Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Допускать иностранцев к российским месторождениям следует в обмен на участие россиян в разработке ресурсов за рубежом

Анатолий Дмитриевский, директор ИПНГ РАН, академик

 

Сергей Серебряков, зав. сектором ИПНГ РАН

 

На первом месте

 

Россия занимает 13% всей суши, ее население составляет менее 3% населения мира, но обладает, по данным British Petroleum (BP), 26,7% мировых запасов природного газа, а согласно отечественным источникам — свыше 34% (первое место в мире). Она занимает первое место и по добыче (641 млрд. м3 в 2005 г.), и по международной торговле природным газом. Экспорт из РФ в 2005 г. в страны Западной и Восточной Европы достиг 152 млрд. м Доля российского топлива в газоснабжении большинства стран Западной и Центральной Европы составляет 24—33%, а Восточной Европы — свыше 70%. По оценкам «Газпрома» и Минпромэнерго РФ, к 2010—2012 гг. на экспорт будет направляться до 40—-43% общероссийской добычи. В настоящее время на мировом рынке СПГ страна не представлена.

 

Россия занимает второе место в мире no запасам нефти после Саудовской Аравии и располагает по данным BP 6,1%, а по российским — 13% мировых разведанных запасов нефти. По объемам добычи нефти с конденсатом — 470 млн. т в 2005 г. — Россия также занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Экспорт российской нефти с конденсатом достиг в 2005 г. 251 млн. т.

 

Мировое энергопотребление, по прогнозам, может за 15 лет возрасти на треть и примерно на 45% — в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, увеличится к 2025 г. на 1750 млн. т (рост на 42%), газа — на 1,7 трлн. м3 в год (рост на 60%).

 

Россия стала полноправным членом «Большой восьмерки», которая, как известно, начала свою деятельность с обсуждения проблем энергетического кризиса 70-х годов. В этом году неслучайно главной темой обсуждения на саммите будет энергетическая безопасность. Россия может и должна, председательствуя в «Большой восьмерке», использовать свое положение великой энергетической державы и достичь своих основных внешнеполитических целей.

 

Рыночные цены для СНГ и Балтии

 

Доказанные запасы газа в странах СНГ (Азербайджан, Казахстан, Туркмения и Узбекистан) в 2004 г. составляли около 5,6 млрд. м Добыча нефти в 2004 г. — 79,9 млн. т. По данным информационного энергетического агентства США, добыча нефти в 2010 г. в зависимости от цен возрастет до 154—164 млн. т, в 2015 г. до 219—244 млн. т, в 2020 г. до 259—284 млн. т, а в 2025 г. до 299—349 млн. т (в России в это время будет добываться 543—622 млн. т).

 

Важное значение имеет создание Евразийского газового альянса. Контролируя единую трубопроводную инфраструктуру, созданную в СССР, Россия вместе со странами СНГ могла бы координировать управление этой системой, и проводить согласованную ценовую и тарифную политику. В дальнейшем это может привести к формированию газового рынка СНГ.

 

На основании подписанных в последнее время долгосрочных контрактов создана договорная основа для получения голубого топлива из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.

 

Рынками сбыта казахстанского сырья могут быть Россия, республики Закавказья и другие государства СНГ. Казахстан заключил соглашение о поставках с Китаем.

 

Основные приоритеты энергетической политики России в отношении транзитных стран СНГ должныбыть связаны с обеспечением бесперебойной транспортировки газа на приемлемых экономических и политических условиях. Для урегулирования образовавшейся задолженности стран СНГ России целесообразно продолжить практику заключения долгосрочных контрактов.

 

СНГ играет важную роль в энергетической политике ЕС и США. Для повышения своей энергетической безопасности Евросоюз стремится инициировать энергетический диалог со странами СНГ, особое место в котором занимает повышение общей надежности, безопасности и пропускной способности газотранспортной системы Украины. Большое внимание уделяется реализации договора Энергетической хартии, и разработке транзитного протокола к ней. В связи с этим России целесообразно поднять вопрос о своих «газовых» интересах на постсоветском пространстве и о возможности совместного участия «Газпрома» в разработке и реализации проектов в странах СНГ.

 

В торговле топливом со странами СНГ России пора переходить от полубартерных отношений к рыночным, как это было сделано с Украиной. Ставший теперь уже историей газовый конфликт прекрасно иллюстрирует роль пост * энергоносителей в экономике стран-потребителей и важность проведения Россией продуманной энергетической политики. Переход на цены, близкие к европейским, прекращает продолжавшееся последние годы субсидирование украинской промышленности за счет средств российского бюджета. Вместе с тем необходимо отметить, что стоимость транзита российского газа по территории Украины — 1,6 долл./1000 м3 за 100 км, установленная последним соглашением, превышает аналогичную цену в других странах, а газ по-прежнему стоит намного дешевле, чем в большинстве стран Западной Европы.

 

Приоритеты внешней энергетической политики России в отношениях со странами Балтии во многом будут определяться тем, насколько быстро эти страны начнут выполнять положения Газовой директивы ЕС и интеграции их рынков в единый рынок ЕС. Очевидно, что правительство России будет прилагать усилия для сохранения и укрепления позиций «Газпрома», которому целесообразно расширять доли своей собственности в объектах инфраструктуры и в сбытовых структурах этих стран.

 

Необходимо ускорить обеспечение требуемых пост * голубого топлива в Калининградскую область через территорию Литвы и добиваться интеграции системы газовых хранилищ стран Балтии в единую газотранспортную систему России и Европы для регулирования сезонных колебаний потребления сырья.

 

Осторожно: США

 

Большое значение для энергетической политики России имеет сотрудничество с США, которые играют важную роль в разработке и реализации мировой энергетической политики и в обеспечении коллективной энергетической безопасности, обладают огромными финансовыми возможностями для инвестирования в российский ТЭК и существенным научно-технологическим потенциалом.

 

Ведущие транснациональные нефтегазовые компании (ТНК) базируются в США, занимают определяющие позиции на мировых рынках энергоресурсов и оборудования и получают за рубежом мощную политическую и финансовую помощь со стороны американского государства (налоговый кредит на деятельность за рубежом, поощрение капиталовложений в странах с высокой степенью риска и др.). Россия в настоящее время не может позволить себе такую поддержку отечественных компаний, но создавать для этого необходимую правовую базу, включающую налоговые льготы и субсидии, нужно уже сейчас.

 

США объявили страны с богатыми месторождениями нефти и газа, в том числе вблизи границ России, зоной своих интересов и поддерживают там высокую активность американских ТНК, что представляет собой очевидную угрозу национальной безопасности России. Такой политике должна быть противопоставлена стратегия сдерживания, предусматривающая защиту российских интересов.

 

В отношениях с США в области энергетики должен соблюдаться баланс интересов. Участие американских компаний в поиске, разведке и освоении российских ресурсов целесообразно «обменять» на допуск России к разработке зарубежных месторождений.

 

После событий 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты стремятся заменить часть арабской нефти на российскую, и проявляют интерес к поставкам СПГ из России для уменьшения своей зависимости от политически нестабильного региона Персидского залива. В 2004 г. США импортировали 501,2 млн. т нефти, в том числе из России лишь 7,2 млн. т, что составляет 1,4% от всего объема. По итогам 2005 г. экспорт российской нефти в США превысит, как ожидается, 20 млн. т, а в ближайшие годы может достигнуть 50 млн. т.

 

Снизить стоимость доставки нефти из России в США можно при реализации проекта строительства нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск. Американские компании в состоянии участвовать в освоении гигантского Штокмановского месторождения в Баренцевом море (объем его разведанных запасов оценивается более чем в 3 трлн. м3) и в строительстве заводов СПГ для последующей его транспортировки в США. По оценкам департамента энергетики США, рост импорта СПГ до 2025 г. составит около 13% в год, и потребность в нем достигнет 180 млрд. м3.

 

Россия и ЕС: зависимость обоюдная

 

Западноевропейский регион является крупнейшим рынком сбыта российских энергетических ресурсов и останется им в ближайшем будущем. В ЕС поступает 53% российского экспорта нефти и 62% — природного газа, что составляет соответственно 16% и 20% от объемов ресурсов, потребляемых членами ЕС. По прогнозам, представленным в Энергетической стратегии России, российский экспорт нефти и газа в эту группу стран сможет составить в 2020 г. соответственно 150—160 млн. т и 160—165 млрд. м3.

 

Задачами энергетической дипломатии в отношениях с Западной Европой являются развитие сотрудничества в энергетической сфере на взаимовыгодных условиях, содействие в привлечении инвестиций в российский ТЭК и в формировании системы коллективной энергетической безопасности по линии Россия — ЕС.

 

Крупномасштабные проекты, реализация которых улучшит энергоснабжение Западной Европы, было бы целесообразно включить в число приоритетных в рамках энергодиалога Россия — ЕС. Примером может служить начавшаяся реализация проекта Северо-Европейского газопровода, напрямую связывающего Россию с Германией, Великобританией, Финляндией и Швецией. Аналогичная программа могла бы включить в себя строительство нефтепроводов: «Северные ворота», Балтийской трубопроводной системы, Самара — Гданьск и др., и газопровод Ямал — Польша — Германия.

 

Стремление Евросоюза начать энергетический диалог со странами СНГ для формирования газотранспортных коридоров в обход России можно нейтрализовать, включив в повестку дня энергодиалога Россия — ЕС создание единого рынка газа и системы транспортировки в странах СНГ. Европейцы считают, что Россия практически полностью зависит от экспорта сырья в ЕС. Ответом на стратегию ЕС по диверсификации источников импортного газа может стать российская стратегия последовательного увеличения экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион и США.

 

Время ОГЕК пока не пришло

 

Являясь, с одной стороны, крупнейшим производителем и экспортером нефти, а с другой — членом «Большой восьмерки», Россия должна занимать взвешенную позицию по отношению к ОПЕК. Она присутствует в качестве наблюдателя на ее заседаниях. Это позволяет использовать благоприятную ситуацию на нефтяном рынке, где установились чрезвычайно высокие цены на нефть, для увеличения поступлений в бюджет и поддержки экономики страны. С другой стороны, являясь промышленно развитой страной, Россия не заинтересована в высоких ценах на нефть и в будущем при существенном росте ВВП сможет позволить себе предпринимать действия, направленные на стабилизацию цен.

 

Регулярные контакты стран-производителей газа проводятся в настоящее время в виде ежегодных форумов стран-экспортеров газа (ФСЭГ) на уровне министров энергетики. Примерно половина стран — члены ОПЕК, которая со временем может стать и газовым картелем, если этого не сделает ФСЭГ.

 

Деятельность ФСЭГ носит неформальный характер, но по мере формирования мирового рынка природного газа и в особенности рынка СПГ для более действенной протекции своих интересов страны-производители могут преобразовать ФСЭГ в картельную организацию стран-экспортеров газа с возможным названием ОГЕК (Organization of Gas Exporting Countries). Хотя, по оценкам МЭА, в ближайшем будущем это маловероятно, т.к. глобальный рынок голубого топлива так же не сформировался.

 

Прорыв в АТР

 

Как прогнозирует МЭА, энергетические рынки в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут развиваться более быстрыми темпами, чем в других регионах мира, в том числе в Европе. Большое значение для Энергетической стратегии России имеет освоение рынков газа, нефти и электроэнергии в странах АТР, и формирование необходимой для этого транспортной инфраструктуры. Россия также заинтересована в экспорте в АТР оборудования, услуг и квалифицированной рабочей силы.

 

Освоение богатых углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока поможет преодолеть социально-экономическую отсталость восточных субъектов РФ, решить проблему их энергоснабжения, оздоровить демографическую ситуацию. Экспортный прорыв в АТР, выгодный сам по себе, будет служить дополнительным мощным рычагом для укрепления позиций «Газпрома» в Европе.

 

Китай является второй страной в мире по объему потребления нефти: в 2004 г. — 308,6 млн. т. Импорт составил 168,4 млн. т, в том числе из России (по железной дороге) — 8 млн. т. В 2005-м поставки дойдут до 10 млн. т, в 2006-м — до 15 млн. т. Добыча природного газа в стране за 1994—2004 гг. выросла в 2,5 раза (с 16,6 до 40,8 млрд. м3) и составляет в настоящее время 1,5% от общемировой, а его потребление в 2004 г. — 39 млрд. м Рост потребления газа в Китае прогнозируется на уровне 7,8% в год, и к 2025-му, возможно, достигнет 180 млрд. м3.

 

Энергетический фактор играет важную роль и в отношениях с Японией, которая рассматривает поставки из России как диверсификацию внешних источников энергоносителей.

 

В связи с формированием системы энергетической безопасности в АТЭСРоссии важно определить свои экономические и политические интересы в этом стратегически важном регионе, и место в этой системе.

 

Удобное географическое положение, уникальные ресурсы, опыт сооружения магистральных газопроводов позволяют России успешно развивать сотрудничество как с традиционными партнерами в Европе, так и с бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а в перспективе выйти и на рынки Северной и Южной Америки. Лидирующие позиции России на мировом рынке нефти и сетевого газа способствуют решению проблем глобальной энергетической безопасности.

 

Источник: http://www.worldenergy.ru

 



Энергетика России. Газ — главная альтернатива нефти. Вариант выхода из будущего энерг. Сколько стоит теплота или как ва.

На главную  Твердое топливо 





0.0076
 
Яндекс.Метрика