Джеймс Уильямс
Введение
Цены на сырую нефть ведут себя так же, как и цены на другие сырьевые товары: со значительными ценовыми скачками в периоды дефицита пост * или наоборот, избытка.
Нестабильность цен на сырую нефть может длиться несколько лет, в зависимости от колебания спроса на топливо, а так же от квот на производство нефти как независимыми производителями, так и странами организации ОПЕК.
Цены американской нефтяной промышленности строго регулировались путем контроля производства и ценовой политики большую часть ХХ века. В период после Второй Мировой войны средняя стоимость на сырую нефть составляла 20.94 доллара за баррель с учетом инфляции 2004 года. В отсутствие ценового контроля стоимость нефти в США могла бы вызвать рост цен мирового нефтяного рынка примерно до 22.86 долл. За этот же послевоенный период среднее суммарное значение внутрирыночной цены на нефть и мировой цены составляло17 долл. с учетом инфляции 2004 года. Это значит, что только половину времени в период с 1947 по 2004 год цены на нефть превышали рубеж в 17.18 долл. за баррель.
Вплоть до 28 марта 2000 г. принятие цены нефтяной корзины ОПЕК в 22-28 долл. цены на нефть лишь раз переступили рубеж в 23 долл. за баррель в ответ на конфликт на Ближнем Востоке.
«Наиболее перспективный подход»
Наиболее перспективный подход выглядит именно так. С 1869 года американская стоимость на нефть с учетом инфляции составляла около 18.59 долл. за баррель, в то время как на мировом рынке нефть стоила 19.41 долл. за баррель.
Половину этого периода внутрирыночные цены в США и мировые цены были ниже отметки в 15.17 долл. за баррель.
Если история перспективного подхода может служить ориентиром, то сектору нефтедобычи следовало структурировать свой бизнес, чтобы иметь принцип. возможность работать с прибылью, составляющей меньше 15.17 долл. за баррель в течение четверти века.
Задержки пост * нефти с Ближнего Востока.
Война Йом-Киппур – арабское нефтяное эмбарго.
В 1972 году стоимость сырой нефти составляла примерно 3 долл. за баррель, а к концу 1074 года стоимость нефти увеличилась более чем вчетверо и установилась выше отметки в 12 долларов. Война Йом-Киппур (нападение произошло в День искупления, священный
день еврейского календаря), началась с нападения Сирии и Египта на Израиль 5 октября 1973г. США и многие западные страны оказали значительную поддержку Израилю, в результате которой несколько арабских стран-экспортёров нефти наложили эмбарго на страны, поддержавшие Израиль. Эти страны сократили производство нефти на 5 млн. баррелей в сутки (б/с), около 1 млн. б/с было восполнено путем увеличения производства в других странах. Чистый убыток 4 млн. б/с продолжался до марта 1974 года, и составил 7 процентов производства стран «свободного мира».
Если бы было какое-то сомнение в том, что право контролировать цены на сырье перешла от США к ОПЕК, оно бы исчезло после установления Арабского Эмбарго. Крайняя чувствительность цен к сокращению пост * стала слишком очевидной, когда цены выросли на 400 процентов всего за 6 месяцев.
С 1974 по 1978 гг. мировые цены на нефть были относительно стабильными, колеблясь в пределах от 12.21 до 13.55 долл. за баррель. С учетом инфляции, стоимость того периода демонстрировала незначительное снижение.
Кризис в Иране и Ираке.
События Иране и Ираке привели к последующему росту цен на нефть в 1979 и 1980 гг. Революция в Иране стала причиной убытка в 2- млн. б/с в ноябре 1978 и в июне 1979.
В какой-то момент производство было фактически прекращено.
Ирак вторгся в Иран в сентябре 1980 года, и к ноябрю совокупное производство обеих стран составляло лишь 1 миллион баррелей в сутки, это на 6.5 миллиона б/с меньше, чем годом ранее. Мировой объем добычи нефти был на 10 процентов ниже, чем в 1979 году.
В результате революции в Иране и Иранско-Иракской войны цены на нефть выросли более чем в два раза с 14 долл. в 1979 г. до 35 долл. в 1981 г. Сейчас, фактически полвека спустя, добыча нефти в Иране составляет лишь две трети от уровня, достигнутого во времена правления Иранского шаха Реза Палави.
Неудачные попытки ОПЕК регулировать цены на нефть
Организации ОПЕК редко удавалось повлиять на нефтяные цены. Будучи довольно популярным и имея достаточный вес в индустрии, ОПЕК не удовлетворял определению картеля. Одним из основных требований к картелю является механизм принуждения к увеличению производственных квот членов организации. В период стремительного роста цен (с 1979 по 198 министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Ахмед Ямани несколько раз предупреждал других членов ОПЕК, что высокая стоимость топлива приведет к спаду спроса. Его предостережения остались без внимания.
Взлетевшие цены на нефть стали причиной таких действий со стороны потребителей, как лучшая теплоизоляция как в новых, так и старых домах, большая энергетическая продуктивность промышленных циклов, и производство автомобилей с большим пробегом. Эти факторы наряду с глобальным экономическим кризисом вызвали спад спроса на нефть, который неизбежно привел к спаду цен на нефть.
К несчастью для ОПЕК, из всех этих факторов только глобальный экономический кризис был временным. Никто не спешил демонтировать изоляционные материалы в своих домах или закрывать энергетически эффективные (и рациональные) заводы и оборудование – самый массовый «ответ» на высокие сырьевые цены в конце 70-х годов стал носить непрерывный характер и не мог реагировать на пониженные цены или повышенный спрос на нефть.
Возросшие цены также привели к увеличенным объемам разведки и добычи нефти среди стран, не входящих в ОПЕК. С 1980 по 1986 добыча нефти в странах - нечленах ОПЕК увеличилась на 10 млн. баррелей в сутки. ОПЕК столкнулся с пониженным спросом и повышенными объемами пост * нефти вне организации.
С 1982 по 1985 организация ОПЕК попыталась установить довольно низкие производственные квоты с целью стабилизировать цены. Эти попытки опять оказались неудачными, так как некоторые члены картеля могли добывать нефть в объемах выше установленных квот. фактически весь этот период Саудовская Аравия играла роль стабилизирующего производителя, сокращая свою добычу, чтобы предотвратить резкое понижение цен. В августе 85-го саудовцам эта роль порядком надоела. Они сопоставили цены на свою нефть с ценами наличного рынка, и к началу 1986 года увеличили производство нефти от 2 млн. б/с до 5 млн. б/с. Нефтяные цены резко упали ниже отметки в 10 долл./баррель уже к середине 1986 года.
Установленная в декабре 86-ого года согласованная целевая стоимость на нефть ОПЕК в 18 долл./баррель резко упала к январю 1981 года, и оставалась низкой. В 1990 года стоимость сырой нефти подскочила из-за неопределенности, связанной с вторжением Ирака в Кувейт и последующей войной в Персидском заливе, но после войны цены стабильно понижались до тех пор, пока во время инфляции 1994 года контролируемые цены не достигли своего низшего уровня с 1973 года.
ОПЕК имел переменный успех в контролировании цен на сырье. Были и ошибки в выборе времени изменения квот, и обычные проблемы в поддержании производственной дисциплины среди стран-членов картеля.
далее круговорот цен пошел в обратную сторону. Экономика США была стабильной, в Тихоокеанском регионе обстановка была весьма неспокойной. С 1990 по 1997 мировое потребление нефти выросло на 6.2 миллиона б/с. Спрос на нефть азиатских стран составил 300 тысяч баррелей в сутки от этой цифры, он же вызвал очередной рост нефтяных цен, который усилился в 1997 году.
Рост цен на нефть прекратился фактически сразу, когда ОПЕК стал игнорировать ( а может, недооценивать) экономический кризис в Азии. В декабре 1997 года ОПЕК увеличил свою квоту на 2.5 миллиона б/с (на 10 процентов) до 27.5 млн. б/с. с января 1998 года. Быстрый рост азиатских экономик замедлился, и в 1998 году потребление нефти странами тихоокеанского региона понизилось до уровня 1982 г. Пониженный спрос и повышенный объем добычи странами ОПЕК вместе заставили цены спуститься. Видя это, ОПЕК сократила квоты на 1.25 миллиона б/с в апреле и на 1.335 миллиона в июле. стоимость продолжала падать до декабря 1998 года, но в начале 1999 года цены начали оправляться, и ОПЕК понизил квоты так же на 1.719 миллионов б/с в апреле 1999 г. Как обычно, не все квоты были соблюдены, но в период с начала 1999 года до середины добыча ОПЕК упала на 3 миллиона б/с, но была достаточной, чтобы поднять цену до 25 долл. за баррель.
Учитывая некоторые проблемы, связанные с наступлением 2000 года и ростом экономики США и других стран, стоимость продолжала расти вплоть до 2000 года и достигла пика 1981 года. С апреля по октябрь квоты повышались три раза до млн. б/с, но и они не смогли сдержать рост цен на нефть. В конце концов, цены стали снижаться после очередного поднятия квот на 500 тыс. б/с 1 ноября 2000 года.
Рост российской добычи нефти преобладал над ростом добычи стран, не входящих в ОПЕК с 2000 года по настоящее время, и в то время послужил причиной роста объемов добычи нефти этих стран.
И вновь картель ОПЕК всех опередил: в 2001 году спад в американской экономике и рост нефтедобычи вне ОПЕК ослабили давление на цены. На что страны ОПЕК снова стали понижать квоты, сократив объемы производства на 3.5 млн. б/с 1 сентября 2001 года. Если бы 11 сентября 2001 года не произошел теракт, этот шаг имел бы больший успех в приостановлении роста цен, и возможно, мог бы даже обратить этот цикл. После событий 11 сентября стоимость сырой нефти резко упала. Спотовые цены на американскую нефть West Texas Intermediate (WTI) снизилась на 35% к середине ноября. В нормальных условиях спад цены на это сырье должен был закончиться очередным уменьшением квот, но в условиях шней политической обстановки ОПЕК задержала дополнительное сокращение квот до января 2002 года. В январе квоты были урезаны на 1.5 миллиона б/с. Этому примеру последовали некоторые производители нефти, не входящие в ОПЕК, включая Россию, которая обещала сократить квоты так же на 462 тыс. б/с. Этот шаг возымел желанный эффект, и в марте 2002 цены упали до 25 долл. за баррель. К середине года страны - нечлены ОПЕК восстановили свои квоты, но цены продолжали расти, и к концу года американские сырьевые запасы достигли самого низкого уровня за последние 20 лет.
К концу года избыток пост * нефти уже не был проблемой. Беспокойства в Венесуэле привели к забастовке государственной нефтяной компании PDVSA, что привело к спаду добычи нефти в стране. После забастовки Венесуэла 2 года не могла восстановить прежние объемы нефтедобычи, которые составляли 3.5 млн. б/с. Сейчас производительность этой страны составляет 3.7 млн. б/с. Страны ОПЕК повысили квоты на 2.8 млн. в январе и феврале 2003 года.
19 марта 2003 года, в то время, когда Венесуэла пыталась восстановить свою добычу, в Ираке начались военные операции. В то же время сырьевые запасы США и других стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, оставались низкими. В условиях прогрессирующей экономики США спрос на сырую нефть все увеличивался, а спрос Азиатских стран на нефть рос с каждым днем. Спад производительных мощностей в Ираке и Венесуэле в совокупности с увеличенными объемами добычи для удовлетворения мирового спроса на нефть привели к исчезновению перепроизводства нефти. В середине 2002 года перепроизводство нефти составляло более 6 млн. б/с, а к середине 2003 года перепроизводство было ниже 2 миллионов баррелей в сутки. В течение 2004 и 2005 года резервные производственные мощности добычи нефти опустились ниже 1 млн. б/с. Резервной мощности в миллион баррелей в сутки недостаточно, чтобы компенсировать нарушения пост * фактически любого из производителей ОПЕК. В мире, который потребляет свыше 80 млн. б/с нефтяных продуктов, это добавляет значительную надбавку за риск цене сырой нефти. Это также влечет за собой и повышение цен до 40 долл. за баррель.
Период после Второй мировой войны. Что было до эмбарго
Цены на сырую нефть варьировались м. 2.50 и 3 долл. с 1948 г. до конца 1960х гг.
При учете инфляции 2004 года, вырисовывается другая картина: где цены колеблются м. 15 и 17 долл. в течение того же времени. Очевидное повышение цены на 20% произошло лишь в результате инфляции.
В период с 1958 по 1970 гг. цены были стабильны – около 3 долл. за баррель, но в переводе на цены настоящего времени стоимость сырой нефти упала – с 16 до 13 долл. Спад цен принял более многозначительные обороты для множественных мировых производителей нефти в 1971-72 годах, когда курс доллара понизился.
Организация ОПЕК была основана в 1960 году, в нее входили пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. К концу 1971 года в ОПЕК вступили Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир и Нигерия. С момента основания картеля до 1972 года страны-члены ОПЕК были свидетелями спада покупательской способности барреля нефти.
В течение всего послевоенного периода страны, экспортирующие нефть, констатировали увеличение спроса на производимую ими сырье, и в то же время 40%-ное уменьшение покупательской способности. В марте 1971 года это соотношение изменилось. Техасская Железнодорожная Комиссия впервые установила централизованное регулирование добычи. Это означало, что с техасских производителей нефти был снят лимит на объемы добываемой нефти. Более того, это означало, что право на контролирование нефтяных цен переходило от США (штаты Техас, Оклахома и Луизиана) к ОПЕК. Спустя два года ОПЕК из-за некоторых непредвиденных последствий войны понимает, что может влиять на нефтяные цены.
Американское регулирование цен – неудовлетворительная политика?
Резкий рост цен на нефть с 1973 по 1981 гг. оказал самое большое влияние на энергетическую политику Соединенных Штатов в течение периода после отмены эмбарго. США установили ценовой контроль нефти, произведенной в своей стране, с целью ослабить скачки цен в период 1973-74 гг. Очевидным результатом ценового контроля стало то, что потребители сырой нефти покупали импортную нефть на 50% дороже отечественной. Другими словами, американские производители нефти продавали свою продукцию по цене ниже мировых рыночных.
Достигла ли политика своей цели? Вначале экономический спад, вызванный ростом цен в 1973-1974 гг., был менее заметен, так как американские потребители сырья столкнулись с более низкими ценами. но были и другие последствия. Если бы не было ценового контроля, добыча и переработка нефти в США была бы намного эффективнее. Если бы цены были более высокими, они вызвали бы низкий уровень потребления сырья: авто имели бы больший пробег, дома и офисные здания лучше отапливались, и эффективность энергетической промышленности была бы выше, чем была в тот период. Как следствие, США были бы менее зависимы от импорта нефти в 1979-1980 гг. и рост цен на нефть из-за срывов пост * иракской и иранской нефти был бы значительно меньше.