Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Реформа ЖКХ и регуляторная полит

П.Амброзевич: Давайте обратимся к сверхактуальной проблеме прозрачности тарифов. Речь идет о том, что все законы, в том числе и Закон «О жилищно-коммунальных услугах», пишут о прозрачности не только размера тарифа, но и его структуры. Информации же о структуре тарифа ни один потребитель в Украине так же не видел. Я убежден, что на данный момент потребителя не столько волнует размер тарифа, сколько четкие сведения о том, а за что он, собственно, платит. Антимонопольный комитет уже не один год пытается озвучить на всех уровнях эту проблему. Тщетно. И Киевской горгосадминистрации мы давали рекомендации на этот счет. В статьях 6 и 7 закона об услугах ЖКХ на органы местного самоуправления возложены обязанности не только определять и разрабатывать порядок установления и расчета тарифов, но и контролировать их прозрачность и структуру. Ничего подобного в стране просто нет. И Киевская администрация должна была разработать такой порядок и обеспечить прозрачность цикла. Конечно, если мы будем говорить о бабе Мане, то она, возможно, и не разберется в этих схемах и механизмах. А вот правление ОСМД, наняв профессионального юриста и экономиста, разберется. К тому же статья 4 Закона «О естественных монополиях» предусматривает, что объединения граждан имеют право контролировать субъектов естественных монополий, а органы регулирования должны им в этом способствовать. Но эта норма тоже не действует. Хотя бы потому, что наша уважаемая НКРЭ такую про­цедуру не разработала.

 

С.Дунайло: По поводу структуры и прозрачности тарифа. Ну невозможно на данный момент, чтобы НКРЭ развернула на своем сайте или сайте столичной администрации эту структуру. Ее, официально и законодательно утвержденной, просто не существует. на данный момент мы, грубо говоря, проигрываем все суды. Директор предприятия пишет на документе ДСК и закон охраняет право собственности. на данный момент мы можем показывать только общие затраты. Со своей стороны мы внесли много собственных предложений в разрабатываемые законопроекты. Мы убеждены, что на данный момент крайне необходимо переходить на новые методы регулирования тарифной политики. Исходя из инвестиционной составляющей, и нормы прибыли на инвестированный капитал и т.д. То, что, собственно, уже и делают пять наших приватизированных стратегическим инвестором облэнерго. Постановления правительства на этот счет есть и действуют. Просто их надо распространить на всех. Тем самым компании стимулируются на уменьшение затрат. есть даже такое понятие, как стимулирующее регулирование.

 

А.Кучеренко: Уточните , почему до сих пор именно в этих облэнерго 20% потерь?

 

С.Дунайло: на данный момент сверхнормативные потери там составляют 1,8%. А нормативные, которые зависят от оборудования, сетей на уровне 10—12%. Это средняя цифра по Украине. У приватизированных облэнерго эти нормативы так же ниже. Поэтому я вам скажу, что НКРЭ не просто сидит и устанавливает высокие тарифы, которыми народ привык возмущаться. Мы выпустили, на мой взгляд, абсолютно полную собственную нормативную базу, которая четко определяет порядок установления тарифов на все виды услуг, которые НКРЭ на данный момент регулирует, начиная от производства тепловой энергии и заканчивая поставкой газа. Конечно, есть некоторые изъяны. Но это связано с тем, что целый ряд элементов тарифов на на данный моментшний день мы не регулируем.

 

«ЗН»: Вам не кажется, что для регулирования тарифов ЖКХ все-таки нужно создать отдельный орган?

 

С.Дунайло: Такой отдельный орган просто необходим. И я скажу почему. После того как начали звучать предложения передать все это хозяйство НКРЭ, мы изучили опыт десятков стран. Единый орган регулирует все сразу только в странах, где численность населения не превышает 10 миллионов человек. А в Румынии, к примеру, где живет 22 млн., тарифную политику регулируют отдельные органы. Отдельно по газу, отдельно по энергии. В малонаселенной же Армении — один орган. Вот почему, скажем, эта страна успешно осуществляет реформы в этой отрасли. Один пример. В этой стране было 150 водоканалов, сделали пять, централизовали и передали иностранным инвесторам. Проблем нет. Армяне уже вообще не знают, что такое не платить за услуги. Но что такое армянский регулятор? на данный момент решение комиссии Армении не подвергается сомнению даже судом. Все, что издала комиссия-регулятор, имеет силу закона.

 

А.Кучеренко: Я убежден, что если мы все-таки решимся отдавать предприятия ЖКХ в концессию, то в крупных городах их быстро разберут за долги, за что угодно. Понятно, что придет частник. Да, он будет заботиться. Но первое, что он станет делать, это «вышибать» деньги с населения. Для рынка, в принципе, это нормально. Мы негромко это говорим, так как понимаем, что иного не будет. Но есть так же и второе. Частник будет стремиться окупить свои инвестиции, возможно, и дутые, также за счет потребителя. и у нас возникает необходимость в быстром регуляторе. Запаса времени просто нет. И наша логика в том, что именно у НКРЭ есть методология, традиции. Поэтому, если принимается политическое решение, то, грубо говоря, за полгода можно на вашей базе создать полноценный работающий орган.

 

С.Дунайло: Я согласен с вами в одном, что все нужно делать быстро. Но я должен поддержать коллегу из Центра Разумкова. на данный момент действительно каждый для себя должен уяснить, что такое жилищно-коммунальная услуга. Это все - таки не только тепло, холодная и горячая вода. на данный момент это еще и ЖЭКи. Возьмите то же холодное водоснабжение. Это забор воды, очистка, транспортировка и сбыт. Абсолютно другая технология. Действительно, в какой момент она товар, а в какой услуга, одному богу известно. В законах также нет такого понятия, как горячая вода.

 

И вообще, на данный момент в Украине ценовой политикой занимаются около 12 тыс. человек. Десятки инстанций. Помимо 200 теплокоммунэнерго, около 27 тыс. котельных. Из них только треть объединена в теплокоммунэнерго. Остальные самостоятельно продают энергию населению.

 

С.Гаврилюк: Мы как раз подошли к тому, что я хотела сказать, но не успела. Надо понимать, что на на данный моментшний день есть четыре естественных монополии, три из которых регулирует НКРЭ. Если четко установить, что централизованное теплоснабжение — это более 50 Гкал и его регулирует НКРЭ, а менее 50 — местные советы, но по одинаковой методике НКРЭ, то меньше было бы вопросов.

 

С.Гриневецкий: Для меня так же одна проблема в реформировании ЖКХ является ключевой. Одесса, к примеру, со скоростью света застраивается. А сети остаются старые, как и их мощности. Ни одной новой электроподстанции я в городе так же не увидел. НКРЭ как-то влияет на эти вопросы через облэнерго, которые выдают разрешения и техусловия на застройку?

 

С.Дунайло: На на данный моментшний день вопросы развития сетей энергетической системы в компетенции энергокомпаний. но я вам скажу, что грош стоимость таким облэнерго, которые не в состоянии планировать свое собственное развитие. Только столице необходимо на данный момент дополнительно семь подстанций. Это разве хозяйствование.

 

С.Гриневецкий: Есть так же один интересный момент, по поводу ценовой политики. Я специально взял Конституцию. Статья 116 прямого действия, в ней сказано, что Кабмин обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики. Это функции Кабмина, как и его ответственность.

 

Кстати, может быть, представитель НКРЕ объяснит, почему я как потребитель плачу за услуги ЖКХ так же и НДС? По закону об НДС физическое лицо не является плательщиком этого налога. Но с меня берут и никто не возвращает.

 

С.Дунайло: Я вам скажу одно, что наша комиссия устанавливает тарифы без учета НДС. В том числе и для населения. А НДС уже добавляется, естественно, по закону.

 

С.Гриневецкий: на данный момент реформирование ЖКХ сводится преимущественно к рефор­мированию тарифов. Мы стали свидетелями излишней политизации
проблемы. В то же время суть проблемы четко раскрыл, кстати, на страницах «Зеркала недели» Сергей Рахманин в аналитической статье «Вне закона» (ст. 144 Конституции Украины). Дошло до того, что ряд областных советов перебирают на себя делегированные областным госадминистрациям полномочия. Если бы статья 144 Конституции была рабочей, то губернаторы могли бы отменить незаконные решения местного самоуправления и обращаться в суд. Удивляет также отсутствие реакции со стороны местных прокуратур.

 

Серьезными противоречиями законодательства являются нормы, заложенные в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах». В частности, закон определяет, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются органами местного самоуправления на уровне экономически обоснованных. В случае установления тарифов на ЖКУ ниже уровня экономически обоснованных этот орган должен предусмотреть дотацию на покрытие разницы между установленными тарифами и их фактическим размером.

 

Первое противоречие: орган местного самоуправления — это городской совет, его исполнительные органы, и районные и областные советы. В соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» исполнительные органы советов наделены полномочиями устанавливать и согласовывать тарифы на услуги ЖКХ. А в соответствии с тем же Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» и Бюджетным кодексом Украины, правом выделять дотацию, т.е. распоряжаться бюджетом обладает исключительно совет, и решения как по утверждению, так и по внесению изменений в бюджет принимаются исключительно на пленарных заседаниях совета. Получается, что исполнительный комитет как орган, устанавливающий тарифы, должен обладать и правом возмещать разницу в случае установления тарифов на уровне, ниже экономически обоснованного. На практике же получается, что он ставит совет перед фактом необходимости выделения дотаций из бюджета, т.е. вмешивается в бюджетный цикл.

 

Для устранения этого противоречия необходимо в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» четко разграничить полномочия местных советов и его исполнительных органов, а в Законе Украины «О местном самоуправлении в Укра­ине» вопросы тарифной политики отнести к полномочиям местных советов.

 

Второе противоречие, вернее несбалансированность законодательства: доходы и расходы всех уровней бюджетов определены Бюджетным кодексом Украины в 2001 году, а Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» принят в 2004 году и определяет дополнительные расходы местных бюджетов — покрытие разницы м. установленными тарифами и их фактическим размером. но после принятия Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» не были внесены изменения в Бюджетный кодекс Украины с целью определения источников доходов местных бюджетов, которые бы позволили им реализовать вышеуказанные полномочия.

 

Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» определено, что исполнителя жилищно-коммунальных услуг определяет орган местного самоуправления дома, но ст. 29 этого же закона определяет, что исполнителем услуг в многоквартирном доме является балансодержатель жилого дома. Во-первых, в связи с тем, что порядка 80% жилого фонда страны приватизировано и находится в частной собственности, понятие балансодержателя должно быть исключено из отечественной нормативно-законодательной терминологии, так как собственниками жилого фонда являются физические лица.

 

Во-вторых, ст. 29 закона противоречит Конституции Украины в части гарантии равных прав всем гражданам Украины независимо от места проживания (в нашем случае дискриминация именно по месту проживания — в частном (одноквартирном) доме или в многоквартирном). Кроме того, такая норма закона ставит добросовестных потребителей услуг в зависимость от недобросовестных, усложняет личный контроль со стороны потребителя за качеством предоставляемых услуг.

 

И самым главным моментом в определении исполнителя услуг является то, что четко не установлено, какой из органов местного самоуправления определяет такого исполнителя. Кроме того, в соответствии с Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» исполнителя жилищно-коммунальных услуг определяет орган местного самоуправления. но в соответствии с Порядком определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг в жилом фонде, утвержденном приказом Госу­дарственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства №60 от 25.04.2005 года, исполнителей жилищно-коммунальных услуг определяют органы местного самоуправления только в том случае, если собственник(и) не желает определять их самостоятельно. Нормы указанного порядка имеют ряд противоречий с действующим законом.

 

Во-первых, порядок должен определять процедуру реализации норм закона, но не дополнять и изменять их, как в нашем случае — предоставление права собственникам жилого фонда самостоятельно определять исполнителей является именно дополнени­ем норм закона. Во-вторых, Порядок не охватывает все жилищно-коммунальные услуги, а только некоторые. Например, остается открытым вопрос с порядком определения исполнителя услуг по электро-, газоснабжению и вывозу твердых бытовых отходов.

 

Еще одна проблема — это синхронизация пересмотра тарифов. Во-первых, необходимо вывести утверждение и согласование тарифов из регуляторной процедуры, так как указанный цикл не определяет, кто с кем вступит в хозяйственные отношения, а является всего лишь одним из условий договора. Во-вторых, необходимо на законодательном уровне обязать органы местного самоуправления пересматривать тарифы на услуги ЖКХ сразу же после изменения любого из них. Например, при изменении тарифов на электроэнергию необходимо пересматривать все остальные тарифы, в состав которых входит электроэнергия.

 

Значительных изменений требует законодательство, регламентирующее деятельность объединений совладельцев многоквартирных домов. А именно: действующий закон не предусматривает принцип. возможность контроля местными советами и их исполнительными органами деятельности ОСМД в части качества содержания домов, протекции интересов членов объединений, которые не в состоянии отстоять свои законные интересы в связи с тем, что оказываются в меньшинстве, и т.д. Подобный контроль необходим, так как местные советы и их исполнительные органы должны защищать интересы всех членов территориальной общины, а не только живущих в домах коммунальной собственности.

 

Г.Семчук: Давайте подведем некоторые итоги. На на данный моментшний день правительство довольно серьезно подходит к реформе ЖКХ. Премьер пошел даже на создание отдельного министерства. Это раз. Что касается распределения выделенных для ЖКХ пяти миллиардов. Мы расписали порядок освоения этих средств. Прежде всего деньги пойдут на реконструкцию и строительство объектов, которые должны снижать потери энергии. Области сейчас защищают свои планы. Это сотни объектов. В цикле примут участие и местные бюджеты. Мы не будем проедать, мы будем реформировать. Часть средств уйдет на аварийные ситуации, часть — на кредиты, чтобы увеличить ресурс. Т.е. на первом этапе мы хотим ликвидировать аварийность и остановить старение и разрушение объектов ЖКХ. Эксперты подсчитали, что на реконструкцию только водопроводных сетей Украины и канализации необходимо до 14 млрд. долл. К чему веду? Чтобы не спрашивали, когда закончится реформа. Никогда. Во Франции принята программа реформирования ЖКХ на 100 лет.

 

«ЗН»: Не закончится ли реформа ЖКХ банальным разделением министерств?

 

Г.Семчук: Скажу вам честно, при мне это уже шестая реорганизация. Это, конечно, никуда не годится. Мы растеряли кадры, людей. Вот на данный момент мы работаем, а завтра не знаем, где будем… Но я так же раз повторю: для того чтобы начать реформирование, нужно не только совершенствовать законы, но и действительно проявить политическую волю.

 

Е.Гаврилюк: В завершение дискуссии должен напомнить, что первыми, кто задумался о единой тарифной политике в государст­ве, были французы. Первым государственным деятелем, всерьез озаботившимся тарифной политикой именно в этом направлении, стал Арман Жан дю Плесси, более известный под именем кардинала Ришелье.

 

В эпоху Оливера Кромвеля в Англии настало время тарифа транспортного. В интересах прежде всего политики внешней. Этот период экономической истории Великобритании получил нарицательное название «Эпоха «Навигационных актов». Первый из них (1650 года) был скорее декларацией политических намерений в отношении Голландии, а второй (165 — иного свойства. Тариф на морские перевозки становился весьма эффективным инструментом «к благоденствию и безопасности нашей республики», как было сказано в тексте этого закона.

 

Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее председателем Совета министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы ХІХ ст. книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на шесть языков. Смысл принципов в следующем:

 

Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.

 

Тарифы должныбыть явными. То есть их крайне не желательно скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.

 

Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка.

 

Тарифы не могут решить всех проблем протекции собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должныбыть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».

 

Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.

 

Государственный тариф должен иметь силу закона.

 

Все выше названные принципы актуальны и на данный момент. Тем более в контексте реформирования ЖКХ.

 

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, стали известны промежу­точные результаты проверок, которые Генеральная прокуратура Украины про­водит на предмет соблюдения законов об обеспечении госполитики в сфе­ре жилищно­коммунальных услуг.

 

Как сообщила в четверг пресс­служба Генпрокуратуры, сотрудниками прокуратуры выявлены множественные нарушения, которые допускали органы местного самоуправления и коммунальные предприятия, что при­водило к неправомерному и необоснованному повышению тарифов.

 

Рост тарифов нередко обусловлен злоупотреблениями служащих коммунальных предприятий. Также широко распространилась практика установления тарифов без учета уровня социально­экономического развития региона. Формирование тарифов происходит без глубокого анализа уровня экономически обоснованных расходов на их производство или вообще включая расходы, не предусмотренные законодательством. По выявленным фактам прокурорами возбуждены уголовные дела. Следствие продолжается.

 

Участниками круглого стола в «ЗН» были: заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Григорий Семчук, начальник первого управления исследований и расследований АМКУ Петр Амброзевич и представлявший Национальную комиссию регулирования электроэнергетики Сергей Дунайло. В круглом столе также участвовали: народный депутат Украины, председатель парламентского подкомитета по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко (который до расформирования Госкомитета по вопросам ЖКХ возглавлял этот госорган), соинициатор проведения круглого стола, депутат Одесского облсовета, эксгубернатор Одесщины Сергей Гриневецкий, мэр города Котовска (Одесская область) Анатолий Иванов, депутат Киевгорсовета, член постоянной комиссии по вопросам ЖКХ и ТЭК Александр Клюс; эксперт Центра им.А.Разумкова Елена Гаврилюк, глава всеукраинской ассоциации «Укржилэксплуатация» Александр Белянский.

 

Ведущий эксперт Центра им. А.Разумкова Елена Гаврилюк напомнила, что первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее председателем Совета министров Российской империи. Именно он написал в 80е годы ХІХ ст. книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на шесть языков. Смысл принципов состоит в следующем:

 

«Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум на срок окупаемости вложенного капитала.

 

Тарифы должныбыть явными. То есть их крайне не желательно скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.

 

Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка.

 

Тарифы не могут решить всех проблем протекции собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должныбыть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».

 

Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.

 

Государственный тариф должен иметь силу закона».

 

Проведение круглого стола в редакции «ЗН» на тему реформирования ЖКХ и регуляторной политики — это далеко не первое и, видимо, не последнее обращение еженедельника к этой теме. Из последних статей на эту тему можем назвать материалы Алексея Кучеренко «Кризис тарифного популизма…» (ЗН», №40 от 21 октября 2006 года), Александра Сергиенко «Жилищнокоммунальная катастрофа» («ЗН», №50 от 30 декабря 2006 года), Ганны Лютой «Десять дискуссионных аргументов реформирования ЖКХ» («ЗН», №3 от 27 января 2007 года), Аллы Еременко «ЖКХнулось и так же отзовется…» («ЗН» №45 от 25 ноября 2006 года), Инны Ведерниковой «Тарифный апперкот» (ЗН», №7 от 24 февраля 2007 года»), и серию материалов наших региональных корреспондентов о тарифах в различных городах и областях Украины.

 

Источник: http://www.zn.ua

 



Энергетика и энергоресурсы. Конференция "Биотопливо". ЧТО ЗА ПОГОДА В ДОМЕ. Построение информационной системы контроля и учёта энергоресурсов промышленного предприятия.

На главную  Твердое топливо 





0.0041
 
Яндекс.Метрика