Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Владимир Кирюхин

Реформа энергетики получила в последнее время серьезную поддержку. 8 июня на заседании правительства РФ были поддержаны основные пожелания энергетиков. Реформа будет проходить ускоренными темпами, государство готово выделить деньги на инвестиции в эту отрасль, а главный бич - перекрестное субсидирование - ликвидирует при помощи средств из госбюджета. Немаловажную роль в таких решениях сыграли цифры. Непокрываемый дефицит мощности в стране может составить к 2010 году более 16 ГВт, разрешение на техническое присоединение к сетям в следующем году могут получить не более 10% потенциальных потребителей, а потери ВВП от снижения электропотребления грозят приблизиться в среднесрочной перспективе к 5%.

 

Эти проблемы, и другие вопросы развития отрасли рассматривались на завершившейся в Москве Пятой международной конференции по энергетике, ежегодно проводимой по инициативе компании ЕвроСибЭнерго. Ключевыми были названы неуверенность стратегических инвесторов в окупаемости вложений в энергетику и отсутствие ценовых ориентиров на рынке топлива - базовой составляющей переменных затрат на производство электро- и теплоэнергии.

 

Организаторы форума подвели его итоги. На вопросы РБК ответил первый заместитель генерального директора ЕвроСибЭнерго Владимир Кирюхин.

 

РБК: Владимир Алексеевич, конференции, которые ежегодно проводит ваша компания, стали одной из тех площадок, на которых высказываются самые различные позиции относительно хода реформы. И если раньше в позициях участников рынка была явная разобщенность, то на данный момент представление о целях и первых итогах реформы выглядит более консолидированным. С чем это связано, на Ваш взгляд?

 

Владимир Кирюхин: В первую очередь, стали более понятны правила игры. Государство четко и открыто определило в энергетике те сферы, которые останутся под его контролем, и те, куда должно быть выгодно привлекать средства частных инвесторов. Теперь необходим ряд решений государственного уровня, в том числе в области нормативно-правового обеспечения, чтобы начался главный для реформы цикл - формирование полноценного инвестиционного спроса частного капитала на объекты вложений в энергетике. Я имею в виду не только портфельное инвестирование в действующие объекты генерации, но и те площадки, которые нужно достраивать или строить с нуля. Судя по цифрам, которые приводили на нашей конференции представители Министерства экономического развития, Министерства промышленности и энергетики, РАО ЕЭС России, цикл такого обеспечения государству нужно ускорить в первую очередь, для покрытия общего дефицита электроэнергии в России. На конференции отмечали, что нехватка мощностей в энергетике страны достигла критической отметки. На примере Москвы, Ленинградской и Тюменской областей это было видно нынешней зимой, когда аномальные холода заставили энергетиков пройти по самому пику потребления, что едва не привело к серьезным авариям. Поэтому участники форума высказали единое мнение: дальнейшее промедление с выбором стратегии развития отрасли может привести к необратимому разрыву м. ростом промышленного производства и нехваткой энергоресурсов для его обеспечения. но за простой констатацией этого факта скрываются системные проблемы, решение которых уже идет на данный момент.

 

РБК: Вы имеете в виду грядущее решение правительства о выделении средств из бюджета на строительство новых объектов?

 

В.К.: Очевидно, что правительство пойдет на государственные инвестиции. Но думаю, они будут в первую очередь касаться тех компаний, где государство имеет контрольный пакет. В число первоочередных войдут Федеральная сетевая компания, Системный оператор, ГидроОГК. Но главное, что нужно сделать на данный момент, - определить стратегию. В нынешнем положении есть все возможности для эффективного использования частного капитала при решении проблемы покрытия дефицита мощностей в ключевых регионах.

 

РБК: Пример Богучанской ГЭС, которая достраивается в рамках энергометаллургического объединения, включающего одновременное строительство крупного алюминиевого производства, может стать ориентиром для такой работы?

 

В.К.: Да, и я уверен, что это на на данный момент наиболее перспективный вариант для начала оперативного решения проблем покрытия дефицита. Инвестору предлагают строить генерирующие мощности, гарантируя при этом, что та часть, которая ему необходима в качестве покрытия дефицита для собственного производства, будет поставляться по долгосрочному тарифу, обеспечивающему окупаемость проекта, а оставшаяся (не обязательно меньшая) мощность поставляться на рынок, обеспечивая других потребителей. В этой ситуации ответственность за решение проблемы нехватки инвестиций для строительства энергетических мощностей в равной степени разделяется м. государством и частным инвестором. Полагаться только на бюджет в вопросе покрытия инвестиционного дефицита опасно - весь смысл реформы заключается в том, чтобы этого не делать.

 

РБК: Частные компании, в том числе иностранные, живо реагируют на российский электроэнергетический сектор пока в основном портфельными инвестициями. Вы ожидаете крупных стратегов в ближайшее время?

 

В.К.: Мы сами являемся крупным стратегическим инвестором и крайне заинтересованы в создании рентабельного энергетического бизнеса, обеспечивающего приемлемый уровень доходности, и, вместе с тем, сопоставимый уровень энергетической безопасности, надежности, соблюдения экономически обоснованной тарифной политики. Собственно, все стратегия развития ЕвроСибЭнерго, как одной из крупнейших независимых управляющих компаний в энергетике, в последние годы была ориентирована именно на этот результат. Другое дело, что есть ряд экономических и политических преград для того, чтобы такая стратегия была выгодна ряду новых крупных стратегических инвесторов.

 

Это касается нерешенных до сих пор проблем, связанных с прогнозированием тарифов, что является основным условием оценки соблазнительности объектов энергетики для инвестиций. Эти проблемы завязаны в тесный узел. Тариф устанавливается с учетом щадящей ценовой политики по отношению к населению, которому часть размера тарифа компенсирует промышленность в рамках перекрестного субсидирования. К ликвидации этого механизма правительство только начало подходить, и когда будет завершен этот цикл - предсказать сложно, поскольку он требует выделения определенных бюджетных средств. Кроме того, в тариф должны быть включены ключевые переменные затраты энергетиков - расходы на закупки топлива. Здесь также заложены трудности - долгосрочные ценовые ориентиры на рынке топлива отсутствуют. Об этом мы, также весьма много говорили на прошедшей конференции. Основа оптового рынка - долгосрочные договора - будет реализована лишь с принятием и запуском новой модели этого рынка, которую все с нетерпением ждут. Введение долгосрочных договоров, с одной стороны, поспособствует уверенности инвесторов в окупаемости вложений, а с другой - сделает более предсказуемым бизнес потребителей электроэнергии. Не меньше волнений вызывают и рынки топлива, в частности принцип. возможность заключения долгосрочных контрактов на поставки энергоносителей. Контракты на поставку, например, газа - одного из основных видов топлива, как и тарифные контракты, должны заключаться на срок не менее пяти лет. В противном случае смысл долгосрочного ценового планирования в энергетике в целом попросту исчезает.

 

РБК: Владимир Алексеевич, предполагает ли, по Вашему мнению, решение упомянутых проблем сокращение, в перспективе, присутствия государства в энергетике?

 

В.К.: Энергетика, самая специфическая отрасль в России. Она создавалась в то время, когда затраты на электрификацию могло понести только государство. В период с 1920 по 1925 год в электропромышленность по плану ГОЭЛРО были вложены колоссальные деньги. В постсоветский период полностью государственная энергосистема поменяла форму собственности, превратившись в ОАО, в котором контрольный пакет акций остался у государства. Вместе с тем, основные производственные характеристики нисколько не изменились. И даже сейчас, на нынешнем этапе реформы, нужно отчетливо понимать, что государственное участие не может ограничиваться лишь контролем за надежностью, экономическим анализом и разработкой долгосрочной стратегии развития отрасли. Несмотря на совершенствование этапа конкурентных отношений в энергетике, очевидно, что в отрасль пока могут прийти лишь сверхкрупные стратегические инвесторы, интерес которых заключается вовсе не в развитии конкурентных отношений, а в завоевании подавляющего сегмента локального рынка для повышения рентабельности своих вложений. А в условиях, когда те же крупные инвесторы могут влиять и на рынки ресурсов, в первую очередь на рынки топлива, создавая барьеры для вхождения на эти локальные рынки других игроков, роль и влияние государства трудно переоценить.

 

РБК: Вы имеете в виду монопольное регулирование?

 

В.К.: Не только и не столько. Думаю, государство будет вынуждено принимать полноценное прямое участие в выделяемых из РАО ЕЭС России инфраструктурных организациях и генерирующих компаниях. Лишь такой по масштабу собственник сможет выступить экономическим регулятором в развитии свободного рынка на этапе его становления. А механизмы регулирования могут быть и будут, я уверен, самые разнообразные - и антимонопольная деятельность, и формирование механизмов стимуляции снижения издержек, и внедрение показателей эффективности, и, возможно, создание новых контрольных органов при федеральных и местных органах власти. С введением такой системы, и напрямую участвуя в энергетическом бизнесе, государство будет эффективнее заниматься формированием баланса в отрасли, созданием независимой рыночной инфраструктуры, своевременным нормативно-правовым обеспечением, решением проблем ценового небаланса и того же перекрестного субсидирования. И так же одна немаловажная функция будет эффективнее обеспечиваться в будущем государством - это подготовка квалифицированных кадров. все - таки предложение на рынке труда в энергетике на данный момент значительно отстало от спроса. И восстановить баланс можно лишь методами прямого государственного участия в создании систем обучения и подготовки современных профессионалов-энергетиков.

 

РБК: С позиции частного инвестора такая сильная роль государства Вами приветствуется?

 

В.К.: Да, в первую очередь из-за абсолютной уверенности в том, что эффективность вложения частного капитала должна ориентироваться на реалистичные, экономически обоснованные сценарии развития. Раз государственное присутствие в энергетике снижает риски и увеличивает надежность функционирования инфраструктуры того рынка, где мы собираемся работать и зарабатывать, нужно поддерживать упомянутые меры. Собственно говоря, представители ЕвроСибЭнерго с самых первых этапов реформирования входят в комитеты и комиссии, созданные при законодательных и исполнительных органах власти и призванные разрабатывать решения, определяющие пути развития преобразований. В рамках работы совета директоров Иркутскэнерго нам нужно вести постоянное взаимодействие с представителями государства - членами совета, и м. нами ни разу не возникало серьезных разногласий. Думаю, с позиции энергетического бизнеса это важно.

 

РБК: Прошел Пятый международный форум. ЕвроСибЭнерго задумывается о шестом?

 

В.К.: Думаю, практику организации таких конференций нужно продолжить. В этом году, помимо российских участников, нас поддержали представители США, Германии, Украины, Польши, Армении и других стран. Многие из них не только участвовали в форуме, но и выступали с докладами. оценивать чужие ошибки и не повторить их - один из наиболее оптимальных способов оценки преобразований, особенно в такой сложной отрасли, как энергетика. Да и с российской стороны были весьма представительные делегации, в том числе и из всех органов власти, принимающих участие в реформе. Считаю, это важно. Особенно если учесть, что наш форум - один из немножественных, в котором участие все желающие принимают абсолютно бесплатно. В рамках форума наша компания провела очередной ежегодный конкурс среди студентов вузов на лучшую работу по энергетике. Такие конкурсы также важны с позиции подготовки и подбора кадров в энергетике - то, о чем мы уже говорили с вами. Поэтому, конференции мы постараемся проводить и впредь, рассчитывая на внимание к ним со стороны других участников рынка.

 

Источник: http://www.eurosib.ru

 



Глава 3. Новая страница 1. экологичность Запорожья. КОНТАР – технология эффективного.

На главную  Твердое топливо 





0.0205
 
Яндекс.Метрика