Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Как добиться энергоэффективности

Как добиться энергоэффективности
Навязли в зубах цифры, подтверждающие энергорасточительность российской экономики. Такое впечатление, что нам все так же надо себя в этом убеждать. И тем не менее вот некоторые данные: по данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП России в 11 раз выше, чем в Германии, в 6 раз выше, чем в Канаде, и в 4 раза больше, чем в Польше.
Рост тарифов на энергоресурсы, конечно, слегка подогревает интерес к энергосбережению, и компании уже занимаются снижением своих энергозатрат. но то, как они это делают, подтверждает опасения в том, что руководители большого числа предприятий до сих пор слабо представляют себе все возможности, а главное, выгоды повышения энергоэффективности.

 

Опыт Программы IFC
Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в Группу Всемирного банка, полтора года назад организовала в России Программу по стимулированию инвестиций в энергосбережение (Программа IFC). Промышленные предприятия, реализующие собственные проекты по повышению энергоэффективности, могут получить на эти цели кредиты или приобрести оборудование в лизинг. Эксперты Программы IFC помогают компаниям готовить проекты для финансирования: выявляют возможности по энергосбережению, помогают с выбором оборудования, содействуют в осуществлении расчетов сроков окупаемости и пр. За прошедшее время в рамках Программы IFC уже профинансировано проектов на сумму около 14 млн. долл. США. При этом размер экономичности от реализации данных проектов превысил 5 млн. долл. Такой опыт дает нам основания полагать, что намеченную на ближайшие три года планку в 100 млн. долл. инвестиций мы выполним.
Вместе с тем в ходе реализации нашей программы мы столкнулись с довольно странным, на первый взгляд пассивным отношением ряда предпринимателей к вопросу роста энергозатрат и их доли в себестоимости продукции. мы задались вопросом: как же стимулировать интерес предпринимателей и бизнес-сообщества в целом к проблеме рационального использования энергетических ресурсов? Как способствовать притоку инвестиций в энергоэффективные проекты? Какая информация будет полезна предпринимателям и руководителям и позволит им более успешно внедрять программы повышения энергоэффективности в реальном секторе экономики?

 

Исследование практики российских предприятий
Для лучшего понимания сути происходящего в реальном секторе экономики Программа IFC провела в 2006 г. исследование практики энергосбережения на российских предприятиях. Выводы данного исследования можно рассматривать как достаточно полное обобщение практики энергосбережения в исследованных отраслях. Кроме того, выявленные нами тенденции вполне могут быть характерны также и для промышленных предприятий других отраслей. Данные, полученные в результате исследования, могут быть полезны поставщикам оборудования, разработчикам проектов, и финансовым институтам. Для справки: опрошенные нами компании планируют в ближайшие три года привлечь для модернизации энергетического и энергоемкого технологического оборудования инвестиции на сумму 4,5–5 млрд руб.
Выборка исследования включала 625 предприятий из 5 отраслей промышленности в 5 федеральных округах. Анализ его результатов позволил сделать следующие выводы:
- предприятия в 2–3 раза недооценивают потенциал повышения энергоэффективности. По их оценкам, возможная экономия может составить всего 8–10%, в то время как вполне реально снизить потребление энергоресурсов на 20–30%;
- только каждое третье предприятие подходит к повышению энергоэффективности системно, хотя именно наличие проработанной комплексной программы энергосбережения позволяет предприятиям реализовать большее число проектов, достигая значительных успехов наиболее эффективным и экономичным путем;
- фактически две трети опрошенных предприятий считает недостаток свободных собственных средств основным барьером для реализации энергоэффективных проектов, но при этом они склонны недооценивать возможности и преимущества внешнего финансирования. Только 24% решились обратиться за банковским финансированием, хотя фактически 90% из обратившихся предприятий его благополучно получили.
Далее мы подробнее остановимся на основных результатах исследования и на том, какие тенденции энергосбережения были выявлены.

 

Недооценка потенциала экономии
При более детальном рассмотрении данных опроса о возможностях экономичности энергии ( выясняется, что около четверти опрошенных руководителей вообще не считают, что ее потребление можно снизить. Около 30% респондентов уверены, что потенциал сбережения электроэнергии составляет всего 1–5% потребления их предприятия. В то время как, согласно опыту предприятий, успешно реализующих программы энергосбережения, потребление электроэнергии можно сократить на 5-6% только за счет реализации беззатратных организационных мер.
«Ликвидация безграмотности» в области адекватной оценки потенциала энергосбережения означает не только прямую экономию для отдельных предприятий, но и повышение конкурентоспособности российских производителей в целом. Тем более что Россия действительно обладает колоссальным потенциалом снижения энергозатрат. По данным Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), в то время как потенциал наращивания производства энергоресурсов равен 100–200 млн тонн условного топлива, потенциал энергосбережения составляет 370–390 млн тонн. На деле в на данный моментшней экономической ситуации ежегодно сберегается не более 1–2% реального потенциала энергосбережения. В том числе и потому, что компании не осведомлены о том, что денежные знаки в буквальном смысле валяются у них под ногами.

 

Отсутствие системного подхода
Чтобы использовать все преимущества от энергосбережения, важно не только правильно представлять себе уровень текущих энергозатрат предприятия и потенциал их снижения, но и разработать комплексную программу повышения эфф. энергопотребления. Нам удалось выявить ряд важных организационных рычагов, без которых предприятиям трудно добиться запланированного снижения энергопотребления.

 

Опыт предприятий, успешно сокращающих энергозатраты, демонстрирует, что для выполнения поставленных задач обычно недостаточно иметь сотрудника или департамент, ответственнный за энергосбережение. Необходимо вовлечение высших руководителей предприятия в цикл планирования и постановки задач по программе энергосбережения.

 

Данные исследования показывают, что только на каждом втором предприятии закреплена ответственность за разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий. Комплексный план по энергосбережению разработан и выполняется только на 31% опрошенных предприятий, и всего лишь 16% предприятий практикуют награждение исполнителей премиями по результатам достигнутой экономии.

 

Опыт предприятий, достигших успешных результатов в области энергоэффективности, доказывает, что залогом их успеха стало наличие поэтапной программы, назначение лиц, ответственных за ее реализацию, в основных подразделениях предприятия, а также премирование сотрудников за достижение заданных показателей энергосбережения.
Более глубокий анализ демонстрирует, что предприятия, имеющие комплексную программу энергосбережения, реализуют более четырех проектов по энергосбережению. В то же время предприятия, реализующие энергоэффективные меры, не закрепленные четкой программой, в основном ограничиваются 2–3 проектами. Особенно явно различия м. возможностями предприятий по контролю над проектами проявляются в более сложных проектах, таких, как модернизация технологического оборудования, теплового и компрессорного хозяйства.

 

Среди предприятий, реализующих программу энергосбережения, около половины работают над проектом модернизации технологического оборудования, в то время как доля работающих над проектом модернизации среди предприятий, не имеющих комплексной программы, значительно ниже (39%). наличие программы обеспечивает предприятию принцип. возможность запускать и реализовывать большее число проектов, отличающихся большей сложностью. Эта тенденция проиллюстрирована на рисунке 2.

 

Кроме того, средний размер проектов среди предприятий, у которых есть комплексный план энергосбережения, значительно выше, чем среди остальных предприятий. Например, затраты на модернизацию теплового хозяйства среди предприятий, реализующих план, составляют 3,8 млн руб., что на 56% выше среднего значения по всем опрошенным предприятиям (2,5 млн руб.). По проектам в области обновления компрессорного хозяйства различие так же выше: 3,2 млн руб. и 1,8 млн руб. В результате на 31% предприятий, которые реализуют комплексный план энергосбережения, приходится половина (49%) всех суммарных затрат на реализованные проекты.

 

Недооценка преимуществ внешнего финансирования
Краеугольным камнем для создания программы энергосбережения является наличие собственных финансовых средств или возможности привлечения внешнего финансирования под эту программу.

 

Рост экономики России и развитие финансовых рынков привели в последние годы к повышению конкуренции среди банков на рынке кредитования. Если так же пять лет назад предприятию было сложно быстро получить внешнее финансирование (требовалось огромное количество предварительной работы, а прохождение кредитной процедуры занимало много времени), то в настоящее время банки стараются максимально облегчить и ускорить цикл выдачи кредитов, предлагая большой выбор форм кредитования. Вместе с общим ростом корпоративного кредитования растет и предложение «длинных» денег.

 

Исследование демонстрирует, что во множественных отраслях возникает существенная потребность в заемных средствах на реализацию проектов энергосбережения. Более 60% предприятий считают недостаток свободных собственных средств основным барьером для реализации энергоэффективных проектов.

 

но в настоящее время предприятия неохотно обращаются в банки и лизинговые компании за банковским финансированием для энергосберегающих проектов, несмотря на то, что текущие сроки окупаемости таких проектов совпадают со сроками предоставляемого внешнего финансирования на рынке. Лишь каждое четвертое предприятие обращалось за внешним финансированием, при этом около 90% из них его успешно получили. В качестве причин отказа от внешнего финансирования предприятия называют высокие процентные ставки по кредитам и достаточность собственных средств. Любопытно, что более трети из тех, кто не обращался за кредитом в силу «достаточности» средств, в то же время указали на проблему нехватки собственных финансовых ресурсов для энергосбережения.

 

Учитывая низкий процент обращений за банковским финансированием, логично предположить, что многие предприятия просто не представляют себе преимуществ использования «финансового рычага», позволяющего повышать рентабельность собственного капитала за счет внешних источников финансирования. На рисунке 3 показан механизм его действия. Гипотетический пример рассчитан исходя из вполне реальных условий: ставка кредита –15% годовых, срок кредитования – три года. Пример подтверждает, что в случае использования внешнего финансирования рентабельность собственного капитала возрастает.

 

При низкой степени обращения за банковским финансированием, многие выгодные и перспективные проекты по повышению энергоэффективности могут «оказаться за бортом». Предприятия считают, что внешнее финансирование – слишком дорого, но не обладают достаточными собственными средствами, и в итоге проект не реализуется. При этом оказывается, что общие затраты предприятия при сохранении текущего объема энергопотребления в долгосрочной перспективе оказываются значительно выше, чем в случае, если бы проект за счет внешнего финансирования был все-таки внедрен.

 

Развитие энергосберегающих проектов будет напрямую связано с тем, смогут ли российские предприятия эффективно решить проблему финансирования проектов. Энергосбережение как часть экономической жизни предприятия – явление относительно новое и будет активно развиваться в будущем, особенно при появлении все больших возможностей в области кредитования. Ключ к преодолению проблем текущего этапа в том, чтобы руководители предприятий осознали преимущества финансового рычага и стали более активно обращаться за финансированием в банки и лизинговые компании.

 

Источник: http://www.energospace.ru/

 



Отапливайся. Борьба коллективного и индивидуа. Плюс электрификация всей земли. Программа энергоэффективности Ро.

На главную  Твердое топливо 





0.0044
 
Яндекс.Метрика