Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Переростки

Первое наблюдение, которое стоит сделать, —исторического плана. Аименно: структура инвестиций встранах, которые приводят вкачестве примеров экономического чуда, разительно отличалась отнынешней российской. Мыпока нерасполагаем конкретными цифрами, нопонарративным текстам обэкономическом буме вЯпонии, Германии, США следует, что серьезная доля этих инвестиций долгие годы приходилась набазовые отрасли —инфраструктуру, включая энергетику, итяжелую промышленность. Досамого последнего времени вструктуре внутренних российских инвестиций преобладали ТЭК ипотребительские сектора. Лишь впрошлом году начался инвестиционный бум встроительстве ипромышленности стройматериалов, осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов (СЕГ, ВСТО), была утверждена масштабная многолетняя инвестпрограмма развития электроэнергетики.

 

Тут, конечно, можно возразить: послевоенный бум вГермании иЯпонии необходимо вызывал именно такую структуру инвестиций, все - таки промышленность этих стран была практически разрушена. ОтСССР женам достались пусть инесамые эффективные, зато вполне целые промышленные активы, даеще ивбольшом количестве. Поэтому восстановительный рост экономики предопределен, так сказать, пообъективно-историческим обстоятельствам. Так-то оно так, только вот загвоздка. Инфраструктура итяжелая индустрия Германии иЯпонии создавались под нужды рыночной неизолированной иневоенизированной экономики этих стран. Российские жеактивы —детище закрытой плановой военно-промышленной системы. Они неотвечают тем задачам, которые решает сейчас российская экономика. Поэтому восстановительный рост вэтих отраслях —это благо, ноблаго временное. Нам неизбежно потребуется серьезное капитальное промышленное строительство. Если хотите, российская экономика должна быть серьезно доиндустриализована, аточнее —реиндустриализована под нужды суверенной рыночной высокотехнологичной экономики, которую мыхотим создать вРоссии.

 

Что такое реиндустриализация? Это мощная инвестиционная активность вбазовых отраслях экономики —транспорте, энергетике, тяжелом машиностроении, металлургии, химии. крайне не желательно сказать, что здесь ничего непроисходит. Вот, например, строится Северо-Европейский газопровод инефтепровод изВосточной Сибири кТихому океану. Нодаже внефтегазовой сфере, приносящей государству сотни миллиардов долларов экспортных поступлений, этого недостаточно. Разведанные так же всоветское время новые крупные месторождения неразрабатываются, афинансирование геологоразведки перспективных нефтеносных регионов фактически неведется. Реформируемая уже сдесяток лет электроэнергетика лишь только подступает кстадии масштабного инвестиционного строительства. Химия имашиностроение прозябают. Кстроительству новых автомобильных ижелезных дорог мытолько-только приступаем (итоблагодаря активности частного бизнеса, «подстегнувшего» кряду своих проектов государство посредством механизма инвестиционного фонда).

 

Одно утешение —металлургия. Среди тяжелых отраслей только здесь инвестиционная активность высока. Дала она ивполне осязаемые результаты: впервые современ СССР встране строятся два крупных новых завода —сталелитейный вНижегородской области (проект реализует ОМК под нужды своего производства труб) иалюминиевый вХакасии (строит «Росал»), бюджет каждого изкоторых измеряется миллиардом долларов.

 

Прерогатива нового инвестиционного строительства вовсех этих тяжелых отраслях должна быть вруках крупного капитала, неважно, государственного или частного. Аизвестное средство управления ирегулирования этого цикла (кто, куда изачем должен инвестировать) состороны государства —промышленная политика. Таким образом, реиндустриализация —это результат эффективного союза крупного капитала ипромполитики. Связать ихродовыми узами нам итребуется.

 

Еще лет пять-шесть назад запромышленной политикой государства нестояло ничего другого, кроме лоббистских усилий частного капитала, выбивающего под свои проекты всевозможные льготы, послабления ипреференции. Запоследние годы входе усиления самого государства иструктур его управления крупный капитал выбило изэтой наезженной колеи. Теперь, наученные опытом ЮКОСа иего владельцев, промышленные магнаты нерискуют продавливать собственные интересы всеми правдами инеправдами под видом промполитики государства. Поскольку самостоятельную промышленную политику государство так инеозаботилось сотворить, все пошло вразнос. Крупный капитал стал мимикрировать под текущие государственные нужды илозунги (суверенная экономика, энергетическая сверхдержава ит. п.). Врезультате вся мощь этого капитала была направлена надва понятных ивостребованных направления: экспорт конкурентных преимуществ исоздание монополий.

 

никак нельзя сказать, что эти направления деятельности чем-то плохи или неэффективны. Ноони мало приближают нас креиндустриализации экономики инемогут выступать самостоятельной целью. Поговорим оних чуть подробнее. Экспорт конкурентных преимуществ

 

Проявление такой стратегии видно издалека —это экспансия российского бизнеса зарубеж. Согласно данным UNCTAD, накопленный объем исходящих ПИИ изРоссии составлял наконец 2005года 120,4 млрд долларов. Запоследние шесть лет Россия переместилась с12 го натретье место среди развивающихся рынков вкачестве источника прямых иностранных инвестиций —после Гонконга иБританских Виргинских островов (учитывая офшорный статус последних, можно предположить, что часть капиталов, инвестируемых изэтой территории, также имеет российское происхождение).

 

Экспорт российского капитала начался состран СНГ, продолжился вАфрике. Впоследнее время все больший интерес российские компании проявляют кактивам наразвитых рынках Европы, США иАвстралии. Ярким примером этой тенденции стала схватка «Северстали» синдийской Mittal Steel загранда европейской сталелитейной отрасли Arcelor. Ихотя россияне проиграли вэтой борьбе, прецедент показателен. Осенью жеслияние «Русала», СУАЛа ишвейцарской Glencore привело ксозданию крупнейшей вмире транснациональной алюминиевой компании. Теперь сомнений недолжно остаться ниукого —российский частный бизнес вошел впремьер-лигу мирового бизнеса.

 

Пока транснациональная экспансия россиян ограничена небольшим числом компаний изнефтегазовой, металлургической ителекоммуникационной отраслей. Согласно списку ста ведущих «конкурентов мирового рынка» изстран сразвивающейся экономикой, составленному TheBoston Consulting Group, Россия на данный момент располагает семью компаниями —глобальными конкурентами против 12уБразилии, 21—уИндии и44—уКитая. Помимо «старожилов» глобализации, «Газпрома» и«ЛУКойла», это «Русал», «Норильский никель», «Северсталь», атакже «Вымпелком» иМТС, плотно «окучившие» рынки СНГ.

 

Заместо под солнцем приходится сражаться —уроссийского бизнеса наЗападе весьма скверный имидж. Согласно опросу TheEconomist Intelligence Unit332директоров международных компаний летом 2006года, респондентов смущают недостаточная прозрачность собственности иотчетности российских компаний, проблемы сэтикой ведения дел, атакже высокие политические риски российских инвестиций.

 

Что движет транснациональной экспансией? Если кратко, товполне естественная стратегия, нацеленная наэкспорт своих преимуществ. Большинство наших ТНК прямо или косвенно связаны сэкспортом сырья, тоесть сэкспортом природных преимуществ страны. Гораздо более выгодная стратегия —экспорт конкурентных преимуществ. Какие жеконкурентные преимущества могут быть укомпаний, связанных сдобычей иэкспортом сырья? Вот, например, нефть. Конкурентным преимуществом здесь будет непросто доступ ксырью, аумение иопыт разведки новых месторождений, ихосвоения, переработки ипродажи потребителям конечной продукции, например, бензина, моторного масла или, скажем, авиакеросина. Российские компании частично обладают необходимыми навыками, иихжелание транснационализации естественно. Дотех пор пока они лишь добывают нефть наразработанных так же всоветское время месторождениях игонят еевЕвропу попостроенному жетрубопроводу, они являются всего лишь сырьевым придатком западных потребителей инемогут иметь нитой прибыли, нитой капитализации, которой обладают полноценные транснациональные ВИНК, —даже напике нефтяных цен. Внешняя экспансия, заключающаяся вдоступе кзарубежным месторождениям, нефтеперерабатывающим заводам исетевой рознице, позволит имисправить этот недостаток, хотя ипотребует огромных расходов. «ЛУКойл» оценил, например, ихпомаксимуму всто миллиардов долларов втечение десяти лет. Только один рост капитализации может перекрыть эти расходы, неговоря уже обувеличении прибыли имножестве других, косвенных эффектов.

 

Похожая ситуация сроссийскими металлургами, рвущимися вмировую элиту. Сталелитейные компании пообъективным причинам должны укрупняться, инаши игроки имеют все основания поучаствовать вэтой гонке. Для этого уних есть фактически все. Исырьевая база, хотя, может, инелучшая вмире, новполне пристойная для экспансии. Икрупные сталелитейные заводы, доставшиеся отСССР. И, самое главное, желание иопыт работать наэтом сложном инесамом доходном рынке (нынешние цены настальной прокат высоки как никогда, но рынок цикличен инезагорами время, когда упавшие цены вновь вызовут резкое снижение доходов вмировой стальной индустрии). Умение работать ивыживать всложнейших кризисных условиях, огромный опыт поддержания низкой себестоимости производства стали —вот тедействительно конкурентные преимущества, которые российские металлурги могут эффективно экспортировать. Поэтому иихстрасть ктранснационализации естественна иоправданна. Управление экспансией

 

Всем известна крылатая фраза «Что хорошо для General Motors, тохорошо для Америки». Безусловно, сильные глобальные компании обеспечивают мощь иимидж страны намировой арене. Номыбынестали сзакрытыми глазами ставить знак равенства м. интересами «Газпрома», «ЛУКойла», «Русала» ипрочих наших бизнес-тяжеловесов, рвущихся намировые рынки, синтересами государства. Есть немало примеров, когда корпоративная логика развития российских ТНК невполне учитывает задачи развития собственной страны, задачи реиндустриализации российской экономики иразвития местных рынков.

 

Вот, скажем, все тот же«ЛУКойл». Мыв«Эксперте» уже нераз отмечали недостаточное внимание этой идругих нефтяных компаний креконструкции иразвитию российской нефтепереработки. Бизнес-энергия вотечественной нефтепереработке нануле. Запоследние пятнадцать лет вРоссии непостроен ниодин новый нефтеперерабатывающий завод, адействующие мощности реконструируются мало имедленно. Граждане крупнейшей нефтяной державы вынуждены довольствоваться весьма дорогим бензином скверного качества. То, что нефтяники пренебрегают внутренним рынком, тоже понятно: для инвестиций вНПЗ вРоссии несамые лучшие условия. Отгосударства требуется создание ощутимых экономических стимулов для ВИНК помодернизации входящих вихимперии НПЗ. Навскидку можно назвать два таких стимула. Первый —налоговые льготы, вчастности, отмена НДС наимпорт технологического оборудования. Второй —государственные либо смешанные инвестиции вмодернизацию ирасширение экспортных продуктопроводов. Если появится принцип. возможность посылать поним наэкспорт высококачественное дизельное топливо, модернизация заводов, которые находятся напути продуктопровода, превратится для нефтяников изскучной социальной обязанности винтересный бизнес-проект.

 

Увязка локальных интересов корпораций снациональными —важнейшая задача промышленной политики государства. Апока еенет, каждый занимается тем, чем легче ивыгоднее. Тоесть экспортом своих конкурентных преимуществ.

 

Раз ужмывспомнили здесь опромышленной политике, крайне не желательно неупомянуть так же одно вопиющее свидетельство ееотсутствия —объявление озапуске ажпяти частных проектов повыпуску труб большого диаметра (ТБД), при том что спросом будут обеспечены отсилы два. Почему эту ситуацию никак непыталось взародыше разрулить государство? Видимо, оно руководствуется убеждением, что все решит рынок: пусть ребята инвестируют, потом разорятся, если что —купим импортные трубы.

 

Это незначит, что мыпризываем государство выбрать изпяти два проекта попроизводству ТБД, аостальные запретить (тем более непонятно, как технически можно обеспечить исполнение этого запрета вотношении частных металлургических компаний). Речь идет одругом. «Избыточную» энергию трубников государство должно было загодя направить вправильное русло. Например, подключить МИД иМинфин ипробить брешь впротекционизме рынков потребления ТБД вне России. Или, скажем, увязать планы металлургов исудостроителей. Последние имеют целую программу развития своей отрасли, авот качественный широкий стальной лист уних вдефиците. Минпромэнерго могло быпосадить застол переговоров трубников исудостроителей, помочь имнащупать почву для взаимовыгодного рыночного взаимодействия. Любители монополий

 

Энергия крупного частного капитала, выдавленная несколько лет назад жесткой рукой государства изцикла формирования промышленной политики, непропала втуне. Последние годы крупный российский бизнес стал удачно танцевать под дудку государственных интересов ипорой неплохо наэтом зарабатывать. Многие бывшие олигархи ипредприниматели, вроде бы«равноудаленные» отвласти ичиновников, делают уверенные ходы вновой игре сусловным названием прогосударственная консолидация. Смысл еепрост. Под нужды конкретных государственных структур или под определенные госинтересы объединяются вединую структуру разрозненные активы.

 

Капитал ищет легких путей извлечения прибыли. Поэтому наиболее осязаемые результаты получаются, когда консолидация завершается олигополизацией или монополизацией какой-то выбранной отрасли. Есть принцип. возможность влиять нарост цен своей продукции или услуг. Асучетом того, что собранные активы могут стать функциональной частью государственной стратегии, можно надеяться инаполуч. финансирования или госзаказов, вслучае жесамой прямой заинтересованности вних государства эти активы собираются ради простой перепродажи.

 

Если небрать врасчет нефтегаз, такая стратегия крупного частного капитала охватывает фактически все стратегически важные для государственных интересов сектора экономики: черную ицветную металлургию, транспортное машиностроение, энергетику, энергомашиностроение, отрасль стройматериалов, химию. Есть примеры ивфинансовой сфере.

 

Наиболее активным персонажем втакой игре можно смело назвать Виктора Вексельберга. Именно ониподконтрольные ему структуры инициировали консолидацию акций ипоследующую перепродажу единственного встране титаномагниевого комбината «ВСМПО-Ависма» государственной военно-экспортной структуре «Рособоронэкспорт». Сподачи г-на Вексельберга была создана компания «Комплексные энергетические системы» (эта локальная монополия восновном продает электроэнергию итепло предприятиям инаселению наУрале). Структуры Виктора Вексельберга засветились всоздании итакой организации, как ЕТК, —эта торговая монополия подмяла под себя рынки каустической икальцинированной соды идругих продуктов базовой химии. Предприятия группы «Энергопром», также подконтрольной Виктору Феликсовичу, контролируют примерно 90% рынка электродов встране.

 

Неменее амбициозен иеще один крупный игрок, приближенный кцентру принятия решений унас вгосударстве, —Алишер Усманов. Г-нУсманов, присоединив Михайловский ГОК кдругому уже имеющемуся унего иего партнеров крупнейшему вмире Лебединскому ГОКу, дал понять российскому рынку, что нацелен насоздание сырьевой железорудной монополии встране. «Никто необратил внимания, что позапасам железных руд Россия находится напервом месте вмире, как, например, погазу. Ноесли унас есть флагман газовой индустрии —“Газпром”, топочему такой жефлагман никак нельзя построить вжелезорудном сегменте? —объяснял онсвою затею винтервью “Эксперту”. —все - таки пока что наши горнорудные компании —дети посравнению слидерами рынка CVRD, RioTinto, BHPBilliton. Новсе - таки есть потенциал роста! Уменя есть идея объединить некоторые железорудные компании СНГ —Соколово-Сарбайский ГОК вКазахстане, Лебединский ГОК, Михайловский ГОК вРоссии, некоторые украинские рудные компании —иорганизовать, скажем, Единую горнометаллургическую компанию, которая будет диктовать цены нажелезорудное сырье всему миру».

 

Еще один игрок наэтом рынке —Искандар Махмудов, приложивший руку ксозданию монополии Трансмашхолдинга (ТМХ). Имиего партнерами был выбран недоинвестированный сегмент машиностроения ипостроен эффективный, растущий гигантскими темпами бизнес скапитализацией фактически вмиллиард долларов. Компания была создана в2002году. Закороткий срок ТМХ удалось консолидировать многие ключевые предприятия железнодорожного машиностроения, вчастности, все локомотивостроительные российские компании: Брянский машиностроительный, Новочеркасский электровозостроительный иКоломенский заводы. Кроме того, ТМХ купил единственных встране производителей электропоездов (Демиховский машзавод) иметропоездов («Метровагонмаш») и25% акций Тверского вагоностроительного завода, крупнейшего предприятия попроизводству пассажирских вагонов. Трансмашхолдинг постепенно стал основным игроком железнодорожного машиностроения. Ивот теперь российская транспортная госмонополия РЖД собирается купить 25% акций ТМХ. РЖД стало трудно управлять таким крупным поставщиком, который сам того игляди начнет воздействовать нажелезнодорожную монополию. Поэтому экспансия госкомпании вкапитал машиностроительного холдинга выглядит необходимой мерой. Тем более что всвете возможного увеличения госфинансирования инвестпрограмм РЖД, похоже, рассчитывает поучаствовать вразделе прибыли машиностроителей.

 

Еще одна компания, которая активно включилась впрогосударственную консолидацию, —малоизвестная широкой публике «Группа Е-4». Принадлежит она бывшему топ-менеджеру РАО «ЕЭС России» Михаилу Абызову. Еестратегия заключается вконсолидации всех энергосервисных компаний, ранее входивших всостав энергомонополии. «Группа Е-4» уже объединила более 50производственных активов типа «Центрэнергомонтажа», «Архэнергоремонта», «Югэнергосервиса» ит. п. иостанавливаться вчасти поглощений пока ненамерена. Пословам еепредставителей, уже вследующем году она будет генерировать около миллиарда долларов выручки. Вполне вероятно, что «Группа Е-4» станет ключевой энергоинжиниринговой иэнергосервисной структурой, готовой косвоению масштабных инвестиций вэнергетику. Заработу, товарищи

 

Примеры, приведенные выше, можно было быпродолжать идалее. Всякий более или менее состоятельный бизнесмен пытается заработать насимбиозе сгосударственными интересами. Выхотели госкапитализма? Мывам поможем. Вот, пожалуйста, титановая монополия. Увас есть планы всерьез заняться реформой ЖКХ? Унас для вас кое-что припасено. Собираетесь заняться обновлением подвижного железнодорожного состава иконтролировать госрасходы? Нет ничего проще. После разгрома ЮКОСа крупный капитал эффективно мимикрировал под государственные нужды. Никто уже нецепляется заактивы мертвой хваткой. Ужесли государство считает крупных бизнесменов неполноценными собственниками бывших советских заводов, послучаю иподешевке завладевших ими втяжелые времена, можно заработать инаэтом.

 

Это неможет продолжаться бесконечно. Задачи полноценного экономического роста иреиндустриализации хозяйства требуют нового инвестиционного строительства. Заниматься этим будет только тот капитал, который почувствует уверенность взавтрашнем дне. Задача государства —придать ему эту уверенность, расставив приоритеты всвоей промышленной политике.

 

Источник: http://www.expert.ru

 



Энергосбережение – одно из основ. Применение парогенераторов серии. Оборудование для автономного теплоснабжения. Регламент перевода потребителей энергии АО МОСЭНЕРГО на систему расчетов по тарифу.

На главную  Твердое топливо 





0.005
 
Яндекс.Метрика