Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

ПЛАН ГОЭЛРО - 2

В.А. Степаненко, главный редактор

 

Названием предыдущей статьи с планом мирного контрнаступления на газовом фронте Украины стала метафора из сообщения о встрече министров финансов “семёрки” – приближающийся нефтяной кризис стал угрозой для роста экономик развитых стран и получил на этой встрече название “встречный ветер”. Резкое повышение цены природного газа в Украине и угроза её перманентного роста в дальнейшей перспективе теперь значительно меняет энергетическую стратегию нашей страны. На смену ранее существовавшей традиционной и консервативной концепции поэтапного наращивания энергетических мощностей вслед за ростом производства валового продукта и ростом энерговооружённости базовых отраслей приходит новая концепция, рождённая 21 веком. Теперь развитие и рост ВВП будет нужно обеспечивать при неуклонном снижении энергозатрат – начиная с 2005 года, темпы добычи нефти и газа во всём мире начали отставать от темпов роста их потребления.

 

Энергетический кризис и кризис украинской политической элиты – опасное совпадение

 

Энергетический кризис уже возникал в мировой истории в 1973 и 1978 годах. Человечество смогло победить этот кризис, увеличив добычу топлива и реализовав политику энергосбережения. на данный момент этот вызов возник вновь, увеличить добычу топлива уже крайне не желательно и похоже, что мир находится накануне второго мирового энергетического кризиса. Его развитие будет замедленным, пик кризиса выпадет на следующее десятилетие и время на подготовку ещё есть. Но мы живём в наиболее энергозависимой стране в мире и неудивительно, что попадаем в кризисную волну первыми.

 

Первая волна нефтяного мирового кризиса лёгкой волной прошла по Украине в начале 2005 года – цены на бензин и дизтопливо вздрогнули, взмыли вверх и после резкого подъёма стабилизировались на новом уровне. Нужно сказать, что эта стабилизация была результатом согласованной политики ведущих стран и была достигнута дорогой ценой – впервые за послевоенный период два десятка стран выбросили на рынок часть своих государственных запасов топлива, гася эту кризисную волну. И результат был достигнут – цены на нефть и бензин замерли. Хотя запасы топлива тоже не вечны и не бесконечны.

 

Вторая волна - волна газового кризиса после вялого начала летом, долгих и бесплодных осенних переговоров, вдруг стремительно нависла над нами хищным гребнем в самом начале года, грозя полной остановкой для множественных предприятий, холодом в наших домах и резким спадом для украинской экономики. Четыре долгих дня военных действий в начале года запомнятся многим – риторикой политиков и журналистов с новыми, ранее незнакомыми для нас акцентами вражды и ненависти. У меня появилось чувство, что зашаталась не только экономика, зашаталась земля под ногами людей, которые много столетий жили вместе и делили судьбу поровну – и в горе, и в радости.

 

В этот недолгий период истины стали хорошо заметны политики и государственные деятели, не сумевшие справится с экономическими проблемами, но яро раздувающие пламя национальной ненависти. Они настойчиво рождают в Украине образ нового врага – газовый кризис стал для них хорошим поводом для объявления прямых военных действий своему давнему идеологическому противнику. Мифы прошлого для них всё ещё живы и они не хотят, чтобы их забывали. Нас вот только зачем эти новые наци тянут за собой? Неужели надеются, что мы станем воевать на их стороне.

 

Мы сейчас находимся накануне третьей, но далеко не последней кризисной волны – этим циклам свойственна определённая цикличность, эти волны будут нарастать и нужно быть готовым к постоянному росту цен на энергоносители в стратегической перспективе. На всех нефти и газа уже ниразу не хватит, дальше будет только хуже и богатые страны закономерно оттесняют от бензозапр * страны победнее, у которых денег не вполне хватает для оплаты своих энергетических потребностей. Украине здесь не везёт вдвойне – на данный момент у нас не только мало денег, но и самая низкая в мире энергетическая эффективность всех базовых отраслей хозяйствования. и так быстро, при первом кризисном ветерке, поползла вниз кривая экономического роста в Украине.

 

Летом неизбежно произойдёт новое повышение цен на бензин, а потом и на газ. Можно только поражаться наивности отдельных, но довольно многочисленных украинских политиков, мечтающих о неизменной цене на газ на десятилетия вперёд. Или наперёд обещающих эту пресловутую стабильность нашему доверчивому народу. И крайне не желательно не поразиться куриной слепоте большинства депутатов Верховной Рады, своим постановлением запретивших повышение тарифов на энергоносители.

 

Как будто шаманством громких заявлений с трибун и декламацией политических заклинаний можно остановить набирающий силу тайфун энергетического кризиса, как будто постановлением Верховной Рады можно наполнить истощённые газовые и нефтяные месторождения. Этот волюнтаризм законодателей только лишний раз показал, что депутаты этого созыва исчерпали свои интеллектуальные способности по реализации нормальной регуляторной политики в энергетическом секторе и спешат громко хлопнуть дверью перед уходом на покой.

 

Этот состав Верховной Рады был поразительно недееспособен в создании законодательной базы энергосбережения нашего государства. В бюджеты всех уровней всех этих лет практически не закладывалось средств на проекты энергосбережения. Мы отставали буквально от всех стран в мире, постоянно увеличивающих бюджетные ассигнования на энергоэффективность своих экономик, увеличивая и без того немалый разрыв по отношению к нашей экономике. на данный момент пришло время расплаты за популизм и низкий интеллектуальный потенциал украинской политической и экономической элиты.

 

Уходящий состав депутатов оставляет тяжёлое наследие бесплодности и недееспособности украинских законов об энергосбережении, пустоту вместо нормальной бюджетной и тарифной политики энергоэффективности. Новому составу депутатского корпуса придётся делать не только свою работу, но и работу за предыдущие пять лет отсутствия законодательной политики в сфере энергоэффективности Украины.

 

Но главной опасностью для Украины в этот нелёгкий период станет её перманентная раздробленность и подмена реальных угроз, требующих сплочения страны, угрозами мнимыми. Угрозами, существующими только в воспалённых мозгах отдельных политиков обеих мастей, подталкиваемых радикализмом собственной вражды и спекуляциями таких же радикальных журналистов и телеведущих на весьма опасную тему в неподходящее для подобных спекуляций время.

 

Не энергетический кризис, а именно эти люди являются базовой угрозой для национальной безопасности нашей страны.

 

Нужен встречный ветер - ветер инициатив по выходу из надвигающегося энергетического кризиса, ветер новых идей в энергетической стратегии нашей страны, ветер реальной политики энергоэффективности для движения вперёд, для развития и роста в этом сложном 21 веке. И нужен новый план, объединяющий усилия по трансформированию энергетики и сектора потребления Украины.

 

Нужен новый план ГОЭЛРО

 

Когда стало ясно, что взаимные договорённости по газу все-таки будут достигнуты и волна страстей пошла на убыль, отлегло от души. Надо отдать должное части политиков, которые поняли опасность бесконечной войны. Но ещё в начале лета мне было ясно, что энергетический кризис в Украине неизбежен и нужно искать качественно новые идеи и механизмы для его предотвращения.

 

10 лет ничегонеделания на фронте энергосбережения всё туже сжимали пружину энергетической зависимости нашей страны и даже первые, лёгкие волны мирового энергетического кризиса должны были взорвать это неустойчивое равновесие. Все страны в мире, включая наших ближайших соседей, готовились к переменам, торопились вкладывать деньги в снижение своей энергетической зависимости и повышение конкурентоспособности своих экономик – все, кроме Украины. И ещё одна накладка произошла в нашей стране – в этот ответственный период начала меняться власть, что делает нашу страну в кризисный период ещё более беспомощной из-за неизбежной внутренней розни.

 

Нам нужна новая идея именно для таких одномоментно действующих неординарных условий – спада темпов роста ВВП, износа основных фондов практически во всех отраслях, розни во власти, отсутствия средств на модернизацию экономики, перманентного развития энергетического кризиса и острого дефицита профессиональных менеджеров во власти.

 

Такой идеей должна стать национальная программа действий по снижению импорта газа до некритических величин – по сути, новый план ГОЭЛРО. Если снизить потребление газа в нашей стране вдвое, то энергетический кризис Украине будет не страшен. Расчёты показывают, что такая принцип. возможность есть реально, но нужны деньги и время. Нам нужно 10 лет целенаправленных действий и примерно 50 миллиардов долларов инвестиций в ключевые программы повышения коэффициента использования природного газа, в программы его замещения потенциалом местных источников топлива и энергии, и прямое снижение энергозатрат в результате реализации программ энергоэффективной модернизации промышленных технологий, коммунальных хозяйств, энергетики и бюджетной сферы. В предыдущей аналитической статье я предложил идею такого плана ГОЭЛРО-2 – наши деды успешно справились с подобной задачей 85 лет назад в ещё более худших начальных условиях.

 

Вчера в Киеве состоялся круглый стол по проблемам национальной безопасности Украины в плоскости газовых коллизий последних месяцев, организованный УСПП. Цены на газ будут расти, нам нужно срочно заняться энергосбережением – базовой лейтмотив большинства выступающих. на данный момент уже Интернет принёс новость в том же ключе – стоимость на туркменский газ с сентября увеличится в полтора раза – до 100 долларов за 1000 кубометров. И эта новость не последняя в этом году.

 

Это ещё один аргумент для объединения сил и создания плана ГОЭЛРО – 2.

 

Из истории ГОЭЛРО

 

… “Что же такое на самом деле план ГОЭЛРО? Это первая в истории СССР комплексная программа кардинальной перестройки промышленности, транспорта, сельского хозяйства, социально-бытовой и культурной сферы на базе электрификации с целью вывода страны из разрухи. Энергетика должна была стать и стала базой для стремительного превращения аграрной и отсталой России, разрушенной и опустошенной шестью годами войн, в индустриальную державу, более того в одного из лидеров мировой экономики…

 

….Председателю комиссии ГОЭЛРО Глебу Кржижановскому было предоставлено “право привлекать для работы как разные учреждения, так и отдельных лиц”. В разработке плана участвовали крупнейшие специалисты страны: энергетики, экономисты, строители, инженеры, статистики и др. Они образовали несколько групп: центральную и группы по районам. Часть работ выполнялась подгруппами и отдельными специалистами. Был принят порядок многократного обмена материалами м. группами по районам и центральной группой. Исходная информация оперативно поступала из губерний и уездов.

 

В работе комиссии наиболее активное участие принимали профессора Г.Графтио, Е.Шульгин, А.Горев, И.Александров, Л.Рамзин, К.Круг, М.Шателен, Б.Угримов, инженеры А.Коган, М.Лапиров-Скобло и многие другие….

 

Отличительной особенностью плана была его комплексность, все - таки надо было решить сразу несколько проблем: транспортную, топливную, продовольственную.

 

В этой связи план предусматривал путем строительства тепловых и гидроэлектростанций перевести основы развития страны на путь электрификации и использовать ее как инструмент интенсификации производства в промышленности и сельском хозяйстве на базе самой современной техники.

 

Одновременная электрификация железных дорог с использованием естественных водных артерий, позволяла решить транспортную проблему и вопросы поставки продовольствия с сельскохозяйственного Юга России в промышленные Центр и Северо-Запад.

 

Учитывая, что в этих же регионах были расположены основные запасы угля (Донецкий и Подмосковный бассейны), торфа (Подмосковье) и гидроэнергии (Днепр, Волга, Волхов, Свирь), авторы плана блестяще обобщили все задачи, связанные с преодолением имеющихся в стране проблем. На базе электрификации соединялись воедино циклы добычи топлива, производства сельскохозяйственной продукции, их оборота по стране и развития электроэнергетики. одновременно разрешались кризисные проблемы сельского хозяйства, топливоснабжения и транспорта.

 

В разработке плана использовался метод материального и финансового баланса. Плановые показатели по отраслям были расписаны скрупулезно: по чугуну, стали, железной руде, углю, нефти, торфу, цементу, кирпичу, бумаге и т.д. Причем по всем параметрам планировалось многократное превышение не только существующего на тот момент, но и довоенного (1913 г.) уровня.

 

Денежная часть плана предусматривала затраты в размере 17 млрд. золотых рублей. И лишь 7% из них (1,2 млрд. рублей) пошли непосредственно на электроэнергетику. Основные средства предназначались для фактически двукратного расширения обрабатывающей и добывающей промышленности, и на восстановление, улучшение и расширение транспорта…

 

Основные идеи национальной программы снижения импорта газа донекритических величин

 

Чтобы снизить за 10 лет потребление природного газа в Украине с 78 миллиардов кубометров до 45 миллиардов кубометров необходимо:

 

1.Существенно повысить k использования природного газа в нашей стране – с 45 до 70%.

 

2.Реализовать потенциал замещения природного газа имеющимися в Украине источниками топлива и энергии на основе целевых программ.

 

3.Уменьшить потребление газа, тепловой и электрической энергии в результате реализации программ энергосбережения.

 

Учитывая масштабы преобразований, можно говорить о реконструкции и модернизации 15-20 % основных фондов в энергетике, 15-20 % основных фондов в промышленности и 40-50% основных фондов в коммунальной энергетике. Легко заметить, что в силу полного износа примерно такой же части основных фондов, затраты на их реконструкцию и модернизацию в период 2006 – 2015 гг. предопределены и неизбежны – вопрос состоит лишь в выборе их направлений.

 

Необходимо заново сформировать энергетическую стратегию и стратегию энергоэффективности Украины с учётом нового вектора 21 века – повышение роста экономики при неуклонном снижении энергозатрат до среднеевропейского уровня.

 

Энергосбережение в Украине в этот период является не самоцелью, а единственным инструментом экономического развития и обеспечения национальной безопасности. И программа снижения импорта газа до некритических величин одновременно является и основой государственной программы энергосбережения Украины.

 



Об основах энергетической стратегии. О нормировании теплопотребления зданий при определении лимитов в бюджетной сфере. УКРАЇНСЬКО-АМЕРИКАНСЬКА ЕКОЛОГІЧ. Ініціатива з енергоефективності.

На главную  Твердое топливо 





0.0036
 
Яндекс.Метрика