Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Предстоит создание отрасли

руководитель рабочей группы по энергетике,
член Совета по федеральным и региональным программам
при председателе Совета Федерации
Создание проекта и динамика его развития в настоящее время

 

В конце 2005 года президентом РФ В. В. Путиным была поставлена задача по завоеванию лидерства в мировой энергетике с помощью внедрения новых ресурсосберегающих технологий, основанных на глубокой переработке возобновляемых видов сырья. Поэтому разработка новой энергетической политики, основанной, по словам В. В. Путина, «на высокоэффективном использовании каждого вложенного рубля», становится одним из главных приоритетов для перехода отечественной экономики на качественно новый уровень. Это направление должно основываться на сочетании наращивания объемов производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов, производимых крупными российскими компаниями, вместе с организацией широкой региональной сети автономных частно-муниципальных топливно-энергетических комплексов, вырабатывающих дешевые виды топлива, тепла и электричества и максимально близко расположенных как к источникам сырья, так и к источникам потребления.

 

В целях реализации подпрограммы «Модернизация ЖКХ», входящей в национальный проект «Доступное жилье», в составе Совета по федеральным и региональным программам при председателе Совета Федерации С. М. Миронове была организована рабочая группа по муниципальной энергетике, в которую вошли ведущие российские разработчики передовых технологий в области производства топливно-энергетических ресурсов, в настоящее время объединившиеся в составе некоммерческого партнерства «Российская ассоциация муниципальной энергетики и топлива».

 

По итогам восьмимесячной деятельности из разрозненных усилий десятков производственных, научно-внедренческих компаний и исследовательских институтов удалось сформировать концепцию, которая дорабатывается и в настоящее время, по созданию быстроокупаемых, экологически чистых, универсальных с точки зрения использования сырья энерго-химических комплексов мощностью 75,0 и 150,0 тыс. т сырья в год, производящих топливно-энергетические ресурсы на основе региональной сырьевой базы (бурых углей, сланцев, торфа, угле-нефтешламов, твердо-бытовых, промышленных и деревоотходов, иловых осадков, биомассы агропромышленных предприятий и т. д.). В основу проекта заложен опыт создания и успешной эксплуатации аналогичного предприятия, построенного по проекту российских разработчиков в 1980 году в Эстонии, которое осуществляет переработку сланцев по технологиинизкотемпературного (500–700 °С) пиролиза – терморазложения углеродосодержащих органических продуктов, производимых без доступа кислорода вместе с внедрением современных достижений по их глубокой переработке на основе каталитических методов очистки и «облагораживания» с одновременным повышением выхода и ассортимента востребованной на рынке продукции в виде светлых нефтепродуктов (бензин и дизельное топливо), печного топлива, высококалорийного синтез-газа, активированных углей, полукокса и других продуктов. Данные предложения в июне–июле 2005 года были направлены для рассмотрения ряду региональных и муниципальных органов власти и в настоящее время получено около 25 заявок на участие в пилотных программах по строительству комплексов. Место России в реализации энергетических программ

 

К сожалению, есть огромное отставание России (на десятки лет) в сравнении с современными достижениями, разрабатываемыми и уже внедренными в цивилизованном мире. Во множественных странах работают сотни крупных и тысячи мелких предприятий, выпускающих синтетическое топливо и производящих теплоэнергетические ресурсы из всех видов органо-содержащего сырья с их долей, составляющей от 20 до 80 % в общих объемах потребления. Так, в США на 40 действующих заводах по переработке кукурузы производится более 6 млн. т топлива с перспективой увеличения их объемов к 2025 году до 25 % от общей потребности страны. В Бразилии 5 млн. автомобилей полностью переведены на биотопливо, вырабатываемое из тростника, а 9 млн. используют его в смесях до 20 % с экономической эффективностью от снижения импортных пост * топлива в объеме 12,5 млрд. долл. США с одновременным созданием 700 тыс. рабочих мест. В ЮАР более 30 лет действуют четыре завода по глубокой переработке углей с объемом производства светлых нефтепродуктов более 4 млн. т в год. Германия, Польша, Китай, США обеспечивают выработку теплоэнергетических ресурсов из угля в объемах 52–72 % от общего объема генерации. Аналогичное производство за счет сжигания отходов в странах Западной Европы составляет 2,5 % (в Испании – около 5 %), а в скандинавских странах из растительной биомассы вырабатывается до 20 % потребляемых ресурсов. В течение 3–4 лет в ряде европейских стран будет построено 15 топливных заводов по переработке пластиковых отходов с выходом топлива из сырья до 70 %.

 

В России же кроме нескольких устаревших, либо строящихся в Москве и Краснодарском крае дорогих и экономически малоэффективных мусоросжигательных заводов ничего аналогичного нет, включая попытки Минпромэнерго по перепрофилированию ряда гидролизных заводов на выпуск биоэтанола. И это – все, несмотря на десятки миллионов тонн образующихся в год отходов на растущих свалках и сотни миллиардов тонн неиспользуемых чадящих торфяников, угольных отходов на пылящих терриконах. Только сейчас на ряде предприятий подготовлен выпуск небольших установок по пиролизу и газификации автошин, дерево- и сельхозотходов, угля, а вся переработка твердо-бытовых отходов представляет собой в лучшем случае сортировку основных компонентов рециклинга (металл, стекло, резина, пластик, целлюлоза) с захоронением до 60 % всей оставшейся части.

 

В применяемых технологиях сжигания твердых топлив на стандартных котельных с получением тепла k полезного действия составляет не более 30–35 %, а при комбинированной выработке тепла и электричества (когенерации) – около 55–60 %. При этом сроки окупаемости при эксплуатации ТЭЦ, работающих на твердом и газообразном топливе, доходят до 5–7 лет и с опережающим ростом цен на природный газ по сравнению с ростом тарифов на теплоэнергоресурсы будут только увеличиваться. Поэтому говорить о большом желании инвесторов входить в такие проекты пока рано, хотя крупнейшие российские компании («Интеррос», «Базэл», «АФК-Система», «Альфа-групп») начинают проявлять себя на региональных рынках ЖКХ.

 

Вышеуказанные факторы ведут к удорожанию топливно-сырьевой составляющей тарифов и их росту, приводящих к замедлению темпов развития экономики страны вместе с недостаточным развитием социальных достижений в обществе. Указанные проблемы невозможно устранить традиционными методами в условиях повсеместного бюджетного дефицита, при наличии большой удаленности и изолированности от централизованных источников теплоэнергоресурсов множественных потребителей (на 70 % территории России) со значительными расходами по обеспечению северного завоза, а все - таки это – миллионы тонн топлива и десятки миллиардов рублей бюджетных средств.

 

Внедрение пилотной программы строительства предлагаемых 15 топливно-энергетических центров с последующим увеличением их числа и уменьшением объемов переработки для более мелких потребителей позволит регионам страны обеспечить повышение уровня экономической стабильности и экологической безопасности, снизить степень социальной напряженности и зависимость от внешних пост * топливно-энергетических ресурсов, и успешно содействовать осуществлению ведущихся приоритетных национальных проектов с необходимостью их расширения за счет предлагаемой программы. Организация государственной финансовой поддержки

 

По словам президента РСПП А. Шохина, «Государственные целевые ассигнования призваны стать тем стимулом, катализатором, который приведет в движение огромные возможности частного капитала, направив их на достижение социально-значимых целей. В этом и состоит смысл национальных проектов. И в этом же кроется основной залог успешного достижения и дальнейшего движения к экономически могущественному, социально ориентированному Российскому государству». В основу организационной формы развития данных проектов закладываются основы частно-государственного партнерства, когда объединяются интересы федеральных, региональных и муниципальных властей с местными производственными и коммерческими структурами при дополнительной возможности привлечения сторонних стратегических инвесторов, а также при поддержке кредитно-лизинговых, венчурных или хеджинговых компаний. Сейчас региональные власти на основе разосланных ранее рекомендаций ведут подбор местных инициаторов проектов, мы же,, информируем перспективных инвесторов, в том числе РСПП, ассоциацию «Деловая Россия», Российскую Венчурную Компанию, Ассоциацию Банков России и другие организации для объединения их интересов с последующим окончательным отбором 15 регионов, наиболее подготовленных к реализации проектов на различных видах сырья.

 

Если же говорить о реальных необходимых вложениях в эти программы, то исходя из ориентировочной стоимости в размере 260–360 млн. руб. на один комплекс разной мощности (при удельном объеме капвложений на 1 т сырья в 2–4 раза ниже, чем по аналогичным строящимся предприятиям в России) объемы средств из всех уровней бюджета могут составить 10–25,1 % в зависимости от желания региональных властей в управлении данными комплексами. При этом первоочередным стимулятором и должна стать схема с привлечением до 10–15 руб. частных инвестиций на каждый вложенный бюджетный рубль. При этом единожды вложенные бюджетные средства после двух–трех лет окупаемости будут постоянно обеспечивать наполняемость местных бюджетов, а учитывая высокую рентабельность вложений в размере 150–200 % годовых, приведут к стимулированию строительства аналогичных комплексов в регионах с привлечением заинтересованных инвесторов.

 

Все инвесторы при рассмотрении своего участия и снижения доли риска будут изучать тех заемщиков, с кем им придется совместно осваивать проект, их стабильность и финансовую устойчивость, залогообеспеченность вместе с учетом административного поддерживающего ресурса в регионе. Зная, что данный проект уже успешно реализован ранее и учитывая современные научно-технические возможности по улучшению его технико-экономических показателей, инвестор быстрее пойдет на данное финансирование, нежели в случае вложений в новые неопробированные технологии.

 

Благоприятными факторами данной программы, кроме высокой рентабельности, быстрой окупаемости и 100 %-ной переработки сырья, также являются: отсутствие зависимости от внешних теплоэнергоресурсов, лимитов на газ, дешевизна и доступность используемого местного сырья, снижение транспортных расходов при сбыте продукции, типовая схема проекта с минимизацией сроков на проектирование и строительство объектов, принцип. возможность централизованного размещения заказов на оборудование с серийным (более дешевым) его исполнением у производителей, и принцип. возможность быстрой передачи к заказчикам от разработчиков всей информации, накапливаемой из множественных источников, включая собственные лабораторные исследования с обязательным сопровождением проектов до их выхода на проектную мощность.

 

В июне и июле 2006 года на заседаниях Совета Безопасности и Государственного Совета президент и председатель Правительства заявили о необходимости создания новых прорывных «кумулятивных» программ. Подготовленный проект организации высокоэффективных, быстроокупаемых и экологически чистых предприятий (в целом – речь идет о создании отрасли) является одной из наиболее достойных и важных государственных задач с необходимостью ее поддержки на самом высоком уровне и возможностью введения в ранг национальных проектов. При этом, кроме решения внутренних проблем, у России появляется принцип. возможность проявить себя в качестве одного из лидеров мировой экономики, в настоящее время нацеленной на создание перспективнейшей отрасли 21 века – производства топливно-энергетических ресурсов из возобновляемых источников сырья и отходов.

 

Источник: http://www.prom.ru

 



Энергетическая отрасль. Новые газовые реалии. Энергосбережение. Дом через полвека.

На главную  Твердое топливо 





0.0056
 
Яндекс.Метрика