Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Повышения энергоэффективности ро

Анализ хода реализации Энергетической Стратегии - 2020 по параметрам энергетической эфф. демонстрирует, что достигнутые в этой сфере результаты уже требуют существенного пересмотра прогнозных оценок. В соответствии с концепцией ЭС-2020 удельная энергоемкость ВВП в 2005 г. должна была по сравнению с 2000 г. составить 85%, в то время как фактически она снизилась до 78,9%. При этом, около 75-80% достигнутого снижения удельной энергоемкости экономики связано со структурными факторами и лишь порядка 20-25% с реализацией имеющегося технологического потенциала энергосбережения. Это означает, что на рубежи по снижению удельной энергоемкости за счет применения энергоэффективных технологий, зафиксированные в Энергетической Стратегии (30-35%), отечественная промышленность еще не вышла.

 

Согласно данным комитета по энергетической политике, в России кроме нескольких устаревших, либо строящихся в Москве и Краснодарском крае дорогих и экономически малоэффективных мусоросжигательных заводов ничего аналогичного нет, включая попытки Минпромэнерго по перепрофилированию ряда гидролизных заводов на выпуск биоэтанола. И это все, несмотря на десятки миллионов тонн образующихся в год отходов на растущих свалках и сотни миллиардов тонн неиспользуемых чадящих торфяников, угольных отходов на пылящих терриконах. Только сейчас на ряде предприятий подготовлен выпуск небольших установок по пиролизу и газификации автошин, дерево- и сельхозотходов, угля, а вся переработка твердо-бытовых отходов представляет собой в лучшем случае сортировку основных компонентов рециклинга (металл, стекло, резина, пластик, целлюлоза) с захоронением до 60% всей оставшейся части.

 

Российская экономика, по-прежнему, энергорасточительна, энергоемкость национального ВВП в 3 - 3,5 раза превышает уровень промышленно развитых стран.

 

Так, в применяемых технологиях сжигания твердых топлив на стандартных котельных с получением тепла k полезного действия составляет не более 30-35%, а при комбинированной выработке тепла и электричества (когенерации) - около 55-60%. При этом сроки окупаемости при эксплуатации ТЭЦ, работающих на твердом и газообразном топливе, доходят до 5-7 лет. При опережающем росте цен на природный газ по сравнению с ростом тарифов на теплоэнергоресурсы они будут только увеличиваться. Это не стимулирует инвесторов участвовать в реализации таких проектов, хотя ряд крупнейших российских компаний (Интеррос, Базэл, АФК-Система, Альфа-групп) начинают проявлять себя на региональных рынках ЖКХ.

 

главным в развязке этой проблемы как раз и может стать эффективное энергосбережение: причем как в сфере потребления за счет существенного повышения эфф. использования энергоресурсов, так и непосредственно в топливно-энергетическом комплексе через снижение издержек производства, транспортировки и переработки нефти и газа, выработки и передачи электроэнергии. Это позволит высвободить и перераспределить энергоресурсы и финансовые потоки в энергетике, промышленности, в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.

 

Как сообщает пресс-служба РСПП, по мнению членов рабочей группы РСПП, основные барьеры, препятствующие динамичному развитию в сфере энергоресурсосбережения, таковы:

 

В России на на данный моментшний день нет авторитетных энергосервисных компаний, способных обеспечить надежный и эффективный проектный менеджмент и полностью готовых гарантировать инвестору и потребителю величину экономии ресурсов и сроки возврата инвестиций. и крайне мало практики доказательного мониторинга экономичности финансовых средств после внедрения энергоэффективного оборудования. Главный же тормоз, по мнению экспертов РСПП, – отсутствие каких бы то ни было стимулов: нет ни поощрения за экономию энергоресурсов, ни наказания за нерациональное энергопотребление! Государство фактически проводит политику декларативного энергосбережения, отстраивание нормальных финансовых и организационных механизмов подменяется производством лозунгов.

 

Проведенный членами рабочей группы РСПП анализ показал, что в России не создана современная база данных энергоэффективных технологий. Налицо слабая коммерциализация научных идей, разработок и патентов в этой области. На рынке существуют десятки научных и инновационных групп, работающих по одному направлению и зачастую дублирующих друг друга. Ощущается явная нехватка прорывных типовых, энергоэффективных проектов, основанных на апробированных технологиях и оборудовании, прошедших госэкспертизу и гарантирующих бюджетную эффективность для государства и возврат инвестиций частным предпринимательским структурам.

 

Не удовлетворяется спрос и на эволюционные энергосберегающие технологии, позволяющие быстро снизить капитальные и эксплуатационные затраты, оптимизировать технологические циклы и, консолидировать ресурсы для поэтапной модернизации объектов промышленности и ЖКХ.

 

По мнению членов рабочей группы РСПП, в вопросах повышения энергоэффективности российской экономики настоятельно необходим постоянный и конструктивный диалог бизнеса с органами законодательной и исполнительной власти.

 

Его предметом должны стать:

 

ускорение принятия новой редакции ФЗ Об энергосбережении;

 

создание организационно-правовых механизмов, стимулирующих энергоэффективность (включая административные меры); разработка и введение в действие жестких технических регламентов и стандартов, не позволяющих использовать энергозатратное оборудование и технологии;

 

формирование современной базы данных эффективных технологий и типовых тиражируемых энергоэффективных проектов;

 

изменения и дополнения в Налоговый Кодекс РФ, устанавливающие налоговые льготы предприятиям, направляющим собственные средства на реализацию энергоэффективных проектов;

 

прямая бюджетная поддержка типовым быстроокупаемым проектам в сфере ресурсосбережения и механизмы частно-государственного партнерства (софинансирования) в их разработке и реализации.

 

Своего рода дорожной картой для решения этих вопросов, полагают члены рабочей группы РСПП, могла бы стать новая Федеральная целевая программа Энергоэффективная экономика.

 

При этом остро актуальным является образование специализированного органа исполнительной власти, например Федерального агентства по энергосбережению, ответственного за проведение единой государственной политики в этой важнейшей сфере экономической деятельности.

 

Рабочая группа приняла решение после доработки проекта позиции предложить комитету РСПП по энергетической политике внести ее на рассмотрение Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

 

В сфере энергоресурсосбережения, по мнению экспертов, нужен целый комплекс организационно-технических мероприятий, отработанный финансово-правовой механизм, позволяющий осуществлять принципиально новый, системный подход к разработке и реализации региональных и отраслевых инвестиционных проектов. Это предполагает наличие специально организованных структур. Например, в форме консорциумов, объединяющих российские и зарубежные инжиниринговые, энергосервисные, энергоаудиторские фирмы, производителей оборудования и систем управления, консалтинговые и инвестиционные компании.

 



Новая страница 2. Опыт США по энергосбережению в зданиях. Светлый путь экономии. Повышение экономической эффектив.

На главную  Твердое топливо 





0.0027
 
Яндекс.Метрика