Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Последний геостратегический ресу

Моисей Гельман

 

Советскому Союзу, вчьих руках была сосредоточена вся экономика ифинансы страны, удалось создать Единую энергосистему (ЕЭС), атакже евразийскую газотранспортную систему, которая уже много лет спасает Россию. на данный момент Газпром несмог сохранить даже ее прежнюю производительность, втом числе из-за нехватки средств наобновление. Это подсилу только более крупным компаниям, например объединяющим добытчиков икрупных потребителей газа, заинтересованных вего надежных поставках. Но у нас все годы реформ вугоду ложной концепции демонополизации экономики ивопреки мировым тенденциям развивается обратный цикл— дезинтеграция технологически единых производств. Хотя монополизация рынков цикл объективно неизбежный, но бороться надо нес монополистами, ас их возможными злоупотреблениями своим монопольным положением, упреждая эти намерения, впервую очередь законодательно.

 

А пока очередной жертвой порочной политики дезинтеграции становятся РАО ЕЭС России иэлектроснабжение страны. После чего может последовать очередь Газпрома. Газовая отрасль, уже последний остающийся так же подконтролем государства значимый геостратегический ресурс. Ресурс системообразующий, наразвитие которого работают многие секторы экономики. Предлагаемая либерализация цен нагаз навнутреннем рынке сможет угробить его окончательно, учитывая спад добычи изначительную амортизацию газопроводной транспортной системы. Развал отрасли потянет надно всех ее смежников.

 

В прошлом году внутри страны потребили 434млрд. кубометров, или 68% всего добытого объема газа, причем надолю населения пришлось около 80млрд. кубометров, т.е. 18%, аостальные 72% использованы впромышленности. При свободных ценах стоимость газа внутри страны волею продавцов, скорее всего, приблизится повалютному курсу кмировой, увеличившись в2-2,5 раза, что повлечет, главным образом из-за увеличения тарифов наэлектроэнергию, новые множественные волны инфляции. Эти волны, отразившись от всех потребителей газа иэлектроэнергии, поставляющих оборудование, трубы иразличные ресурсы Газпрому иучаствующих вих изготовлении, вконце концов, вернутся обратно вГазпром. все - таки поего же оценке из-за прошлогоднего существенного подорожания промышленной продукции, втом числе металлов, убытки компании от продажи газа навнутреннем рынке приблизились к5млрд. рублей. Вместе с тем новый рост цен напромышленную продукцию, газ иэлектроэнергию скажется ина стоимости всей потребительской продукции, изготавливаемой с их использованием. предлагаемая либерализация цен нагаз якобы только для промышленных нужд скажется ина населении.

 

Газ вследствие искусственно созданного диспаритета цен, который возник из-за непропорционального регулирования тарифов науслуги ипродукцию естественных монополий исвободы цен навсе прочее, действительно оказался недооцененным. Это привело кэкономически неоправданному росту его потребления всравнении с углем, мазутом иатомной энергетикой. Одновременно его относительная дешевизна внутри страны вкакой-то мере препятствует обновлению основных фондов отрасли. Чтобы повысить стоимость газа иизбежать либо существенно уменьшить при этом инфляцию, представляется целесообразным использовать описанные ниже принципы государственного регулирования цен с прогрессивно изменяющейся ставкой налогообложения прибыли.

 

Для начала уже сейчас втарифе наэлектроэнергию можно было бы увеличить внем долю оплаты газа засчет сокращения прибыли инецелевых расходов энергетиков, сохраняя сам тариф неизменным, так как, пооценкам, он завышен как минимум вдвое. Примерно половина газа, потребляемого внутри страны, используется для производства электроэнергии. Поэтому предлагаемое увеличение стоимости доли газа втарифе наэлектроэнергию неотразится наее затратах вдругих отраслях экономики. После чего для промышленных потребителей газа можно было бы повысить его тариф иввести описанное выше государственное регулирование цен наих продукцию с налоговой ставкой наприбыль, прогрессивно изменяющейся взависимости от нынешних этих цен. Угроза изъятия прибыли, полученной засчет увеличения цен сверх рекомендованных, снизила бы инфляцию встране. Другого пути противостоять инфляции, кроме сбалансированного регулирования цен государством, как показано выше, просто нет.

 

Однако кардинально решить проблемы газовой отрасли России, вусловиях ее предкризисного состояния, особенно трубопроводных транспортных магистралей навсем постсоветском пространстве, иучитывая зависимость множественных европейских стран от экспорта российского газа подолгосрочным контрактам, представляется возможным лишь вкоординатах новой евразийской комплексной энергетической политики. Она должна основываться науправлении балансами энергоресурсов с целью их согласованного потребления исбережения Россией истранами, принявшими эту стратегию вкачестве межгосударственной изаинтересованными внадежных поставках российского газа. А для проведения такой политики потребуется создать транснациональную энергетическую компанию, вкоторую вошли бы энергокомпании стран— участниц предлагаемого альянса. вего рамках можно будет сконцентрировать финансовые ресурсы, необходимые для обновления иразвития газотранспортных магистралей изРоссии истран Средней Азии через Украину иБеларусь вЕвропу иразработки новых месторождений голубого топлива.

 

Для экономичности потребляемых газа идругих видов углеводородного топлива в рамках будущей транснациональной энергокомпании можно будет создать объединенную евразийскую энергосистему, подобную бывшей системе Мир. экспорт российского газа удастся частично заменить более выгодным экспортом российской электроэнергии, что позволит вместо новых газопроводов, вчастности Балтийского, строить более дешевые линии электропередачи, атакже заменить ими часть магистралей нынешней газотранспортной системы. При этом врамках будущего евразийского энергетического альянса удастся минимизировать затраты стран-участниц насвое газо- иэлектроснабжение. Этого можно будет добиваться, во-первых, оптимизацией перетоков электроэнергии, используя одни ите же электростанции для электроснабжения регионов истран вразных часовых поясах помере смены вних дня иночи иминимизируя при этом затраты всистеме вцелом. Во-вторых, выбором более дешевого варианта электроснабжения, используя только собственные источники или частично заимствуя электроэнергию наобщем рынке. В-третьих, оптимизацией размещения газопроводов, электростанций илиний электропередачи наевразийском пространстве засчет уменьшения затрат, втом числе путем строительства новых эффективных изакрытия малорентабельных станций, атакже экономически обоснованной заменой вряде мест транспортировки газа напередачу электроэнергии.

 

Но все это произойдет незавтра, аГазпрому надо выполнять обязательства поэкспорту. Да ивнутри страны растет потребление газа. Вместе с тем из-за выработки ресурса инехватки средств назамену труб наотдельных участках газотранспортной системы во избежание аварий вынужденно снижают давление прокачиваемого газа, что ведет куменьшению объемов его транспортировки. Все это чревато возникновением внедалеком будущем дефицита пост * газа.

 

Призывы врыночных— понашим меркам— условиях экономить его, внедряя сберегающие технологии, остаются гласом вопиющего впустыне. При этом потребители дешевого газа, производящие продукцию наэкспорт, осуществляют скрытый его реэкспорт. Газпром поневоле дотирует нетолько соответствующих экспортеров, но иих зарубежных покупателей. Решение вэтом случае напрашивается само собой— дифференцированное увеличение цен нагаз, используемый впроизводстве экспортной продукции. Речь идет восновном ометаллах, цементе иминеральных удобрениях, что вынудит снижать энергозатраты наих производство.

 

Но больше всего сэкономить газа можно вРАО ЕЭС. Для этого необходимо восстановить перетоки электроэнергии попрежним, использовавшимся доакционирования отрасли, принципам оптимизации, заложенным впроекте Единой энергосистемы. После акционирования от них отказались вугоду получению максимальной прибыли. Речь идет примерно о20% сжигаемого энергетиками по-рыночному, т. е. понапрасну, топлива, закоторое они взимают деньги с потребителей.

 

Есть так же значимые резервы экономии. Это, вчастности, использование для производства дешевой электроэнергии давления магистральных газопроводов, стравливаемого сейчас нараспределительных станциях ипунктах без всякой пользы ватмосферу. Хотя газ высокого давления можно пропускать через турбину-детандер, вращающую электрогенератор, после чего с пониженным давлением передавать потребителям. Экономия газа при установке детандер-генераторов навсех газораспределительных станциях ипунктах составит, пооценкам, примерно 7-8% от потребляемого внутри страны объема.

 

Все это проблемы комплексные. Но ниРАО ЕЭС, ниГазпром их нерешают ирешать нехотят. А либерал-реформаторы, руководствуясь своими догмами, препятствуют вмешательству государства вподобные дела. Достаточно вспомнить строительство через Черное море газопровода Голубой поток, когда никто непожелал рассматривать более дешевый игеополитически выгодный для России альтернативный проект: экспортировать вТурцию российскую электроэнергию, восстановив энергосистему Закавказья ипостроив наКавказе ряд новых электростанций. А сейчас отказ Турции от оплаты газа понамечавшейся цене (виноваты вэтом специалисты газового монополиста, составлявшие договор) оборачивается громадными убытками для страны иГазпрома, получившего при строительстве Голубого потока большие налоговые преференции.

 

Спасти электроэнергетику игазовую отрасль России можно привлечением инвестиций иновых технологий изстран, заинтересованных вгарантированных долгосрочных поставках российского газа. А так как определенная его часть сжигается там наэлектростанциях, тоэкспорт газа, что отмечалось выше, частично может быть заменен более выгодным экспортом электроэнергии. Но для привлечения инвестиций необходимо существенно увеличить капитализацию РАО ЕЭС иГазпрома. Поэтому, учитывая общность множественных проблем электроэнергетики игазовой отрасли, требующих комплексных решений, атакже необходимость их спасения от развала иувеличения для этого их инвестиционной соблазнительности, предлагается объединить РАО ЕЭС России иГазпром ввертикально интегрированную холдинговую компанию с условным названием Росэнергогазпром.

 

В надежном электро- игазоснабжении заинтересованы впервую очередь российские промышленные потребители. Поэтому для становления энергохолдинга необходимо привлечь их капитал. Такой капитал создан наих средства вРАО ЕЭС, иони имеют все права стать акционерами этого общества, после чего смогут решить вопрос объединения с Газпромом. Для этого, пока так же непоздно, Газпром идругие промышленные потребители совместно с администрациями регионов иправительством страны должны будут предварительно установить абсолютный контроль надРАО ЕЭС ирегиональными АО-энерго. Сделать это можно следующим образом.

 

На инвестиционную компоненту втарифах наэлектроэнергию, которую, помимо амортизационной составляющей, выплачивают все предприятия иорганизации-потребители, вРАО ЕЭС создан добавленный капитал, примерно в3,6 раза превышающий суммарный уставный капитал этого общества инезаконно присвоенный его акционерами. Доля Газпрома всоздании новых активов уэнергетиков близка, пооценке, к10%. Но РАО ЕЭС некооператив потребителей. Поэтому они имеют все права либо навозврат своих денег, либо наих компенсацию акциями дополнительной эмиссии всчет созданного наих средства капитала. Эти заимствования, согласно тождественному судебному прецеденту, являются незаконным налогом.

 

Чтобы увеличить капитализацию нового энергохолдинга исвою долю акций внем, азначит, контроль надним, государству целесообразно внести вего уставный капитал федеральные имуниципальные земли, накоторых расположены предприятия иинфраструктура РАО ЕЭС России иГазпрома. Капитализация вырастет так же больше, если вэнергохолдинг войдут также Росэнергоатом, который вскоре акционируется, идобывающие газ независимые компании. Переход от нынешних договорных отношений с Газпромом ккорпоративным врамках энергохолдинга обеспечит независимым добытчикам газа гарантированный доступ ктрубе, сбалансированный поинтересам совсеми ее пользователями.

 

Энергохолдинг сможет перейти ккомплексной оптимизации электро- игазоснабжения страны, добиваясь системного снижения финансовых затрат ипотерь энергоресурсов. В этом будут заинтересованы его акционеры, потребители электроэнергии игаза. Им влице некой корпорации для эффективного контроля наддеятельностью компании целесообразно будет передать вдоверительное управление соответствующие акции государства. все - таки его представители всоветах директоров РАО ЕЭС иГазпрома, очевидно из-за занятости, явно несправляются сосвоими общественными обязанностями.

 

Одним изкритериев упомянутой оптимизации станет системный показатель— минимизация удельных энергозатрат впроизводстве конечной продукции. В рамках системной оптимизации можно решать, вчастности, комплексные задачи экономически рационального размещения новых электростанций, газопроводов илиний электропередачи с учетом оптимизации при этом (критерий — поминимуму затрат) перетоков газа иэлектроэнергии ивывода изэксплуатации малорентабельных основных фондов идр. На некоторых территориях, энергетически самодостаточных, или для повышения эфф. управления электро- игазоснабжением могут быть созданы дочерние территориальные энергогазовые компании.

 

на данный момент рыночная стоимость Газпрома сравнительно мала— порядка 57млрд. долларов. По этому показателю он находится среди замыкающих вторую десятку энергокомпаний мира. Росэнергогазпром станет одной изсамых крупных мировых компаний, что позволит наконец-то привлечь инвестиции вразвитие нетолько электроэнергетики игазовой отрасли страны, но иработающих наэти отрасли других секторов экономики, впервую очередь энергетического машиностроения. Вместе с тем для развития внутреннего рынка иувеличения востребованности нанем сырья иразличной промышленной продукции понадобится существенно увеличить производство различной потребительской продукции и, соответственно, доходы населения. Сделать это можно втом числе иза счет кредитов изсредств стабилизационного фонда. Все это поспособствует росту платежеспособного спроса и, следовательно, товарооборота. Создание энергокомпании мирового уровня, контролируемой государством, даст России все основания предложить странам Евросоюза идругим заинтересованным странам Европы иАзии открыть новую страницу вэкономических игеополитических отношениях наевразийском континенте. Других шансов спастись, похоже, унас больше неостается.

 



Спасение климата ищут в новых те. Энергетический Аттестат Проекта.

На главную  Твердое топливо 





0.0258
 
Яндекс.Метрика