Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Десять советов новому правительс

Сергей Глазьев,

 

руководитель Национального института развития, депутат Госдумы РФ

 

Правительство Фрадкова можно было бы считать успешным, если бы не огромные упущенные возможности по переводу российской экономики на траекторию инновационного развития. Темпы экономического роста за период его работы были рекордными для российской экономики, но состояние научно-производственного и человеческого потенциала продолжало ухудшаться. Хотя Россия вернулась в число наиболее крупных экономик мира, восстановив дореформенный объем ВВП, по уровню экономического и человеческого развития все эти годы она продолжала падать в мировой табели о рангах, откатившись в шестую десятку стран и опустившись ниже множественных развивающихся государств.

 

Экономический рост, начавшийся после финансового кризиса 1998 года, носил конъюнктурный и восстановительный характер. Начавшись с импортозамещения после трехкратной девальвации рубля, он затем был поддержан бурным ростом цен на нефть, газ и металлы, составляющие на данный момент основу российского экспорта. И хотя в последние годы в поддержании экономического роста все более весомой становится роль внутреннего спроса, основывающегося на растущих доходах населения, внутренние механизмы расширенного воспроизводства до сих пор не восстановить. Объем производственных инвестиций остается вдвое ниже дореформенного уровня конца 80-х годов прошлого века. фактически не ведется обновление основных фондов, средний возраст которых зашкалил за два десятилетия. На крайне низком уровне замерла инновационная активность – лишь десятая часть российских предприятий осваивает новую технику, по сравнению с 80% в развитых странах.

 

Фактически весь постсоветский период экономика работает «на износ». Сотни миллиардов долларов, полученных от экспорта энергоносителей и сырьевых товаров, не были вложены в модернизацию российской экономики и остались, в основном, за рубежом. Правительство Фрадкова продолжило практику вывоза капитала, начатую олигархами в начале 90-х годов. За период его функционирования из России было вывезено более 300 млрд. долл., не считая валютных резервов Центрального банка. При этом большую часть этого капитала вывезло само правительство, избравшее в качестве главного приоритета своей деятельности погашение внешнего долга и кредитование стран НАТО посредством размещения в их облигациях замораживаемых в Стабилизационном фонде нефтегазовых доходов.

 

Объективные расчеты доказывают, что макроэкономическая политика правительства Фрадкова тормозила экономический рост, темпы которого могли бы быть вдвое выше, если бы не безумная политика вывоза капитала из страны. на данный момент уровень инвестиционной активности был бы вдвое, а инновационной активности – впятеро выше, если бы принадлежащие государству нефтегазовые доходы были направлены на развитие экономики. Но эти возможности были бездарно упущены, вследствие чего российская экономика прочно заняла нишу энергетического придатка Евросоюза и финансового донора США, типичную для колониально зависимых слаборазвитых стран. Вес российского участия в мировом рынке наукоемкой продукции снизился до микроскопического уровня в 0,2%, экономика страны стремительно теряет способность к самостоятельному воспроизводству, превращаясь в сырьевую колонию Европы и Китая.

 

Правительству Зубкова придется приложить титанические усилия, чтобы преодолеть инерцию деградации научно-производственного и интеллектуального потенциала. на данный момент он уже более чем наполовину замещается импортом иностранных машин, оборудования и технологий. При этом возможности его восстановления на современной технологической основе стремительно уменьшаются по мере старения научных и инженерных кадров и износа российской научно-производственной базы. Ее ядро – наукоемкое машиностроение – сжалось десятикратно по объемам производства и научных исследований.

 

Для преодоления тенденций деградации необходимы многозначительные изменения в экономической политике государства, которая должныбыть нацелена на решение очевидных задач развития отечественного научно-производственного потенциала. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны правительством Фрадкова: созданы Банк развития и крупные госкорпорации в наукоемких отраслях промышленности, развернуты федеральные целевые программы, налоговая система стала более благоприятной для инновационной активности, существенно увеличены государственные расходы на инвестиции. Но этого мало.

 

Во-первых, Центральный банк должен запустить, наконец, механизмы рефинансирования коммерческих банков под спрос на кредиты со стороны производственных предприятий. При этом необходимо от жесткой привязки эмиссии рублей к приобретению иностранной валюты перейти к гибкой политике денежного предложения в соответствии со спросом на деньги со стороны производственной сферы, регулируя соответствующим образом ставку рефинансирования. Следует кардинально расширить перечень залоговых инструментов, учитываемых Центральным банком при рефинансировании коммерческих банков – включить в их число векселя государственных банков и корпораций, крупных промышленных и строительных предприятий.

 

крайне не желательно дальше терпеть ситуацию, когда лучшие российские предприятия вынуждены кредитоваться за рубежом, в то время как денежные власти занимаются изъятием денег из экономики. Не трудно посчитать, что в той мере, в которой правительство изымает деньги налогоплательщиков в Стабилизационный фонд и вывозит их за рубеж, отечественные предприятия вынуждены идти туда же за недостающими им деньгами. На этом кругообороте вывоза за рубеж государственных средств под низкий процент и займов там же государственными же предприятиями под высокий процент мы ежегодно теряем миллиарды долларов, сажая на мель собственную банковскую систему. Возможно, именно за это благодарные американцы объявили российского министра финансов лучшим в мире. Но за лавры лучшего спонсора американского бюджета нам приходится платить слишком большую цену, измеряемую потерей миллионов высококвалифицированных рабочих мест.

 

Во-вторых, необходимо создать действенные стимулы по повышению инновационной активности. Для этого должныбыть многократно увеличены государственные ассигнования на формирование сети венчурных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов, и расширены налоговые льготы по стимулированию расходов на разработку и освоение новых технологий. Целесообразно провести переоценку стоимости основных фондов, недооценка которой влечет существенную заниженность амортизационных отчислений. Общие расходы государства на финансирование НИОКР должныбыть увеличены не менее, чем вдвое.

 

В-третьих, необходимо прекратить бессмысленное в условиях профицитного бюджета наращивание внутреннего государственного долга, которое вновь приобретает черты «финансовой пирамиды». Вместо такого субсидирование финансовых спекулянтов следует реализовать программу привлечения средств населения для инвестиций в инструменты финансового рынка, сделав его более устойчивым и защищенным от спекулятивных атак. Погашение государственного краткосрочного внутреннего долга за счет средств Стабилизационного фонда позволит рационализировать бюджетные расходы, увеличив ассигнования на нужды развития экономики и социальной сферы.

 

В-четвертых, в существенном изменении нуждается вся бюджетная политика. В настоящее время в федеральном бюджете втрое, по сравнению со среднемировым уровнем, занижена доля расходов на социальное и экономическое развитие и вдвое завышена доля расходов на бюрократического аппарата и силовые структуры. Расчеты показывают, что для преодоления тенденций деградации систем образования и здравоохранения их финансирование должно быть увеличено не менее, чем вдвое. При этом должна быть обеспечена солидарная ответственность федерального правительства и субъектов федерации за обеспечение минимальных социальных стандартов в этой области. Переход от нынешней архаичной структуры бюджета полицейско-бюрократического государства образца 19 века к эффективной структуре современного государства развития желательно осуществить в ближайшие три года.

 

В-пятых, должныбыть приняты исчерпывающие меры по тушению основных очагов инфляции на потребительском рынке. Необходимо провести декриминализацию и демонополизацию товаропроводящей сети, обеспечив реальную свободу торговли продовольственными товарами. Расчеты показывают, что в случае обеспечения свободного доступа сельхозпроизводителей на городские рынки, цены на плодоовощную продукцию снизятся в 2-4 раза. Стимулирование создания принадлежащих крестьянам крупных агропромышленных предприятий по производству продовольственных товаров с их свободной доставкой в розничную сеть позволит снизить цены в полтора раза.

 

В-шестых, государство должно восстановить реальный контроль над естественными монополиями, приведя их деятельность в соответствие с общенациональными интересами. Необходимо прекратить повышение цен на газ и электроэнергию, отменив планы по либерализации ценообразования в этих отраслях. В противном случае, уже в ближайшие два года рентабельность ведущих отраслей российской промышленности упадет ниже критического уровня, значительная часть ныне успешно работающих предприятий химико-металлургического комплекса обанкротится и прекратит работу. так же более снизится и без того неудовлетворительная конкурентоспособность отечественной обрабатывающей промышленности.

 

Прекращение повышения цен на газ и электроэнергию даст принцип. возможность остановить повышение тарифов на коммунальные услуги. Для этого должныбыть одновременно предприняты меры по модернизации этой отрасли за счет централизованно выделяемых кредитов под гарантии органов местного самоуправления.

 

Необходимым условием вывода российской экономики на траекторию быстрого и устойчивого развития является переориентация нефтегазовой отрасли с максимизации экспортной выручки на обеспечение внутренних потребностей по умеренным ценам. Последние, с учетом вчетверо более высокой энергоемкости российского ВВП по сравнению с развитыми странами должны быть, в 2-3 раза ниже мирового уровня. Одновременно должныбыть предприняты исчерпывающие меры по пресечению злоупотреблений монопольным положением на рынке со стороны предприятий энергоемких отраслей – прежде всего, химико-металлургического и строительного комплексов, которые традиционно являются лидерами «гонки цен», раскручивая инфляционную спираль.

 

В-седьмых, должна быть обеспечена высокая эффективность расходов, выделяемых государством на цели экономического развития, и компетентная работа недавно созданных Банка развития и госкорпораций. Для этого они должны работать в тесной кооперации с научным сообществом, быть открытыми для общественного контроля и следовать целям и приоритетам государственной политики развития. Для этого необходимо скорейшее принятие закона о прогнозировании и стратегическом планировании социально-экономического развития России, и введение соответствующих процедур целеполагания, выбора приоритетов, простановки и реализации задач развития страны в долго-, средне- и краткосрочной перспективе.

 

В-восьмых, весьма важно добиться скорейшей реализации давно намеченных планов по восстановлению единого экономического пространства в рамках СНГ, включая создание таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном и Украиной, а также устранение трансграничных барьеров на путях движения товаров, услуг и инвестиций. Эту работу желательно завершить до присоединения наших партнеров к ВТО, вне зависимости от нашего вступления в эту организацию. В противном случае члены ВТО могут воспрепятствовать нашей реинтеграции, выдвигая требования по компенсациям. Расчеты показывают, что за счет синергетического эффекта интеграции создание ЕЭП с Белоруссией, Казахстаном и Украиной позволяет повысить темпы роста нашей экономики в полтора раза. Одновременно будут улучшены условия конкуренции на монополизированных на данный момент рынках, что даст снижение цен на продукцию металлургической и химической промышленности, и стройматериалы, что повысит конкурентоспособность нашей экономики.

 

В-девятых, требуется сбалансировать российскую налогово-бюджетную систему по уровням управления. После непродуманных реформ в сфере распределения полномочий, системе местного самоуправления и федеральном правительстве, пришла в хаотическое состояние. Характерным проявлением последнего является нарастающая тенденция дифференциации регионов по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения. Фактически имеет место распад социального пространства страны, которое перестало быть однородным в условиях, когда уровень бюджетных расходов и, соответственно, социального обеспечения населения различается в субъектах федерации в 7-10 раз. Органы местного самоуправления должны получить надежную доходную базу для обеспечения своих социальных обязательств, объем которых существенно вырос после «монетизации льгот». Вместе с тем наиболее социально значимые расходы, которые должны обеспечить равенство прав граждан на основные социальные гарантии должны гарантироваться федеральным правительством. Прежде всего, речь идет о всеобщем среднем образовании и здравоохранении.

 

В рамках восстановления сбалансированности налогово-бюджетной системы целесообразно исправить ранее допущенные ошибки – восстановить налог с продаж и отменить НДС, восстановить платежи за загрязнение окружающей среды.

 

В-десятых, необходимы решительные меры по кардинальному повышению компетентности управленческих кадров и очищению госаппарата от коррупции. В отличие от либеральной доктрины, для реализации которой не требуется никаких специальных знаний, осуществление политики развития требует понимания закономерностей современного экономического роста, глубокого знания возможностей, конкурентных преимуществ и слабостей нашей экономики, и умения применять сложные технологии государственного регулирования современной экономики. В наследство от либералов Зубкову достался плохо образованный, некомпетентный, бездеятельный и изрядно коррумпированный госаппарат. С такими кадрами проведение эффективной политики развития невозможно. Нужен новый кадровый призыв квалифицированных, энергичных, преданных интересам России специалистов. Они есть – в научном сообществе, в передовых отраслях промышленности, в системе образования. Нужно решительно порвать с удобными для паразитической бюрократии принципами личной преданности и круговой поруки и создать высококонкурентную среду продвижения кадров по критериям компетентности и ответственности.

 

Источник: http://www.glazev.ru

 



В. Эффективность газовых ТЭЦ. Энергетический диалог Россия-ЕС. Газ как политическое орудие.

На главную  Твердое топливо 





0.0034
 
Яндекс.Метрика