности страны.

 

Это высоковольтная линия электропередач Усатово-Аджалык в Одесской области. Задача новой линии - уменьшить потери и обеспечить стабильности пост * электроэнергии в Одесской области.

 

- В какие новые проекты последуют мощные кредитные вливания в текущем году?

 

- Вам оглашу впервые. Этот год делаем упор на металлургическую промышленность. Первые проекты в металлургическом секторе были осуществлены нашим банком с компанией Истил (два проекта на сумму $55 млн.). Сейчас собственники других металлургических предприятий выходят из тени, проводят международный аудит, раскрывают структуру собственности. Поэтому у нас появилась принцип. возможность активно работать в этом секторе.

 

- Назовете эти предприятия?

 

- Пока не могу, так как клиент не желает разглашения информации на данном этапе.

 

А мы, как банк, связаны с ним договорными обязательствами. Скажу лишь, что это крупный проект на сумму около $400 млн.

 

- Это предприятие находится в Донецком регионе?

 

- Нет. Но принадлежит одной из крупных промышленных групп. В наших ближайших планах также долгосрочная программа на $200 млн., связанная с приватизацией другого металлургического предприятия - по финансированию его модернизации.

 

- Неужели структура собственности и финансовые потоки их так прозрачны, что вы соглашаетесь сотрудничать?

 

- В целом по отрасли есть большие перепады. Но теперь собственники находятся в иных рыночных отношениях - раньше они сидели и радовались своим счетам в Швейцарии, а теперь с этими деньгами нужно что-то делать - либо инвестировать, либо терять свои активы.

 

- А вы не боитесь, что эти предприятия находятся в зоне политического риска? Глядишь, снова какая-нибудь власть возьмется возвращать собственность?

 

- Политический риск существует, его крайне не желательно недооценивать. Вообще реприватизация - уникальное явление, борьба двух противоположностей.

 

С одной стороны, святость частной собственности, с другой - принцип социальной справедливости. И при разных исторических обстоятельствах порой невозможно руководствоваться только одним из них. Но мы оцениваем риски и принимаем разумный компромисс.

 

- Не считаете ли Вы, что неназванные вами прозрачные предприятия, кроме получения финансирования, так же стремятся снизить свои политические риски за счет участия в их проектах капитала ЕБРР?

 

- Безусловно, это так. Поэтому мы весьма осторожно идем на такое сотрудничество, проверяя своих партнеров. все - таки участие ЕБРР, это не только наши обязательства по финансированию, но и обязательства собственников двигаться дальше в сторону прозрачности бизнеса.

 

- Недавно международные рейтинговые агентства понизили, или поставили на пересмотр рейтинги Украины. Не изменилась ли в связи с этим стоимость займов вашим клиентам?

 

- Нет. В госсекторе у нас фиксированная стоимость - Libor+1% (под госгарантии). В качестве примера, деньги на автобан Киев - Одесса, которые брались у немецких коммерческих банков, обошлись Минтрансу в среднем по 8% годовых. Ну, а в частном секторе мы следуем за рынком. Там наблюдается тенденция спада маржи при долгосрочном финансировании. Это объясняется интересом иностранных банков к Украине и их желанием финансировать тут голубые фишки (самые ликвидные предприятия на фондовом рынке. - Ред.).

 

- А все же, какая стоимость денег для частного капитала?

 

- Для крупных предприятий Libor+3-3,5%. Может быть и +4,5%-5%. Все зависит от структуры кредита, типа финансирования, срока, рисков, залога, суммы и т.д.

 

- Приход каких крупных финансовых игроков можно ожидать в ближайшее время в Украине?

 

- Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Это банк Европейского Союза, по функциям схожий с ЕБРР, но его действие распространяется только на ЕС, и входящие в зону интересов соседние страны.

 

Он финансирует проекты только в госсекторе и на данный момент реализация таких проектов намечается в Беларуси, Молдове и Украине, на что будет выделено 500 млн. евро. Фактически все деньги будут использованы в Украине.

 

У ЕИБ нет в этих странах своей инфраструктуры и опыта работы, поэтому он будет работать через нас. Ну, а нам Украина уже понятная страна.

 

Наиболее известные последние проекты ЕБРР: 20 млн. евро выделено городу Днепропетровску для систем водоочистных сооружений; 100 млн. евро Минтрансу на строительство автобана Киев - Чоп; 20 млн. евро Укрречфлоту на постройку в Николаеве пяти грузовых кораблей; 30 млн. евро Ильичевскому маслоэкстракционному заводу.

 

Персона : Камен Захариев,

 

директор ЕБРР в Украине. Уроженец Болгарии. Имеет 11-летний опыт работы в управлении проектами во всех странах, в которых ЕБРР ведет свою деятельность. Получил докторскую степень по международному праву в Академии Наук в Берлине, степень по международному праву в Московском институте международных отношений. Является автором ряда публикаций по общественному международному праву, банковскому делу и финансам на немецком и английском языках.

 

Источник: http://rus.istil.com.ua

 



Мир без нефти. В тупике бюрократических проволо. Цены на газ станут поднебесными. Россия безбедно проживет без неф.

На главную  Энергоэффективность 





0.0065
 
Яндекс.Метрика