![]() | |
![]() ![]() |
На главную Твердое топливо Как добиться энергоэффективности Навязли в зубах цифры, подтверждающие энергорасточительность российской экономики. Такое впечатление, что нам все так же надо себя в этом убеждать. И тем не менее вот некоторые данные: по данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП России в 11 раз выше, чем в Германии, в 6 раз выше, чем в Канаде, и в 4 раза больше, чем в Польше. Рост тарифов на энергоресурсы, конечно, слегка подогревает интерес к энергосбережению, и компании уже занимаются снижением своих энергозатрат. но то, как они это делают, подтверждает опасения в том, что руководители большого числа предприятий до сих пор слабо представляют себе все возможности, а главное, выгоды повышения энергоэффективности.
Опыт Программы IFC
Исследование практики российских предприятий
Недооценка потенциала экономии
Отсутствие системного подхода
Опыт предприятий, успешно сокращающих энергозатраты, демонстрирует, что для выполнения поставленных задач обычно недостаточно иметь сотрудника или департамент, ответственнный за энергосбережение. Необходимо вовлечение высших руководителей предприятия в цикл планирования и постановки задач по программе энергосбережения.
Данные исследования показывают, что только на каждом втором предприятии закреплена ответственность за разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий. Комплексный план по энергосбережению разработан и выполняется только на 31% опрошенных предприятий, и всего лишь 16% предприятий практикуют награждение исполнителей премиями по результатам достигнутой экономии.
Опыт предприятий, достигших успешных результатов в области энергоэффективности, доказывает, что залогом их успеха стало наличие поэтапной программы, назначение лиц, ответственных за ее реализацию, в основных подразделениях предприятия, а также премирование сотрудников за достижение заданных показателей энергосбережения.
Среди предприятий, реализующих программу энергосбережения, около половины работают над проектом модернизации технологического оборудования, в то время как доля работающих над проектом модернизации среди предприятий, не имеющих комплексной программы, значительно ниже (39%). наличие программы обеспечивает предприятию принцип. возможность запускать и реализовывать большее число проектов, отличающихся большей сложностью. Эта тенденция проиллюстрирована на рисунке 2.
Кроме того, средний размер проектов среди предприятий, у которых есть комплексный план энергосбережения, значительно выше, чем среди остальных предприятий. Например, затраты на модернизацию теплового хозяйства среди предприятий, реализующих план, составляют 3,8 млн руб., что на 56% выше среднего значения по всем опрошенным предприятиям (2,5 млн руб.). По проектам в области обновления компрессорного хозяйства различие так же выше: 3,2 млн руб. и 1,8 млн руб. В результате на 31% предприятий, которые реализуют комплексный план энергосбережения, приходится половина (49%) всех суммарных затрат на реализованные проекты.
Недооценка преимуществ внешнего финансирования
Рост экономики России и развитие финансовых рынков привели в последние годы к повышению конкуренции среди банков на рынке кредитования. Если так же пять лет назад предприятию было сложно быстро получить внешнее финансирование (требовалось огромное количество предварительной работы, а прохождение кредитной процедуры занимало много времени), то в настоящее время банки стараются максимально облегчить и ускорить цикл выдачи кредитов, предлагая большой выбор форм кредитования. Вместе с общим ростом корпоративного кредитования растет и предложение «длинных» денег.
Исследование демонстрирует, что во множественных отраслях возникает существенная потребность в заемных средствах на реализацию проектов энергосбережения. Более 60% предприятий считают недостаток свободных собственных средств основным барьером для реализации энергоэффективных проектов.
но в настоящее время предприятия неохотно обращаются в банки и лизинговые компании за банковским финансированием для энергосберегающих проектов, несмотря на то, что текущие сроки окупаемости таких проектов совпадают со сроками предоставляемого внешнего финансирования на рынке. Лишь каждое четвертое предприятие обращалось за внешним финансированием, при этом около 90% из них его успешно получили. В качестве причин отказа от внешнего финансирования предприятия называют высокие процентные ставки по кредитам и достаточность собственных средств. Любопытно, что более трети из тех, кто не обращался за кредитом в силу «достаточности» средств, в то же время указали на проблему нехватки собственных финансовых ресурсов для энергосбережения.
Учитывая низкий процент обращений за банковским финансированием, логично предположить, что многие предприятия просто не представляют себе преимуществ использования «финансового рычага», позволяющего повышать рентабельность собственного капитала за счет внешних источников финансирования. На рисунке 3 показан механизм его действия. Гипотетический пример рассчитан исходя из вполне реальных условий: ставка кредита –15% годовых, срок кредитования – три года. Пример подтверждает, что в случае использования внешнего финансирования рентабельность собственного капитала возрастает.
При низкой степени обращения за банковским финансированием, многие выгодные и перспективные проекты по повышению энергоэффективности могут «оказаться за бортом». Предприятия считают, что внешнее финансирование – слишком дорого, но не обладают достаточными собственными средствами, и в итоге проект не реализуется. При этом оказывается, что общие затраты предприятия при сохранении текущего объема энергопотребления в долгосрочной перспективе оказываются значительно выше, чем в случае, если бы проект за счет внешнего финансирования был все-таки внедрен.
Развитие энергосберегающих проектов будет напрямую связано с тем, смогут ли российские предприятия эффективно решить проблему финансирования проектов. Энергосбережение как часть экономической жизни предприятия – явление относительно новое и будет активно развиваться в будущем, особенно при появлении все больших возможностей в области кредитования. Ключ к преодолению проблем текущего этапа в том, чтобы руководители предприятий осознали преимущества финансового рычага и стали более активно обращаться за финансированием в банки и лизинговые компании.
Источник: http://www.energospace.ru/
![]() ![]() ![]() ![]() На главную Твердое топливо 0.0041 |
|